Правовое положение крестьянских фермерских хозяйств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 06:47, реферат

Описание работы

Основной вид деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств – ведение товарного сельскохозяйственного производства. Они обладают специальной правоспособностью, могут заниматься различными видами деятельности, не запрещенными действующим законодательством, но при сохранении производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции в качестве ведущих видов деятельности. Для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности земельные участки предоставляются и приобретаются из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Содержание работы

Введение
1 Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства 3
2 Состав крестьянского хозяйства 7
3 Нормативно-правовые основы организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств 10
4 Прекращение деятельности крестьянских хозяйств 13
Заключение 17
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

агр право.docx

— 36.65 Кб (Скачать файл)

б) граждане, не состоящие  в родстве с главой фермерского  хозяйства. При этом установлено  ограничение: максимальное количество таких граждан не может превышать  пяти человек;

2) о признании главой  фермерского хозяйства одного  из членов этого хозяйства,  полномочиях главы фермерского  хозяйства и порядке управления  фермерским хозяйством; согласно  п. 1 ст. 16 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» один из членов фермерского хозяйства признается главой по взаимному согласию членов фермерского хозяйства;

3) о правах и об обязанностях  членов фермерского хозяйства;

4) о порядке формирования  имущества фермерского хозяйства,  порядке владения, пользования, распоряжения  этим имуществом;

5) о порядке принятия  в члены фермерского хозяйства  и порядке выхода из членов  фермерского хозяйства;

6) о порядке распределения  полученных от деятельности фермерского  хозяйства плодов, продукции и  доходов (ч. 3 ст. 4 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

Кроме того, фермерское хозяйство  может быть создано и одним  гражданином (п. 2 ст. 1 ФЗ РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

В этом случае заключение соглашения не требуется (п. 1 ст. 4 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве») и этот гражданин является главой фермерского хозяйства (п. 1 ст. 16 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

По взаимному согласию членов фермерского хозяйства в  фермерское хозяйство могут быть приняты новые члены на основании  их заявления в письменной форме (ст. 14 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

Пунктом 1 ст. 3 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» установлено, что правом на создание фермерского хозяйства обладают как российские граждане, так и иностранные граждане и лица без гражданства. При этом ключевым требованием является наличие дееспособности у гражданина, претендующего на создание фермерского хозяйства.

Следует иметь ввиду, что  в соответствии со ст. 3 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные граждане имеют право обладать земельными участками только на праве аренды.

Внутренние отношения  в крестьянском (фермерском) хозяйстве  строятся на основе института членства. Наличие лишь семейно-родственных  связей не является достаточным основанием для признания факта членства в фермерском хозяйстве. Обязательным условием является совместная деятельность по ведению крестьянского хозяйства.

Законом допускается привлечение  к выполнению работ других граждан  только в случае производственной необходимости  с соблюдением норм трудового  законодательства. В отличие от членов крестьянского хозяйства они  не становятся субъектами имущественных  прав и не обладают правом участия  в управлении (фермерского) хозяйства.

Постановлением Правительства  РФ от 16 октября 2003 г. № 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 438 и № 439» установлено, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Нормативно-правовые  основы организации и деятельности  крестьянских (фермерских) хозяйств

Правовые нормы, посвященные  вопросам организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, нашли  отражение в 23 статьях сгруппированных  в 9 глав новой редакции ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Есть основание полагать, что сейчас крестьянские (фермерские) хозяйства с принятием нового закона получили надежную правовую поддержку  для своего существования и развития. Этот закон определяет правовые, экономические  и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и  гарантирует гражданам право  на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность.

ГК РФ, ТК РФ, другие Федеральные  Законы и подзаконные акты также  регулируют отношения в сфере  организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, но не полностью, а в отношении определённых вопросов. Концепция ФЗ РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» заключается в следующем:

1) была введена новая  формулировка фермерского хозяйства.  Прежнее определение устанавливало,  что фермерское хозяйство –  это самостоятельный хозяйствующий  субъект с правами юридического  лица. В новом определении подчеркнуто,  что фермерское хозяйство – это объединение граждан, связанных родством, имеющих в общей собственности имущество и осуществляющих производственную деятельность, причем основанную на их личном участии в этой деятельности по производству, хранению, транспортировке и реализации сельскохозяйственной продукции (п. 1 ст. 1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»);

2) в отличие от прежнего  Закона установлено, что фермерское  хозяйство не может быть зарегистрировано  в качестве юридического лица. Фермерское хозяйство осуществляет  предпринимательскую деятельность  без образования юридического  лица, что соответствует положениям  ст. 23 ГК РФ (п. 3 ст. 1 ФЗ РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»);

3) право на создание  фермерского хозяйства имеют  как российские граждане, так  и иностранные граждане. При этом  надо иметь ввиду, что в соответствии  со ст. 3 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные граждане имеют право обладать земельными участками только на праве аренды (п. 1 ст. 3 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»);

4) в ст. 23 ГК РФ глава  фермерского хозяйства признается  предпринимателем. Однако государственной  регистрации подлежит фермерское хозяйство на основании соглашения о создании фермерского хозяйства, подписанное всеми его членами, а не его глава в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 5 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»);

5) в отличие от прежнего  закона в новой редакции отсутствуют  квалификационные требования (опыт  работы в сельском хозяйстве  и наличие специальной профессиональной  подготовки), предъявляемые к главе  фермерского хозяйства (ст. 3 и 16 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»);

6) членами фермерского  хозяйства могут быть супруги  и их близкие родственники (родители, дети, братья, сестры, внуки, дедушки  и бабушки) без ограничения  их количества, но не более  чем из трех семей, а также  не более пяти граждан, которые  не состоят в родстве с главой  фермерского хозяйства (ст. 3 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»);

7) количество граждан,  работающих в фермерском хозяйстве  по трудовому соглашению (наемные  работники), не ограничивается (ст. 17 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»);

8) учредительным документом  фермерского хозяйства является  Соглашение его членов о создании  фермерского хозяйства. Здесь  прослеживается аналогия с учредительным  договором или уставом юридического  лица, хотя фермерское хозяйство  и не является юридическим  лицом (ст. 4 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»);

9) порядок владения, пользования  и распоряжения имуществом фермерского  хозяйства определяется соглашением,  заключенным между его членами  (ст. 7 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»);

10) в случае выхода членов  фермерского хозяйства гражданин  имеет право на получение только  денежной компенсации, соразмерной  его доле в праве общей собственности  на имущество фермерского хозяйства.  Раздел имущества допускается  только в случае прекращения  фермерского хозяйства в связи  с выходом из него всех членов (ст. 9 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»);

11) для создания фермерского  хозяйства и осуществления его  деятельности земельные участки  предоставляются и приобретаются  из земель сельскохозяйственного  назначения в соответствии с  гражданским и земельным законодательством,  а для строительства зданий, строений  и сооружений разрешается также  предоставлять и приобретать  их и из земель иных категорий  (ст. 11 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»);

12) минимальные размеры  образуемых земельных участков  для фермерского хозяйства устанавливаются  законами субъектов РФ, кроме  случаев создания фермерского хозяйства, основной деятельностью которого является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство и другая деятельность по технологии, допускающей использование небольших по площади земельных участков (п. 7 ст. 12 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»);

13) максимальные размеры  земельных участков фермерского  хозяйства устанавливаются законом  субъекта РФ, но не менее 10% от общей площади сельскохозяйственных  угодий в границах одного административно-территориального  образования на момент предоставления  и (или) приобретения этих земельных  участков (п. 3 ст. 11 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и п. 2 ст. 4 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

14) фермерские хозяйства,  которые созданы как юридические  лица в соответствии с прежним  законом о фермерском хозяйстве,  вправе сохранить статус юридического  лица на период до 1 января 2010 г. (п. 3 ст. 23 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Прекращение деятельности крестьянских хозяйств

Статья 21 гл. 8 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» содержит перечень оснований прекращения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. Первым случаем Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» определяетединогласное решение членов фермерского хозяйства о прекращении ведения хозяйства.

Крестьянское (фермерское) хозяйство  создавалось в соответствии со ст. 4 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» на основании Соглашения заключенного между его членами и очевидно, что они вправе принять решение о прекращении деятельности хозяйства.

В качестве второго случая прекращения деятельности хозяйства  Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» указывает на ситуацию, когда не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства и их наследников, желающих продолжать деятельность фермерского хозяйства.

Следует заметить, что возможна ситуация, когда у наследодателя  может вообще не оказаться наследников, как по закону, так и по завещанию.

В этом случае, в соответствии со ст. 1151 ГК РФ имущество крестьянского (фермерского) хозяйства признается выморочным и переходит в порядке  наследования по Закону в собственность  РФ. Деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства прекращается. Пункт 1 ст. 1151 ГК РФ указывает также на случаи, когда никто из наследников не имеет права наследовать или  все наследники отстранены от наследования (ст. 1117 ГК РФ «Недостойные наследники»), либо никто из наследников не принял наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158 ГК РФ).

В перечисленных выше случаях  имущество умершего также считается  выморочным.

Третьим случаем прекращения  деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства является в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 21 ФЗ РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» случай, когда фермерское хозяйство признается несостоятельным (банкротом).

Порядок прекращения фермерского  хозяйства в данном случае регулируется ГК РФ и Федеральным законом от 26 октября 2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Подпунктом 4 п. 1 ст. 21 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» установлен случай создания на базе имущества фермерского хозяйства таких организационно-правовых форм, как производственный кооператив или хозяйственное товарищество.

В соответствии со ст. 259 ГК РФ членами крестьянского (фермерского) хозяйства на базе имущества хозяйства  может быть создано хозяйственное  товарищество или производственный кооператив.

Такое хозяйственное товарищество или кооператив как юридическое  лицо обладает правом собственности  на имущество, переданное ему в форме  вкладов и других взносов членами  фермерского хозяйства, а также  на имущество, полученное в результате его деятельности и приобретенное  по иным основаниям, допускаемым законом.

Размер вкладов участников товарищества или членов кооператива, созданного на базе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, устанавливается  исходя из долей в праве общей  собственности на имущество хозяйства, определяемых в соответствии с п. 3 ст. 258 ГК РФ.

Подпункт 5 п. 1 ст. 21 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» устанавливает, что прекращение крестьянского (фермерского) хозяйства возможно по решению суда.

В принципе основания прекращения  права собственности перечислены  в ГК РФ. В соответствии со статьей 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или  уничтожении и при утрате права  собственности на имущество в  иных случаях, предусмотренных Законом  «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Пунктом 2 ст. 235 ГК РФ установлено, что  принудительное изъятие у собственника имущества не допустимо, но в ряде случаев по основаниям, предусмотренным  законом, производится.

Информация о работе Правовое положение крестьянских фермерских хозяйств