Правовое положение крестьянских фермерских хозяйств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 06:47, реферат

Описание работы

Основной вид деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств – ведение товарного сельскохозяйственного производства. Они обладают специальной правоспособностью, могут заниматься различными видами деятельности, не запрещенными действующим законодательством, но при сохранении производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции в качестве ведущих видов деятельности. Для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности земельные участки предоставляются и приобретаются из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Содержание работы

Введение
1 Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства 3
2 Состав крестьянского хозяйства 7
3 Нормативно-правовые основы организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств 10
4 Прекращение деятельности крестьянских хозяйств 13
Заключение 17
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

агр право.docx

— 36.65 Кб (Скачать файл)

Прежде всего, это касается изъятия имущества путем обращения  взыскания на него по обязательствам собственника (ст. 237 ГК РФ) на основании  решения суда, если иной порядок обращения взыскания не предусмотрен законом или договором.

По решению суда должно быть произведено также отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК РФ).

Отчуждение имущества (недвижимого) может быть произведено в связи  с отчуждением земельного участка  для государственных или муниципальных  нужд, либо ввиду ненадлежащего использования  земли (п. 1 ст. 239 ГК РФ).

Требование об изъятии  земельного участка может быть удовлетворено  только если государственный орган  или орган местного самоуправления обратится с требованием в  суд и докажет при этом, что  использование земельного участка  в целях для которых он изымается, не возможно без прекращения права  собственности на данное недвижимое имущество.

По решению суда может  быть также осуществлено прекращение  права собственности на имущество  крестьянского фермерского хозяйства  при реквизиции (в соответствии со ст. 242 ГК РФ – в случаях стихийных  бедствий, эпидемий, аварий, эпизоотий  и при иных обстоятельствах, носящих  чрезвычайный характер, имущество по решению государственных органов  может быть изъято у собственника), а также при конфискации (в  соответствии со ст. 243 ГК РФ имущество  может быть изъято у собственника по решению суда в виде санкции  за совершение преступления или иного  правонарушения.

Пунктом 2 ст. 21 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» установлено, что споры, возникшие в связи с прекращением фермерского хозяйства, разрешаются в суде. Не вызывает сомнения, что споры о которых идет речь носят имущественный характер, поэтому их разрешение возможно только в судебном порядке.

В соответствии со ст. 22 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» прекращение крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется по правилам ГК РФ. Из анализа ст. 21 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», приведенного выше, это хорошо видно.

Следует учитывать также  ряд особенностей прекращения фермерского  хозяйства в ст. 1 и ст. 9 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Особо необходимо обратить внимание на оговорку, сделанную законодателем  в ст. 22 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов РФ или существа правоотношения. В данном случае надо иметь ввиду, что на основании старой редакции Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» фермерские хозяйства создавались  как юридические лица, и только после того, как был принят новый  ГК РФ, они стали приобретать статус индивидуального предпринимателя  без образования юридического лица.

Аграрная реформа дала некоторый толчок развитию капиталистических  отношений в российской деревне, но обеспечить прогресс производительных сил аграрного сектора не могла  ввиду примитивности агропроизводства.

Произошедшие позже революционные  события привели к тому, что  зарождавшийся слой фермерских хозяйств в России был полностью уничтожен, да и о передаче земли в собственность  крестьян пришлось забыть на многие годы.

После провозглашения в 1990 – 1992 г. аграрной и земельной реформы  начался новый этап в истории  преобразования отечественного сельского  хозяйства.

Формирование конкурентной среды в аграрном секторе экономики  страны стало одной из главных  целей, на достижение которых направлены действия реформаторов.

Однако процесс перевода сельского хозяйства на рыночные рельсы шел сложно и противоречиво. В 1991 г. реформа сделала первые практические шаги в формировании многоукладной  аграрной экономики.

Одним из таких укладов  стало фермерство – малая форма  агробизнеса на семейной основе.

В настоящее время в  Российской Федерации зарегистрировано около 264 тыс. фермерских хозяйств, за ними закреплено 14,3 млн. га земли.

Исторические, геополитические  и экономические условия функционирования российского аграрного сектора  России масло масленое таковы, что  фермерский уклад не может быть доминирующим, как в западных странах.

Заключение

  • Крестьянское (фермерское) хозяйство можно охарактеризовать как коммерческую организацию, деятельность которой основана на использовании семьей, отдельным лицом или группой лиц находящегося в их собственности имущества, а также имеющегося на праве пожизненного наследуемого владения или аренды земельного участка с целью ведения сельскохозяйственного товарного производства.
  • Право на создание крестьянского (фермерского) хозяйства имеет каждый дееспособный гражданин Республики Беларусь, который обладает специальными знаниями, необходимой квалификацией либо опытом работы в сельском хозяйстве. Преимущественным правом на организацию крестьянского хозяйства обладают граждане, проживающие в данной местности, при наличии необходимой квалификации и опыта работы в сельском хозяйстве (т. е. при наличии всех вышеназванных условий в совокупности). Крестьянское хозяйство может быть также организовано иностранными гражданами. В этом случае земельный участок предоставляется им на праве аренды.
  • Правовой режим имущества выражается в законодательном закреплении прав и обязанностей по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Особенность правового режима имущества крестьянских (фермерских) хозяйств заключается в различном субъектном составе в имущественных и земельных правоотношениях.
  • Рассматривая основания прекращения деятельности крестьянских хозяйств, можно отметить, что большинство из них совпадает с основаниями прекращения права пожизненного наследуемого владения и права пользования земельным участком, предусмотренными в земельном законодательстве.

 

 

 

Список литературы

  1. Государственная программа возрождения и развития села на 2005 - 2010 годы: официальное издание. - Минск: Беларусь, 2005. - 96 с.
  2. Государственная программа реформирования АПК Республики Беларусь (Основные направления) / Бел. науч.-исслед. ин-т экономики и информации АПК. - Минск, 1996. - 24 с.
  3. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобрен Советом Респ. 19 ноября 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на 3 нояб. 2006 г. - Минск : Нац. центр правовой информации Республика Беларусь, 2006. - 656 с.
  4. Казакевич А.В. Крестьянские (фермерские) хозяйства как инвесторы и правопреемники / А.В. Казакевич // Аграрная экономика. - 2006. - № 8. - С. 26-34.
  5. Казакевич А.В. Тенденции развития фермерских и личных подсобных хозяйств населения. Их место в обеспечении национальной продовольственной безопасности / А.В. Казакевич // Формирование рыночного механизма хозяйствования в АПК Республики Беларусь: курс лекций для студ. и слушат. фак-та повыш. квалификации УО «БГСХА» / Белорус. гос. сельск. акад.; под ред. докт. экон. наук А.С. Сайганова. - Минск, 2008. - С. 163-189.
  6. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г) Минск «Беларусь» 2004г.
  7. Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008г. № 425. Принят Палатой представителей 17 июня 2008 года. Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года. Юридическая база «ЮСИАС».

Информация о работе Правовое положение крестьянских фермерских хозяйств