Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 16:55, курсовая работа
Изучение уровня планирования и прогнозирования на предприятии и составление прогноза развития производства зерна на ближайшую перспективу. Анализ производства и реализации зерна в СПК «Заболотновский» на примере использования семян и удобрений исследуемого хозяйства. Оценка финансовых результатов от реализации полученного урожая.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Значение планирования и прогнозирования в современных условиях хозяйствования……………………………………………………………….….5
1.1. Современные ученые экономисты о значении планирования и прогнозирования………………………………………………………………...5
1.2. Система планов, разрабатываемых в СПК «Заболотновский»……..……9
2. Анализ производства и реализации зерна в СПК «Заболотновский»….....11
2.1. Анализ современного состояния производства зерна в СПК «Заболотновский» Сокольского района…………………11
2.2. Анализ использования семян и удобрений в СПК «Заболотновский»…15
2.3. Анализ производительности труда………………………………………..20
2.4. Анализ себестоимости зерна………………………………………….…...20
2.5. Анализ финансовых результатов от реализации зерна в СПК «Заболотновский»…………………………………………………………….....23
3. Прогноз развития производства зерна………………………………………28
Выводы и предложения………………………………………………….……...31
Список используемой литературы……………………………………………..33
В структуре затрат на производство зерна затраты на семена занимают 25,4-33,2%, на оплату труда 7,1-8,6%, За период с 2006 по 2010 годы произошло значительное увеличение затрат по всем статьям. Затраты на оплату труда в 2010 году выросли более чем 2 раза, прочие затраты в 2,6 раза, что связано с высокими ценами на бензин и хозяйство находится в значительной удаленности от районного центра, затраты на удобрения – на 85 % по сравнению с 2006 годом.
Уровень себестоимости зерна во многом зависит от величины затрат на производство и от уровня урожайности зерновых, достигнутого на предприятии. Изучить влияние данных факторов можно путем факторного анализа представленного в таблице 2.12.
Таблица 2.12 | ||||||||||
Влияние факторов на отклонение себестоимости 1 ц зерна | ||||||||||
Вид продукции | Затраты на 1 га., руб. | Урожайность, ц/га | Себестоимость 1ц, руб. | Отклонение +/- | ||||||
общее | в т.ч. за счет | |||||||||
2006 год | 2010 год | 2006 год | 2010 год | 2006 год | усл. год | 2010 год | затрат на 1 га | урожайности | ||
Зерно | 1867 | 2610 | 24,1 | 15,7 | 217,5 | 118,9 | 380,2 | +162,7 | +261,3 | -98,6 |
Факторный анализ показал, что рост себестоимости 1 ц зерна на 162,7 руб. (рис. 2.3) вызван за счет увеличения затрат на 1 голову на 261,3 руб. и снижения урожайности – на 98,6 руб.
Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на ее производство и реализацию, тем выше прибыль, и наоборот. Этот фактор находился под воздействием многих причин, поэтому при анализе изменения уровня себестоимости должны быть выявлены причины ее снижения или повышения с тем, чтобы разработать мероприятия по сокращению уровня затрат на производство и реализацию продукции, а, следовательно, увеличению прибыли.
Анализ себестоимости зерна целесообразно изучить путем индексного метода (прил. 5). При помощи индексного метода можно сказать, что за анализируемый период с 2006-2010 гг.. себестоимость зерна выросла на 14%. При этом за счет увеличения себестоимости 1 ц зерна себестоимость всей продукции увеличилась на 74,8 %. И за счет снижения объемов производства зерна величина себестоимости снизилась на 35%.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются, в первую очередь, суммой полученной прибыли (убытка). Достижение высоких финансовых результатов является основной целью деятельности любого хозяйственного субъекта.
На результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия влияют множество показателей: цена, себестоимость, объем, качество, сроки реализованной продукции, рынки сбыта и т.п.
Объем реализации продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на финансовые результаты. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли и наоборот. Объем реализованной продукции, в первую очередь, зависит от внутрихозяйственных нужд.
Чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли и тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции. Нужно учитывать, что с.-х. предприятия реализуют не всю полученную продукцию. Часть ее (солома, фураж, молоко) используются на производственные нужды.
Использование зерна в СПК «Заболотновский» наглядно представлено в таблице 2.13. Хозяйство в основном не получает прибыли от реализации зерна, так как предприятие не специализируется на растениеводстве и занимается им в целях поддержания животноводства, то есть преимущественно использует зерно на хозяйственные нужды.
Таблица 2.13 | ||||||
Баланс зерна в динамике в СПК "Заболотновский" за 2006-2010 гг. | ||||||
Статьи баланса | Годы | Отклонение, +/- | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
Приход - всего: | 41690 | 41980 | 42060 | 47438 | 27270 | -14420 |
произведено | 41690 | 41900 | 41860 | 46790 | 27100 | -14420 |
приобретено | - | 80 | 200 | 648 | 170 | +170 |
Расход – всего: | 38705 | 38690 | 37024 | 42129 | 44570 | +5865 |
реализовано: | 13688 | 5719 | 8429 | 3805 | 10839 | -2849 |
в т.ч.: |
|
|
|
|
|
|
организациям, предпринимателям на рынках и пр. | - | 4291 | 6983 | 2240 | 9188 | +9188 |
работникам организации | 4198 | 2803 | 2862 | 3095 | 3279 | -919 |
на корм животным | 18017 | 25454 | 21422 | 31331 | 27463 | +9446 |
на семена | 6013 | 7517 | 7173 | 6723 | 6268 | +255 |
недостачи и порчи | 987 | - | - | 2170 | - | -978 |
Основная часть производимого зерна в СПК «Заболотновский» идет на хозяйственные нужды (на корм животным, на семена). В 2010 году по сравнению с 2006 годом снизился объем реализации зерна на 2849 ц за счет уменьшения производства на 14420 ц, отсутствуют недостачи и порчи.
Деятельность предприятия направлена на достижение рентабельного производства. Рентабельность является, характеризующим экономическим показателем, определяющим эффективность производства. В нем отражаются результаты затрат не только живого и прошлого труда, но и качество реализуемой продукции, уровень организации, производства и управления.
Чем больше объем реализации, в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная. Изменение объемов реализации зерновой продукции, а также размер выручки от ее реализации в СПК «Заболотновский» представлены в табл. 2.14.
Таблица 2.14 | ||||||
Динамика финансовых результатов производства и реализации зерна за 2006-2010гг.. | ||||||
Показатели | Годы | 2010 год в % к 2008 году | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
Реализовано зерна, ц | 13688 | 5719 | 8429 | 3805 | 10839 | 65,0 |
Выручка от продажи зерна, тыс.руб. | 2836 | 1893 | 2773 | 1213 | 2066 | 72,8 |
Полная себестоимость зерна всего, тыс.руб. | 3230 | 2011 | 2353 | 1262 | 4516 | 139,8 |
Прибыль(+), убыток(-) от реализации зерна, тыс.руб. | -394 | -118 | +420 | -49 | -2450 | 6,2 раза |
Рентабельность(+), убыточность(-) производства зерна, % | -12,2 | -5,9 | 17,8 | -3,9 | -54,3 | 4,5 раза |
Рентабельность(+), убыточность(-) продаж зерна, % | -13,9 | -6,2 | 15,1 | -4,0 | -118,6 | 8,5 раз |
Уровень товарности зерна, % | 32,8 | 13,6 | 20,1 | 8,1 | 40,0 | 122,0 |
В СПК «Заболотновский» наблюдаются неудовлетворительные финансовые результаты при реализации зерна. Так, в 2010 году, несмотря на то, что увеличился объем реализации по сравнению с предыдущими годами, выручка от продажи зерна по сравнению с 2006 годом снизилась на 27,2 %, так как цена реализации была низкой, выросла полная себестоимость зерна на 40 %. Увеличился убыток в 6,2 раза, убыточность производства – в 4,5 раза, убыточность продаж – в 8,5 раз. Такие негативные тенденции связаны с небольшим спросом на данную продукцию, а также низкой ценой на нее. В 2010 году было реализовано 40 % произведенного зерна.
Изменение уровня товарности продукции складывается под воздействием многочисленных факторов. Важнейшими из них являются изменение объёма производства продукции и объема реализации. Для изучения влияния данных факторов можно использовать метод факторного анализа (табл. 2.15).
Таблица 2.15 | ||||||||||
Влияние факторов на отклонение уровня товарности зерна за 2006-2010гг. | ||||||||||
Вид продукции | Произведено, ц | Реализовано, ц | Уровень товарность, % | Отклонение +/- | ||||||
общее | в т.ч. за счет | |||||||||
2006 год | 2010 год | 2006 год | 2010 год | 2006 год | усл. год | 2010 год | произ-водства | реали-зации | ||
Зерно | 41680 | 27100 | 13688 | 10839 | 32,8 | 26,0 | 40,0 | +7,2 | -6,8 | +14 |