Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 13:50, реферат
Целью данной работы является изучение рынка молока и молочной продукции для определения наиболее эффективных путей повышения уровня развития данной отрасли.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
рассмотреть вопросы теоретического характера по изучаемой проблеме, ее актуальность, значимость для экономики региона;
рассмотреть и дать оценку современному экономическому состоянию рынка молочной продукции;
Введение………………………………………………………………………….3.
Химический и физический состав молока……………………………………5.
Общая характеристика рынка…………………………………………………9.
Мировой рынок молока и молочной продукции ………………………….12.
Российский рынок молока и молочных продуктов………………………...15.
Заключение……………………………………………………………………..18.
Список использованной литературы………………………………………….19.
При этом говорить о состоянии молочной отрасли, как о благополучной, неправильно, потому что есть две глобальные проблемы, касающиеся сферы производства молока:
Первая проблема возникает
из сложившейся многолетней
Вторая проблема – сложившаяся практика экстенсивного ведения молочного животноводства в стране.
В условиях дефицита отечественного
сырья отдельные предприятия
разрабатывают и реализуют
Перспективным направлением в развитии молочной индустрии является создание агропромышленных формирований нового типа с учетом многообразия форм собственности и приоритета экономических интересов, взаимовыгодного сотрудничества перерабатывающих предприятий и сельскохозяйственных товаропроизводителей, интегрирования этих структур в единые организационно-правовые формирования.
Ушедший год можно смело назвать годом изменчивости цен на молоко и молочную продукцию на мировом рынке. Так, в начале 2012 года цены на основные продукты были довольно высокие, в середине 2012 года они немного снизились, но, впрочем, опять выросли к концу года. Снижение в середине года было вызвано посткризисными экономическими проблемами стран ЕС и неопределенностью темпов роста экономики. Кроме того, от многих производителей в начале года ожидалось увеличение объемов производства продукции, что также обусловило снижение цен. Однако к концу года снижение было остановлено очевидным фактом засухи в Америке и невысоким экспортным потенциалом США.
15 стран (включая семь
членов ЕС) аккумулируют около
84 % мирового экспорта молока и
молочных продуктов и 33 % мирового
производства молока и
К основным странам-экспортерам продукции в ЕС относятся Новая Зеландия, ЕС-27, США, Австралия, Аргентина, к импортерам 2012 года – Китай, Россия, Мексика, США и Япония. Основной торговый поток продукции наблюдается из Южного и Северного полушарий в экваториальные страны Юга и страны Азиатского региона.
В 2012 году производство молока и молочных продуктов снизилось во всех странах ЕС, за исключением Германии и Польши. Конечно, на рынок молока и молочных продуктов Евросоюза окажут влияние политика правительства ЕС и те меры, которые оно будет принимать для борьбы с рецессией. За первые два месяца 2013 года общий уровень производства молока и молочных продуктов в странах ЕС уже снизился на 1,2 % по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Однако к концу 2013 года эксперты прогнозируют тот же уровень производства, что и в 2012 году, без существенных изменений. Рост мирового населения, а также популярность молочных продуктов будут основными факторами, способствующими экспорту молочной продукции из ЕС-27 и поддержанию цен на сырьевые товары. Лучшие показатели экспорта покажут сыр и сухое обезжиренное молоко.
Новая Зеландия является лидирующим мировым производителем молока. В 2012 г. объемы экспорта молока заграницу составили 11,4 млрд. новозеландских долларов, или 9,4 млрд. долл. США.
Эксперты дают осторожные прогнозы относительно сохранения прежних производственных темпов в Новой Зеландии в 2013 г. Так, за первые два месяца 2013 года уровень производства увеличился на 1% , однако неблагоприятные погодные условия (сильнейшая засуха) снизили производство на 15-20 % в марте. На форме снижения уровня производства в этой стране цены на молоко увеличились и на других рынках. Кроме того, разрыв между ростом затрат на корма и ценами на молоко расширяется, поэтому уровень производства в 2013 году, по оценкам экспертов, снизится на 0,3 %.
В структуре, как мирового производства, так и потребления молочной продукции все большое значение приобретают развивающиеся страны. В то время как уровень потребления молочной продукции на душу населения в развитых странах в течение последних лет остается на одном уровне - около 235 кг на 1 человека в год (в молочном эквиваленте), в среднем по развивающимся странам этот показатель растет довольно высокими темпами. В 2010 году уровень потребления молока и молочных продуктов жителями развитых стран, по оценкам экспертов, даже немного сократился, тогда как аналогичный показатель по развивающимся странам прибавил 2%. Но, несмотря на рост, потребление молочных продуктов в развивающихся странах все еще находится на очень низком уровне: оно в 3,5 раза меньше, чем в среднем по развитым странам.
По данным за 2010 год, в структуре мирового производства молока и молочной продукции доля развивающихся стран достигла 48%, а в молочном эквиваленте уровень производства за прошедший год составил порядка 342 млн. тонн. В ближайшие годы рост объемов мирового производства молочной продукции также будет происходить за счет развивающихся стран, особенно - стран Азии. Лидерство по темпам роста производства и потребления на мировом рынке молока и молочных продуктов в ближайшей перспективе сохранят такие развивающиеся регионы, как Индия, Пакистан, Китай. По прогнозам на завершение 2011 года, доля развивающихся стран в общей структуре мирового производства молочной продукции увеличится до 49% [1].
Следует отметить что, мировой рынок молока и молочных продуктов в последние годы значительно расширяется и диверсифицируется в связи с ростом потребностей, новыми предпочтениями потребителей. Рост потребностей со стороны развивающихся государств и их стабилизация в развитых регионах мира будут определять стратегию развития мирового молочного хозяйства в ближайшие десятилетия.
Статистика производства молока в 2012 году продемонстрировала небольшой прирост (400 тыс. т). Причем в отличие от прежних лет он обеспечивался не за счет увеличения объемов производства молока в личных подсобных хозяйствах. Главным положительным моментом является то, что прирост достигнут в секторе сельскохозяйственных предприятий.
Объем производства молока в СХП составил 14,7 млн.т., темп прироста - около 2,5 % к 2011 г. Продуктивность коров по СХП выросла и составила 4987 кг на корову. По экспертным оценкам, уровень производства, равный 4500 кг молока на голову, является качественным показателем, отражающим состояние дел в хозяйстве.
В августе 2012 года наша страна вступила в ВТО, став 156-м членом этой организации. В связи с этим происходят изменения таможенных пошлин на многие товары, в том числе на молочную продукцию. Вступление России в ВТО влечет за собой риск снижения конкурентоспособности отечественных производителей молока, и, как следствие, невыполнения показателей по самообеспеченности молочными продуктами, определенных доктриной продовольственной безопасности. Так, уменьшаются импортные пошлины на следующие категории товаров: на сухое молоко – с 25 до 15 %, на сухую молочную сыворотку – с 15 % до 10-15 %, на сгущенное молоко и сливки – с 25 % до 30 %.
Самой емкой категорией российского импорта являются сыры. В настоящее время импортный сыр в Россию поставляют более 30 государств, а его доля на российском рынке составляет порядка 45-50 %.
Экспорт молочной продукции из России незначителен и существенно не изменится в будущем. Пока российские компании не могут рассчитывать на победу в конкуренции с западными производителями. В ближайшее время ожидается только некоторое увеличение экспорта сыра и цельного сухого молока. Однако ожидания некоторых специалистов по поводу того, что экспорт может значительно вырасти благодаря вступлению в ВТО, не оправдались.
Весьма важно то, что россияне стали потреблять молоко и молочные продукты заметно больше, чем они делали это раньше. В 2011 г. показатель потребления молока и молочных продуктов в среднем на 1 потребителя в год в пересчете на молоко оказался на 7 кг выше, чем в предшествующем году. В 2012 году произошел рост общего потребления питьевого молока до 12 млн. тонн, с чем связана положительная динамика выручки от продажи молочной продукции. За период с января по март 2012 г. молочных продуктов в России было продано более чем на 100 млрд. рублей, что превышает показатель аналогичного периода в предшествующем 2011 г. на 12%. Почти половина всего объема выручки от продажи молочной продукции в стране приходится на Центральный федеральный округ. На втором месте по объемам выручки находится Приволжский федеральный округ, доля которого составила 20% от общего объема выручки. Среди регионов больше всего зарабатывают на продаже молочной продукции Москва и Московская область.
Следует отметить, что уровень потребления является очень важным для российского рынка молочной продукции. За последние 10 лет потребление молока в России выросло до 270 килограммов на человека в год. Но эта цифра еще ниже медицинской нормы, которая составляет 340 килограммов молока на человека в год. Как ни крути, для российских компаний только российский рынок сбыта сегодня является доступным, и насколько будет расти спрос на нем, будет определяющим и в плане цены, и в плане рентабельности. При этом по итогам 2012 года уровень потребления, скорее всего, также вырос, причем довольно значительно. По оценкам экспертов он составил 275-276 кг на человека в год. Если, уровень потребления будет расти и дальше и достигнет рекомендуемой медицинской нормы, скажем, к 2020 году, то при условии некоторой помощи и защиты государства это даст российским производителям весьма комфортные годы для развития и укрепления своих позиций на рынке [2].
Таким образом, 2012 год был годом спокойного и достаточно стабильного развития для рынка молока в России. Согласно предварительным данным производители смогли нарастить выпуск продукции примерно на 3,5% в сравнении с уровнем 2011 года, и этому не помешали ни вступление России в ВТО, ни какие бы то ни было прочие негативные факторы.
Заключение
Молоко является одним из основных продуктом питания человека, продуктом ежедневного потребления и спроса. Молоко и кисломолочную продукцию чаще всего покупают, поэтому в универсамах ее располагают в самом дальнем углу. Ежедневно семья из 3-4 человек потребляет не менее 1 пакета молока (1 литр).
Наиболее крупные
Необходимо добавить, что
пока на рынке молочной продукции
лидируют отечественные компании-
Поголовье коров снизилось на 151 тысячу голов, а валовой надой молока в хозяйствах всех категорий составил 25,4 млн.
Уровень потребления молока и молочных продуктов увеличивается с каждым годом. Поэтому необходимо развивать молочную отрасль, увеличивать производство и поддерживать ассортимент товара.
Список литературы