Сельскохозяйственный маркетинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 12:27, курс лекций

Описание работы

Теория сельскохозяйственного маркетинга представляет собой важнейший раздел аграрной экономической теории.
Маркетинг — это доведение сельскохозяйственная продукции до конечного потребителя. Он включает закупку, хранение, транспортировку, переработку и распределение продукции. Маркетинговый процесс начинается на сельскохозяйственном предприятии.

Файлы: 1 файл

Сельхозмаркетинг.docx

— 167.46 Кб (Скачать файл)

 

 

 
Рынок  
физического товара

 
Фьючерсный  
рынок

 
Октябрь

 
желаемая цена 
на июнь— $50 за 1 ц 
живого веса

 
короткая позиция 
$50 за 1 ц 
живого веса

 
Июнь

 
цена продажи 
 
$45 за 1 ц 
живого веса

 
длинная позиция  
 
$45 за 1 ц 
живого веса

 
Прибыль/убыток

 
-$5 за 1 ц 

 
+$5 за 1 ц


 
 
 
Это – упрощенный пример хеджирования. В данной схеме мы исходим из того, что цены фьючерсного и товарного  рынка следуют друг за другом. В  действительности их движение определяется не полностью совпадающими факторами, и в июне цены на фьючерсном и  на товарном рынке могут быть несколько  отличными. Например, если цена на фьючерсном рынке будет 46 долл. за 1 центнер, то фермер не будет полностью гарантирован от потерь, так как в этом случае он потеряет на каждом центнере 1 долл. Если на фьючерсном рынке установится  цена в 44 долл., то фермер получит даже более высокую прибыль, чем ожидал. 
 
Другой фактор, влияющий на степень хеджирования, это так называемый базис, т.е. разница между ценой местного рынка и ценой фьючерсного рынка, которая определяется спросом и предложением на местном рынке, а также затратами на доставку и хранение продукта. Если фьючерсная цена на скот составляет 50 долл. за 1 центнер, а базис равен 2,75 долл. за 1 центнер, то цена местного товарного рынка будет равняться 47,25 долл. за 1 центнер. Если базис остается постоянным, при прочих равных условиях фермер будет иметь совершенный хедж. Однако, если, как в предыдущем примере, базис будет увеличиваться, то потери фермера не будут полностью компенсированы хеджированием. Соответственно, если базис уменьшается, то фермер получит прибыль более высокую по сравнению с ожидаемой. 
 
При принятии решения о хеджировании фермер должен не только определить будущую цену на продукт, которая позволит покрыть издержки и принесет нормальный процент на капитал, но также правильно оценить выход продукции. Погодные условия, эпизоотии и прочие причины делают точный прогноз объемов производства крайне сложным. В результате фермер может открыть длинную позицию на фьючерсном рынке на больший объем продукции, чем он реально произведет к сроку истечения контрактов. Тогда говорят о сверх-хеджировании — фермер несет убытки, так как он выпустил контракты сверх произведенной продукции. Если полученный урожай оказывается выше спрогнозированного, цены на товарном рынке падают, а о фермере, который несет убытки, говорят, что он недохеджировался.  
 
Таким образом, хотя совершенный хедж — явление весьма редкое, описанный порядок хеджирования позволяет смягчить потери сельскохозяйственного производителя от снижения цен на продукцию. Следует также отметить, что фермеры обычно хеджируют только часть своей продукции на случай, если цены на продукцию вырастут. 
 
Фермер обычно не поставляет свой скот в Омаху (место поставки товара в нашем примере), так как продаваемый скот не всегда отвечает требованиям контракта. Поэтому, ориентируясь на цены фьючерсного рынка, фермеры часто продают свой продукт на местном товарном рынке. Бывает, что после продажи скота на местном рынке для выполнения поставки по фьючерсному контракту в Омахе покупается другой скот, соответствующий стандартам. Реально только около 1% фермеров используют фьючерсный рынок в качестве канала реализации продукции. 
 
В отличие от фермеров, которые, используя вышеописанную схему, страхуют себя от риска падения цен, покупатели, переработчики и экспортеры сельскохозяйственной продукции используют механизм хеджирования для страхования от риска роста цен. 
 
Таким образом, на фьючерсном рынке постоянно присутствуют агенты, продающие и покупающие контракты, а также спекулянты, играющие на росте и падении цен на контракты. Возможность спекуляции делает фьючерсный рынок высоколиквидным. Покупатели и продавцы контрактов в любой момент могут купить и продать фьючерсы, рынок остается очень конкурентным, а издержки на сделки с контрактами становятся незначительными. Механизм фьючерсного рынка позволяет фермерам и покупателям их продукции через хеджирование переложить тяжесть рыночных рисков на спекулянтов, которые, таким образом, выполняют весьма важную социальную функцию. 
 
В силу особенностей вышеописанного механизма действия фьючерсного рынка на таком рынке может торговаться далеко не каждый сельскохозяйственный товар. Основными продуктами на фьючерсном рынке являются пшеница, кукуруза, соя, растительное масло, свинина, крупный рогатый скот. В результате многократных спекуляций на фьючерсных рынках по большинству продуктов общий объем продукции, проданной на рынке, в 10-15 раз превышает объем реального производства и продаж. 
 
Децентрализованные рынки 
 
За исключением отдельных специфических видов сельскохозяйственной продукции, большинство сельскохозяйственных продуктов не сконцентрировано на определенной, жестко ограниченной территории Поэтому сельскохозяйственные производители часто продают свою продукцию на местном рынке, экономя на транспортных и прочих сопутствующих издержках. 
 
 
 
 
 
Рис. 3.7. Изоценовые контуры. 
 
В условиях совершенной конкуренции производитель получает информацию о ценах на всех возможных рынках своего продукта. При этом цену на свою продукцию он определяет как цену на определенном рынке за вычетом издержек по доставке товара на этот рынок. Исходя из этого, можно построить изоценовые контуры (рис. 3.7). 
 
Допустим, на центральном рынке (М) цена на живых свиней установилась в 50 долл. за 1 центнер. Тогда цена в любом другом месте производства будет равна цене в М плюс стоимость доставки в точку М. В местности А цена составит до 48 долл., в местности В — 46 долл., а в местности С — 44 долл. за 1 центнер. 
 
Данное соотношение справедливо при условии, что все рынки доступны производителю и информация о них свободно курсирует в обществе. Однако на практике всегда существует временные лаги в изменении цен. Пусть в точке М цена по-прежнему равна 50 долл. за 1 центнер, но в точке А она опустилась до 47 долл. При этом, как показано на рис. 3.7, стоимость транспортировки из М в А равна 2 долл. Очевидно, что производитель свиней в местности Апродаст свиней на рынке в М, получив дополнительную прибыль в 1 долл. 1 за центнер. Очевидно, что, как только фермеры начнут перемещаться с рынка Ана рынок М, цены в конце концов снова выровняются. Механизм, выравнивания цен на различных (территориально рассредоточенных) рынках, носит название арбитража. 
 
В реальной жизни полного выравнивания цен может не происходить. Как правило, ему препятствуют следующие факторы:  

  •  
    гетерогенность продукта. Так, апельсины из Калифорнии и Флориды отличаются по своим вкусовым качествам и не всегда полностью взаимозаменяемы;
  •  
    неполная информация о наличных рынках;
  •  
    временной лаг (время, необходимое для адаптации рынка к изменившимся условиям). Например, расширение или сокращение объемов продаж или покупок агентами сельскохозяйственного рынка вследствие изменения транспортных тарифов требует определенного времени;
  •  
    распространенность долгосрочных контрактов (в рамках вертикальной интеграции;
  •  
    наличие неэкономических торговых барьеров (региональных или национальных), например, санитарных норм, требований к транспортировке и т.д.

 
Дополнительная  литература. 
 
М. Трейси. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран\Введение в теорию, практику и политику. СПб.: Эк. школа. 1995. 
 
А.Н. Балабушкин. Опционы и фьючерсы. М.: Вега. 1996. 
 
Dale C. Dahl, Jerome W. Hammond. Market and Price Analysis: the Agricultural industries. New York: McGraw Hill Book Company. 1977. 
 
Основные понятия параграфа 
 
Техническая и ценовая эффективность маркетинга 
 
Функциональный аспект маркетинга 
 
Институциональный аспект маркетинга 
 
Анализ структуры рынка 
 
Метод рыночных (продовольственных) цепочек 
 
Маркетинговые издержки (рыночная маржа) 
 
Первичный спрос 
 
Производный спрос 
 
Первичное предложение 
 
Производное предложение 
 
Фьючерсный рынок 
 
Фьючерсный контракт 
 
Форвардный контракт 
 
Открытая длинная позиция 
 
Открытая короткая позиция 
 
Хеджирование 
 
Совершенный хедж 
 
Изоценовые контуры 
 
Вопросы и задачи 
 
1. Политики нередко используют снижение доли сельскохозяйственных производителей в розничной цене в качестве аргумента, подтверждающего падение доходов сельскохозяйственных производителей. Всегда ли это так? При каких условиях это справедливо? 
 
2. Какие из нижеперечисленных мер при прочих равных условиях ведут к росту ценовой эффективности маркетинга: 

  •  
    внедрение более эффективного погрузочно-разгрузочного оборудования;
  •  
    внедрение электронной системы рыночной информации;
  •  
    организация биржевой торговли;
  •  
    повышение скорости доставки грузов в результате внедрения электронной диспетчерской службы движения;
  •  
    повышение сохранности товаров благодаря внедрению прогрессивной технологии хранения;
  •  
    ограничение действия монопсонии перерабатывающего предприятия.

 
3. Для каких продуктов характерны  самые длинные и самые короткие  продовольственные цепочки? Почему? 
 
4. Закон Энгеля распространяется на продукты питания. Увеличивается или уменьшается воздействия этого закона на сельскохозяйственное производство по мере развития агробизнеса? Почему? 
 
5. 1 октября элеватор купил у фермера зерно по цене 3,50 долл. за бушель (35 куб. дм) и продал майский фьючерсный зерновой контракт за 3,55 долл. В конце месяца элеватор продал зерно на центральном рынке по цене 3,35 долл. за бушель. Какова в этот момент должна быть цена майского фьючерсного контракта, чтобы элеватор получил совершенный хедж? 
 
6. В августе фермер продал свое зерно на местном рынке по цене 5,55 долл. за бушель. Августовский фьючерс на зерно в этот момент стоил 5,80 долл. за бушель. Каков был базис в этот момент? Если в марте фермер открывал короткую позицию на августовский фьючерс по 6,50 долл. за бушель, то выиграл или проиграл он на фьючерсном рынке? А если бы августовский фьючерс в августе стоил 6,40 долл.? Или 6,60 долл.? 
 
7. Назовите условия существования фьючерсного рынка. Почему фьючерсный рынок определяет цену на продукт на всех рынках? 
 
8. Возможен ли арбитраж между региональными рынками, если введены ограничения на перемещение товаров между регионами? Как такие эти ограничения повлияют на цены на этих рынках?  
 
9. Цена транспортировки пшеницы в места потребления обычно ниже цены транспортировки муки из зон зернового производства. Предполагая, что в местах производства и потребления издержки на помол одинаковы, определите, где будут располагаться мукомольные предприятия — в зонах производства пшеницы или потребления муки? Как воздействует на рынок иное расположение мукомольных предприятий?


Информация о работе Сельскохозяйственный маркетинг