Табачная промышленность Украины и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:56, реферат

Описание работы

Каждая работа, связанная с анализом маркетинговой среды преследует определенные цели, поэтому цели настоящего исследования заключаются в следующем:
1) сформулировать понятия макро- и микросреды и факторов, которые их составляют;
2) определить понятие и схему проведения маркетингового исследования и его применение при изучении маркетинговой среды;
3) провести анализ факторов макросреды табачных фабрик и показать их влияние на развитие и формирование маркетинговой стратегии этих предприятий;
4) провести анализ факторов микросреды табачных фабрик и показать их влияние на развитие и формирование маркетинговой стратегии этих предприятий;

Файлы: 1 файл

tabach_prom.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

Политическая  среда слагается из правовых уложений, из политики государства, государственных  структур и групп общественности, которые обычно ограничивают свободу  действий в рамках общества. Государственные структуры, в ведении которых находятся табачные фабрики (Ростабакпром, например) оказывают сдерживающее воздействие на развитие этих фабрик. Нестабильная политическая ситуация и противоречивое и постоянно меняющееся законодательство, особенно что касается иностранных инвестиций, ограничивают свободу действия фабрик при поисках иностранных партнеров и разработке инвестиционных проектов с их участием (в большей степени это касается украинских табачных фабрик). Экономическая политика государства, особенно в области сдерживания инфляции и предоставлении кредитов, а также валютная политика государства, став т иногда непреодолимые препятствия на пути развития предприятий как этой отрасли промышленности, так и хозяйственного комплекса в целом.

На основании всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что современный рынок - это место, где встречаются и подвергаются конкурентной "проверке" не столько товары как таковые, сколько организация хозяйствования и действий.

Далее предпринята  попытка более полного рассмотрения вышеперечисленных особенностей маркетинговой среды табачных фабрик России и Украины, а также установления перспектив и направлений развития этих предприятий в свете выводов, сделанные на основе изучения микро- и макросреды фабрик.

1.1.2. Маркетинговое исследование и его источники.

Так как в  основе этой работе использовались данные, полученные в ходе маркетингового исследования рынка табачных изделий и сигаретной бумаги России и Украины, на мой взгляд следует привести некоторую теоретическую обоснование этой формы маркетинговой деятельности и способа его использования для раскрытия специфики маркетинговой среды табачных фабрик России и Украины.

составной частью маркетинговой деятельности является комплексное изучение рынка, соотношение спроса и предложения, а также склонностей и предпочтений как всех потребителей, так и отдельных, конкретных групп. Именно с этой целью и проводится маркетинговое исследование, направленное на "выявление возможностей своей фирмы занять конкурентные позиции на конкретном рынке или его сегменте путем приспособления выпускаемой фирмой продукции к спросу и требованиям покупателей".[8] Важнейшими задачами маркетингового исследования являются: анализ спроса и предложения, определение их оптимального соотношения на рынке, выявление конкурентных позиций самой фирмы и конкретных видов ее продукции на изучаемом рынке, изучение деятельности фирм-конкурентов. Изучение всех этих показателей позволяет с большой точностью определить и маркетинговую среду, в которой функционирует фирма, в особенности показать характерные особенности микросреды фирмы.

Необходимо  подчеркнуть, что, в конечном счете, любое маркетинговое исследование является основой для сбытовой политики, которая, в свою очередь, оказывается "лакмусовой бумагой", определяющей правильность и эффективность проведенного анализа.

Поскольку при  проведении маркетингового исследования изучается конкретный рынок или  какой-то определенный его сегмент (изучается предпочтение отдельных  групп населения ), использованное в  данной работе исследование было проведено в России и на Украине и направлено на выявление потребностей и требований местных потребителей. Специфика предпочтений потребителей табачных изделий в этих странах с одной стороны определяет такую значительную часть микросреды табачных фабрик, как клиентуру, а с другой стороны является одним из основных показателей, на который ориентируются фабрики при разработки своей стратегии и тактики развития.

Табачная промышленность России и Украины является малоизученной  отраслью промышленного производства, поэтому в данной работе опираюсь в основном на данные, взятые из отдельных статей и полученные в ходе встреч с руководителями табачных фабрик, Ростабакпрома и Укртабакпрома.

1.2. Экономические  факторы макросреды табачных  фабрик России. Тенденции развития.

Одним из важнейших  факторов маркетинговой среды любого предприятия является экономическая  конъюнктура страны, в которой  оно осуществляет свою деятельность (производственную, торговую и т.д.). Со своей стороны экономическая  конъюнктура определяется общим состоянием экономики страны, что в России оказывает существенное влияние на развитие предприятий в целом, принимая ввиду трудности переходного периода к рыночному хозяйству. Составляющие экономической конъюнктуры, такие как экономический спад, нарастающий уровень безработицы, растущая стоимость получения кредитов, гиперинфляция [9] , сказывается как на покупательную способность людей, так и на функционирование самих предприятий.

Чтобы лучше  понять действие экономических факторов макросреды табачных фабрик России, на мой взгляд следует провести анализ их воздействия в хронологическом аспекте и дать оценку перспектив развития табачной промышленности России на основе изменяющегося воздействия этих факторов на работу вышеуказанных фабрик.

В бывшем СССР основным определяющим фактором экономической  конъюнктуры являлась командно-административная система и *** методы хозяйствования. Производство и сбыт продукции регулировались и контролировались центром, что  обеспечивала стабильность предложения товаров и услуг, инфляция была минимальной и почти не существовала безработица. Это, с другой стороны, обеспечивало стабильную покупательную способность. В этих условиях предприятия не были заинтересованы в развитии производства, в улучшении качества производимой ими продукции. Все поставки сырья и материалов осуществлялись центром, реализацией продукции занимались тоже централизованные учреждения. Предприятия, производящее одну и ту же продукцию, редко вступали друг с другом в контакт, все указания они получали сверху. Стабильность и неизменчивость экономических факторов макросреды предопределяла и тот факт, что предприятия практически не обращали на них никакого внимания (если вообще можно говорить о каком-либо применением маркетинга, а в связи с этим и изучением маркетинговой среды предприятий ими самими, в условиях плановой экономики).

Для лучшего  понимания изменения влияния  экономических факторов макросреды в условиях перехода к рынку, следует  упомянуть и тот факт, что в  России вообще не производятся материалы для производства сигарет, за исключением кашированной фольги, а на фабриках отсутствует оборудование для подготовки табака. Все сырье, материалы и запчасти к оборудованию импортируются.

С момента создания СНГ и запрета КПСС в России начала действовать программа радикальных реформ. Проведение этих реформ сопряжено с резким изменением экономических факторов макросреды российских табачных фабрик - на производство начали сказываться ранее не знакомые предприятиям составляющие экономической конъюнктуры факторы как гиперинфляция, безработица, падения уровня доходов и, как результат, общее падение покупательной способности потребителей их продукции. Оборудование фабрик в большинстве случаев нуждается в незамедлительной замене, на что необходимы финансовые средства, которых у предприятий зачастую нет, в связи, во-первых, с прекращением централизованного финансирования, во-вторых - с падением уровня продаж продукции этих фабрик и в-третьих - с усложненным режимом получения кредитов в банках. В табачной промышленности России происходят следующие изменения :

1. Структура  и роль государственных комитетов  производства начала изменяться - во первых ослаб контроль  за производством и реализации  продукции с их стороны, во  вторых снизились возможности  субсидирования подведомственных предприятий;

2. Предприятия  столкнулись с проблемой нехватки  денежных (и в особенности валютных) средств для закупки сырья,  материалов и оборудования, необходимых  для производства. Вышестоящие организации  не могут им помочь в этом  вопросе из-за сокращения бюджетных субсидий. Кроме этого были ликвидированные некоторые льготы для предприятий, существовавших на начальном этапе реформ. Так например, до августа 1992г. существовали льготы на закупку валюты для предприятий этой отрасли (курс 10 - 15 рублей за доллар США, при биржевом курсе 110 - 120 рублей за доллар). С августа 1992г. предприятия могут закупать валюту только по биржевому курсу, что еще больше усугубило их финансовые проблемы;

3. Так как  были нарушены все старые связи  между предприятиями и ведомствами в бывшем СССР, начались перебои в поставках сырья и материалов для производства сигарет, а запасы фабрик постепенно исчерпались;

4. С этой целью  мелкие фабрики решили создать  добровольную ассоциацию производителей  с целью параллельно выполнять, а в будущем и взять на себя функции государственных органов, как, например, функции по контролю и координации производства и обеспечения сырьем;

Процесс реформ в России это долгий, болезненный  и сложный процесс, что является следствием отсутствия достаточного опыта и твердой валюты на уровне предприятий, и организационных и политических перемен, связанных с любым переходным периодом. Это, в особенности оказывает влияние на нестабильность и постоянную изменчивость экономических факторов макросреды предприятий табачной промышленности России.

Но, несмотря на все это, курс экономических реформ, осуществляемый российским правительством, позволяет определить некоторые  тенденции в развитии табачной промышленности России и, в частности, в экономических факторов макросреды табачных фабрик. Основная тенденция развития российской табачной промышленности будет связана преимущественно с созданием совместных предприятий. Это вызвано, в основном, тем, что оборудование для этой промышленности в России не производится, а имеющееся на фабриках - имеет большую степень износа, и необходима его замена. Финансовое положение большинства фабрик не позволяет им сделать эту замену за свой счет (проблема упирается главным образом в реальные возможности покупки СКВ), и по этому они будут поставлены перед необходимостью искать контакты с западными фирмами.

Следовательно, в табачной промышленности России будут  преобладать крупные фабрики, у  которых есть или будут западные партнеры. Эти фабрики расположены  преимущественно в Москве, Санкт-Петербурге и их пригородах. Совокупные проектные производственные мощности этих фабрик составляют 44.3 млрд. (1993 г.), производство за 1992 г. - 1993 г. соответственно составило в совокупности 85 млрд. штук.[10] Cозданные недавно совместные предприятия надеются удвоить свое производство к 1995 г.

Остальные фабрики (большая часть мелких производителей), которые рассчитывают на Ростабакпром и/или на Ассоциацию производителей табачных изделий в вопросах, касающихся поставок сырья и материалов и  управления, судя по всему, пройдут через фазу более медленной реконструкции, чем их конкуренты, по причине отсутствия СКВ.

Пока не планируется  закрытия других фабрик, общий объем  произведенной продукции которых  за 1992 г. оценивается приблизительно в 100 млрд. сигарет[11] и папирос, а за 1993 г. - приблизительно 90 млрд.[12] . Фабрики объединились в Ассоциацию производителей, которая будет выступать координатором их деятельности и посредником при продаже их продукции.

По сведениям  из Ростабакпрома производство табачных изделий должно достигнуть к 1995 г. 250 млрд. Кроме того, планируется открытие трех новых табачных фабрик в Краснодарском крае, Дагестане и Чечне.

В заключение можно  сказать, что при успешном проведении курса экономических реформ и  стабилизации экономики России, предприятия табачной промышленности получать реальную возможность доказать свою способность действовать в условиях рынка и учитывать меняющиеся факторы макросреды, важнейшие из которых это экономические факторы. В последнее время наблюдается некоторое улучшение этих факторов - инфляция снизилась до 8% в месяц, Центробанк снизил учетную ставку по кредитам, повысились доходы населения. Следовательно экономические факторы макросреды стали действовать более благоприятно на развитие производства, в частности, производства табачных изделий.

1.3. Экономические  факторы макросреды табачных  фабрик Украины. Тенденции развития.

До начала реформ и отделения Украины в самостоятельное  государство, состояние экономической  конъюнктуры на Украине было такое  же как и в России. Однако реформы, проводимые украинским правительством приняли другой оборот, нежели чем в России. Украина показала один из самых высоких уровней инфляции среди стран мира за 1993г., производство упало почти вдвое, сохраняется нестабильность политической и экономической ситуации в стране, колоссально упали доходы населения. Все эти факторы, которые одновременно являются составляющими экономической макросреды любой фирмы, сказались наихудшим образом на развитие предприятий табачной промышленности Украины. Однако экономические факторы макросреды табачных фабрик Украины имеют свою специфику:

1. На Украине  выращиваются как восточные, так  и западные сорта табака, все  фабрики бывшего СССР, производящие  сигаретную бумагу находятся  на ее территории, существуют мощности по производству других необходимых материалов для производства сигарет (за исключением ацетатных фильтров). Это значительно облегчает задачу табачных фабрик по поиску поставщиков, решает частично проблему нехватки валютных средств для закупки сырья и материалов;

2. Государственный  комитет, в ведении которого  находились раньше табачные фабрики,  отнюдь не потер л свое влияние  и играет существенную роль  для их нормального функционирования, выступая в качестве разработчика  новых инвестиционных проектов для табачной промышленности и проводя в жизнь ряд других инициатив;

3. Функционирование  предприятий в условиях гиперинфляции  практически сводит на нет  возможности развития производства, увеличения продаж и улучшения  качества производимых табачных изделий.

4. Новые проекты  в области развития табачной  промышленности направлены прежде  всего на усвоение выращивания  новых сортов табака, а уже  потом - на изменения в структуре  табачной промышленности Украины. 

В недалеком  будущем табачная промышленность Украины будет представлена так называемыми "компаниями", т.е. большими производственными объединениями, включающими в себя полный или почти полный цикл производства табачных изделий (выращивание, ферментирование и переработка табака, производство сигаретной и упаковочной бумаги, производство фильтров, производство сигарет), причем они будут создаваться путем слияния 2 табачных фабрик и 1 или 2 табачно-ферментационных заводов.

Эти компании будут  создаваться исключительно с  помощью западных фирм, причем существует возможность того, что одна единственная фирма будет участвовать в реконструкции всей украинской табачной промышленности. Уже сейчас готовы к регистрации 2 таких компании, и активно ведутся переговоры с корпорацией Philip Morris о создании третьей компании[13] .

Информация о работе Табачная промышленность Украины и России