Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:56, реферат
Каждая работа, связанная с анализом маркетинговой среды преследует определенные цели, поэтому цели настоящего исследования заключаются в следующем:
1) сформулировать понятия макро- и микросреды и факторов, которые их составляют;
2) определить понятие и схему проведения маркетингового исследования и его применение при изучении маркетинговой среды;
3) провести анализ факторов макросреды табачных фабрик и показать их влияние на развитие и формирование маркетинговой стратегии этих предприятий;
4) провести анализ факторов микросреды табачных фабрик и показать их влияние на развитие и формирование маркетинговой стратегии этих предприятий;
Но, несмотря на разработанные и осуществляемые Укртабакпромом программы перестройки украинской табачной промышленности, нельзя не учитывать сдерживающее (и более негативное чем в России) влияние экономических факторов макросреды предприятий этой промышленности на их целостное развитие и функционирование в условиях рыночного хозяйства.
1.4. Анализ
научно-технических факторов
Научно-техническую среду любой фирмы составляют всевозможные проявления достижений НТР, такие как ускорение научно-технического прогресса, появление безграничных возможностей, рост ассигновании на НИОКР, повышение внимания к внедрению изменений в уже существующих товарах, ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью производимых товаров[14] .
Специфика научно-технической среды предприятий табачной промышленности России и Украины состоит в том, что она находится в прямой зависимости от экономических факторов макросреды, о которых говорилось выше. Значительные финансовые затруднения фабрик во многом определяют невозможность ассигнований новых разработок, например, оборудования для табачной промышленности, а государство не может себе позволить отделять такие средства из бюджета, ввиду того, что эта отрасль промышленности не является приоритетной, а бюджетные средства ограничены. Принимая во внимание состояние оборудования табачных фабрик можно сказать, что его замена - это вопрос, которого не следует откладывать, но ввиду тяжелого финансового положения предприятий это может произойти лишь после некоторой стабилизации в этой области. Так например, самое старое оборудование, находящееся на табачных фабриках России было произведено в 1798 г., а самое новое - в 1990 г. Средняя скорость машин по производству сигарет составляет 5 - 8000 штук/мин. Средние показатели скорости машин на западных фабриках составляет 10000 штук/мин.[15] Единственно совместные предприятия в табачной промышленности могут себе позволить производить замену старого оборудования, и то благодаря своим западным партнерам.
Что касается внедрения усовершенствовании в уже существующие товары, то можно отметить, что фабриками проводится работа в этом направлении, хотя и небольшая. Существует несколько областей производства, на которые фабрики направляют свои усилия по внедрению изменений: это переход на использование более качественного табака, на изготовление сигарет из высокотлеющей сигаретной бумаги вместо используемой в большинстве случаях стандартной, на улучшение внешнего вида предлагаемой продукции и на разработку новых марок сигарет.[16]
Государственный
контроль за доброкачественность
В заключение можно сказать, что научно-техническая среда табачных фабрик России и Украины не самая благоприятная для дальнейшего развития производства. Задержка принятия мер в этой области может привести к закрытию некоторых фабрик, ввиду физического износа всего оборудования. Поскольку решение этой проблемы связано прежде всего с наличием свободных денежных средств, не странно, что большинство руководителей ведомств и самих фабрик видит будущее табачной промышленности в создании совместных предприятий с западными фирмами, которые могут обеспечить замену устаревшего оборудования.
1.5. Анализ
политических факторов
На маркетинговых решениях любой фирмы сильно сказываются события, происходящие в политической среде. Эта среда слагается из правовых уложений, государственных учреждений и влиятельных групп общественности, которые оказывают влияние на различные организации и отдельных лиц и ограничивают свободу их действий в рамках общества[17] .
Для изучения политических факторов макросреды табачных фабрик России и Украины особое внимание следует уделить на роль нового законодательства этих стран, которое принимается в свете проводимых реформ. В этой связи следует отметить происходящие процессы приватизации в обеих странах, которые способствуют обособлению хозяйственных единиц, принятие нового гражданского кодекса Российской федерации, который регулирует отношения между фирмами в условиях рынка и решает многие вопросы регулирования предпринимательской деятельности, изменения в законодательстве об иностранных инвестициях и создании совместных предприятий. Так например, украинскими законодателями создана особенно благоприятная база для участия иностранных партнеров в создании совместных предприятий. В частности, Закон об иностранных инвестициях, принятый 31 марта 1992 г., предусматривает законодательную базу для гарантирования инвестиций, освобождение совместных предприятий от уплаты налогов в течение первых пяти лет после декларации первой прибыли и 50% налоговые льготы в течение следующих пяти лет. Доля участия иностранного партнера в СП не определяется и не ограничивается.[18]
С другой стороны такие законодательные акты, как введение акцизов на производство табачных изделий может ограничить свободу действий фабрик их производящих.
Немаловажную роль для макросреды табачных фабрик России играет и введение импортных пошлин, акцизов и других налогов на импортные табачные изделия (суммарная ставка всех вышеуказанных сборов вместе с сборами за таможенную обработку в январе 1994г. составляла 85% от стоимости импортируемых сигарет)[19] . Это можно считать "достижением" Ростабакпрома, который видит в выделению централизованных средств на закупку сигарет за рубежом главную угрозу развитию российской табачной промышленности и выступает за запрет ввоза табачных изделий[20] . Однако недавнее решение Правительства России о снижении акцизов и пошлин на импортные сигареты до 40% может оказать влияние на очередное сужение сегмента рынка, занимаемого местными фабриками, ввиду ожидаемого понижения цен на импортные сигареты[21] .
1.6. Анализ факторов демографического, социального и культурного характера.
Демография - это наука, изучающая население с точки зрения его численности, плотности и т.д. Для изучения маркетинговой среды фирмы демографическая среда представляет большой интерес, поскольку рынки состоят из людей. Для России демографическая среда характеризуется следующими тенденциями: снижение рождаемости, увеличение уровня смертности, увеличение уровня эмиграции, в результате всего этого снижение численности населения. С другой стороны, самые крупные фабрики сконцентрированы в нескольких крупных городах России - Москва, Санкт Петербург, Екатеринбург, Ростов. В большинстве случаев табачные фабрики даже не в состоянии удовлетворить местный спрос на свою продукцию - только в Москве и области неудовлетворенный спрос на сигареты местного производства в 1993г. составил 10 млрд. штук.[22]
Изменения в культурной среде в России и на Украине тоже сказываются на развитие производства табачных изделий. Падение образовательного уровня населения и раскрепощение нравов в переходный период к рыночным отношениям способствует увеличению потребления табачных изделий среди молодежи, что повышает спрос на продукцию рассматриваемых фабрик.
Социальное расслоение общества в России и на Украине тоже имеет значение для формирования макросреды табачных фабрик. Практическое отсутствие среднего класса, огромный процент малоимущих предопределяет наличие спроса на более дешевые, хотя и менее качественные, табачные изделия. Принимая во внимание и предпочтения потребителей табачных изделий в России и на Украине можно сказать, что в ближайшие годы сектор рынка, занимаемый местными производителями может потерпеть лишь небольшие изменения.
В заключение следует отметить, что факторы макросреды российских и украинских табачных фабрик, которая является частью маркетинговой среды, в которой они функционируют, являются как сдерживающими так и способствующими развитию табачной промышленности этих стран. Особая специфика макросреды для этих предприятий состоит в том, что экономика стран находится в переходном периоде, что предопределяет во многих случаях неготовность руководств фабрик и вышестоящих организаций принимать адекватных и быстрых маркетинговых решений, политическая и экономическая нестабильность мешает привлечению иностранных инвесторов в перестройку табачной промышленности России и Украины. По мнению руководителей табачных фабрик все их основные проблемы сводятся в конце концов к нехватки финансовых средств, и прежде всего валютных, для дальнейшего, нормального развития их предприятий.
Сами табачные фабрики не проводят детальное изучение макросреды, которая их окружает, а обращают внимание только на те ее факторы, которые их непосредственно касаются. Это, со своей стороны, лишает их возможности более целесообразно использовать сочетание этих факторов на определенный момент времени в свою пользу.
Глава II. Исследование микросреды табачных фабрик России и Украины.
В отличие от макросреды, российские и украинские табачные фабрики уделяют большее внимание на изучение маркетинговой микросреды и на использование результатов этих исследований в целях разрешения проблем производства и реализации своей продукции. Кроме того факторы, составляющие микросреду фирмы, из числа контролируемых, поэтому фирма может оказывать известное влияние на их формирование и стимулирование или ограничение их воздействия на деятельность фирмы. Знание микросреды фирмы является в известной степени залогом успеха фирмы на рынке, так как управляющие предприятием не могут замыкаться только на нуждах целевого рынка, они должны принимать в расчет все факторы микросреды. Микросреду фирмы формируют такие факторы, как подразделения фирмы, посредники при продаже готовой продукции, поставщики, конкуренты и различные виды контактных аудиторий[23] .
2.1. Анализ поставщиков.
Поставщики - это такие деловые фирмы или лица, обеспечивающие предприятие и его конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.[24] Для нормального функционирования предприятий табачной промышленности России и Украины важнейшее значение имеют поставщики основного сырья и материалов для производства сигарет - поставщики табака, фильтров и сигаретной бумаги, а также поставщики машин и оборудования.
2.1.1. Поставщики табака.
В бывшем СССР ежегодно выращивались 200 000 тонн табака в 1500 колхозах[25] , расположенных преимущественно в южных республиках. С момента создания СНГ Россия была вынуждена ввозить из-за границы значительную часть табака, необходимого для работы фабрик. (см. Приложение). Производство табака в России удовлетворяет не более 20% совокупного спроса фабрик на этот вид сырья.[26] Это означает, что основные поставщики табака для российских табачных фабрик являются западные партнеры, что иногда затрудняет нормальное производство, вплоть до его остановки в связи с нехваткой валютных средств у фабрик. Проблема решается двумя способами - совместным предприятиям табак поставляет западный партнер, а остальным фабрикам помогает при поставках, по мере возможности, Ростабакпром.
В отличие от России, Украина почти полностью удовлетворяет спрос на табак внутренним производством. На Украине табак выращивается в 8 областях. Этим определяется и расположение табачно-ферментационных заводов, которые являются основными поставщиками табака для местных фабрик.
Самой крупной областью, в которой выращивается табак, является Тернопольская область. Табак из этой области перерабатывается на 4 ТФЗ.
В зависимости от экономической ситуации в последние годы объем производства табака изменяется.
Табл.
Производство табака
Год Объем производства
(в тоннах)
1988 24 000
1991 14 000
1992 19 000
1993 свыше 22 000
Источник: "Аргументы и факты" №54, 8 декабря 1993г.
В последние годы производство табака увеличивается по двум причинам: во-первых, была решена проблема со свободным ценообразованием и, во-вторых, государство предоставило определенные льготы производителям табака. Это, в свою очередь, способствовало увеличению числа частных производителей табака с нескольких десятков в 1990 г. до нескольких сотен в 1991 г. и нескольких тысяч в 1992 г. Теперь существуют области, в которых половина выращиваемого табака производится на частных плантациях.
В рамках комплексной программы Укртабакпрома, которая основывается на факте, что Украина почти полностью обеспечена собственным сырьем и материалами для производства сигарет, предусматриваются следующие шаги развития поставки табака:
1) Развитие производства
табака в направлении
2) Реконструкция
табачно-ферментационных
Комплексный подход
к решению проблем табачной промышленности
позволил Укртабакпрому увеличить
производство табака за год на 36%, а
в перспективе планируется увел
2.1.2. Поставщики фильтров.
Ацетатные фильтры
В России нет мощностей по производству ацетатных фильтров. Фактически все поставки ацетатных фильтров в страны СНГ осуществлялись единственной на территории бывшего СССР фабрикой по их производству, которая находится в Армении, но после землетрясения и начала конфликта с соседним Азербайджаном поставки практически прекратились.
Последняя импортная поставка ацетатных фильтров в Россию, была осуществлена на петербургскую фабрику "АС Петро" при посредничестве ее зарубежного партнера R.J.R.
Только московская
фабрика "Ява" выразила желание
производить на своей территории
ацетатные фильтры и активно
ищет западного партнера для организации
этого производства. Фабрика производит
9.8% сигарет в России, а ее производственные
мощности составляют 9.39% всех мощностей
табачной промышленности.[27] Около 50% своих
валютных средств ($5 - 6,000,000)[28] фабрика
тратит на закупку фильтров за рубежом,
что определяет решающее
значение иностранных поставщиков для
формирования маркетинговой микросреды
и нормального функционирования фабрики.
Информация о работе Табачная промышленность Украины и России