Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 20:53, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики устойчивость и успех любому предприятию может обеспечить только эффективное организация финансов. Капитал должен приносить доход, иначе хозяйствующий субъект может утратить свою устойчивость на рынке. Чтобы рационально организовать систему финансов на предприятии, необходимо знать методологию и методику финансового менеджмента.
Проблема учета в последнее время состоит в том, что до настоящего времени достоверной информацией считалась та, которая составлена в строгом соответствии с требованиями нормативных документов и часто неполно отражала реальное и объективное состояние деятельности предприятия. Например, в части активов предполагается, что они существуют и приносят прибыль бизнесу собственника. Первое подтверждается инвентаризацией, а второе – анализом. Если имеется оборудование, но оно не приносит пользы, оно должно быть списано, и его нельзя держать на балансе. Сохраняя его в отчетности, бухгалтер приравнивает к полноценным активам бесполезные ценности, что недобросовестно с его стороны, а эта недобросовестность создает недостоверную отчетность. Амортизация основных средств и нематериальных активов должна быть привязана к реальным срокам эксплуатации объектов, а не к тем нормам, которые устанавливают фискальные органы. Если в составе запасов числятся ценности, которые нельзя продать (потеряли качество, не пользуются спросом и т.д.), их необходимо списать и не следует показывать в балансе.
Суммы дебиторской задолженности следует отражать в объеме ожидаемого реального поступления, а не в той сумме, в которой они числятся по документам.
Руководство организации при составлении периодической и годовой бухгалтерской отчетности обязано считаться с экономическими интересами лиц, принимающих участие в делах организации, а потому предъявляют им в соответствии с информационными запросами отчетные показатели в таком виде, чтобы они были достаточны для контроля за содержанием и наращением капитала организации. Прозрачность бухгалтерской отчетности связанна с возможностью подтверждения фактами допущения о том, что организация, как юридически дееспособное лицо в гражданском обороте, сохраняет способность к деловой активности.
В рыночных условиях информация является исходным элементом в процессе принятия управленческого решения, поэтому ее важность сложно переоценить. Анализ, планирование и другие функции управления денежными потоками требуют создания эффективной информационной системы.
Информационная система управления финансами предприятия должна содержать набор данных, всесторонне и полно характеризующих всю хозяйственную деятельность предприятия. Такая информационная система должна обеспечивать выполнение всех функций управления финансами.
Все источники информационной системы можно классифицировать согласно тем отделам организационной структуры предприятия, которые непосредственно обеспечивают руководство и, в частности, финансовый отдел необходимой информацией. Все источники информации, поступающей руководству, можно разделить на следующие основные блоки: информация бухгалтерского характера; планово-нормативная информация; маркетинговая информация; информация финансового характера; прочая информация.
Рис. 1 – Схема информационной системы управления денежными потоками
На рисунке 1 показана организационная система управления финансами в плане информационного фактора, которая является одним из важных условий правильного функционирования финансовой системы сельскохозяйственного предприятия. На каждом сельскохозяйственном предприятии России должна быть такая реализована подобная структура. Данная структура организации формирует информационную систему управления денежными потоками, позволяющую более оперативно и рационально осуществлять анализ и планирование финансов на сельскохозяйственных предприятиях.
Глава 2. Принципы организации финансов на сельскохозяйственном предприятии
2.1 Принцип коммерческого
расчета в системе финансовых
отношений хозяйствующих
В рыночной экономике основным методом ведения хозяйства является коммерческий расчет. Он основан на соизмерении в денежной форме выручки и затрат, определение результатов хозяйственной деятельности в виде прибыли или убытка.
Сущность коммерческого расчета в сочетании "свобода" и "ответственность". Это свобода в выборе вида деятельности и ответственность за нее. Свобода экономических связей, т.е. выбор партнеров, показателей, но и ответственность перед ними. Свобода ценообразования, ответственность перед инвесторами и своими работниками. Свобода в использовании капитала, но и ответственность за его сохранность. Свобода хозяйствования, подконтрольная лишь собственникам. Свобода, ограничивающаяся финансовыми возможностями.
Коммерческий расчет – это метод ведения хозяйства путем соизмерения и возмещения в денежном выражении текущих и капитальных затрат предприятий за счет собственных, заемных и привлеченных средств и банковских кредитов.
Для конкретного предприятия коммерческий расчет выступает в качестве основного метода организации производства и финансов, основанного преимущественно на использовании экономических расчетов и стимулов. Он требует определенной системы возмещения затрат, распределения доходов, взаимоотношений с финансовыми и вышестоящими органами, организации денежных расчетов и средств, финансирования и кредитования расходов по всем видам деятельности.
Система возмещения затрат коммерческого предприятия предполагает получение денежной выручки от реализации продукции, забот и услуг в размерах, достаточных для простого и расширенного воспроизводства. Эта система является главной и определяющей в коммерческой форме организации финансов предприятия.
Коммерческая организация доходов предполагает формирование и распределение доходов предприятия таким образом, чтобы обеспечивались экономические интересы государства, предприятия и каждого работника. Методика распределения доходов должна обеспечивать их заинтересованность в увеличении прибыли и снижении производственных затрат.
Коммерческая форма взаимоотношений с финансовыми и вышестоящими органами состоит в правильности определения размеров налогов, платежей, взносов, отчислений, в обеспечение своевременности и полноты их перечислений в бюджет и соответствующие органы.
Все более насущной становится задача стимулирования снижения себестоимости как наиболее эффективной формы мобилизации накоплений, одного из основных факторов развития и укрепления коммерческого расчета, работы в условиях рыночной экономики.
Коммерческая организация оборотных средств предполагает рациональное сочетание собственных и заемных источников их финансирования. От того, куда вложены оборотные средства, за счет каких источников осуществляется их формирование, во многом зависит финансовое положение предприятия и его платежеспособность.
При коммерческом расчете недостаток собственных оборотных средств должен восполняться за счет собственных доходов. Кратковременный кредит в сельском хозяйстве позволяет сглаживать в течении года разрыв в осуществлении затрат и выходе продукции и стимулировать рациональное использование оборотных активов.
Коммерческо-расчетный механизм финансирования и кредитования инвестиций должен способствовать образованию рациональной структуры основных средств, улучшению использования земельных угодий.
В условиях рыночных отношений происходят совершенствования финансового планирования на с/х предприятиях унифицируются формы расчетов; вводятся сквозные системы финансовых показателей; прогнозируется прибыль и полная себестоимость продукции, составляются прогнозы в собственных оборотных средствах, в кратковременном кредите и т.д.
2.2 Государственная
поддержка
В силу своих особенностей сельское хозяйство не может функционировать на условиях саморегулирования и самофинансирования.
Произведенный в сельском хозяйстве продукт всегда находит признание полезности на рынке, однако, не всегда платежеспособный спрос населения позволяет производителям сельскохозяйственной продукции получать прибыль, обеспечивающую ведение расширенного, а зачастую и простого воспроизводства. То есть усилия сельскохозяйственных товаропроизводителей в силу не зависящих от них причин не всегда приводят к получению экономического эффекта. Поэтому экономическая эффективность сельскохозяйственного производства во многом определяется степенью государственной регулирования отрасли и зависит от объемов государственной поддержки аграрной сферы.
Государственная поддержка аграрного сектора является одним из приоритетных направлений экономической политики. Сложилась определенная специализация бюджетов разного уровня по поддержке сельского хозяйства: федеральный бюджет осуществляет в основном программы в области растениеводства, региональные бюджеты – в области животноводства. Под государственным регулированием агропромышленного производства признается экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства.
Формирование системы государственного регулирования основано на реализации определенных принципов: приоритетного развития сельского хозяйства, всего агропромышленного комплекса; аграрного протекционизма, предполагающего установление определенных льгот для сельскохозяйственных товаропроизводителей во внешне- и внутриэкономических отношениях; программно-целевого регулирования и поддержки; комплексного подхода к бюджетной политике, налоговому, таможенно-тарифному и ценовому регулированию; эффективного использования ресурсов, направленных на поддержку сельскохозяйственного производства, имеющего особо важное значение в условиях ограниченности материальных и финансовых ресурсов.
Реализация этих принципов требует разработки концепции устойчивого развития АПК России в целом и отдельных ее регионов на основе научно обоснованных среднесрочных и долгосрочных прогнозов. В этой связи важное место приобретают вопросы нормативного планирования и распределения субсидий и инвестиционных ресурсов под прогнозируемые объемы сельскохозяйственной продукции.
Меры прямой государственной финансовой поддержки – дотации и компенсации – составляют сегодня основу регулирующего механизма, с помощью которого предпринимаются попытки стабилизации положения хозяйствующих субъектов. Однако их реализация не обеспечивает радикального финансового оздоровления сельского хозяйства, что свидетельствует о несовершенстве действующего механизма государственной поддержки аграрной сферы. Основной проблемой бюджетной политики в области поддержки сельского хозяйства является отсутствие адекватных механизмов определения объемов и направлений финансирования сельского хозяйства.
В настоящее время более половины всех бюджетных поступлений в сельское хозяйство составляет поддержка текущего производства, включающая дотации на сельскохозяйственную продукцию и компенсации производственных затрат, кредитную поддержку и социальные затраты. Меньшая часть бюджетных ассигнований идет на финансирование долгосрочных вложений в отрасль, а именно: финансирование производственных капитальных вложений по приоритетным направлениям развития сельскохозяйственного производства на безвозвратной основе; предоставление инвестиционных кредитов; финансирование лизинга техники, племенного скота; долевое участие в финансировании утвержденных федеральных программ и т.д.
Учитывая изношенность основных фондов, целесообразно изменить сложившееся состояние и предусмотреть увеличение государственной поддержки инвестиционной деятельности сельхозтоваропроизводителей, что в конечном счете позволит повысить эффективность агропромышленного производства.
К основным принципам формирования нового финансового механизма в аграрном секторе экономики следует отнести: программный метод государственной финансовой поддержки, означающий, что ресурсы выдаются из федерального бюджета только на целевые программы; компенсационно-долевой принцип, сущность которого состоит в компенсации сельскохозяйственным предприятиям части действительно произведенных затрат, или субвенция и возмещение определенной, заранее установленной доли; принцип обязательных требований, согласно которому затраты в рамках принятых программ возмещаются только при строгом соблюдении условий, отраженных в них.
В настоящее время экономическая эффективность сельскохозяйственного производства во многом определяется степенью государственного регулирования отрасли и зависит от объемов государственной поддержки аграрной сферы. Формирование системы государственного регулирования основано на реализации определенных принципов. Наряду с принципами приоритетного развития, аграрного протекционизма важное место занимает программно-целевого регулирования и поддержки. Его реализация требует разработки концепции устойчивого развития АПК России в целом и отдельных ее регионов на основе научно обоснованных среднесрочных и долгосрочных прогнозов. Главное содержание разрабатываемых прогнозов должно быть направлено на экономическую заинтересованность товаропроизводителей в реальном насыщении продовольственного рынка продуктами питания.
Глава 3. Проблемы поддержания финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов в сельском хозяйстве
3.1 Управление
денежными потоками в
В условиях начинающейся стабилизации экономики России на многих сельскохозяйственных предприятиях остаются проблемы переходного периода. Одной из основных проблем является кризис неплатежей, который выражается в постоянном росте дебиторской и кредиторской задолженности; использовании неденежных форм расчетов. Одна из основных причин данных проблем – катастрофическая нехватка денежных средств у хозяйств.
В сложившихся условиях актуальным становится развитие методов анализа, планирования, учета и управления денежными потоками в целом, способствующих более эффективному управлению денежными потоками. В свою очередь, более рациональное и оперативное управление денежными потоками способно обеспечить постоянную платежеспособность хозяйству, снизить риск неоплаты задолженности поставщикам и работникам, повысить инвестиционную привлекательность, высвободить дополнительные денежные ресурсы и так далее. В рыночных условиях хозяйствования данные аспекты являются важнейшими финансово-экономическими характеристиками хозяйства, отражающими финансовую устойчивость и потенциал экономического роста предприятия.
Информация о работе Теоретические основы финансов сельскохозяйственных предприятий