Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 23:28, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотреть инженерно-геодезические работы при реконструкции трубопроводов нефтегазовых промыслов на примере реконструкции нефтепровода «Дружба-1» в Томской области. А также определение пространственного положения основной нитки нефтепровода «Дружба-1» и получение достоверных топографи-ческих планов и профилей для разработки рабочего проекта реконструкции ППМН с прокладкой новой основной нитки методом ННБ (наклонного направленного бурения) и демонтажем существующей.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….
6
1
ИНЖЕНЕРНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ ДЛЯ РЕКОНСТРУКЦИИ
НЕФТЕПРОВОДОВ…………………………………………………...
8
Общие сведения о нефтепроводах…………………………….
8
Реконструкция нефтепроводов………………………………...
11
Основные виды инженерных изысканий при реконструкции нефтепроводов…………………………………………………………
19
1.3.1 Инженерно-геологические………………………………...
20
1.3.2 Инженерно-гидрологические……………………………..
22
1.3.3 Инженерно-геодезические………………………………...
24
2
ИНЖЕНЕРНО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ДЛЯ РЕКОНСТРУКЦИИ МАГИСТРАЛЬНОГО НЕФТЕПРОВОДА……………………………………………………………...
28
2.1 Состав инженерно-геодезических изысканий для реконструкции магистральных нефтепроводов………………………………….
28
2.2 Современное геодезическое оборудование и программное обеспечение для инженерно-геодезических изысканий…………….
30
2.3 Практический опыт выполнения геодезических изысканий для реконструкции магистрального нефтепровода «Дружба 1»……….
33
2.3.1 Общие сведения об объекте выполненных работ………...
33
2.3.2 Создание планово-высотного съемочного обоснования при инженерно-геодезических изысканиях на объекте…………….
36
2.3.3 Топографическая съемка масштаба 1:500 и 1:1000………
43
2.3.4 Гидрографическая съемка……………………………….....
46
2.3.5 Съемка подземных коммуникаций………………………...
48
2.4 Камеральные работы………………………………………………
51
2.4.1 Применение программы GALS…………………………….
53
2.4.2 Составление продольного профиля нитки нефтепровода PRF………………………………………………………………………
59
2.4.3 Применение программы AUTOCAD для составления плана коридора нефтепровода………………………………………..
61
3
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ ..…………………………………………
64
4
ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ………...
70
4.1 Анализ существующей нормативно-правовой базы в области охраны труда и безопасности жизнедеятельности………………….
70
4.2 Анализ производственного травматизма………………………...
71
4.3 Требования безопасности при выполнении топогрфо - геодезических работ…………………………………………………………
73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….
Рисунок 2 - Параллельные и обводные трубопроводы
Использование цельнотянутых бесшовных, тонкостенных и упроченных труб, введение компьютерного контроля, дистанционное обслуживание с помощью мониторов, улучшение технологии сварки – главные составляющие прогресса в строительстве и эксплуатации трубопроводов. Трубопроводы приходится строить через неровности рельефа, леса, болота, в экстремальных климатических условиях. Нефть и продукты ее переработки перекачиваются насосными станциями, расстояние между которыми определяется рельефом, скоростью транспортировки и другими факторами. Различные виды сырой нефти или, в случае продуктопроводов, продукты ее переработки, обычно транспортируются с минимальным смешением. Компрессорные станции поддерживают давление, необходимое для постоянного движения природного газа. Диаметр трубопровода, число и мощность насосных и компрессорных станций определяют производительность трубопровода.
Трубопроводы, применяемые на нефтяных месторождениях, подразделяются на виды:
1. По назначению - нефтепроводы, газопроводы, нефтегазопроводы, водопроводы. В нефтепроводах и нефтегазопроводах наряду с нефтью или нефтью и газом может двигаться и пластовая вода.
2. По функции - выкидные линии и коллекторы. Скидные линии - это трубопроводы, проходящие от устья скважин до групповых замерных установок. Коллекторы - это трубопроводы, собирающие продукцию скважин от групповьгх установок к сборным пунктам.
3. По величине рабочего давления - низкого давления до 1,6 МПа, среднего давления от 1,6 до 2,5 МПа и высокого давления выше 2,5 МПа. Трубопроводы среднего и высокого давления напорные. Трубопроводы низкого давления могут быть напорными и самотечными. Если в самотечных трубопроводах движение жидкости происходит при полном заполнении объема трубы, то движение напорно-самотечное, если же заполнение неполное, то движение свободно-самотечное. Свободно-самотечное движение возможно в наклонных трубопроводах с постоянным уклоном на спуск.
4. По гидравлической схеме работы - простые и сложные. Простые трубопроводы, имеющие неизменные диаметр и массовый расход транспортируемой среды по всей длине. Сложные - трубопроводы, имеющие различные ответвления или изменяющийся по длине диаметр. Сложные трубопроводы можно разбить на участки, каждый из которых является простым трубопроводом.
5. По способам прокладки - подземные, надземные и подводные.
К промысловым
трубопроводам относятся
Рисунок 3 - Центральный пункт сбора нефти (ЦПС)
В состав промысловых трубопроводов входят:
Схема промысловых трубопроводов представлена в приложении А.
Проблемы обоснования, планирования, организации и выполнения капитального ремонта подземных нефтепроводов играют важнейшую роль в деле обеспечения надежной и безопасной работы крупных транспортных систем. В связи с этим особое значение приобретают вопросы, связанные с техникой и технологией ремонтных работ.
Капитальный ремонт магистрального нефтепровода - это комплекс технических мероприятий, направленных на полное или частичное восстановление линейной части эксплуатируемого нефтепровода до проектных характеристик с учетом требований действующих нормативных документов. Капитальный ремонт нефтепроводов, как правило, должен производиться после устранения выявленных в результате диагностики опасных дефектов. Потенциально опасные дефекты устраняются в процессе капитального ремонта.
Для поддержания и
восстановления исправности и
Содержание, объемы и сроки проведения ТОР определяются положениями о техническом обслуживании и ремонте, инструкциями заводов-изготовителей, проектом, техническим состоянием сооружений и оборудования.
Функциональная схема обеспечения надежности ПТ показана на рисунке 4.
Рисунок 4 - Функциональная схема обеспечения надежности ПТ
Основными принципами в организации проведения ТОР должны быть централизация и разграничение его сферы от технологического процесса перекачки нефти. Техническое обслуживание и ремонт объектов магистральных нефтепроводов осуществляются в соответствии с действующими Положениями о планово-предупредительном ремонте (ППР) и централизованной системе управления, технического обслуживания и ремонта (ЦСТОР) и типовыми положениями о предприятиях и подразделениях ЦСТОР.
Капитальный ремонт линейной
части нефтепроводов
Планово-предупредительные ремонты сооружений и оборудования производятся в соответствии с утвержденными планами и календарными графиками.
Состояние трубопровода систематически, контролируется ответственным персоналом. Трубопроводы всех категорий подвергают, наружному осмотру не реже одного раза в год. В особо важных случаях состояние трубопровода контролируется непрерывно. Данные наблюдений и контрольных измерений размеров, характеризующие состояние трубопровода, заносят в эксплуатационный журнал. Толщина стенки трубопровода, полученная при замерах, должна быть не ниже отбраковочной, за которую принимают расчетную толщину, вычисленную для данных условий эксплуатации. Однако остаточная толщина стенки трубы не должна быть ниже: для диаметров 25; 45; 89; 108; 273; 325 мм соответственно 1,0; 1,5; 2,0; 3,0; 4,0; 4,5мм.
Трубопровод бракуется и тогда, когда установленная при ревизии толщина стенки несколько выше допустимой, но вследствие коррозии и эрозии к моменту проведения следующего ремонта она станет ниже допустимой.
Проверку и испытание трубопроводов, подведомственных органам Госгортехнадзора, производят в сроки, оговоренные в регистрационном журнале.
На основании результатов оценки технического состояния планируются следующие виды ремонта или реконструкции нефтепровода:
а) ремонт коротких участков с вырезкой дефектных мест или труб с монтажом катушек или секций труб;
б) выборочный ремонт коротких участков нефтепровода с ремонтом стенки трубы и сварочных швов с восстановлением несущей способности труб (ремонт без вырезки) и заменой изоляции;
в) ремонт протяженных участков нефтепровода с ремонтом стенки трубы и сварочных швов и заменой изоляции (сплошная замена изоляции по действующим технологиям);
г) ремонт нефтепровода с заменой отдельных участков или всего нефтепровода.
Выбор вида и способа ремонта зависит от следующих показателей:
Технологические операции при выполнении выборочного ремонта производятся в следующей последовательности:
Организационно-техническая подготовка капитального ремонта включает организационные мероприятия и подготовительные работы.
Организационные мероприятия, выполняемые поэтапно Заказчиком (АО МН или РУМН):
Рисунок 5 - Соединение (сварка) новым куском трубы
При капитальном ремонте трубопровода, как правило, применяется одностадийное проектирование - рабочий проект. Рабочий проект разрабатывается проектной организацией, имеющей соответствующую лицензию.