Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 13:26, дипломная работа
Моя выпускная квалификационная работа имеет целью разработать и обосновать проект создания цифрового плана масштаба 1:2000 на город Санкт Петербург в частности посёлок Шушары под строительство автомобильного комплекса фирмы Тойота с использованием новейших технологий и программных продуктов.
Для достижения поставленной цели изучены и проанализированы возможные технологические схемы и методы составления планов масштаба 1:2000, включая стереофототопографический метод с использованием новейших программных продуктов.
Введение…………………………………………………………………4-5
Глава 1
Состояние и анализ исходной информации, возможные технологические схемы реализации процесса съёмки……………….…5
1.1
Требования руководящих документов к содержанию и точности картографирования планов 1:2000……………………………5-7
1.2
Состояние топографо-геодезического обеспечения……………………7-15
1.3
1.4
Физико-географические и экономические условия территории города Санкт-Петербург……………………………...…16-21
Технологические схемы реализации процесса картографирования съёмки масштаба 1:2000………………………22-25
Вывод по главе……………………………………………………….…..25
Глава 2
Технический проект создания цифрового плана масштаба 1:2000 на город Санкт-Петербург………………………...…26
2.1
Проект производства аэрофотосъемки………………………………26-34
2.2
Проект планово-высотной подготовки аэроснимков и полевого дешифрирования……………………………………...….35-43
2.3
Проект создания пространственной сети фототриангуляции……...43-47
2.4
Проект камерального дешифрирования, векторизации и создания цифровой модели рельефа и ортофотоплана…………..…47-53
2.5
Проект создания цифровой модели инженерных коммуникаций…………………………………………………………53-67
Вывод по главе…………………………..…………………………….…67
Глава 3
Состав и возможности технических средств по выполнению топографо-геодезических работ…………………………68
3.1
Применение спутниковой геодезической аппаратуры при планово-высотной подготовке аэроснимков……………...……68-71
3.2
Применение электронных тахеометров при планово-высотной подготовке аэроснимков………………………………………………71-73
3.3
Применение аэрофотосъемочного оборудования……………………73-78
3.4
3.5
Применение цифровых фотограмметрических станций при создании цифровых моделей рельефа и ортофотопланов………78-80
ЦФС Photomod 3.8…………………………………………………80-83
Вывод по главе…………………………………………………………83
Глава 4
Автоматизация топографо-геодезических работ при создании цифрового плана масштаба 1:2000…………………………83
4.1
Комплекс программ AutoCad…………………………………………83-90
4.2
4.3
4.2.1
4.2.2
4.2.3
4.2.4
Комплекс программ Photomod 3.8………………………………..…....90
Комплекс программ Панорама ………………………………………...90
Общие сведения о ГИС Карта 2003 «Панорама»…………………...…90-93
Описание технологической схемы создания электронных планов………………………………………………..…94-98
Управление редактором векторной карты…………………………...98-99
Нанесение на карту нового объекта…………………………………100-107
Заключение……………………………………………………………….108
Список литературы………………………………………………………109
- неограниченное время хранения снимков.
- неограниченное копирование снимков без потери качества.
- отсутствие деформаций, присущих аналоговым снимкам, полная сохранность при хранении.
- большие объемы устройств оперативного хранения информации.
На сегодня цифровые фотокамеры классификацируют также и по размеру одиночного кадра: малоформатные камеры (до 16 Мега пикселей), среднеформатные камеры (от 16 до 64 Мегапикселей), крупноформатные камеры (от 64 до 256 Мегапикселей). Несмотря на относительно высокую стоимость цифровых аэрофотосъемочных систем, их возможности, производительность и экономическая эффективность в эксплуатации (при наличии необходимых для них объемов работ) делает их привлекательными и интересными.
В нашей стране изготовителем кадровых многоматричных цифровых аэрофотоаппаратов «4/90» и «6/90» универсального назначения занимается НТЦ «Радар». Цифровые снимки, полученные этими камерами, ориентированы на создание и обновление топографических и специальных карт и планов городов масштабов до 1:500.
Аэрофотокамеры UltraCam D. Основной принцип камеры базируется на использовании множества распространенных и доступных ПЗС матриц, объединенных в единую 90 мегапиксельную координатную систему с единым центром перспективы. Принцип работы модульный. В сенсорном модуле находятся 8 объективов, 4 из которых отвечают за съемку четырех каналов цветного изображения, а 4 расположенных в один ряд объектива отвечают за формирование черно-белого изображения. Каждый объектив "срабатывает" с задержкой 1-2 миллисекунды (в зависимости от скорости полета) относительно предыдущего, что обеспечивает съемку из одной точки всех частей выходного изображения. Такой подход обеспечивает получение детального изображения с большим захватом и хорошей геометрией без дорогостоящего оборудования и трудоемких математических преобразований
Цифровая топографическая
камера DMC позволяет проводить
Цифровой топографический
аэрофотоаппарат TwinMapper, совместной разработки
компаний «Геолидар», Rollei GmbH, IGI mbH, является
цифровым аэрофотоаппаратом общего
назначения, используемым в качестве
средства топографического картографирования
местности, выполнения инженерных изысканий,
а также для решения
TwinMapper является полнофункциональным метрическим аэрофотоаппаратом кадрового типа, допускающим использование GPS/ INS средств для автоматического определения элементов внешнего ориентирования, гироплатформы и системы управления аэросъемочным процессом. Они стали активно применяться только в конце XX века. Интегральные навигационные комплексы позволяют с достаточной точностью определять параметры всех 6 элементов внешнего ориентирования снимка.
В комплект программного обеспечения наряду со средствами навигационной поддержки, планирования аэросъемочного проекта и обработки GPS/INS данных входят специализированные программы, обеспечивающие формирование стандартного цифрового аэрофотоснимка прямоугольной формы 23х23 см с вполне определенными метрологическими свойствами.
Фотограмметрическая обработка аэрофотосъемочных данных осуществляется стандартными средствами, например, с помощью пакетов Erdas Imagine, Socket Set, Photomod, Талка и др.
Конфигурации TwinMapper:
- 1-ая конфигурация - «синхронное срабатывание». Обеспечивает одновременное срабатывание затворов обеих составляющих камер с ошибкой не более 0,15 мс.
- 2-ая конфигурация – «плановая». Обе составляющие камеры устанавливаются в плановое положение и производят фотографирование попеременно, тем самым обеспечивается двукратное увеличение производительности при выполнении маршрутной съемки за счет сокращения интервала фотографирования.
- 3-я конфигурация – «единый центр». Составляющие камеры устанавливаются в положение, при котором их центры проекций располагаются на одной оси вдоль вектора продольного перемещения. Камеры срабатывают с задержкой, зависящей от скорости движения, так чтобы положение центров проекций обоих снимков в моменты фотографирования совпадало.
Все это способствует получению
синтезированного аэрофотоснимка с
единым центром проекции, т.е. с максимально
высоким фотограмметрическим
Таблица 14 Технические характеристики АФА
Размер результирующего кадра |
до 75 мегапикселей |
Взаимное перекрытие синхронных кадров |
задается перед началом аэросъемочного проекта, 10% - 60% |
Фокусное расстояние объективов |
от 40 до 300 мм, объективы сменные |
Синхронность срабатывания затворов |
не хуже 0.15 мс |
Калибровка |
Фотограмметрическая калибровка каждой камеры Калибровка взаимного |
Размеры сенсорного блока |
460х460х370 мм |
Размеры блока управления |
500х500х300 мм |
V-STARS – это система
для промышленной
Проектом предусмотрено для маршрутной аэрофотосъемки использовать цифровой аэрофотоаппарат TwinMapper. Проанализировав его технические характеристики, можно сделать вывод, что он подходит для топографической съемки масштаба 1:2000. Выше указывалось, что использование системы прямого позиционирования позволяет с высокой точностью определить координаты центров проекций снимков и углы их наклона, что позволяет строить пространственную модель местности во внешней системе координат.
3.4 Применение цифровых фотограмметрических станций при создании цифровых моделей рельефа и ортофотопланов
Рис. 13 Цифровая фотограмметрическая станция
Важным этапом при проведении картографо-геодезических и фотограмметрических работ является перевод аналоговых материалов на различных носителях в цифровой вид. Первичным этапом обработки аналоговой аэрофотографии является сканирование – преобразование аналоговой аэрофотографии в цифровой вид, выполняемый на сканере. Фотограмметрические и картографические сканеры являются устройствами, обеспечивающими ЦФС исходной информацией, от качества которой зависит эффективность всей последующей обработки цифровой информации.
Для сканирования материалов аэро- и космосъемки будут применяться фотограмметрические сканеры. Фотограмметрические сканеры бывают следующих видов:
- для сканирования рулонных материалов;
- для сканирования отдельных кадров;
- комбинированные (для работы как с рулонами, так и с отдельными кадрами).
Процесс сканирования одиночных снимков не автоматизирован - их будут закладывать в сканер каждый снимок вручную. Сканирование рулонных материалов бывает с ручным управлением - пленка будет перематываться вручную, с автоматическим-ручным - перемотка при помощи пульта дистанционного управления, и полностью автоматическим - оператор задаст программу, а сканирование и перемотка пройдут без его участия. (Рис.14).
Рис. 14 Высокоточный фотограмметрический сканер с автоматической подачей пленки
Геометрическая точность позиционирования сканера находиться в пределах 0,25 – 0,5 величины элемента разрешения.
Чувствительный элемент сканера воспринимает диапазон оптических плотностей для черно-белых аэрофотоснимков в пределах 0,1 – 2,2 D, цветных – 0,1 – 3,2 D.
Профессиональные
сканеры будут сохранять
ЦФС «Талка» может автоматически распознавать координатные метки на отсканированных аэрофотоснимках. Однако этот процесс будет выполняться надёжнее и быстрее, если будут использовать автоматический сканер. Такой сканер «не смещает» изображения для разных кадров, т.е. пиксельные координаты координатных меток от снимка к снимку примерно одинаковы. ЦФС «Талка», распознав кресты на одном снимке, будет использовать их как начальный прогноз для другого снимка (рис.14).
Рис. 15 Автоматическое измерение крестов (меток) в ПО ЦФС Талка
Одной из
сильных сторон «ЦФС Талка» является
возможность эффективной
Рис.16 Пример
фотомозаики
3.5 ЦФС Photomod 3.8
Обработку полученных цифровых
снимков предусмотрено
Последняя версия Photomod 3.8 обеспечивает:
- Обработку снимков центральной
проекции и сканерных
- Выполнение блочной фототриангуляции.
- Создание цифровых моделей рельефа.
- Создание ортофотоплана.
- Векторизацию в стереорежиме и по ортофотоплану.
- Создание и печать электронных карт.
- Калибровку планшетных полиграфических сканеров.
Благодаря гибкой модульной
структуре и сетевым
- Локальная полнофункциональная цифровая фотограмметрическая
станция
- Распределенная сетевая среда для реализации больших проектов
- Дополнительные рабочие
места к имеющимся
Программный модуль Photomod AT служит для выполнения комплекса работ по построению и уравниванию маршрутных и блочных сетей пространственной фототриангуляции.
Если фототриангуляция выполняется для определения координат и высот точек, используемых как опорные при последующей фотограмметрической обработке одиночных и стереопар снимков, то эти точки необходимо выбирать на изображениях четких контуров местности.
Программный модуль Photomod AT состоит из 2-х блоков: Менеджер проектов и Фототриангуляция.
Диалоговое окно Менеджера проектов имеет 2 закладки: Проекты; Камеры.
Диалоговое окно проектов содержит список проектов, созданных на данной станции с указанием уникального имени и даты создания. Список проектов можно сортировать по имени или дате создания нажатием на соответствующий заголовок.
Закладка Камеры предназначена для создания и редактирования каталога съемочных камер.
Основные этапы
- Формирование блока.
- Внутреннее ориентирование.
- Создание каталога опорных точек.
- Измерение опорных точек на снимках.
- Ввод межмаршрутных связей и измерение точек сети.
- Ввода связующих точек
на перекрывающихся снимках
- Измерение точек сети.
- Работа со схемой сети.
- Построение и уравнивание сети фототриангуляции.
Конечной целью работ
по построению и уравниванию сетей
фототриангуляции является определение
значений элементов внешнего ориентирования
снимков, которые используются при
последующей
Для создания и редактирования в стереорежиме трёхмерных векторных объектов используют Photomod StereoDraw . Они в дальнейшем могут использоваться для создания цифровых карт, а также как элементы модели рельефа при загрузке в модуль Photomod DTM. Непосредственно в модуле Photomod StereoDraw предусмотрен также импорт векторных объектов из популярных форматов. Модуль предоставляет пользователю необходимый набор инструментов редактирования 3D векторов, их топологического согласования, деления на тематические слои, привязки атрибутов и записей в таблице кодов. Система Photomod хранит 3D вектора в специальных файлах – ресурсах, так же как и любые другие типы объектов.
Информация о работе Проект создания цифрового плана масштаба 1:2000 на город Санкт-Петербург