Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 13:26, дипломная работа
Моя выпускная квалификационная работа имеет целью разработать и обосновать проект создания цифрового плана масштаба 1:2000 на город Санкт Петербург в частности посёлок Шушары под строительство автомобильного комплекса фирмы Тойота с использованием новейших технологий и программных продуктов.
Для достижения поставленной цели изучены и проанализированы возможные технологические схемы и методы составления планов масштаба 1:2000, включая стереофототопографический метод с использованием новейших программных продуктов.
Введение…………………………………………………………………4-5
Глава 1
Состояние и анализ исходной информации, возможные технологические схемы реализации процесса съёмки……………….…5
1.1
Требования руководящих документов к содержанию и точности картографирования планов 1:2000……………………………5-7
1.2
Состояние топографо-геодезического обеспечения……………………7-15
1.3
1.4
Физико-географические и экономические условия территории города Санкт-Петербург……………………………...…16-21
Технологические схемы реализации процесса картографирования съёмки масштаба 1:2000………………………22-25
Вывод по главе……………………………………………………….…..25
Глава 2
Технический проект создания цифрового плана масштаба 1:2000 на город Санкт-Петербург………………………...…26
2.1
Проект производства аэрофотосъемки………………………………26-34
2.2
Проект планово-высотной подготовки аэроснимков и полевого дешифрирования……………………………………...….35-43
2.3
Проект создания пространственной сети фототриангуляции……...43-47
2.4
Проект камерального дешифрирования, векторизации и создания цифровой модели рельефа и ортофотоплана…………..…47-53
2.5
Проект создания цифровой модели инженерных коммуникаций…………………………………………………………53-67
Вывод по главе…………………………..…………………………….…67
Глава 3
Состав и возможности технических средств по выполнению топографо-геодезических работ…………………………68
3.1
Применение спутниковой геодезической аппаратуры при планово-высотной подготовке аэроснимков……………...……68-71
3.2
Применение электронных тахеометров при планово-высотной подготовке аэроснимков………………………………………………71-73
3.3
Применение аэрофотосъемочного оборудования……………………73-78
3.4
3.5
Применение цифровых фотограмметрических станций при создании цифровых моделей рельефа и ортофотопланов………78-80
ЦФС Photomod 3.8…………………………………………………80-83
Вывод по главе…………………………………………………………83
Глава 4
Автоматизация топографо-геодезических работ при создании цифрового плана масштаба 1:2000…………………………83
4.1
Комплекс программ AutoCad…………………………………………83-90
4.2
4.3
4.2.1
4.2.2
4.2.3
4.2.4
Комплекс программ Photomod 3.8………………………………..…....90
Комплекс программ Панорама ………………………………………...90
Общие сведения о ГИС Карта 2003 «Панорама»…………………...…90-93
Описание технологической схемы создания электронных планов………………………………………………..…94-98
Управление редактором векторной карты…………………………...98-99
Нанесение на карту нового объекта…………………………………100-107
Заключение……………………………………………………………….108
Список литературы………………………………………………………109
Московский вокзал поезда дальнего следования на Москву, центр и юг России; пригородные перевозки на Будогощь, Малую Вишеру, Бабаево, Великий Новгород.
Финляндский вокзал обслуживает пригородный пассажиропоток на Сестрорецк, Выборг, Кузнечное, Ладожское Озеро и др., а также поезда до Хельсинки.
В Петербурге расположено управление крупнейшей в России железной дороги — Октябрьской. С 1948 года в городе действует Детская железная дорога — Малая Октябрьская железная дорога.
Общественный внутригородской транспорт
С 1955 в городе действует метрополитен. На конец марта 2009 года в Санкт-Петербургском метрополитене имелось 63 станции на 5 линиях, 7 пересадочных узлов, эксплуатационная длина линий составляла более 120 км.
По состоянию на 2004 год в Санкт-Петербурге действовала крупнейшая в мире трамвайная сеть. В последние годы она была значительно сокращена. Также в городе имеются развитые сети автобусного и троллейбусного сообщения. Значительный объём перевозок выполняется маршрутными такси.
Вывод: из анализа физико-географических условий следует, что производство работ по аэрофотосъёмке целесообразно производить ранней весной и поздней осенью, когда на деревьях практически нет листвы. Аэрофотосъёмку желательно выполнять в ясную, безоблачную погоду.
1.4 Технологические схемы реализации процесса
электронного картографирования
Существует два основных метода съёмки масштаба 1: 2000 – стереотопографическая съёмка и геодезическая съёмка. Их сочетание обычно приводит к созданию полного и точного обследованного в поле плана.
При стереотопографической съёмке применяют аэрофотосъёмку и цифровые фотограмметрические станции (ЦФС). Планово-высотное сгущение сети опознаков и съёмочных точек осуществляется спутниковыми технологиями, электронными тахеометрами и нивелирами. Полученные опознаки и точки сгущения используют для фотограмметрического сгущения сети опорных и съёмочных точек, которое выполняется на ЦФС Photomod, Талка, Erdas Imagine и других. Этот метод имеет широкие перспективы дальнейшей автоматизации, но является очень затратным вследствие необходимости применения дорогостоящей аэрофотосъёмочной аппаратуры, средств кинематического спутникового оборудования для определения координат точек фотографирования и ориентации снимков. Поэтому данный метод преимущественно используют при создании планов «с чистого листа» и для съёмки больших городов. Переход от аналоговой аэрофотосъёмки к цифровой приведёт к расширению сферы применения стереотопографического метода создания планов, в том числе масштаба 1:2000. Обобщенная схема стереотопографического метода съёмки приведена на рис. 3.
Наиболее широко применяемым методом съёмки в городских условиях является геодезическая съёмка. При технической реализации этого метода съёмки большинство съёмочных работ выполняют непосредственно в поле на электронных тахеометрах и нивелирах. Возможно и целесообразно применение спутниковой геодезической аппаратуры для сгущения опорной сети, а также для самой съёмки в режиме кинематики. Имеется возможность применения только тахеометров и нивелиров, что приводит к широкому привлечению малых геодезических предприятий к выполнению работ.
Рис.3 Технологическая
схема стереотопографической
Непосредственные полевые
работы позволяют качественно
Дальнейшее развитие геодезических средств измерений и их оборудование средствами мобильной передачи в подразделения камеральной обработки полевых материалов геодезических измерений делает геодезический метод съёмки преимущественно используемым в топографо-геодезическом производстве. Обобщенная технологическая схема геодезической съёмки приведена на рис. 4.
Рис.4 Технологическая схема геодезической съёмки
Из сравнения приведённых технологических схем следует, что две рассматриваемые технологии взаимно дополняют друг друга и имеют общие элементы полевых топографо-геодезических работ. В случае стереотопографической съёмки дорогостоящие полевые работы максимально сокращены, а в случае геодезической съёмки они составляют львиную долю всех работ.
На территории Санкт-Петербурга
съёмка масштаба 1:2000 преимущественно
выполняется
Выводы по главе
Из анализа исходной информации следует, что требования к созданию цифрового плана масштаба 1:2000 достаточно высоки и требуют специальных (совокупных) технологий, методик и технических средств для производства данного вида работ. Имеющиеся исходная основа не в полной мере позволяет производить работы по планово-высотной подготовке аэроснимков. Картографические материалы устарели и требуется создание новых или тщательное обновление старых планов.
Производства работ по аэрофотосъёмке возможна на протяжении всего года, но лучшее время-это ранняя весна и поздняя осень, когда на деревьях практически нет листвы. Аэрофотосъёмку желательно выполнять в ясную, безоблачную погоду.
По материалам задания на ВКР ясно, что в случае со снимаемым участком весьма ограниченных размеров экономически целесообразно использовать уже произведённую аэрофотосъёмку, выполненную центром Севзапгеоинформ в 2009 г. По этим материалам уже построена фотограмметрическая сеть способом независимых моделей, развитая по аналоговым снимкам на фотограмметрическом стереоплоттере SD 2000. Эту сеть будем использовать для внешнего ориентирования моделей в программном продукте Фотомод перед стереорисовкой.
ГЛАВА 2 ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ ЦИФРОВОГО ПЛАНА МАСШТАБА 1:2000 НА ГОРОД САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2.1 Проект производства аэрофотосъемки
Аэрофототопографическая съёмка считается основным видом съёмки при топографическом картировании в масштабах от 1:100000 до 1:5000 и крупнее. В аэрофототопографической съёмке фотографирование местности производится аэрофотоаппаратом, установленном на самолете, вертолете или другом носителе. Основными методами создания карт и планов в этом виде съёмки являются комбинированный и стереотопографический.
Комбинированный метод используется для съемки в плоскоравнинных районах и когда рельеф местности плохо просматривается.
Стереотопографический метод съемки является основным методом картографирования. В нем используются свойства пары снимков, что позволяет в камеральных условиях снимать не только контуры, но и рельеф местности. Стереотопографическим методом создаются карты высокогорных, горных, холмистых и равнинных районов.
Аэрофотосъемка уже выполнена в соответствии с "Основными положениями по аэрофотосъемке, выполняемой для создания и обновления топографических карт и планов (ГКИНП-09-32-80)" ГУГК СССР и Министерства гражданской авиации (МГА СССР).
Аэрофотосъемочные работы произведены в соответствии с техническим заданием, составленным руководителями отдела, выполняющего аэрофототопографическую съемку.
В техническом задании на выполнении аэрофотосъёмки были указаны:
-район работ и календарные сроки производства аэрофотосъемки – территория Санкт-Петербурга, август 2009 г.;
-масштаб фотографирования и создаваемых планов 1:10 000, 1:2000;
-тип и фокусное расстояние аэрофотоаппарата RC-30 (LG), f=153.503 мм, x0=0, y0=0, rx=0,ry=0,остаточная дисторсия объектива не превышает 2 мкм;
продольное и поперечное перекрытия аэрофотоснимков 63%, 33%;
-тип носителя и необходимость применения статоскопа и радиовысотомера: АН-30, GPRS – кинематика;
-состояние местности и лиственного покрова: освещённость хорошая, лиственный покров присутствует;
-необходимость установки дополнительных АФА и другой аппаратуры: (гидроустановка, КСИ, GPRS – кинематика);
-часы производства аэросъемочных работ, возможность съемки при наличии сплошной облачности среднего и верхнего яруса 1100-1600.
-используемый картографический материал для прокладки маршрутов: карта масштаба 1:50 000;
-повторность аэрофотосъемки, специальные требования к аэрофотосъемке: выдержать точные параметры продольного и поперечного перекрытий ±2 %.
На борту носителя, предназначенного для производства плановой аэрофотосъемки, была установлена следующая аппаратура:
топографический АФА RC 30 (Leica Geosystems) в плановой аэроустановке с автоматическим разворотом на углы сноса (рис. 6);
Гиростабилизирующая установка в комплекте АФА RC 30.
Оборудование носителей аэрофотосъемочной и другой аппаратурой выполнено в порядке, установленном МГА СССР.
Поверхность выравнивающего стола у RC 30 не отклоняется от плоскости более чем на 2 мкм. Смещение главной точки от истинного положения не превышает 0,001 мм.
Фотограмметрическая дисторсия объектива определена в лабораторных условиях и по фотографиям испытательного полигона.
Аэрофотосъемочные маршруты проложены визуально по наземным ориентирам, отмеченным на картах, планах или фотосхемах, составленных по материалам аэрофотосъемки предыдущих лет.
Таблица 5 Продольное перекрытие
Продольное перекрытие, % | |||
заданное |
Минимальное |
максимальное | |
h/H<0,2 |
h/H=0,2-0,3 | ||
60 |
56 |
66 |
70 |
80 |
78 |
83 |
85 |
90 |
89 |
92 |
93 |
Поперечное перекрытие в случае использования двух- и трехмаршрутной аэрофотосъемки примут по табл. 6.
Таблица 6 Поперечное перекрытие
Масштаб аэрофотосъемки |
Поперечное перекрытии, % | ||
заданное |
Минималь-ное |
максимальное от расчетного | |
1:10000 и крупнее |
40 - 60h H |
20 |
+20 |
1:10000 и мельче |
35 - 65h H |
20 |
+15 |
Аэрофотоснимки получены стабилизированным АФА и не превышают значений, приведенных в табл. 7.
Таблица 7 Углы наклона аэрофотоснимков
Углы наклона аэроснимков |
Максимальные углы наклона, град | |
fk < 140 мм |
fk > 200 мм | |
Взаимные продольные и поперечные углы наклона |
1,5 |
2,0 |
Сумма взаимных поперечных углов наклона из серии аэрофотоснимков |
2,0 |
2,5 |
На съемочном маршруте количество снимков с максимальным значением взаимных продольных углов не превышает 3 %, а взаимных поперечных углов наклона - не превышает 5 % от числа аэрофотоснимков.
Непараллельность базиса фотографирования стороне снимка ("елочка") не превышает 3°.
Отклонение осей маршрутов от заданного положения не превышает на снимках: 0,8 см в масштабе снимков. Маршруты прямолинейные.
Аэрофотосъемка произведена при отсутствии кучевой облачности. Высота Солнца при фотографировании на черно-белую пленку не менее 20° над горизонтом.
Все параметры съемки и их изменение в процессе работ штурман и борт оператор указали в справке для фотолаборатории и справке для фотограм- метрической группы, а также для исполнителей сканирования негативов на фотограмметрическом сканере..
Оценка результатов залёта и фотохимической обработки произведена по негативам и накидному монтажу. Все негативы тщательно просмотрены на просмотровом столе. На негативах дефектов, снижающих точность измерений и дешифрирования не обнаружено: изображения облаков и теней от них, царапин, заломов, сплывов эмульсии, бликов, пятен ореолов, следов от разрядов статического электричества, накладок отсутствуют.
Информация о работе Проект создания цифрового плана масштаба 1:2000 на город Санкт-Петербург