Экспериментальная археология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 13:25, реферат

Описание работы

Экспериментальная археология – это попытки экспериментальным путем создать объекты, подобные археологическим памятникам и таким образом понять, как они возникали. Эксперименты в археологии иногда применялись и до нашего времени. Два обстоятельства стимулировали их умножение и объединение в особуюсубдисциплину: восприятие археологии как науки, как точной науки, стоящей близко к естественным наукам; и сомнения и беспокойство относительно способности археологических источников информировать о прошлом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….. 3 – 4
1. Эксперимент…………………………………………………………... 5 – 6
1.1 Структура и основные виды эксперимента………………………... 7 – 9
2. Экспериментальная археология…………………………………….. 10
2.1 История развития экспериментальной археологии……………….. 10 – 16
2.2 Систематизация основных правил экспериментальной археологии……………………………………………………………...…
17 – 18
Заключение………………………………………………………………. 19 – 20
Список использованной литературы…………………………………… 21

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 60.29 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                               Стр.

Введение…………………………………………………………………..

3 – 4

1. Эксперимент…………………………………………………………...

5 – 6

1.1 Структура и основные виды эксперимента………………………...

7 – 9

2. Экспериментальная археология……………………………………..

10

2.1 История развития экспериментальной археологии………………..

10 – 16

2.2 Систематизация основных правил экспериментальной археологии……………………………………………………………...…

 

17 – 18

Заключение……………………………………………………………….

19 – 20

Список использованной литературы……………………………………

21


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Экспериментальная археология – это попытки экспериментальным путем создать объекты, подобные археологическим памятникам и таким образом понять, как они возникали. Эксперименты в археологии иногда применялись и до нашего времени. Два обстоятельства стимулировали их умножение и объединение в особую субдисциплину:  восприятие археологии как науки, как точной науки, стоящей близко к естественным наукам; и сомнения и беспокойство относительно способности археологических источников информировать о прошлом.

Эксперимент – общий эмпирический метод исследования (метод-действие), суть которого заключается в том, что явления и процессы изучаются  в строго контролируемых и управляемых  условиях. Основной принцип любого эксперимента –  изменение в каждой исследовательской процедуре только одного какого-либо фактора при неизменности и контролируемости остальных. 

Цель реферата состоит в усвоении основных учебных и научных материалов по экспериментальной археологии, в формировании у студентов теоретико-методологической основы, необходимой при самостоятельной разработке конкретных исследовательских проблем использования экспериментального метода в области археологии.

Задачи включают в себя:

–ознакомление с фундаментальными открытиями в области экспериментальной археологии и влиянии получаемых результатов исследований на общую методику археологических исследований;

– изучение основных методов  экспериментальной археологии;

– знакомство с современными достижениями, дискуссионными проблемами и перспективными направлениями в экспериментальной археологии;

– в формирование у студентов навыков аналитического мышления и умения соотносить археологические универсумы с различными культурно-историческими процессами.

Современные ученые, работающие на стыке археологии и этнографии, используют тонкие, точные и трудоемкие методики, одна из которых - экспериментальная  археология - направление, связанное  с изучением изменений объекта  или вещи с течением времени, создание реплик древних орудий и объектов, работы ими и использование полученных данных для исследования археологических  материалов. Изучение древних техник и технологий проводится путем эксперимента и наблюдения за действием и состоянием реплик древних инструментов и современных  объектов, аналогичным древним. Этому  направлению посвящена монография Р. Малиновой и Я. Малиной “Прыжок  в прошлое” (1989 г.) [10, с. 43], что избавляет нас от необходимости подробно описывать развитие этого направления.

В настоящее время экспериментальная  археология - сложное научно-исследовательское  направление; существует сеть учреждений, проводящих эксперименты, регулярно  с 1976 г. проходят симпозиумы, посвященные  этой проблематике. Таким образом, эксперимент  стал необходимой процедурой при  изучении древних технологий и производств  и надежным союзником исследователей.

Объектом эксперимента являются, все возможные объекты, производства и процессы: изготовление орудий и  работа ими, строительство жилищ, укрепленных  сооружений, погребальных комплексов, наблюдения за их функционированием, изготовление пищи, одежды, орудий труда и оружия, древние производства (горное, металлургическое, гончарное), способы передвижения на разных транспортных средствах и так далее и тому подобное. Существуют целые поселки, построенные по методикам отдельных времен (неолита, бронзы, раннего железного вида) в которых люди живут жизнью древних людей и пользуются репликами орудий того времени.

Занятие экспериментальной  археологией помогает изучить процесс разрушения археологического объекта в процессе археологизации, а также выяснить особенности их функционирования в древности. Исследователи изучают следы сработанности на древних орудиях и по их характеру определяют, что этими орудиями делали и на каком материале. Иногда ученым приходится делать реплики древних орудий, работать ими по разному материалу (например, экспериментальными ножами обрабатывать дерево, кость, кожу и т.д.). Затем, сравнивая следы на древних и современных орудиях труда можно установить, что делали древним орудием.

Однако,  есть некоторые ограничения для этого метода: нельзя требовать от экспериментатора абсолютной доказательности, результаты эксперимента не всегда можно соотнести со временем и пространством, для большей достоверности нужна серия опытов и использование материалов  и методик, соответствующих древним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Эксперимент

Эксперимент – общий эмпирический метод исследования (метод-действие), суть которого заключается в том, что явления и процессы изучаются  в строго контролируемых и управляемых  условиях. Основной принцип любого эксперимента – изменение в каждой исследовательской процедуре только одного какого-либо фактора при неизменности и контролируемости остальных.  Если надо проверить влияние другого  фактора,  проводится следующая исследовательская  процедура, где изменяется этот последний  фактор, а все другие контролируемые факторы остаются неизменными, и т.д. [1, с. 43].

В ходе эксперимента исследователь  сознательно изменяет ход какого-нибудь явлением путем введения в него нового фактора. Новый фактор, вводимый или  изменяемый экспериментатором,  называется экспериментальным фактором,  или  независимой переменной. Факторы,  изменившиеся под влиянием независимой  переменной,  называются зависимыми переменными [1, с. 43].

В литературе имеется множество  классификаций экспериментов.  Прежде всего,  в зависимости от характера  исследуемого объекта принято различать  эксперименты физические, химические, биологические, психологические и  т.д. По основной цели эксперименты делятся на проверочные  (эмпирическая проверка некоторой гипотезы)  и поисковые  (сбор необходимой эмпирической информации для построения или уточнения выдвинутой догадки,  идеи).  В зависимости от характера и разнообразия средств и условий эксперимента и способов использования этих средств можно различать прямой  (если средства используются непосредственно для исследования объекта),  модельный (если используется модель,  заменяющая объект),  полевой (в естественных условиях,  например, в космосе), лабораторный  (в искусственных условиях) эксперимент [1, с. 46].

Можно,  наконец,  говорить об экспериментах качественных и  количественных, основываясь на различии результатов эксперимента.  Качественные эксперименты,  как правило, предпринимаются  для выявления воздействия тех  или иных факторов на исследуемый  процесс без установления точной количественной зависимости между  характерными величинами.  Для обеспечения  точного значения существенных параметров, влияющих на поведение изучаемого объекта, необходим количественный эксперимент [3, с. 6].

В зависимости от характера  стратегии экспериментального исследования различают:

1) эксперименты, осуществляемые  методом  «проб и ошибок»; 

2) эксперименты на основе  замкнутого алгоритма; 

3) эксперименты с помощью  метода  «черного ящика», приводящие  к заключениям от знания функции  к познанию структуры объекта; 

4) эксперименты с помощью   «открытого ящика»,  позволяющие  на основе знания структуры  создать образец с заданными  функциями.

В последние годы широкое  распространение получили эксперименты,  в которых средством познания выступает компьютер. Они особенно важны тогда, когда реальные системы  не допускают ни прямого экспериментирования,  ни экспериментирования с помощью  материальных моделей.  В ряде случаев  компьютерные эксперименты резко упрощают процесс исследования –  с их помощью  «проигрываются»  ситуации путем построения модели изучаемой системы [1, с. 44 – 45].

В разговоре об эксперименте как методе познания нельзя не отметить и еще один вид экспериментирования, играющий большую роль в естественнонаучных исследованиях.  Это мысленный  эксперимент –  исследователь  оперирует не конкретным, чувственным  материалом, а идеальным, модельным  образом.  Все знания,  получаемые в ходе мысленного экспериментирования, подлежат практической проверке, в  частности в реальном эксперименте [1, с. 46].

 Поэтому данный вид  экспериментирования стоит относить  к методам теоретического познания. П.В. Копнин, например, пишет:  «Научное исследование только тогда действительно является экспериментальным,  когда заключение делается не из умозрительных рассуждений,  а из чувственного,  практического наблюдения явлений. Поэтому то,  что иногда называют теоретическим,  или мыслительным экспериментом,  фактически не является экспериментом. Мыслительный эксперимент – это обычное теоретическое рассуждение, принимающее внешнюю форму эксперимента».

К теоретическим методам научного познания должны быть отнесены также и некоторые другие виды эксперимента, например,  так называемые математические и имитационные эксперименты. «Сущность метода математического эксперимента состоит в том, что эксперименты проводятся не с самим объектом, как это имеет место в классическом экспериментальном методе, а с его описанием на языке соответствующего раздела математики» [3, с. 7 – 8].

 Имитационный эксперимент представляет собой идеализированное исследование посредством моделирования поведения объекта вместо реального экспериментирования. Иначе говоря,  эти виды экспериментирования – варианты модельного эксперимента с идеализированными образами [3, с. 8].

 

 

 

 

 

    1. Структура и основные виды эксперимента

 

Любой эксперимент, как уже  отмечалось, представляет такой метод  эмпирического исследования, при  котором  ученый воздействует на изучаемый  объект с помощью специальных  материальных средств (экспериментальных  установок и приборов) с целью  получения необходимой информации о свойствах и особенностях этих объектов или явлений. Поэтому общая  структура эксперимента будет отличаться от наблюдения тем, что в нее кроме  объекта исследования и самого исследователя  обязательно входят определенные материальные средства воздействия на изучаемый  объект. Хотя некоторые из таких  средств, например приборы и измерительная  техника, используются и при наблюдении, но их назначение совсем иное. Такие  приборы способствуют повышению  точности результатов наблюдений, но они, как правило, не служат для непосредственного  воздействия на изучаемый объект или процесс. Значительная часть  экспериментальной техники служит либо для прямого воздействия  на исследуемый объект, либо для  преднамеренного изменения условий, в которых он должен функционировать. В любом случае речь идет об изменении  и преобразовании предметов и  процессов окружающего мира для лучшего их познания [8, с. 67].

В этом смысле экспериментальные  установки и приборы в некотором  отношении аналогичны орудиям труда  в процессе производства.  Так  же как рабочий с помощью орудий труда воздействует на предметы труда, стремясь придать им необходимую  форму, экспериментатор с помощью  аппаратов, установок и приборов воздействует на исследуемый объект, чтобы лучше выявить его свойства и характеристики.  Даже метод или, лучше сказать, подход к делу у них имеет много общего. И рабочий, и экспериментатор, осуществляя те или иные действия, наблюдают и контролируют их результаты. Соответственно этим результатам они вносят поправки в первоначальные допущения и планы. Но как бы ни важна была эта аналогия, мы не должны забывать, что в процессе труда ставятся и решаются прежде всего практические задачи, в то время как эксперимент представляет метод решения познавательных проблем. В зависимости от целей, предмета исследования, характера используемой экспериментальной техники и других факторов можно построить весьма разветвленную классификацию различных видов экспериментов. Не ставя перед собой задачи дать исчерпывающую характеристику всех типов экспериментов, мы ограничимся рассмотрением наиболее существенных с методологической точки зрения экспериментов, применяемых в современной науке. По своей основной цели все эксперименты можно разделить на две группы. К самой большой группе следует отнести эксперименты, с помощью которых осуществляется эмпирическая проверка той или иной гипотезы или теории [9, с. 146].

Информация о работе Экспериментальная археология