Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 22:33, контрольная работа
Экологическое право – это самостоятельная, комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой. Самостоятельность экологического права обусловлена наличием собственного предмета и методов правового регулирования.
Под предметом правового регулирования понимается строго определённая область общественных отношений качественно отличающихся от иных отношений, образующих предмет другой отрасли права.
Введение ……………………………………..…………….………3
§1. Акты федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности как источники экологического права………………….....5
§2. Нормирование в области экологопользования и охраны окружающей среды…………………………………………………………..9
Задание …………………………………………………………………..…12
Заключение ………………………..……………………………….…….15
Список использованной литературы ……………………….……17
Содержание:
Введение ……………………………………..…………….………3
§1. Акты федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности как источники экологического права………………….....5
§2. Нормирование в области экологопользования и охраны окружающей среды…………………………………………………………..9
Задание …………………………………………………………………..…12
Заключение ………………………..……………………………….…….15
Список использованной литературы ……………………….……17
Введение
Экологическое право – это самостоятельная, комплексная
отрасль права, регулирующая отношения
в области взаимодействия общества и человека
с окружающей средой. Самостоятельность экологического права
обусловлена наличием собственного предмета
и методов правового регулирования.
Под предметом правового
регулирования понимается строго определённая область
общественных отношений качественно отличающихся
от иных отношений, образующих предмет
другой отрасли права.
Предмет экологического права отвечает
на вопрос: что эта отрасль регулирует - в каких видах общественных отношений
по поводу окружающей среды поведение
субъектов регулируется экологическим
законодательством.
Учитывая интересы
и потребности человека и гражданина в
сфере взаимодействия общества и природы, предмет экологического права образует
следующие группы общественных отношений:
1. По охране окружающей среды от вредных
химических, физических и биологических
воздействий в процессе хозяйственной
и иной деятельности.
2. По рациональному использованию природных ресурсов.
3. По охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Охрана окружающей
среды (природоохранная деятельность) – это
деятельность органов государственной
власти РФ, органов государственной власти
субъектов РФ, органов местного самоуправления,
общих и иных исполнительных объединений,
юридических и физических лиц, направленное
на сохранение, восстановление природной
среды, рациональное использование и воспроизводство
природных ресурсов, предотвращение негативного
воздействия хозяйственной и иной деятельности
на окружающую среду и ликвидацию её последствий.
Правовое регулирование общественных
отношений по охране окружающей среды,
касается трёх видов воздействий на неё: - физических - химических - биол
Рациональное использование
природных ресурсов – комплексное экологически эффективное
использование природных ресурсов в сочетании
с требованиями охраны окружающей среды.
Отношения по природопользованию регулируются
главным образом применительно к отдельным
природным ресурсам (Земля, водам, атмосферному
воздуху, лесам, растительному миру вне
лесов, объектам животного мира). По средствам
регулируются такие отношения, обеспечиваются
решение ряда общих задач. Главные из них:
удовлетворение материальных и других
потребностей человека и вместе с тем
предупреждение разных форм деградации
природы, включая её загрязнение и истощение
природных ресурсов. Основной принцип
осуществления природопользования –
принцип рационального использования,
т.е. экономически обоснованного использования
природных ресурсов.
Сегодня во многих государствах мира
всё больше признания получил подход в
соответствии с обеспечением экологической
безопасности, являющейся относительно
самостоятельной группой общественных
отношений в составе предмета экологического
права, наряду с рациональным, природопользованием
и охраной окружающей среды.
Экологическая
безопасность – это состояние защищённости природной
среды жизненно важных интересов человека
от возможного негативного воздействия
хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера
и их последствий.
Метод правового
регулирования – это устанавливаемый нормами права
специфический способ правового воздействия
на поведение участников отношений входящих
в предмет экологического права. Наша
контрольная работа посвящена рассмотрению
некоторых вопросов экологического права.
§ 1. Акты федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности как источники экологического права
Источники - объективные носители норм. Источники экологического права - нормативные правовые акты, содержащие нормы по регулированию общественных экологических правоотношений.
Особенности источников экологического права:
1) два уровня
установления правовых норм (то
есть акты Российской
2) нормы экологического права содержатся не только в специальном законодательстве, но и в актах других отраслей законодательства;
3) значительный
объем подзаконных актов, что
связано как с объективными
факторами (специфика
Классификация источников экологического права
Рассмотрим различные классификации источников экологического права.
Конституция РФ играет ключевую роль во всех отраслях права. В Конституции закрепляются (признаются) права и свободы человека и гражданина, гарантии их соблюдения и защиты, заложены основы правовой системы, основы организации и пределы государственной власти.
Можно выделить две группы конституционных норм:
1) общие:
- ст. 1 - РФ есть демократическое федеративное правовое государство; демократичность Российского государства должна проявляться, в том числе, в демократических процедурах участия населения, общественных объединений в процессе принятия экологически значимых решений;
- ст. 2 - человек, его права и свободы являются высшей ценностью, что реализуется, в частности, в принципе приоритета экологических прав человека
- ст. 7 - РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; к таким условиям, несомненно, следует отнести и благоприятную окружающую среду;
- ст. 10 - разделение властей
2) специальные экологические:
- установление прав и обязанностей:
ст. 42 - три основных экологических права человека: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду; достоверную информацию о ее состоянии; и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением;
ст. 58 - обязанность каждого сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.
природоресурсные нормы:
ст. 9 - земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов. Определено место и роль природных ресурсов, закреплена экологическая роль государства. Ст. 9 также устанавливает многообразие форм собственности на природные ресурсы.
ст. 36 прямо закрепляет право частной собственности на землю.
- Федеральный закон
от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;
- Федеральный закон от 09.01.1996 №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»;
- Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
- Федеральный закон от 19.07.1997 №109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»
- Федеральный закон от 21.12.1994 №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
- Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
- Федеральный закон от 10.07.2001 №92-ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территории»;
- Федеральный закон от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;
- Федеральный закон от 23.02.1995 №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;
- Федеральный закон от 30.11.1995 №187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 17.12.1998 №191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне»;
- Федеральный закон от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»;
- Федеральный закон от 07.05.2001 №49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»
- Федеральный закон от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Значительный удельный вес в системе экологического законодательства занимает природоресурсное законодательство. В отличие от законодательства об окружающей среде в собственном смысле, природоресурсное законодательство более развито, поскольку, как подчеркивалось ранее, экологическое законодательство в России развивалось применительно к использованию и охране отдельных природных ресурсов.
Природоресурсное законодательство это - совокупность законов, регулирующих отношения по использованию и охране отдельных природных ресурсов. Оно включает:
- Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ;
- Федеральный закон от 10.01.1996 №4-ФЗ «О мелиорации земель»;
- Водный кодекс РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ;
- Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 №200-ФЗ;
- Закон РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах»;
- Федеральный закон от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире»;
§ 2. Нормирование в области экологопользования и охраны окружающей среды.
Структура Федерального закона включает:
• глава I. Общие положения;
• глава II. Основы управления в области охраны окружающей среды;
• глава III. Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;
• глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;
• глава V. Нормирование в области охраны окружающей среды;
• глава VI. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;
• глава VII. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
• глава VIII. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;
• глава IX. Природные объекты, находящиеся под особой охраной;
• глава X. Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);
• глава XI. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);
• глава XII. Научные исследования в области охраны окружающей среды;
• глава XIII. Основы формирования экологической культуры;
• глава XIV. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды;
• глава XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды;
• глава XVI. Заключительные положения.
В контексте концепции устойчивого развития важное значение имеет регулирование нормирования допустимого изъятия компонентов природной среды (ст. 26 Закона). Особенно важно то, что Закон предусмотрел требование о нормировании допустимого изъятия ресурсов недр. В отличие от земель, лесов, вод, объектов животного мира, в отношении недр в действующем законодательстве требования о нормировании не установлены.
Законом определен юридический критерий уровня проектирования предприятий и иных объектов. Таким критерием является внедрение наилучших существующих технологий.
Повышению эффективности природоохранной деятельности может способствовать запрет на совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды и функций хозяйственного использования природных ресурсов (ст. 65).
Закон об охране окружающей среды как головной акт в теоретическом плане с учетом специфики и сложности объекта регулирования занимает специфическое место в системе экологического законодательства и права.