Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 19:18, реферат
Общественное поведение человека отличается от коллективного поведения животных тем, что люди способны организовывать неприродные, социальные объединения. По современным воззрениям, прародиной человека считается Африка. Вопрос о сущности человека, его происхождении и назначении – одна из основных проблем философии. Первым, кто поставил человека в центр философии, был Сократ ("человек познай самого себя!"). Различные подходы к сущности человека: человек как микрокосм – часть и подобие космоса (Древний Восток, Античность); человек как двойственное, духовно-телесное и, потому, греховное существо (Средневековье); человек как творец самого себя (Возрождение); человек как разумное существо (Новое время); человек – "животное, производящее орудия" (Франклин); человек как воля к власти, мост к сверхчеловеку (Ницше); человек как существо играющее (Й. Хейзинга); человек как "совокупность общественных отношений" (марксизм); человек как свободная, неповторимая личность, высшая ценность (персонализм, экзистенциализм); человек как "символическое животное" (Э. Кассирер) и др.
Введение……………………………………………………………………..2
Глава №1. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека…………………………………………………..........................3
Глава №2. Биологизаторские концепции…………………………………..5
Глава №3. Социологизаторские концепции……………………………….8
Глава №3. Биологическая сущность человека…………………………….9
Глава №4. Социальная сущность человека……………………………….12
Глава №5. Заключение……………………………………………………..20
Глава №6. Список литературы…………………………………………….21
Поскольку в курсе биологии средней школы достаточно детально обсуждаются сравнительно-анатомические и эмбриологические доказательства животного происхождения человека, остановимся лишь на последних достижениях науки в этой области, делая основной акцент на сравнении человека и его ближайших "родственников" - человекообразных обезьян.
Сходство человека с обезьянами давно обращало на себя внимание. Как и у всех обезьян, передние конечности человека хватательные, имеют кисть, свободно сгибающуюся и разгибающуюся; большой палец противопоставлен остальным; концевые фаланги снабжены сводчатыми ногтями. В плечевом поясе хорошо развиты ключицы, обеспечивающие разнообразные и сложные движения передних конечностей. Черепная коробка крупная. Глазницы расположены на фронтальной стороне черепа, следовательно, обращены прямо. Поле видимости каждого глаза не изолировано, как у большинства млекопитающих, которые видят мир плоскостным, но перекрывается одно другим - отсюда бинокулярное, стереоскопическое, объемное зрение. При этом оно и цветное. (По данным Н.Н. Ладыгиной-Котс шимпанзе различают 22 цвета и до 7 оттенков одного тона). Человек и приматы, в отличие от других млекопитающих, обладают высокоразвитым головным мозгом, имеющим затылочную долю и выделяющиеся лобные доли. Наличие затылочных долей связано с развитием зрения, а лобные доли - с интеллектуальными способностями. Весь же комплекс - способные к манипуляциям передние конечности, высокоразвитые органы зрения и головной мозг у обезьян - фундаментальная предпосылка способности к труду.
При сравнении организации головного мозга человека, человекообразных обезьян и других млекопитающих обнаруживаются принципиальные отличия в строении мозга приматов и всех других животных. Так, лобная область коры головного мозга у собаки и кошки не превышает 2 - 3 % всей коры, у макак составляет около 12 % коры, у шимпанзе - 15,5 %, у новорожденного ребенка равна 15,2 %, а у взрослого человека достигает 24 %. Лобные доли, как уже отмечалось, связывают с интеллектуальной деятельностью человека. У обезьян же они становятся ведущим аппаратом управления синтетической деятельностью мозга и имеют непосредственное отношение к организации сложных форм поведения.
С развитием биохимии, генетики и молекулярной биологии систематика получила новые, весьма надежные и объективные критерии для установления степени филогенетического родства между разными группами и отдельными видами живых существ. Благодаря использованию принципиально новых методов, в систематике приматов были получены поразительные данные, подтверждающие наличие "тесных родственных связей" между человеком и антропоидами. Так, детальное исследование хромосомных наборов человека и высших обезьян показало, что разница в числе гомологичных пар хромосом (у человека - 23, у антропоидов - 24) может быть объяснена образованием в результате слияния двух пар хромосом предковых антропоидов. Парижская конференция генетиков в 1975 г. одобрила таблицу гомологии хромосом человека и трех видов человекообразных обезьян - шимпанзе, гориллы и орангутанга. При этом шимпанзе является самым близким нашим сородичем с почти таким же, как у нас, кариотипом.
Сегодня каждому школьнику известно, что в хромосомах находятся молекулы ДНК, отдельные участки которых представляют собой гены - носители генетической информации. Совокупность всех генов данного организма - генотип, определяет совокупность его признаков и свойств - фенотип. Генетики научились гибридизировать ДНК из разных видов организмов и установили важную закономерность - степень гибридизации молекул ДНК отражает степень сходства наборов генов у сравниваемых видов или степень филогенетического родства между ними (чем ближе филогенетическое родство, тем выше процент гибридизации их ДНК). Обратимся к конкретным данным, которые сами за себя говорят. Оказалось, что ДНК человека и птиц гибридизируется на величину 10 %, человека и мыши - на 19 %, человека и крупных млекопитающих - на 30 - 40 %, человека и макака-резуса - на 66 - 74 %, а человека и шимпанзе - на 90 - 98 %.
Древнейшие человекообразные обезьяны возникли около 20 000 000 лет назад. Их наиболее характерный представитель, живший в Африке, - проконсул был отчасти похожим на современного гиббона. В африканских саваннах 4-5 миллионов лет назад появился наш прямой предок - австралопитек. Эти «обезьянолюди» уже были наземными, склонными к прямохождению, жили небольшими группами и, очевидно, умели пользоваться простейшими инструментами. Но они еще были покрыты волосами, не слишком мозговиты, с мощными челюстями и надбровными дугами, довольно длиннорукие. От какого-то из наиболее «человекоподобных» австралопитеков 3 000 000 лет назад и произошёл первый представитель рода человеческого - человек умелый. Он уже был совершенно прямоходящим. Объемом мозга этот древнейший человек уже заметно превосходил австралопитеков. Так около 2 000 000 лет назад начался каменный век, самый продолжительный в истории человечества. Человек прямоходящий как биологический вид, просуществовал немногим более 1 000 000 лет, около 600 000 лет назад превратившись в современный вид людей, к которому мы и относимся, - в человека разумного. Одним из первых важнейших завоеваний этого человека свидетельствовавших о его разумности, стало умение обращаться с огнем. С завершением ледникового периода, около 10 000 лет назад, совпало одно из важнейших событий в истории человечества: люди научились плавить металл. Каменный век сменился бронзовым - так начался современный этап истории человека разумного.
Но, решив загадку происхождения, ученые оказались перед целым рядом других. Особенно «таинственным» представляется развитие интеллекта, да не просто развитие, а та невероятная скорость, с которой обезьяна превратилась в мыслящее человеческое существо. Некоторое время назад все объяснялось формулой «труд создал человека». На самом деле человека «создали» изобретательные мозги, интенсивная работа которых позволяла постоянно совершенствовать средства производства, избавляя от изнурительного труда. Так что, вероятней всего, больше подходит к ситуации формула: «Лень - двигатель прогресса».
И поведение животных, и деятельность человека целесообразны. Но в основе поведения животных - биологическая программа (ДНК), инстинкты. А человеческая деятельность в результате обучения стала характеризоваться исторически сложившимися (как обобщение опыта предшествующих поколений) программами. При этом человек способен выходить за рамки программы, т.е. имеющегося опыта, определять новые программы (цели и способы их достижения).
Любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. В действии (как и в деятельности) можно усмотреть цель, средства, результат. Нередко действия людей приводят к иным результатам, чем те к которым они стремятся.
Каждым поступком человек утверждает себя как личность. Что движет человеческой деятельностью? В мотивах деятельности проявляются потребности человека (переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности).
Потребности обычно направлены на какой-либо предмет. Например, голод - это нужда в пище, предметом потребности является пища. Невозможность справиться с какой-либо задачей порождает нужду в знаниях, которые необходимы для ее решения. Предметом потребности являются знания. Потребности человека можно разделить на три группы.
Первая группа - биологические потребности: переживание нужды в дыхании, питании, воде, в нормальном теплообмене, движении, самосохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с биологической организацией человека, его принадлежностью к природе. Иными словами, это те же потребности, что и у животных.
Социальная сущность человека
Элементами любых социальных систем являются люди. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы принятых в обществе норм и ценностей, т. е. через культуру. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него систематизированное воздействие. Человек становится, таким образом, не только элементом социальной системы, но и сам он представляет систему, имеющую сложнейшую структуру.
Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений.
Правильно говорят: каковы люди – таково и общество; но не менее верно и то, что каково общество - таковы и члены этого общества. Как справедливо замечает видный югославский социолог Эр.Лукач, «Человек есть продукт общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть, именно потому, что оно есть общество людей, потому что в нем объединены люди, а не другие существа». Это не значит, отмечает он далее, что общество всецело определяется человеком или даже в первую очередь человеком; но это значит, что человек является одним из факторов, которые определяют общество.
Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально- психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.
В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ
(голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма. Социальное
«измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует.
Формирование личности, как объекта общественных отношений рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации.
Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники в детских заведениях, школе, средства массовой информации и т. д. Для успешной социализации (становления личности), необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремление соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) подражания и копирования детьми поведения взрослых,
2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли, 3) стадии групповых игр, на которых дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
Многие утверждают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами: социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации.
Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д. и их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Идентификация означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения.
Процесс социализации достигает определённой степени завершённости при достижении индивидуумом социальной зрелости, которая характеризуется обретением личности интегрального социального статуса.
Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.
Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас.
Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.
Астрология, теология, философия, литература и социальные науки - вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро, как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества - стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм. Наркомания, расовые предрассудки, нищета - является следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.
Структура личности. Соотношение понятий «человек», «индивид»,
«индивидуальность», «личность». Общее и индивидуальное в психике человека.
Человек – с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек – существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Личность – это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью.
Индивидуальность – это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей.
Индивид – человек как единица общества.
Одни ученые считают, что психика человека биологически обусловлена, что все стороны личности являются врожденными. Например: характер, способности наследуются как цвет глаз, волос.