Человек или компьютер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 22:18, контрольная работа

Описание работы

Компьютеры настолько прочно вошли в нашу жизнь, что на тех, кто не умеет быть с ним на «ты»,смотрят искоса. Споры относительно пользы и вреда от компьютера ведутся на всех социальных уровнях, ученые проводят исследования о влиянии компьютера на человека, дети спорят с родителями, родители – с учителями, и так далее.

Содержание работы

1.Роль современных компьютеров в жизни человека
2.Взаимодействие компьютера и человека как социальное явление
3.Компьютер и здоровье человека
4.Компьютерная зависимость
5.Человек или компьютер
5.1 Мозг
5.2 Зрительный аппарат
5.3 Слуховой аппарат
5.4 Другие органы
5.5 О чувствах в мире машин
5.6 Самообучающиеся компьютеры
Заключние
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КСЕ.docx

— 50.34 Кб (Скачать файл)

Содержание

1.Роль современных компьютеров в жизни человека

2.Взаимодействие компьютера и человека как социальное явление

3.Компьютер и здоровье человека

4.Компьютерная зависимость

5.Человек или компьютер

5.1 Мозг

5.2 Зрительный аппарат

5.3 Слуховой аппарат

5.4 Другие органы

5.5 О чувствах в мире  машин

5.6 Самообучающиеся компьютеры

Заключние

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Компьютеры настолько  прочно вошли в нашу жизнь, что  на тех, кто не умеет быть с ним  на «ты»,смотрят искоса. Споры относительно пользы и вреда от компьютера ведутся  на всех социальных уровнях, ученые проводят исследования о влиянии компьютера на человека, дети спорят с родителями, родители – с учителями, и так  далее.

Двадцатый век обнаружил  симптомы новой цивилизации. Человек  породил сверхсложные машины, вышел  в космическое пространство, покорил  термоядерную реакцию и сам стал ее жертвой, научился потреблять в огромных масштабах ценности природы, хотя гораздо  менее успел в ликвидации последствий  своих успехов. 

Компьютер в жизни современного человека является его неотъемлемой частью. Если задуматься, насколько  уникально это изобретение, то невольно начинаешь понимать, насколько уникален и сам человек, раз изобрел  это и использует практически  во всем. Прогресс в информационных технологиях словно носорог –  разгонялся медленно, а сейчас его  практически невозможно остановить. Производители комплектующих вынуждены  создавать более совершенные  изделия в условиях конкуренции. В этой контрольной работе  я  рассмотрела роль, взаимодействие, влияние и сходство человека и  компьютера, что общего между нами и электронными творениями человеческого  ума.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Роль современных компьютеров в жизни человека

Сложно, наверное, оценить  какую роль играет в современной  жизни компьютер. Сказать что  важную, это практически ничего не сказать. Если из строя выйдет компьютер  на предприятии или фирме, то это  может повлечь массу проблем: останавливается весь трудовой процесс, иногда даже производственный. За последние 15-20 лет компьютеры стали основной составляющей нашего нормального существования. В советские времена, чтобы увидеть  звезды, нужно было купить телескоп, а сегодня можно загрузить картинку через Интернет. Более того, можно не просто увидеть все планеты солнечной системы, но и получить полную информацию о том или ином созвездии. Интернет позволяет нам знакомиться со всеми планетами, которые были исследованы, о которых есть информация, есть фотографии. Сегодня современных детей вряд ли могут удивить снимки Марса или Юпитера.

Существует еще целый  ряд преимуществ того, что наша жизнь стала зависеть от компьютеров. Во-первых, это значительно упрощает организовать охрану офисов, предприятий, компаний, жилых комплексов или стоянок. Если раньше необходимо было на каждом этаже или по всему периметру  расставлять охрану для того, чтобы  постоянно наблюдать за происходящим, то сегодня благодаря компьютеризации, достаточно просто установить камеры наблюдения и все происходящее наблюдать  на мониторе компьютера.

Во-вторых, современные компьютеры (ноутбуки, нетбуки) можно без проблем  брать с собой в командировку, на отдых или просто на прогулку в парк. Их компактные размеры, легкий вес и возможность работать несколько  часов без сети дает еще больше свободы деловому человеку. Это также  дает возможность быть всегда на связи. Ведь с вами всегда и электронная  почта, и Интернет, и все офисные  приложения. Более того, вся информация, которая может понадобиться в командировке, вмещается просто в небольшом компьютере.

В-третьих, компьютеры помогают нашим детям быстрее развиваться. К примеру, чтобы увидеть слона  или узнать, как рычит лев, необязательно  ждать передачу о животных или  ехать в зоопарк (особенно зимой). Все это можно малышу показать в любое время благодаря компьютеру и Интернету.

В последнее время компьютеры и их возможности позволяют нам  создавать более комфортные условия  жизни — умный дом, к примеру, а также упрощать производственные процессы, сокращать трудозатраты и  многое другое. Можно смело сказать, что наличие компьютеров в  нашей жизни — это уже преимущество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Взаимодействие компьютера и человека как социальное явление

Формирование единого  глобального экономического, социального  и культурного пространства —  это объективная реальность современного мира. Сегодня компьютеры, объединенные обширной сетью, берут на себя функции  и всемирного банка информации и  самого мобильного средства связи. Человечество вступило в новый этап развития, этап, презентующий новое информационное общество, новую информационную этику и культуру. Информация вышла на приоритетное место среди критериев прогресса, как и средства ее получения и переработки и использования — компьютер и компьютерная технология, с помощью которой усиливаются интеллектуальные возможности и способности человека. В развитых странах более половины трудящихся заняты в информационном секторе (в США — 80%), причем информация, технические и программные средства ее переработки превратились в главный товарный продукт. В то же время от внедрения интеллекта и модели окружающего мира внутрь компьютера, то есть от формирования в его недрах “виртуальной реальности”, люди переходят к воплощению виртуальности вокруг себя — микропроцессоры в автомобилях, телевизорах, кредитных карточках, даже шариковых ручках и т.д. Благодаря развитию телекоммуникаций человек попадает в среду, в которой есть места, где размножается “информационная грязь” человеческого бытия, в которой есть свои болезни. И зачастую человек оказывается неприспособленным к новому темпу развития цивилизации. Эти технологические изменения существенно преобразуют не только среду обитания человека, но и влияют и на самого человека, на организацию всех видов его деятельности, на взаимоотношения между сообществами людей на рынке сырья, товаров и услуг, на систему образования и, наконец, на нормы и законы, фиксируемые и развиваемые законодательной, судебной и исполнительной властями. Новая информационная эпоха демонстрирует глобальные преимущества, которые определяют развитие современного общества и человека. Во-первых, это высокий уровень взаимодействия компьютеров с человеком. Компьютер выступает в роли персонального помощника человека, отвечающего практически всем органам чувств человека. Относительно беспроблемное сращивание компьютера с различными техническими средствами (телефоном, радио, видео- и фотосредствами, диагностической аппаратурой и т. п.) обеспечивает компьютерный слух, зрение, осязание, способность речевого воспроизведения.

Следующее преимущество определяется способностью компьютеров взять  на себя функции всех существующих средств массовой информации сразу, включая книги и музыкальные  инструменты. Это означает, что человек  получает возможность выбирать те виды средств массовой информации, через  которые он хочет получать и передавать идеи. Такие конструкции и явления, как тексты, изображения, звуки и  кино — почти недоступные в  традиционных средствах массовой информации — становятся легко управляемыми самим человеком.  В-третьих, поскольку информация может быть представлена во многих различных аспектах, человеку предоставляется возможность многосторонне рассмотреть идеи или проблемы и свести воедино информацию различных источников.

В-четвертых, суть компьютерных расчетов состоит в построении динамической модели идеи посредством имитации условий. С помощью компьютера можно получить не просто статистические выкладки, а  наглядные модели, которые описывают  и проверяют противоречащие друг другу теории. Обеспечение возможности  более ясного “видения” мира становится все более реальным сегодня и  является столь же революционным  продвижением вперед, как переход  человека от простой житейской мудрости к овладению языком, математикой, наукой.

Пятое преимущество состоит  в том, что компьютеры можно наделить мышлением. Способность компьютера к построению моделей позволяет  ему соперничать с человеческим разумом.

Эти пять преимуществ представляют собой могущественную информационную среду, центральным инструментом которой  является компьютер, а центральным  субъектом действия — человек. В  рамках этой системы реализуется  взаимодействие двух инстанций —  человека и компьютера — противоположных  по своей сущности, по способу и  целям существования. Однако, как  показывает опыт нескольких последних  десятилетий, это взаимодействие стало  органичным, взаимно обогащающим и развивающим.

Человек потенциально готов  жить и работать в качественно  новой информационной среде, адекватно  воспринимать ее реалии и, более того, успешно развивать ее. Таким образом, это изменяет не только условия жизни  человека, но и его самого. Однако эти изменения носят противоречивый характер, что связано со многими  весьма разноплановыми факторами, например, с необходимостью выделения значительных ресурсов общества, с неизбежной и  нередко болезненной ломкой различных  структур (социально-экономических, производственно-технологических, культурных, чисто информационных и  др.), с трудностями культурно-психологической  адаптации человека к нетрадиционным информационным средствам и технологиям. Короче говоря, этот процесс нельзя представлять как сугубо позитивное явление, без недостатков, издержек и нежелательных последствий.

Один из самых серьезных  моментов, который необходимо учитывать  в первую очередь, — возможное  негативное влияние новейших информационных средств и технологий на здоровье людей, особенно детей и подростков. Кроме того, сейчас, в эпоху резкого возрастания роли компьютерной техники, проблема сохранения самобытности человеческой личности приобретает особую важность как в сфере теоретического осмысливания места человека в современном обществе, так и в связи с назревшей необходимостью новых подходов к воспитанию человека. Существует опасение, что компьютеризация деятельности специалиста, не обладающего фундаментальной культурой решения познавательных задач, способна превратить человека в придаток машины, лишить его способности к творческой деятельности.

Взаимодействие человека и компьютера совершает радикальные  преобразования и в человеческом сознании, оно реализуется на основе решения сложнейшей задачи развития мышления, задачи оперирования формальными  понятиями и объектами. При этом человек смотрит на мир глазами  компьютера. Изучая объекты и системы, человек представляет статистическую картину мира. Создавая алгоритмы  и изучая и формализуя процессы, он видит динамическую картину мира. Осваивая основы искусственного интеллекта, человек вынужден оценить процесс  человеческого мышления, рассуждения  и логику. Строя информационно-логические модели понятий и явлений, в которых  обобщаются объекты, алгоритмы и  правила вывода, человек видит  мир в целом. Развитие компьютерной техники порождает новые парадигмы  в научных представлениях и соответственные  изменения в привычках и взглядах людей. Новые парадигмы формируют  новое восприятие человеком своего места по отношению к компьютеру и соответственно новое осознание себя и своей свободы.

Уже на первых этапах, когда  стало ясно, что компьютер является самым эффективным средством  хранения и обработки информации, проблема соотношения техники и  человека выявилась как центральная. Рефлексия еще не обнаружила важные особенности информатизации, но помогла  глубже понять природу человека.  Когда компьютер превращается в настольный инструмент индивидуального использования, возникает возможность анализа взаимодействия человека и компьютера с более широких научных позиций, возможность их сравнительной характеристики. Интерес науки концентрируется вокруг исследования сознательной деятельности людей. Потребовалось формирование новых представлений, развивавшихся в процессе сравнения искусственного и естественного интеллектов. Сформировались две проблемы: проблема творческого и рутинного в деятельности человека и проблема содержательного и формального знания. Начались модельные исследования деятельности сознания как формы переработки информации. Сейчас человечество переживает новый этап, когда в центре внимания философских исследований проблема изучения человека в информационной системе современного общества. Компьютер является одним из важнейших элементов новой среды, который изменил сохранявшиеся в течение столетий формы отношений между людьми. Средства телекоммуникаций все в большей мере становятся спутником человека. И если на первых этапах человек ощущал свою зависимость от машины, то теперь он обрел независимость и свободу. Большинство людей имеет локальный круг общения (семья, друзья, работа, клуб и тому подобное). В условиях подключения к разветвленным компьютерным сетям они могут общаться с людьми в любой точке земного шара, участвовать в групповых дискуссиях, телеконференциях.

Электронное общение лишено многих аспектов социального контекста, присутствующего при личном контакте. Человек, пользуясь компьютером, склонен  высказываться более свободно. В  рамках электронной дискуссии участники  чувствуют себя более равноправными, так как здесь отсутствует  информация о занимаемой должности, общественной роли, социальном положении, расовой принадлежности и тому подобное. Коллективные решения в результате носят более объективный и независимый характер. Другой возможностью рассмотрения вопроса о свободе заключается в важнейшей особенности работы с персональным компьютером. Это диалоговый характер общения. В рамках этого диалога человек чувствует себя более раскрепощено, свободно. Исследованиями Дж. Грейста из Висконского университета установлено3, что на вопросы, заданные компьютером, а не непосредственно врачом, психологом или другим специалистом, человек отвечает наиболее честно и открыто.

В условиях электронного общения, то есть в отсутствие и при слабой выраженности признаков социальной среды, человек перестает ощущать  свой собственный статус и задумываться над тем, как его оценят другие. В результате обнаруживается наиболее объективное социальное поведение, наиболее адекватные реакции индивида.

Компьютерная коммуникация (как непосредственное интервьюирование, так и общение в рамках сетевого интерфейса) является относительно безличностной, однако, как ни парадоксально, позволяет  человеку чувствовать себя в процессе общения более комфортно.

Эти явления неизбежно  отражаются на развитии человеческого  общества, которое законодательно закрепило  открытость и свободу коммуникаций, тем самым в правовом порядке  обеспечив независимость и свободу человека в новом измерении.

Таким образом, взаимодействие человека и компьютера становится явлением социальным и представляет собой  не простое общение человека с  техникой, а активный процесс взаимодействия человека с информационным богатством накопленного веками человеческого  опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Компьютер и здоровье человека

По сути дела только длительная работа за компьютером может оказать  существенное влияние на здоровье человека. В наше время использование компьютеров  во всех сферах жизни становится все  шире и потому все больше людей  вынуждены проводить целые дни  у мониторов компьютеров.

Рассмотрим основные аспекты  длительной работы за компьютером:

  1. Работающий за компьютером человек длительное время должен сохранять относительно неподвижное положение, что негативно сказывается на позвоночнике и циркуляции крови во всем организме (застой крови). 2.
  2. Чтение информации с монитора вызывает перенапряжение глаз. Возникает это главным образом потому, что во время чтения с монитора расстояние от текста до глаз постоянно остается одним и тем же, из-за этого мышцы глаз, регулирующие аккомодацию, находятся в постоянном напряжении. Со временем это может привести к нарушению аккомодативной способности глаз и, следовательно, к нарушениям зрения.
  3. Длительная работа на клавиатуре приводит к перенапряжению суставов кисти и мышц предплечья.
  4. Мониторы, снабженные электронной пушкой, являются сильным источником электромагнитных полей. Постоянная «бомбардировка» организма человека ускоренными электронами приводит к различным расстройствам нервной системы и глаз.
  5. Работа за компьютером предполагает переработку большого массива информации и постоянную концентрацию внимания, поэтому при длительной работе за компьютером нередко развивается умственная усталость и нарушение внимания.
  6. Человек, работающий за компьютером, вынужден все время принимать решения, от которых зависит эффективность его работы. Порой бывает довольно сложно предположить последствия того или иного шага (особенно на фоне хронической усталости).
  7. Все чаще появляются сообщения о возникновении компьютерной зависимости. Действительно, длительная работа за компьютером, работа в Интернете и компьютерные игры могут вызвать подобные психические расстройства.
  8. Работа за компьютером нередко поглощает все внимание работающего человека и потому, такие люди часто пренебрегают нормальным питанием и работают впроголодь весь день. Неправильное питание приводит не только к нарушениям работы органов пищеварительного тракта, но и к возникновению минеральной и витаминной недостаточности.

Информация о работе Человек или компьютер