Джордано Бруно

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:01, контрольная работа

Описание работы

Джордано Бруно принес новое мировоззрение, которое сразу же пришло в полное противоречие с господствовавшим умственным и нравственным порядком. В конце концов, философия Бруно привела его на костер. Главным обвинением тамошних инквизиторов было утверждение о бесконечности миров.
Фигура Бруно остается чрезвычайно крупной и в моральном отношении. Современники казни сообщали об остром чувстве несправедливости у Бруно в конце процесса, как если бы его не поняли: на рубеже XVI-XVII веков царило общее ожидание близких духовных перемен, провозвестником которых мнил себя Бруно.

Файлы: 1 файл

естествознание.docx

— 44.70 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО  «Уральский государственный экономический  университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: "Концепции современного естествознания"

по теме: «Джордано Бруно»

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент(ка)

Направление__________

Профиль

группа УК-11-Тб

Ф.И.О. Лящева Анна Борисовна

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

 

Введение

Джордано Бруно принес новое  мировоззрение, которое сразу же пришло в полное противоречие с господствовавшим умственным и нравственным порядком. В конце концов, философия Бруно  привела его на костер. Главным  обвинением тамошних инквизиторов было утверждение о бесконечности  миров.

Краткая биография

Бруно родился в семье военного в 1548 году в городе Ноле, что в  неаполитанском королевстве. О его  детстве мало что известно. Первые десять лет прошли довольно безмятежно, насколько это было возможно в  условиях жестоких притеснений со стороны  испанских властей. Правил неаполитанским королевством герцог Альба, и под  его руководством из страны выгребалось  все, что имело хоть какую-то ценность. Но хуже всего была инквизиция, всюду  преследовавшая свободу совести. Это  была реальная власть, подчинившая  себе весь уклад жизни. Люди истреблялись по малейшему подозрению. В этих условиях предстояло жить Джордано Бруно!

 В десять лет Бруно покидает  Нолу и поселяется в Неаполе у своего дяди, содержавшего там учебный пансион. В 15 лет Джордано поступает в доминиканский монастырь. Молодой человек уже с 12 лет ревностно изучает древнюю и новейшую философию и за время пребывания в монастыре получает обширнейшие сведения по самым разным отраслям знания. Большое впечатление на него оказывают Эмпедокл, Платон, Аристотель, Плотин. Также он знакомится с Кабалой. Читает арабских мыслителей. Читает произведения Фомы Аквинского и Николая Кузанского.

 Тайно Бруно написал комедию,  где сатирически изображались  нравы тамошнего общества. Говорят,  позднее Мольер заимствовал у  него немало сцен для своих  комедий. Пишет Бруно и сонеты.

 Год за годом выработалось  новое мировоззрение. Конечно,  так трудно сдержаться, и с  уст срываются опасные слова.  На него поступает первый донос, что Джордано вынес из своей келии всех угодников и оставил одно только Распятие. Только молодость спасла Джордано.

 В 24 года он получает сан  священника. Открываются новые возможности  для труда и общения. Он читает  труды первых гуманистов, знакомится  с книгой Коперника "О вращении  небесных тел".

 Церковному начальству становится  известным "опасное умоуклонение" Бруно, и тому приходится бежать в Германию, сбросив монашеское одеяние. Он едет в Нолу, потом в Савону, Турин... Так начинаются скитания. Тогда же написана книга "Знамения времени", бесследно исчезнувшая.

 Бруно прибывает в Тулузу, где ему удается получить вакансию  на кафедре философии. Здесь  он не стесняется нападать  на авторитет Аристотеля, логику  и физику которого наряду с  астрономической системой Птолемея  считали неотделимой частью христианской  веры. И даже спустя четверть  века после сожжения Бруно  парламент Сорбонны постановил, что противоречить Аристотелю - значит  идти против церкви. Отрицательное  отношение к Аристотелю и всему  тогдашнему ученому сословию  снискало Джордано враждебную атмосферу, обратило жизнь в постоянную борьбу с ученым цехом. Ему приходится сделать горький вывод, что "истина и справедливость покинули мир с тех пор, как мнения сект и школ сделались средством к существованию" и что "самые жалкие из людей - это те, кто из-за куска хлеба занимаются философией".

 Бруно перебирается в Париж,  где правит король Генрих III, отличающийся  веротерпимостью и расположением  к наукам и искусствам. Молва  о громадной эрудиции и поразительной  памяти Бруно идет впереди  него, и он принимается высшими  кругами парижского общества. Однако  из-за недовольства сторонников  Аристотеля ему приходится покинуть  Париж. Он отправляется в Англию.

 Здесь он появляется в  1583 году с прекрасными рекомендательными  письмами короля Франции. Его  берут в Оксфордский университет.  Маленький темпераментный итальянец  говорит такие вещи, от которых  краснеют стены богословской  аудитории: он толкует о бессмертии  души и тела, как последнее  разлагается и видоизменяется, как  душа, покинув плоть, затем долгим  процессом образует вокруг себя  новое тело. "Природа души, - говорит  Бруно,- одинакова у всех организованных  существ, и разница ее проявлений  определяется большим или меньшим  совершенством тех орудий, которыми  оно располагает в каждом случае".

В конце концов "созвездие педантов" вынуждает итальянского профессора прекратить свои лекции.

 Вот что утверждал Джордано  Бруно.

1. Земля имеет лишь приблизительно  шарообразную форму: у полюсов  она сплющена.

2. И солнце вращается вокруг  своей оси

3. "...земля изменит со временем  центр тяжести и положение  свое к полюсу".

4. Неподвижные звезды суть также  солнца.

5. Вокруг этих звезд вращаются,  описывая правильные круги или  эллипсы, бесчисленные планеты,  для нас, конечно, невидимые  вследствие большого расстояния.

6. Кометы представляют лишь  особый род планет.

7. Миры и даже системы их  постоянно изменяются и, как  таковые, они имеют начало и  конец; вечной пребудет лишь  лежащая в основе их творческая  энергия, вечной останется только  присущая каждому атому внутренняя  сила, сочетание же их постоянно  изменяется.

 Изгнание из Оксфорда Бруно  ознаменовал книгой, в которой  он заклеймил грубость, с какой  обошлись с ним, назвав Оксфорд  "вдовой здравого знания". В  этом сочинении Джордано Бруно  изложил самые широкие взгляды  на строение Вселенной, и когда  ученый Кеплер читал этот труд, то испытывал при этом головокружение; тайный ужас охватывал его  при мысли, что он блуждает  в пространстве, где нет ни  центра, ни начала, ни конца!

 Бруно вернулся в Лондон  и в течение двух лет написал  еще несколько трудов, в частности: "О причине, начале всего  и едином", "О бесконечном,  вселенной и небесных телах", "Изгнание торжествующего животного", "Тайное учение Пегасского коня с присоединением такого же учения Силенского осла", "О героическом энтузиазме". Не будем сейчас останавливаться на обсуждении этих книг. Скажем только, что проблемы науки и нравственности показаны в них с необыкновенной глубиной мысли и изяществом литературной обработки.

 В его книгах злая усмешка,  уничтожающая ирония соединяются  с героическим воодушевлением  вечными идеалами человечности  и твердой уверенностью в окончательной  победе истины и справедливости. "Истина есть пища каждой  истинно героической души; стремление  к истине - единственное занятие,  достойное героя."

 Джордано Бруно открыто отстаивает  свои убеждения. В Венеции он  берет в ученики некоего патриция, тайным желанием которого было  приобрести от Бруно какие-то  особые магические познания. Не  получив их, ученик совершает  предательство - приводит в дом  учителя капитана инквизиции. Бруно  арестован и отправлен в тюрьму. От бывшего ученика посыпались  доносы - один гнуснее другого.

 Многое пришлось говорить  в свое оправдание. "Я учу  бесконечности вселенной как  результату действия бесконечной  божественной силы, ибо было бы  недостойно Божества ограничиться  созданием конечного мира, в то  время как оно обладает возможностью  творить все новые и новые  бесчисленные миры. Я утверждаю,  что существует бесконечное множество  миров, подобных нашей земле,  которую я представляю себе, как  и Пифагор, в виде небесного  тела, похожего на Луну. Планеты  и другие звезды. Все они населены, бесконечное множество в безграничном  пространстве образует вселенную.  В последней существует всеобщее Провидение, благодаря которому все живое растет, движется и преуспевает в своем совершенствовании. Это провидение или сознание я понимаю в двойном смысле: во-первых, наподобие того, как проявляется душа в теле, то есть одновременно в целом и в каждой отдельной части; такую форму я называю природой, тенью или отражением Божества. Затем сознанию присуща еще другая форма проявления во вселенной и над вселенной, именно не как часть, не как душа, а иным, непостижимым для нас образом".

 Под Духом Святым, объяснил  Бруно на допросе, он понимает  душу вселенной. От Святого  Духа снисходит все живое - жизнь и душа. Она также бессмертна, как неуничтожаемая плоть. Жизнь  есть расширение, смерть - сжатие  живого существа. Бруно все время  настаивает, что все, чему он  учил, он учил как философ, а  не как теолог, и догматов церковных  не касался никогда.

 Его ответы на вопросы  инквизиции напоминают ответы  на уроках катехизиса. Однако  судьи этим не удовлетворяются.  Инквизитор предупреждает, что если обвиняемый станет упорно отказываться от всего, в чем впоследствии он может быть изобличен, то ему нечего будет удивляться, если инквизиция в отношении его прибегнет к законным средствам, которые предоставлены ей применять ко всем, кто не хочет познать милосердие Божие и христианскую любовь этого святого учреждения, и которые предназначены к тому, чтобы находящихся во тьме обращать к свету, а сбившихся с истинного пути - на стезю вечной жизни.

 Судьи стали угрожать, и Бруно  идет на уступки. Он обещает отбросить все ошибки и впредь не допускать их; он раскаивается в содеянном и умоляет, снисходя к его слабости, разрешить ему вернуться в лоно церкви и испытать на себе милость Божию.

 Джордано Бруно был передан  на судилище Римской инквизиции, ибо венецианская инквизиция  не осмелилась выносить приговор, который наверняка не привел  бы к костру.

27 февраля 1593 года 45 лет от роду  Джордано Бруно был перевезен  в Рим. Ему был придан ранг  вождя еретиков, и приговор был  предопределен. Причем судьи прекрасно  сознавали, что судят они в  высшей степени эрудированного  человека, выдающийся ум современности.

 Бруно намеревался повторить  свое отречение и в Риме. Но  его свыше шести лет томили  в тюрьме, хотя обычно такие  дела делались быстро. От него  требовали отречения от своих  взглядов без всяких оговорок. Но может ли Свет служить  тьме, не погибнув? Бруно не мог  отрешиться от всего, что составляло  самую суть его. Тюрьма лишь  укрепила его. Он не смог  отказаться от своей философии,  ибо это означало бы изменить  Истине. Он лишь в религиозных  чувствах готов был сделать  уступки своим судьям.

 Сам он писал: " Храбро боролся  я, думая, что победа достижима.  Но телу было отказано в  силе, присущей духу, и злой рок  вместе с природою подавляли  мои стремления... Я вижу, что победа  есть дело судьбы... Силы мои  направлены на то, чтобы заслужить  признание будущего."

"Есть люди, у которых любовь  к божественной воле так велика, что их не могут поколебать  никакие угрозы или застращивания. Тот, кто заботится еще о своей плоти, не может чувствовать себя в общении с Богом. Лишь тот, кто мудр и добродетелен, может быть вполне счастлив, ибо он более не чувствует страданий". Бруно отказался от своих прежних отречений.

20 января 1600 года состоялось заключительное  заседание по делу Бруно. 9 февраля  был отправлен во дворец великого  инквизитора Мадручи, и там он был лишен священнического сана и отлучен от церкви. После этого его предали светским властям, поручая им подвергнуть его "самому милосердному наказанию без пролития крови". Такова была лицемерная формула, означавшая требование сжечь живым.

 Бруно держал себя с невозмутимым  спокойствием и достоинством. Только  один раз он нарушил молчание: "Быть может, вы произносите  приговор с большим страхом,  чем я его выслушиваю". На 12 февраля было назначено исполнение  приговора, но оно не состоялось. Инквизиция все еще надеялась,  что Бруно откажется от своих  взглядов. Но Джордано Бруно сказал: "Я умираю мучеником добровольно  и знаю, что моя душа с последним  вздохом вознесется в рай" .

17 февраля. День казни. Ни  одной мольбы, ни одного стона  не вырвалось из груди Джордано  Бруно.

ИСКРЫ И ПЕПЕЛ ОТ КОСТРА ДЖОРДАНО БРУНО

Думая, что этого человека преследовали и сожгли за смелые идеи о бесконечности  Вселенной и движении Земли, мы обедняем его образ

Четыреста лет назад в Риме, на Площади Цветов, был заживо сожжен Джордано Бруно. Известность этого  удивительного человека в основном связана с трагическим завершением  его жизни. Однако образ мученика науки, который предпочел умереть  на костре инквизиции, но не отрекся  от учения Коперника, не соответствует  ни масштабу личности Бруно, ни его  роли в истории. Облики культовых  фигур редко соответствуют исторической правде. Правда же состоит в том, что Бруно скитался, проповедовал и умер как пророк новой, астральной религии и провозвестник гармоничной  жизни, основанной на активном использовании  магического знания. Он оказался создателем эзотерических организаций, которые  до наших дней играют важную роль в  политической жизни Запада и, возможно, России.

Тайна смерти и бессмертия Бруно  раскрыта, по историческим меркам, совсем недавно. Перипетии его личной жизни, трансформация "джорданизма" в эзотерические и реформаторские движения и даже метонимический смысл названия ленинской "Искры" - все это прояснилось с появлением работ английской исследовательницы ренессансной культуры Фрэнсис Амелии Йейтс, в частности после выхода ее книги "Джордано Бруно и герметическая традиция".

История культуры свидетельствует, что  в переходные периоды - периоды интеллектуальной растерянности, - такие, как эллинизм, Возрождение, Реформация или новый  эллинизм в ХХ веке, вектор культурной эволюции направлен в прошлое. Все  новые социальные движения, обернувшиеся, впрочем, великими ошибками, черпали  энергию из наследия предков. Хрестоматийным и ныне актуальным примером может  служить интеллектуальная катастрофа эллинов, обратившихся к христианству, по оценке образованных людей того времени - чудовищному и архаичному суеверию.

Информация о работе Джордано Бруно