Джордано Бруно

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:01, контрольная работа

Описание работы

Джордано Бруно принес новое мировоззрение, которое сразу же пришло в полное противоречие с господствовавшим умственным и нравственным порядком. В конце концов, философия Бруно привела его на костер. Главным обвинением тамошних инквизиторов было утверждение о бесконечности миров.
Фигура Бруно остается чрезвычайно крупной и в моральном отношении. Современники казни сообщали об остром чувстве несправедливости у Бруно в конце процесса, как если бы его не поняли: на рубеже XVI-XVII веков царило общее ожидание близких духовных перемен, провозвестником которых мнил себя Бруно.

Файлы: 1 файл

естествознание.docx

— 44.70 Кб (Скачать файл)

Не было исключением и Возрождение. Духовные интенции этого периода  были в значительной мере определены деятельностью герметистов - Дж.Бруно (1548-1600), Джона Ди (1527-1608), Томмазо Кампанеллы (1568-1639), Р.Фладда (1574-1637) и др. (краткость жизни Бруно бросается в глаза, в особенности если учесть, что последние восемь лет он провел в тюрьмах святой службы). Это были энтузиасты возрождения райского магического знания, которым обладал Адам (до грехопадения) или по крайней мере Ной. Отказавшись от средневековой схоластики и полагая, что возвращаются к истинной египетской мудрости и мудрости еврейских патриархов, они на самом деле опирались на сочинения II-III веков н.э.

Основу мировоззрения этого  периода составляла "египетская" магия, описанная в философском  трактате "Асклепий" и сочинениях по астрологии, алхимии и магии. Большая  часть этих трудов приписывалась  Гермесу Трисмегисту (Трижды Величайшему) - мифическому лицу, якобы современнику Моисея. Философские трактаты Герметических сводов ("Асклепий", "Поймандр" на греческом языке и "Пикатрикс" на арабском) содержали астрологическую модель космоса, в которой центральное место отводилось Солнцу - видимому Богу. После перевода греческих текстов на латинский язык, сделанного священником и врачом престарелого Козимо де Медичи - Марсилио Фичино, - по всей Европе началось распространение магико-герметических идей. Этому способствовал комментарий Фичино к "Поймандру", придавший герметическому наследию в глазах Церкви лояльный облик. Даже папа Александр VI поддерживал герметизм. Пинтуриккьо украсил фресками в "египетском" духе его апартаменты в Ватикане.

Методы симпатической магии  основаны на представлении о постоянном истечении на Землю звездных влияний (вливаний). Каждый предмет материального  мира, каждый орган человеческого  тела полон оккультных симпатий, связывающих  его с тем светилом, от которого он зависит. Ренессансный маг убежден, что, обладая специальными познаниями, можно направлять эти влияния  в нужное русло. Магию практиковали члены Флорентийской академии (среди  них - Жан Доминик Кассини и Нильс Стено, математик и врач Кардано, художники Донателло, Микеланджело, Ботичелли, Пинтуриккьо, члены семьи Борджиа). Ренессансная магия представляла собой род активной деятельности, позволяющей уклониться от астрологического детерминизма и обрести власть над светилами, направляя их влияния. Таким образом, европейское Возрождение оказалось прежде всего возрождением астральной симпатической магии.

К примеру, чтобы овладеть силой  планеты Венера, нужно знать, какие  растения, минералы, металлы и животные ей принадлежат, и использовать их при  обращении к Венере. Для этого  ее различные образы следует нанести  на талисманы, изготовленные из венериных  материалов в астрологически правильный момент. В наше время всеобщей сексуальной озабоченности и увлечения мистикой полезно знать, что изображения Венеры на полотнах художников Возрождения - это "египетские" образы значительной астральной силы.

Приведем также не лишенные актуальности примеры астральной терапии, описанной  Фичино в книге с характерным названием "О стяжании жизни с небес" (1489). Чтобы получить долголетие, нужно разместить на сапфире образ Сатурна, имеющий следующий вид: "Старик, сидящий на высоком троне или на драконе; голова его покрыта лоскутом темного полотна, а в поднятой над головой руке он держит серп или рыб и одет в темные одежды". Для лечения общих недомоганий Фичино предлагал следующий магический образ: "Царь на троне, в желтых одеждах, ворон и изображение Солнца". Книга представляла собой справочник по обыкновенной медицине, так как основой медицинских предписаний в то время служила вера, что различные части тела и их темпераменты подчинены зодиакальным знакам или планетам. Современных поклонников астральной терапии придется огорчить: Медичи она не помогла. Он умер через год после того, как его врач Фичино ее освоил.

Пико делла Мирандола, младший современник Фичино, дополнил естественную магию каббалистической духовной магией. Она обращена не к природному космическому духу, но к ангелам, архангелам и к именам или силам самого Бога (десять сефирот, соответствующие десяти космическим сферам). Используемые при этом средства схожи с другими магическими процедурами, но основаны на могуществе священного еврейского языка. Буквы этого языка стали объектом бесконечных мистических медитаций, поскольку именно на нем Он творил Словом.

Пафосом герметизма проникнуты все интеллектуальные искания мыслителей Возрождения и Нового времени: Парацельса, Гассенди, Кеплера, Бэкона, Бойля и даже Ньютона. Так, научная революция Коперника была совершена в рамках религии космоса. В своем знаменитом труде "Об обращении небесных сфер" (1543) для подкрепления гипотезы о движении Земли он ссылается на герметические авторитеты - Пифагора, Филолая и… Трисмегиста. В целом герметизм сыграл в становлении современной науки важную роль наряду с протестантизмом. Йейтс об этом пишет: "Уже то обстоятельство, что герметический и магический космос Бруно так долго принимали за космос прогрессивного мыслителя, предвосхитивший новую космологию, созданную в результате научной революции, подтверждает правильность предположения, что в подготовке этой революции определенную роль сыграл Гермес Трисмегист".

Что же отличало безобидную и даже позитивную философию и магическую практику Джордано Бруно от других и что уготовило ему столь  ужасную и славную судьбу?

Филотео Джордано Бруно Ноланец, как он себя называл, родился в Ноле - городке у подножия Везувия. В 1563 году он вступил в доминиканский орден и стал насельником монастыря в Неаполе. Через три года он бежит, так как навлекает на себя подозрение в ереси. В 1581 году, пожив перед этим в Женеве и Тулузе, он приезжает в Париж. Там он обращает на себя внимание Генриха III. Читает лекции и издает две книги по искусству памяти, из которых видно, что их автор - маг.

Мнемоническими приемами пользовались еще римские ораторы. Они запоминали отдельные части здания, где планировали  произнести речь, размещая на них образы, которые напоминали бы разделы заучиваемой  речи. Иногда для этой цели использовали знаки зодиака. Для Бруно же мнемоника - это метод запечатления в памяти архетипических образов, мысленно размещаемых  в структуре космоса. Используя  для мнемотической локализации космический порядок, маг стремился познать Вселенную и обрести силы, резонирующие с силами космоса. Запечатлевая в памяти небесные образы, Бруно намеревался войти в "египетское" состояние: постичь внутренний порядок и единство мира, овладеть божественной силой. По Бруно, совершенный человек должен стремиться к тому, чтобы используя силу светил, стать благим магом и целителем, как Христос, Альберт Великий или Фома Аквинский.

Натуральный магический герметизм Бруно вошел в противоречие с христианизованным герметизмом французского двора, и в 1583 году Генрих III отсылает Бруно в Англию с рекомендательным письмом к послу Франции. Так начинается его европейский анабасис и самый важный период жизни. Он не очень доволен приемом в Оксфорде, но много пишет и издает. В книге "Изгнание торжествующего зверя" (1584) он проповедует, что религия египтян вернется, их нравственные установления придут на смену хаосу нынешнего века, а небесным знамением, возвещающим, что египетский свет близок, служит для него система Коперника.

Книги Бруно - это проект грядущей моральной и религиозной реформы, в которой он притязает на роль пророка, совершившего восхождение  сквозь сферы птолемеевой системы  мира, разрушенные для него Коперником. Чертеж системы Коперника в его  книгах был для него магическим иероглифом, ниспосланным свыше. Вообще, труды Бруно  наполнены темными геометрическими  схемами, которым он придавал магический смысл и которые при издании  лично гравировал.

Его новая философия имела религиозный  смысл, а безумные схемы в книгах представляли символику какой-то секты. Освободив герметизм от христианского привоя Фичино и Пико и отказавшись таким образом от теологической надстройки над "египетским" учением, Бруно намеревался стать магом-натуралистом и новым религиозным вождем-реформатором. Здесь мы переходим к самой важной стороне наследия Бруно.

Йейтс высказывает следующее предположение о роли учения Бруно в реформирующейся Европе: "Его деятельность пришлась на конец XVI века, когда религиозная нетерпимость проявлялась самым чудовищным образом и когда религиозный герметизм казался путем к примирению сражающихся сект. Он призывает к своего рода египетской Контрреформации, он возвещает возврат к Египту и предлагает некое новое решение всех религиозных проблем. И при этом он призывает к нравственной реформе, ставя на первый план добрые дела и этику общественного служения. Где еще можно увидеть подобное сочетание религиозной терпимости, сердечной привязанности к средневековому прошлому, идеи служения ближним и приверженности фантастической религии и символике египтян? Мне приходит в голову только один ответ - в масонстве с его мифологическим происхождением от средневековых каменщиков, терпимостью, филантропией и египетской символикой".

Магический герметизм Бруно предлагал недовольным Реформацией прокатолическим слоям английского елизаветинского общества новое направление для мечтаний, независимое от ненавистного испанского католицизма. О герметических корнях масонства, возникшего, как известно, в Англии, Йейтс далее размышляет: "Не нашелся ли среди слушавших Бруно англичан охваченный духовной тоской человек, который расслышал в его "египетской" проповеди какое-то смутное обещание, самые первые тихие ноты Волшебной Флейты?"

На судьбу Бруно и его учения заметно повлияла деятельность самого яркого его последователя Томмазо Кампанеллы. Кампанелла был на двадцать лет моложе Бруно и повторил его юношеский опыт. Как и Бруно, он был магом, возложившим на себя особую миссию. "Этот исполин, полагавший, что семь шишек на его голове соответствуют семи планетам, обладал колоссальной верой в свою глубинную связь с космосом и в собственное предназначение вождя всемирной магико-революционной реформы", - пишет Йейтс. В 1598-1599 годах он организовал в родной провинции Калабрия восстание против испанского правления. Вообще, в 1590-х годах среди доминиканцев на юге Италии царило сильное брожение, вызванное тревожным ожиданием всеобщих реформ на рубеже веков. Не исключено, что оно было инспирировано возвращением Бруно в Италию в 1591 году (через год он был арестован). Страстными до безумия речами Кампанелла и его последователи, многие из которых были также монахами-доминиканцами, возвещали близость грандиозных перемен. Неминуемость новой эры возвещалась небесными знамениями, среди которых Кампанелла отмечал "нисхождение Солнца". Свергнув испанскую тиранию, Калабрия должна была учредить республику, магический Город Солнца, визионером и "архитектором" которого мнил себя Кампанелла. Астральная магия, однако, не помогла, восстание было разгромлено, и к концу 1599 года мятежные доминиканцы заполнили тюрьмы Неаполя. В 1600 году Кампанелла был несколько раз подвергнут пыткам, после чего его содержали в тюрьмах до 1627 года.

Страшная публичная казнь мятежного  доминиканца Бруно, возможно, была задумана инквизицией как предупреждение и угроза восставшим. Кампанелла избежал  ужасной участи Бруно только потому, что у него достало духа симулировать сумасшествие.

В первые годы заточения Кампанелла написал свое самое известное  сочинение - "Город Солнца" ("Civitas Solis"). Первое издание книги вышло во Франкфурте в 1623 году. Утопический Город Кампанеллы находился на холме среди огромной равнины и состоял из семи поясов, соответствующих семи планетам. В центре Города возвышался огромный храм, представлявший собой вариант планетария. В нем отправлялся культ космоса. Стены семи поясов, окружавших храм, несли изображения научных и природных объектов, а также памятников мировой культуры. По мысли Кампанеллы, Город представлял собой точное отражение мира, управляемого законами естественной магии, зависящими от звезд. Правителем Города был священник по имени Солнце, ему помогали три соправителя: Мощь, Мудрость и Любовь. К примеру, во власти Любви было наблюдение за тем, чтобы сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство. Он указывал верный с астрологической точки зрения момент для зачатия. Целью существования Города являлась гармония со звездами, отсюда и царящие в нем счастье, благополучие и добродетель.

Герметические прототипы Города Солнца и его религии содержались  в трактатах "Пикатрикс" и "Асклепий". Таким образом, облаченные в белые одежды жители Города Кампанеллы были герметическими псевдоегиптянами.

После выхода из тюрьмы Кампанелла переезжает во Францию и передает ей почетное право явить миру всеобщую реформу. Его поощрял Ришелье и принял двор, он дожил до рождения дофина, взошедшего потом на трон под именем Людовика XIV. Кампанелла приветствовал его  как Короля-Солнце преображенного мира. Скончался Кампанелла в том самом  монастыре, который 150 лет спустя станет клубом якобинцев.

Осуществить проект Бруно-Кампанеллы в ХХ веке - вплоть до построения в  Городе на семи холмах храма в виде Дворца Советов - пытались большевики. Не получилось… Воцерковление их современных наследников и возрождение храма Христа Спасителя на месте Дворца свидетельствуют о том, что и четыре века спустя после Бруно христианство не сдало позиций. Все, что осталось от проектов Бруно и Кампанеллы, - это красные звезды на башнях Кремля, да имя Кампанеллы, высеченное на обелиске рядом с Кремлевской стеной. Несколько слов о происхождении пятиконечных звезд в символике масонов и большевиков.

Книги Бруно иллюстрируются магическими  чертежами. Значком пятиконечной звезды Бруно обозначал figurae Amoris (схемы Любви), представляющие собой геометрические арабески из лепестков и окружностей, построенных с помощью циркуля. Бруно рекомендует их как "плодотворные" для любой науки, созерцания и практики. Надо полагать, пять лучей звезды соответствуют пяти известным в его время планетам. Таким образом, Министерство Любви и Большой Брат из романа "1984" Оруэлла имеют давнюю историю.

Псевдоегиптяне не имели представления о подлинной датировке герметических текстов. Бруно так и умер в неведении. Впрочем, как показали дальнейшие события, ни объективное знание о его происхождении, ни само время не смогли разрушить очарования герметизма. Масонские ложи и розенкрейцерские союзы существуют и поныне. Христиан Розенкрейц - фигура мифическая. Розенкрейцеры тяготеют к алхимической символике, самые изощренные примеры которой можно найти в труде лютеранского пастора Иоганна Валентина Андреа "Химическое венчание Христиана Розенкрейца". В 1637-1654 годах Андреа одновременно был Великим магистром (навигатором) "параллельной" структуры - Ордена Сиона. После него этот пост в Ордене занимали последовательно Роберт Бойль и Исаак Ньютон.

Интеллектуальный скандал разразился в 1614 году, когда приглашенный в Англию швейцарский филолог Исаак Казобон датировал герметические тексты, привязав их к раннехристианским векам. В подавляющей массе ученая Европа отвернулась от герметизма, поэтому он ушел в социокультурный андеграунд. Его символика и дух продолжали жить в среде склонных к мистицизму людей, в розенкрейцерских и масонских кругах. Продолжали выходить труды по египетской иероглифике, алхимической и каббалистической символике. В минуты растерянности к герметизму обращались как иезуиты, так и протестанты. Удивительным образом он оказался прочно укоренен в образе мыслей благочестивых европейцев и с годами трансформировался в Просвещение и далее в эзотерические и политические течения разных толков и "обрядов" (вплоть до "партии нового типа").

Информация о работе Джордано Бруно