Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 07:22, контрольная работа
Цель работы: наиболее полное рассмотрение всех методов познания естественных наук.
Задачи работы:
Проанализировать и изучить специальную литературу;
Найти ответы к тестам;
Ближе ознакомиться с методами познания естественных наук;
Сделать вывод.
Введение…………………………………………………………………………………………………..3
Тестовая часть………………………………………………………………………………..5
Реферативная часть……………………………………………………………………….9
Методы познания естественных наук
Аксиоматический метод………………………………………………………………...9
Метод гипотезы…………………………………………………………………………….10
Анализ синтеза………………………………………………………………………….….12
Индукция и дедукция……………………………………………………………………14
Аналогия и моделирование…………………………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………
Ответ: В
А) понятия случайности и
Б) материальные тела движутся под воздействием нематериальных виртуальных частиц
В) взаимодействия между материальными объектами передаются физическими полями
Г) Вселенная находится в
Ответ: А
А) взаимодействие тел – это взаимодействие создаваемых ими полей, распространяющихся в виде волн
Б) взаимодействие – процесс обмена
реальными элементарными
В) передача взаимодействия осуществляется посредником – квантами полей
Г) представление о квантово-
Ответ: Б, В.
А) хиральностью (или киральностью)
Б) динамической симметрией
В) геометрической симметрией
Г) калибровочной симметрией.
Ответ: А
Методы познания естественных наук
При аксиоматическом построении теоретического знания сначала задается набор исходных положений, не требующих доказательства (по крайней мере, в рамках данной системы знания). Эти положения называются аксиомами, или постулатами. Затем из них по определенным правилам строится система выводных предложений. Совокупность исходных аксиом и выведенных на их основе предложений образует аксиоматически построенную теорию.
Аксиомы — это утверждения, доказательства истинности которых не требуется. Число аксиом варьируется в широких границах: от двух-трех до нескольких десятков. Логический вывод позволяет переносить истинность аксиом на выводимые из них следствия. При этом к аксиомам и выводам из них предъявляются требования непротиворечивости, независимости и полноты. Следование определенным, четко зафиксированным правилам вывода позволяет упорядочить процесс рассуждения при развертывании аксиоматической системы, сделать это рассуждение более строгим и корректным.
Чтобы задать аксиоматической систему,
требуется некоторый язык. В этой
связи широко используют символы (значки),
а не громоздкие словесные выражения.
Замена разговорного языка логическими
и математическими символами, как
было указано выше, называется формализацией.
Если формализация имеет место, то аксиоматическая
система является формальной, а положения
системы приобретают характер формул.
Получаемые в результате вывода формулы
называются теоремами, а используемые
при этом аргументы — доказательствами
теорем. Такова считающаяся чуть ли
не общеизвестной структура
2.2 Метод гипотезы
В методологии термин «гипотеза» используется
в двух смыслах: как форма существования
знания, характеризующаяся
Лучше всего представление о методе гипотезы дает ознакомление с его структурой. Первой стадией метода гипотезы является ознакомление с эмпирическим материалом, подлежащим теоретическому объяснению. Первоначально этому материалу стараются дать объяснение с помощью уже существующих в науке законов и теорий. Если таковые отсутствуют, ученый переходит ко второй стадии — выдвижению догадки или предположения о причинах и закономерностях данных явлений. Третья стадия есть стадия оценки серьезности предположения и отбора из множества догадок наиболее вероятной.
Гипотеза проверяется прежде всего на логическую непротиворечивость, особенно если она имеет сложную форму и разворачивается в систему предположений. Далее гипотеза проверяется на совместимость с фундаментальными интертеоретическими принципами данной науки. На четвертой стадии происходит разворачивание выдвинутого предположения и дедуктивное выведение из него эмпирически проверяемых следствий. На этой стадии возможна частичная переработка гипотезы, введение в нее с помощью мысленных экспериментов уточняющих деталей.
На пятой стадии проводится экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий. Гипотеза или получает эмпирическое подтверждение, или опровергается в результате экспериментальной проверки.
Однако эмпирическое подтверждение следствий из гипотезы не гарантирует ее истинности, а опровержение одного из следствий не свидетельствует однозначно о ее ложности в целом.
Знакомство с общей структурой метода гипотезы позволяет определить ее как сложный комплексный метод познания, включающий в себя все многообразие его и форм и направленный на установление законов, принципов и теорий.
Важнейшей разновидностью метода гипотезы
является метод математической гипотезы,
который характерен для наук с
высокой степенью математизации. Описанный
выше метод гипотезы является методом
содержательной гипотезы. В его рамках
сначала формулируются
2.3 Анализ и синтез
Под анализом понимают разделение объекта (мысленно или реально) на составные части с целью их отдельного изучения. В качестве таких частей могут быть какие-то вещественные элементы объекта или же его свойства, признаки, отношения и т. п.
Анализ — необходимый этап в познании объекта. С древнейших времен анализ применялся, например, для разложения на составляющие некоторых веществ. Заметим, что метод анализа сыграл в свое время важную роль в крушении теории флогистона.
Несомненно, анализ занимает важное место
в изучении объектов материального
мира. Но он составляет лишь первый этап
процесса познания. Для постижения
объекта как единого целого нельзя
ограничиваться изучением лишь его
составных частей. В процессе познания
необходимо вскрывать объективно существующие
связи между ними, рассматривать
их в совокупности, в единстве. Осуществить
этот второй этап в процессе познания
— перейти от изучения отдельных
составных частей объекта к изучению
его как единого связанного целого
возможно только в том случае, если
метод анализа дополняется
В процессе синтеза производится соединение
воедино составных частей (сторон,
свойств, признаков и т. п.) изучаемого
объекта, расчлененных в результате
анализа. На этой основе происходит дальнейшее
изучение объекта, но уже как единого
целого. При этом синтез не означает
простого механического соединения
разъединенных элементов в
Анализ фиксирует в основном то специфическое, что отличает части друг от друга. Синтез же вскрывает то существенно общее, что связывает части в единое целое. Анализ, предусматривающий осуществление синтеза, своим центральным ядром имеет выделение существенного. Тогда и целое выглядит не так, как при «первом знакомстве» с ним разума, а значительно глубже, содержательнее.
2.4 Индукция и дедукция
Индукция (от лат. inductio — наведение, побуждение) есть формальнологическое умозаключение, которое приводит к получению общего вывода на основании частных посылок. Другими словами, это есть движение нашего мышления от частного к общему.
Индукция, используемая в научном познании (научная индукция), может реализовываться в виде следующих методов:
1. Метод единственного сходства
(во всех случаях наблюдения
какого-то явления
2. Метод единственного различия
(если обстоятельства
3. Соединенный метод сходства и различия (представляет собой комбинацию двух вышеуказанных методов).
4. Метод сопутствующих изменений (если определенные изменения одного явления всякий раз влекут за собой некоторые изменения в другом явлении, то отсюда вытекает вывод о причинной связи этих явлений).
5. Метод остатков (если сложное
явление вызывается
Родоначальником классического индуктивного метода познания является Ф. Бэкон. Но он трактовал индукцию чрезвычайно широко, считал ее важнейшим методом открытия новых истин в науке, главным средством научного познания природы.
Дедукция (от лат. deductio — выведение) есть получение частных выводов на основе знания каких-то общих положений. Другими словами, это есть движение нашего мышления от общего к частному, единичному.
Но особенно большое познавательное
значение дедукции проявляется в
том случае, когда в качестве общей
посылки выступает не просто индуктивное
обобщение, а какое-то гипотетическое
предположение, например новая научная
идея. В этом случае дедукция является
отправной точкой зарождения новой
теоретической системы. Созданное
таким путем теоретическое
Получение новых знаний посредством дедукции существует во всех естественных науках, но особенно большое значение дедуктивный метод имеет в математике. Оперируя математическими абстракциями и строя свои рассуждения на весьма общих положениях, математики вынуждены чаще всего пользоваться дедукцией. И математика является, пожалуй, единственной собственно дедуктивной наукой.
2.5 Аналогия и моделирование
Под аналогией понимается подобие, сходство каких-то свойств, признаков или отношений у различных в целом объектов. Установление сходства (или различия) между объектами осуществляется в результате их сравнения. Таким образом, сравнение лежит в основе метода аналогии.
Если делается логический вывод о наличии какого-либо свойства, признака, отношения у изучаемого объекта на основании установления его сходства с другими объектами, то этот вывод называют умозаключением по аналогии.
Степень вероятности получения правильного умозаключения по аналогии будет тем выше:
1) чем больше известно общих
свойств у сравниваемых
2) чем существеннее обнаруженные
у них общие свойства и чем
глубже познана взаимная
При этом нужно иметь в виду, что если объект, в отношении которого делается умозаключение по аналогии с другим объектом, обладает каким-нибудь свойством, не совместимым с тем свойством, о существовании которого должен быть сделан вывод, то общее сходство этих объектов утрачивает всякое значение.
Метод аналогии применяется в самых различных областях науки: в математике, физике, химии, кибернетике, в гуманитарных дисциплинах и т. д. О познавательной ценности метода аналогии хорошо сказал известный ученый-энергетик В. А. Веников: «Иногда говорят: «Аналогия — не доказательство»… Но ведь если разобраться, можно легко понять, что ученые и не стремятся только таким путем доказать что-нибудь. Разве мало того, что верно увиденное сходство дает могучий импульс творчеству?.. Аналогия способна скачком выводить мысль на новые, неизведанные орбиты, и, безусловно, правильно положение о том, что аналогия, если обращаться с ней с должной осторожностью, — наиболее простой и понятный путь от старого к новому».
Существуют различные типы выводов
по аналогии. Но общим для них
является то, что во всех случаях
непосредственному исследованию подвергается
один объект, а вывод делается о
другом объекте. Поэтому вывод по
аналогии в самом общем смысле
можно определить как перенос
информации с одного объекта на другой.
При этом первый объект, который
собственно и подвергается исследованию,
именуется моделью, а другой объект,
на который переносится
Информация о работе Контрольная работа по «Естественнонаучная картина мира»