Контрольная работа по "Научной деятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 20:20, контрольная работа

Описание работы

Разница в уровне развития науки в отдельных странах мира обусловлена особенностями исторического и социально-экономического развития и зависит от культурно-этнических факторов.
Различия лежат в основном в особенностях организации научной деятельности, структуре и качестве научного потенциала, специфики исследований. Если рассматривать детальные отличия, то их фактически столько же, сколько имеется стран, участвующих в мировой научной деятельности. В этом отношении каждое государство уникально.

Содержание работы

Введение, стр.3
1.Типы стран по уровню развития науки, стр.4
2. Страны с высоким уровнем развития науки, стр.6
3. Ведущие научные державы, стр.8
Заключение, стр.12
Список литературы, стр.13

Файлы: 1 файл

контр.ОНД (1).doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации 
ФГБОУ ВПО 
Государственный  аграрный университет Северного Зауралья 
Институт экономики и финансов

Кафедра статистики и экономических наук

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по дисциплине: «Основы научной деятельности»

 

 

 

 

 

Выполнила:  Экгардт Алена Александровна

студентка заочной формы обучения (ускор.)

Группа  ЭБЗс - 32

 зачетная  книжка: БЭБЗС - 120485

      Проверила:

 

 

 

 

Тюмень,2013

План работы:

 

 Введение, стр.3

 

1.Типы стран по уровню развития науки, стр.4

 

2. Страны с высоким уровнем развития науки, стр.6

 

3. Ведущие научные державы, стр.8

 

Заключение, стр.12

 

Список литературы, стр.13 
Введение

 

Разница в уровне развития науки в отдельных странах мира обусловлена особенностями исторического и социально-экономического развития и зависит от культурно-этнических факторов.

Различия лежат  в основном в особенностях организации  научной деятельности, структуре и качестве научного потенциала, специфики исследований. Если рассматривать детальные отличия, то их фактически столько же, сколько имеется стран, участвующих в мировой научной деятельности. В этом отношении каждое государство уникально.

Тем не менее, страны со сходными чертами, возможно, объединить в группы, разделив тем самым всю их совокупность на несколько определенных типов. Отнесение к тому или иному типу является важнейшей характеристикой научной отрасли государства, способствует объективной оценке места страны в мировой научной системе.

Уровень развития науки и техники играет большую роль в экономическом и социально-политическом развитии, как отдельных стран, так и всего мирового сообщества.

Задачами данной работы является:

Во-первых, Определения  стран по уровню развития;

Во-вторых, выяснить страны с высоким уровнем развития, и сколько групп существует;

В-третьих. Узнать ведущие державы.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Типы стран по уровню развития науки

Для определения  типа страны необходима особая методика оценки уровня развития ее науки, определенная система показателей. Однако измерение  параметров науки методологически до сих пор представляется очень сложной задачей, что связано с самой природой науки. Ведь в отличие от других сфер деятельности общества, отраслей экономики, научный продукт, невозможно измерить количественно и качественно, выявить их прямую взаимосвязь с социально-экономическими факторами. На сегодняшний день анализ выполним только на уровне их числовых характеристик, отражающих сферу науки как особый вид деятельности человека, отрасль хозяйства, а не как совокупность знаний.

Рассматривая  науку, все существующие научные показатели можно разделить на две группы. Во-первых, показатели, отражающие затраты материальных ресурсов, времени, кадровое обеспечение, т.е. ресурсные показатели науки. Они могут быть выражены и в абсолютных и в относительных величинах. К абсолютным показателям относят, например, общее число ученых и инженеров, совокупные финансовые затраты, их распределение по областям знаний и видам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и т.д. Во-вторых, производство некого научного знания (фундаментального и прикладного), т.е. позволяющие определить полученный вклад в науку, степень "приращения" нового знания в определенной научно-технической области.

Все количественные меры, отражены в абсолютных и относительных показателях научной продуктивности страны (общее количество научных публикаций и их удельный вес относительно населения страны, количество поданных заявок на выдачу патента на изобретение и число уже выданных патентов и т.д.), а также на структуре технологических достижений государства, отражающихся в уровне компьютеризации страны, экспорте продукции НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) и т.д.

По абсолютным показателям втянутых в НИОКР  ресурсам ведущие государства мира (США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания) являются и главными производителями научных знаний, "мотором" научно-технического прогресса. Высокие абсолютные показатели финансирования и занятого персонала в научно-технической деятельности Китая и Индии позволили им достичь прекрасных результатов в области ядерных исследований, освоения космоса и других областях знаний.

Однако оценка общего уровня развития науки, степени "наукофикации" общества, от которой в значительной мере зависят основные параметры его социального и экономического развития, уровень благосостояния населения возможны лишь на основе относительных показателей, характеризующих научную деятельность.

Использование относительных показателей дает возможность географического сопоставления больших и малых стран мира, выявления их типов по уровню развития науки.

1. Ресурсные показатели науки:

 а) число  учёных и инженеров на 1 тыс.  населения;

 б) расходы  на НИКОР на одного жителя  страны (дол США);

 в) расходы  на НИОКР в расчете на одного  исследователя (дол. США);

 г) доля  финансовых отчислений на НИОКР от ВВП страны (%)

2. Показатели  эффективности науки:

 а) количество  публикаций на 1 тыс. жителей;

 б) количество  публикаций на 1 тыс. ученых и  инженеров;

 в) число  заявок на выдачу патента от  резидентов на 1 тыс. населения;

 г) число заявок на выдачу патента от резидентов на 1 тыс. ученых и инженеров;

 д) доля  высокотехнологичной продукции  в общем экспорте страны;

 е) число  компьютеров на 1 тыс. населения.

 Полученные  результаты отсортировали по  трем группам коэффициентов, оценивающим как уровень развития науки в целом, так и отдельно уровень научно-технического потенциала (ресурсы науки) и результативности проводимых научно-исследовательских работ.

 1 группа.

Страны с  высоким уровнем развития науки: США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция, Швеция, Швейцария, Израиль, а так же Нидерланды, Дания, Финляндия, Бельгия, Ирландия, Норвегия, и Канада, Австралия, Новая Зеландия, Республика Корея и Сингапур.

II группа.

Страны со средним уровнем развития науки: это развитые страны как Западной Европы (Италия, Испания, Португалия, Греция), так и Восточной Европы, большинство государств СНГ, отдельные страны Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, Южной и Центральной Америки. Это Чехия, Словения, ЮАР, Румыния, Болгария, Беларусь, Мексика, Аргентина, Чили, Турция, Венгрия, Словакия, Таиланд и Филиппины.

III группа.

Страны с низким уровнем развития науки. К данному типу относятся 12 стран мира: Индия, Китай, Таджикистан, Узбекистан, Вьетнам, Уругвай, Эквадор, Египет, Боливия, Нигерия, Шри-Ланка, Бенин.

 

2. Страны с  высоким уровнем развития науки

Рассмотрим  страны с высоким уровнем развития науки, относящиеся к 1 группе.

В данную группу входят 20 государств.

Наиболее крупные  из них – это США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция.

Для этих стран  характерны: высокие абсолютные и относительные расходы на НИОКР (около 80% мировых затрат), большое количество занятого персонала, высокая доля частного капитала и соответственно низкая доля государства в финансировании и проведении исследований, стабильное лидерство в научно-технических достижениях и открытиях.

Несмотря на сходные черты  НИОКР в этих странах и близость относительных показателей, в данной группе государств можно выделить три подгруппы:

Подгруппа А.

Объединяет страны с высокими ресурсными затратами и высокой эффективностью науки: Швеция, Швейцария, Япония, США.

США и Япония являются общепризнанными  мировыми лидерами в проведении научных исследований и ведущими флагманами в развитии новейших технологий. Их научные системы – самые передовые в мировом сообществе, о чем свидетельствует широта изучаемых проблем, техническая оснащенность, а также статус науки и техники в общественном сознании.

Высокая эффективность науки  в этих странах обеспечивается мощным целенаправленным финансированием частным капиталом и государством фундаментальных исследований, прикладных и опытно-конструкторских разработок.

Швеция и Швейцария  находятся в группе мировых лидеров  благодаря достигнутым в этих странах относительным показателям развития науки. Если рассматривать относительное соотношение их «входных» и «выходных» показателей, то наука этих государств более эффективна, чем в США и Японии. Например, по количеству Нобелевских лауреатов (в расчете на 1 млн. человек населения) они примерно в 2–4 раза превышают показатели США и более чем в 100 раз показатели Японии. Однако, если производить оценку в целом, то итоговый вклад этих государств в развитие мировой науки намного скромнее, чем их соседей по подгруппе и других отдельных стран Европы.

Подгруппа В.

Объединяет  страны с высокими ресурсными затратами, но более низкой эффективностью научных исследований, которые характеризуются многократным превышением «расходов» над «доходами». К таким государствам относятся ФРГ, Франция, Израиль.

Наука этих государств исторически является относительно более «фундаментальной», чем во многих других высокоразвитых странах. В этих государствах сильны сложившиеся веками традиции старых университетских научных школ, которые более тяготеют к так называемой «чистой науке».

Например, затраты  на теоретические исследования в  ФРГ и Франции превышают примерно 20% всех расходов на НИОКР. Многочисленные научные центры, университеты и лаборатории проводят длительные дорогостоящие эксперименты, результаты которых, возможно, смогут оценить по достоинству только в следующем тысячелетии.

В результате в  этих странах наблюдается более  низкая отдача от научных исследований в целом, относительное отставание в развитии техники, технологий и др.

Подгруппа С.

Объединяет  страны с высокой эффективностью научных исследований, но с относительно невысокими ресурсными показателями науки.

К этому типу относятся преимущественно небольшие  развитые государства Европы (Нидерланды, Дания, Финляндия, Бельгия, Ирландия, Норвегия), а также Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Республика Корея и Сингапур.

Для этих стран  характерно преобладание частного капитала над государственным в структуре финансирования и выполнения научных исследований и опытно-конструкторских разработок.

Например, в  Республике Корея доля частного капитала в финансировании научных исследований является самой большой среди государств земного шара и составляет 82%, а также явно выраженная концентрация научного поиска в конечных областях НИОКР, специализация на отдельных областях знаний, включая прикладные исследования. И, как следствие, относительно высокий уровень эффективности исследований.

 

 

3. Ведущие научные  державы

В первую десятку  ведущих научных держав по количеству публикаций к концу 1990-х входили  США, Великобритания, Япония, ФРГ, Франция, Италия и Нидерланды: во вторую десятку вошли такие западноевропейские страны, как Испания, Швеция, Швейцария, Бельгия и Дания. Каждая из стран, принадлежащих к пятерке лидеров, производит более 5 процентов мировой научной продукции. Первая десятка объединяет страны, производящие более чем по 2 процента мировых научных публикаций; более 1 процента дает каждая из стран второй десятки. Свыше половины мест в третьей десятке также принадлежит европейским странам: Финляндии, Австралии, Норвегии, Греции; в четвертой десятке — Ирландия и Португалия, в пятой (42-е место) — Исландия.

  По проценту цитирования лидирует Швеция; за ней следует Дания, Швейцария, Нидерланды, Финляндия, Исландия и США. Таким образом, европейская наука остается в мире наиболее цитируемой. Во вторую десятку по цитируемости входят Великобритания, Норвегия, Бельгия, ФРГ, Италия и Франция; весьма высоки рейтинги Исландии и Ирландии (соответственно 8-е и 25-е места). 

Наука Великобритании занимает 7-е место по количеству исследователей на 10 тысяч жителей и 2-е — по научной продуктивности. Соответствующие показатели для других стран таковы: ФРГ — 5 и 4, Франция — 5 и Нидерланды — 8 и 10, Италия — 12 и 8. На противоположном полюсе по этим параметрам оказываются наука Норвегии (3-е место по количеству исследователей и 25-е — по публикациям) и Исландии (6-е и 42-е места), однако сам по себе рост числа ученых на душу населения составляет пусть и недостаточное, но необходимое условие увеличения национальной научной продуктивности. Стратегия усиленного внимания к национальной науке в предшествующие десятилетия (1950 — 1970 годы) уже принесла, ожидавшиеся позитивные результаты в Италии, Испании, Греции отчасти и в Португалии.

Не менее  показательно распределение отдельных  научных центров Европы по их научной продуктивности.

Наибольшей  продуктивностью характеризуются  британские университетские города. За ними следуют города Швейцарии, Стокгольм, Копенгаген, Амстердам, Гейдельберг. Замыкает десятку лидеров столица Великобритании.

Тройку лидеров по общему количеству публикаций среди научных центров Европы образуют Лондон, Париж и Москва.

По суммарному показателю бесспорным лидером европейской  науки оказывается Великобритания (более 9 процентов). Это выглядит несколько неожиданно с точки зрения русской культуры, для которой «европейский стандарт» с петровских времен традиционно олицетворяют Германия и Франция. Проект Академии наук был заказан Петром I Лейбницу, позднее в России фактически были воспроизведены организационные принципы немецкой науки, не менее тесными были и научные контакты российских и французских ученых. Динамична и эволюция научных приоритетов. Спектр исследований британской науки весьма широк, но преобладает здесь медицина. Германия, Франция и Италия демонстрируют сходные модели исследовательской динамики с «классическими» приоритетами в физике и химии, в меньшей степени — в «науках о жизни». Италия уже к началу 1990-х опережала по количеству публикаций в фармакологии Францию и Канаду, в иммунологии и исследовательской медицине — Германию и Францию, все более заметен вклад Италии в физику, химию и математику.

Информация о работе Контрольная работа по "Научной деятельности"