Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 14:26, контрольная работа
Усматривая прямую или хотя бы косвенную первопричину возникновения тревожных ситуаций в успехах и достижениях науки, приходится считать, что наука несет определенную ответственность за складывающиеся условия, хотя не она, конечно, является главной их причиной. А отсюда с очевидностью следует, что особая ответственность ложится и на творцов науки, на ученых, своими трудами прокладывающих путь к возникновению отрицательных последствий.
Следует отметить и тот факт, что «последняя из надежд человечества, высочайший и величайший идеал Просвещения — Наука, которая «все сможет» и «все может», которая «выручит» и «спасет», …занимается сегодня не только косвенной и скрытой, но и прямой и непосредственно массовой разработкой самых бесчеловечных средств научного, научно обоснованного, как говорят сейчас, насилия над телом и духом человека».
Введение 3
1. Личность ученого 5
1.1 Значение личности в науке 5
1.2 Мотивы занятия наукой 5
1.3 Качества, необходимые ученому 8
1.4 Типы личности ученых 10
1.5 Проблемы ответственности ученых 12
1.6 Нужны ли нравственные кодексы ученых 15
2. Этика науки 17
2.1 Наука и ценности 17
2.2 Наука и этика 18
2.3 Биоэтика 20
Заключение 23
Библиографический список 24
Вопрос о соотношении научных принципов и социальных ценностей стоит в современной науке особенно остро. Возросшая мощь науки в сочетании с её традиционной целью обеспечения господства над природой приводит к тому, что наука становится всё более агрессивной, особенно экспериментальная. Про многие опыты над животными можно сказать ,что это изучение через уничтожение. Так продолжается до сих пор в возрастающем масштабе.
Агрессивность современной науки и в том, что около 40% учёных так или иначе связаны с решением задач, имеющих отношение к военной сфере. Направление развития науки во многом определяется целями, которые ставит перед наукой общество и государство.
Подтверждением тезиса о роли ценностей в научном познании служат неудачные попытки методологии неопозитивистского толка разграничить теоретический и эмпирический уровни исследования и свести первый ко второму. Оказалось, что это невозможно, поскольку использование приборов неразрывно связано с существующим теоретическим уровнем знания; имеется также ряд других принципиальных причин.
2.2 Наука и этика
По своим результатам
наука свободна от моральной оценки.
Например, принципы притяжения и отталкивания
совершенно равнозначны в нравственном
смысле, и учёный не относится к
положительно заряженным частицам лучше,
чем к отрицательно заряженным. Закон
природы выводится вне
Сущность науки внеморальна,
но это не значит, что этика не
имеет к науке отношение. Она
может воздействовать на ход исследований.
«Тот факт, что человека нельзя подвергать
экспериментам без его желания
и согласия (именно поэтому исследователь
может производить опасные
В процессе развития современной науки и её технических возможностей появляются всё новые проблемы, требующие этического рассмотрения. На этапе возникновения науки в Новое время наиболее важны были мировоззренческие задачи- желание доказать пользу и ценность науки; затем- собственно познавательные, и, наконец, технические. Сейчас, в эпоху экологического кризиса, в котором обвиняют науку, последняя должна подтверждать своё реноме. Моральный кризис науки проявляется в той точке, в которой она становится всесильной.
Наука, несомненно, благо: она даёт истинное знание, а истина-благо. Если само по себе научное знание этически нейтрально, его применение включает этические соображения. Наука может содействовать процессу принятия решений благодаря определению последствий возможного выбора. Кроме того, ученые, наряду с другими людьми, могут участвовать в выборе и принятии решений.
Современная наука выполнила
многие пророчества, содержащиеся в
фантастическом произведении Ф.Бэкона
«Новая Атлантида», обеспечивая могущество
человека над силами природы. Но учёные
Новой Атлантиды делали ещё и
то, что не известно современной
науке: «на наших совещаниях мы решаем,
какие из наших изобретений и
открытий должны быть обнародованы, а
какие нет». Ф.Бэкон, по-видимому, понимал,
что не все достижения науки и
техники служат благу народа. Э
то убеждение, подкрепленное отрицательными
моментами 400-летнего развития науки,
особенно актуально в наши дни, когда
становится ясно, что техническая
реализация научных достижений увеличивает
риск непредвиденных последствий. Результатом
ценностной переориентации должна быть
большая осторожность науки, как
фундаментальной, так прикладной, в
её исследованиях и
Сейчас кажутся странными
рассуждения древнегреческих
Современные социобиологические исследования позволяют заключить, что этика не есть выбор некоторых абсолютных положений, сформулированных раз и навсегда. Напротив, выясняется, что нравственные максимы имеют эволюционный характер, и сама этика как наука развивается. Это значит, что в нашу переломную эпоху, когда действительность изменяется с головокружительной быстротой, соревнуясь с прогрессом науки и техники, могут произойти не менее ощутимые изменения в этике. Экспансия науки на новые сферы действительности, более интенсивное воздействие на природную среду созданной на научной основе техники и рост, вследствие этого, ответственности за состояние мира порождают новые регуляторы научной деятельности. Появляются биоэтика, компьютерная этика, инженерная этика, экологическая этика, глобальная этика и т.п.
Отныне учёный должен брать на себя все большую ответственность за окружающий мир. Проводить данные исследования или не проводить, сообщать об их результатах или нет - эти этические дилеммы все острее встают по мере научно-технического прогресса. В конечном счёте новые этические проблемы вращаются вокруг вопросов о том, выше ли ценность человека, чем животных (биоэтика), рода, чем индивида (медицинская этика), планеты, чем человека (глобальная этика), человека, чем созданной им техники (инженерная и компьютерная этика).
2.3 Биоэтика
Весь круг вопросов, касающихся
этических аспектов отношения к
живым существам, может быть назван
биоэтикой. Название это новое, но многие
из затрагиваемых ею проблем обсуждались
еще в древнем мире: юридические
проблемы - можно ли по отношению
к живым существам соблюдать
правовые обстоятельства в условиях,
когда животные не могут заключать
с нами договоров, т.е. могут ли живые
существа равноправны с человеком
в юридическом смысле; ценностные
проблемы – могут ли живые существа
рассматриваться как
Современные исследования в области этологии неопровержимо доказывают, что животных нельзя считать механизмами, как полагал Декарт. Они чувствуют, как люди, и это не может не иметь значение для экспериментов, которые проводятся в научных целях. Значит, все эксперименты, в которых животным причиняется боль, безнравственны? Но ведь большинство лекарств апробированы в экспериментах над животными.
Единственное рациональное основание экспериментами над животными – идущие от Аристотеля через Фому Аквинского представление о том, что человек высшее по сравнению с другими земными видами существо.
Появление новой науки – биоэтики, помимо традиционных, вызвано новыми проблемами, связанными, скажем, с истреблением не только отдельных представителей, но и целых видов растений и животных.
По определению К. Вокса, биоэтика исследует новые проблемы, присущие техническому прогрессу, и осуществляет поиск нравственных ценностей, которые могли бы стать руководством для принятия решений в ситуациях, где происходит взаимодействии человека и технологии.
Основная задача биоэтики
– выработка системы
Нет сомнения, что в случае глобальных проблем, кризисов ученым не раз придется обращаться к своей совести, призывать чувство ответственности, чтобы найти правильный путь преодоления возникающих угроз. И, разумеется, дело общественной совести ученых мира, общей ответственности — всемерно бороться с причинами, вызывающими вредные, губительные последствия, направлять научные поиски на исправление вреда, который сама наука, не взвесив и не учтя возможных последствий, могла бы принести и тем самым оказаться причастной к возникновению тех или иных глобальных проблем. И не чем иным, как капитуляцией, следует считать встречающуюся в последнее время своеобразную форму реакции на возникающие перед совестью ученого трудные решения, которая находит свое выражение в выдвижении лозунгов «контрнауки» и «контркультуры» с призывом приостановить поступательное движение научного исследования.
В настоящее время привлекают все более пристальное внимание такие широкие формы общественного движения, какими являются Международная федерация ученых, их профессиональные объединения в отдельных странах, возникновение организаций с четко выраженной специальной целью, таких, как Британская ассоциация по социальной ответственности ученых (BSSRS), и т.д. В развитии этого движения мы видим важную форму проявления учеными своей ответственности в периоды, характеризующиеся особенно широкими, достигающими глобальных масштабов проблемами, затрагивающими различные стороны современного общества.
Библиографический список