Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:49, реферат
Наука и религия являются единственными источниками получения человеком знаний о мире и о себе, а это, в свою очередь, необходимо для того, чтобы человек мог понять свое место в мире, цель и смысл своего существования. Однако если истины веры представляют из себя нечто незыблемое, окончательное и сверхчеловеческое, то истины научного знания – это результат побед или поражений конечного и ограниченного человеческого разума, и потому они никогда не носят окончательного характера, постоянно уточняются и пересматриваются. Сфера религиозного опыта зиждется, таким образом, на некоторой незыблемой скале богооткровенных догматов, сфера науки вечно пребывает в непрерывном сомнении и поиске.
Введение 3
Причины°конфликта 4
История°проблемы 6
Синкретический°этап 7
Конфронтационный°этап 8
Синергетический°этап 13
Мысли°великих°ученых°о°взаимоотношениях°между°наукой°и°религией 14
Заключение 17
В теоретической физике имеется
серия противоречий, так называемых
"парадоксов", ряд ее положений
вошел в противоречие с положениями
диалектического материализма. Например,
идея "Большого взрыва" противоречит
положению диалектического
Наличие "парадоксов", отсутствие
качественно новых идей означает,
что существовавшие в естествознании
идеи уже исчерпаны, и естествознание
вообще, и физическая теория, в частности,
находятся в глубоком кризисе. Фундаментальные
исследования стали невообразимо дороги,
а результаты - все более скромными,
и это еще один аспект кризиса
в естествознании - аспект экономический.
Однако основным признаком кризиса
естествознания является то, что теория
и методология современной
Мысли великих ученых
о взаимоотношениях
между наукой и религией
Ньютон (1642-1727 гг.) в своем капитальном труде "Системы мира" пишет: "Небесный Владыка управляет всем миром, но не как душа его, а как Властитель Вселенной. Вследствие Его верховной власти мы называем Его верховным Богом. Он правит всем миром, тем, что есть, и тем, что может быть. Он всегда и везде Тот же Единый Бог. Мы удивляемся Ему по причине Его совершенства, почитаем Его и преклоняемся пред ним по причине Его беспредельной власти. Бог же без верховной власти, без провидения и без цели в своих творениях был бы ничем иным, как роком или природой. Из слепой физической необходимости, которая всегда и везде одинакова, не могло бы произойти никакого разнообразия, и все это соответственное месту и времени разнообразие сотворенных предметов, что составляет строй и жизнь вселенной, могло произойти только по мысли и воле Существа самобытного".
Карл Линней (1707-1776 гг.) в одном из своих трудов говорит о том, что человек может постигать Бога через Его творения. "Вечный, беспредельный, Всемогущий Бог прошел мимо меня. Я не видел Его лицом к лицу, но отблеск Божества наполнил мою душу безмолвным уважением. Я видел след Божий в Его творении, и везде, даже в самых мелких и незаметных Его творениях. Что за сила, что за мудрость, что за неизреченное совершенство! Я наблюдал, как одушевленные существа, стоя на высшей ступени, связаны с царством растений, а растения в свою очередь с минеральными веществами, которые находятся в недрах земного шара, и самый шар земной тяготеет к солнцу и в неизменном порядке обращается вокруг него, получая от него жизнь. Я видел, как солнце и все другие звезды, вся солнечная система, бесконечное звездное небо движется в пространстве, поддерживается в пустоте по воле непостижимого первоначального Двигателя, Существа существ, Причины, Правителя и Хранителя мира, Господа Создателя всякого творения".
Чарльз Дарвин (1803-1882 гг.), выдержки из знаменитой книги "Происхождение видов". Прежде всего, обращают на себя внимание эпиграфы, помещенные в начале книги. Первый эпиграф: "Но по отношению к материальному миру мы можем допустить, по крайней мере, следующее: мы можем видеть, что явления вызываются не отдельными вмешательствами Божественной силы, оказывающей свое влияние в каждом отдельном случае, но установлением общих законов" - Удвелль. Здесь, как мы видим, отнюдь не отрицается само наличие Божественной силы и значение в деле происхождения вселенной. Второй эпиграф разъясняет смысл слова "естественный". Третий эпиграф направлен уже против тех, кто хотел противопоставить разум человеческий Разуму Божественному и использовать дарвинскую теорию развития как нечто антирелигиозное: "Заключаем поэтому, что ни один человек, ошибочно переоценивая здравый смысл или неправильно принимая умеренность, не должен думать или утверждать, что человек может зайти слишком глубоко в своем исследовании или изучении книги Слова Божия или книги творений Божиих, богословия или философии. Но пусть люди стремятся к бесконечному совершенствованию или успехам в том и другом" - Бэкон.
Если
интересны эпиграфы, то еще больший
интерес, разумеется, представляют заключительные
слова книги, в которых Дарвин
подытоживает свою теорию происхождения
видов: "Все эти прекрасно
В своем не менее знаменитом труде "Происхождение человека и половой отбор" Дарвин в главе "Происхождение идеи Божества" писал: "Следует отметить, что вопрос о происхождении идеи Бога не имеет ничего общего с вопросом о самом бытии Бога-Творца, вопросом, на который величайшие умы человечества давали утвердительный ответ".
"На
меня, — говорит Дарвин в другом
месте, — производит гораздо
более сильное впечатление
Луи
Пастер (1822-1895 гг.): "Настанет день, когда
будут смеяться над глупостью
нашей современной философии. Чем
больше я занимаюсь изучением
природы, тем более останавливаюсь
в благоговейном изумлении
Н.И.Пирогов (1818-1891 гг.) в своем "Дневнике" пишет: "Вера в Высшее Существо, как источник жизни, во вселенный Разум не противоречит научным убеждениям. Если бы я захотел не признать теперь существование Бога, то не смог бы этого сделать, не сойдя с ума. Современники утверждают, что случай за случаем доводит, переходя из одного вида в другой, до вида млекопитающего, а отсюда рукой подать до человека, ум которого открывает ему, наконец, что клетка, произведшая его, ничем существенным не отличается от другой живой клетки, и что только благодаря окружающей среде, случаю и времени, она вывела на свет его или ему сродную обезьяну. Приверженцы этой доктрины поставили на пьедестал случай, заменив им Бога, и отвергли как лишний хлам, и план и целесообразность в мироздании. В доктрине прошлое соглашено с настоящим, и это привлекательная ее сторона; все рождено, не сотворено. Но что такое этот случай без органической образовательной силы, влекущей к известного рода группировкам, — не знаю. Или нет вовсе случая, или между случаем и теми всеми действиями и причинами есть связь. Случай будет при таковом взгляде не более, как действие, причины которого не известны, а для многих событий, можно утверждать, и никогда не будут известны".
Альберт Эйнштейн (1879-1955 гг.) В ноябре 1930 года А.Эйнштейн ответил журналисту, заинтересовавшемуся его мнением о бытии Бога: "Моя религия состоит в чувстве скромного восхищения перед безграничной разумностью, проявляющей себя в мельчайших деталях той картины мира, которую мы способны лишь частично охватить и познать нашим умом. Эта глубокая эмоциональная уверенность в высшей логической стройности устройства вселенной и есть моя идея Бога".
"Знать,
что на свете есть вещи, непосредственно
недоступные для нас, но
Знаменитого Ньютона все знают как крупного ученого в области физики. Но мало кто знает его как богослова, написавшего толкования на Книги Нового Завета. Иногда Церкви бросают упрек, что она якобы преследовала передовых людей и лучших представителей науки. В качестве примера приводят судьбу Коперника, Галилея и Джордано Бруно.
Николай Коперник (1473-1543 гг.) оставался верным служителем Католической Церкви, оставался истинным и не лицемерным христианином, исполняя в жизни своей заветы Христа, безвозмездно оказывая врачебную помощь всем неимущим. Никаким преследованиям со стороны Церкви он не подвергался и мирно умер у себя на родине, окруженный друзьями.
Заключение
«Научный метод может научить нас только, как факты связаны друг с другом и обусловлены друг другом. Стремление к такому объективному знанию является самым высшим, на которое человек способен, и вряд кто-нибудь заподозрит меня в желании преуменьшить героические достижения человечества в этой области. Но в то же время ясно, что знание того, что есть, не открывает дверь к открытию того что должно быть. Можно иметь самое ясное и полное знание о том, что есть, и в то же время быть не в состоянии вывести из этого, что должно быть целью наших человеческих устремлений.»
Альберт Эйнштейн.
Наука – это путь сомнения. Ни один настоящий ученый не верит в положения науки – он их допускает, это совсем другое дело. История науки свидетельствует о том, что в рядах самых талантливых ученых не было ни одного «верующего сайентиста». Ньютон, как известно, веровал в Бога – не в механику - и, помимо физики и математики, занимался астрологией. Эйнштейн интересовался медитацией. Основатель генетики Мендель был христианским монахом. Даже теорию Большого взрыва выдвинул не кто-нибудь, а католический священник Жорж Леметр.
Естественнонаучный метод так и не смог познать феномен жизни. Так могло бы быть, если жизнь была бы просто механизмом. Тогда, изучая тело до самой последней детали, и таким образом понимая все механические особенности, можно было бы осмыслить жизнь, но, поскольку жизнь - это гораздо больше, нежели просто механизм, то этот метод не достигнет цели. Другими словами, даже если продолжить эти исследования в течение очень долгого времени, то можно только обнаружить, что есть явления, которые не могут быть объяснены механическими способами. Волос, в котором отсутствуют хоть какие-нибудь признаки жизни, содержит такие атомы как углерод, азот, кислород и т.д. Это те же атомы, из которых состоит ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота), молекула - "носитель жизни". В обоих случаях молекулярная организация одна и та же. Но что делает волос лишенным жизни, а другие клетки организма живыми? Ученым приходится признавать, что жизнь – это механизм плюс еще что-то, она не на 100 % механизирована. Когда они говорят о создании живой клетки, то, на самом деле, речь идет о попытке создать определенные физико-химические условия, в которых уже существующая молекулярная система может вести себя как живая система. Поскольку очень сложно признать жизнь просто согласованной химической реакцией, остается признать, что она носит нехимический и немеханистический характер.
Наука не решает вопроса о ценностях, но происходит это потому, что такого рода вопрос вообще не решается с помощью интеллекта. Ценность не имеет отношения к истине или лжи. Знание можно получить лишь с помощью научных методов, и поэтому невозможно знать о том, что наука в принципе не способна обнаружить.
Таким
образом, религия не только не противоречит
науке, не только совместима с последней,
но и родственна ей и проистекает
из одного общего духа с ней; и этот
дух в свою очередь не только не
противоречит так называемому "здравому
смыслу", т. е. здоровому и практически
плодотворному отношению к
Подводя итог, следует отметить, что конфликт между наукой и религией заключается в превышении своих полномочий. Ученые осуждались несведущей в астрономии церковью, а ученые позволяли себе отрицать существование бога на основании его отсутствия в видимом мире. Такие богословы, как Августин, выступающий против идеи о шарообразности Земли, или Лютер, оспаривающий гелиоцентрическую систему, выступая против науки, считали, что они защищают веру в Библию, хотя вместо этого защищали свои толкования Библии. Сам священный текст не решает естественнонаучных вопросов, в его задачу не входит ни подтверждение, ни опровержение теорий естествознания. Там ставится вопрос о целесообразности всего сущего, о высших ориентирах жизненных интенций человека.