Наука XX-XXI веков
Современное общество принято называть
постиндустриальным, современную культуру
- постмодернистской. Поскольку общество,
культура и наука представляют собой единый
организм, наука тоже не осталась в стороне
от тех изменений, которые происходят
во всех сферах жизни человека, - современная
наука находится на этапе перехода от
неклассической рациональности к рациональности
постнеклассической.
Главные характеристики
современного этапа развития науки
В ходе развития науки
в последней трети XX в. были выявлены основания
для создания новой научной картины мира
- эволюционно-синергетической. Ее фундамент
составляют ставшие общенаучными принципы
развития и системности. Теоретический
каркас этой картины мира определяют теории
самоорганизации (синергетика) и систем
(системология), а также информационный
подход, в рамках которого информация
понимается как атрибут материи наряду
с движением, пространством и временем.
Пока еще рано судить обо всем содержании
эволюционно-синергетической картины
мира, но некоторые ее сущностные черты
можно указать. Во-первых, развитие рассматривается
в ней как универсальный (осуществляющийся
везде и всегда) и глобальный (охватывающий
все и вся) процесс. Эта черта данной картины
мира находит свое выражение в развитии
концепции универсального (глобального)
эволюционизма. Во-вторых, само развитие
трактуется как самодетерминированный
нелинейный процесс самоорганизации нестационарных
открытых систем. Такое понимание процессов
развития исходит из синергетики. В-третьих,
утверждается фундаментальная согласованность
основных законов и свойств Вселенной
с существованием в ней жизни и разума.
Эти черты эволюционно-синергетической
картины мира позволяют по-новому решать
проблему единства мира, понять взаимосвязи
между различными уровнями организации
материального мира (мега-, макро- и микромиров),
живой и неживой материей, природы и общества,
увидеть в новом ракурсе место и роль разума
во Вселенной.
В указанных выше чертах
формирующейся новой НКМ отражаются и
главные характеристики современной науки.
Во-первых, принцип
развития (эволюции) в современной науке
получил статус фундаментальной мировоззренческой
и методологической константы. В общенаучной
концепции универсального (глобального)
эволюционизма принцип развития воспроизводится
на уровне оснований науки, которая служит
центром идейной кристаллизации новой
научной картины мира - эволюционно-синергетической.
В рамках универсального
эволюционизма происходит элиминация
понятия изолированной системы, а вместе
с ним - и концепции абсолютного (лапласовского)
детерминизма. Теперь всякий локальный
процесс эволюции (геологический, биологический,
социальный и т.д.) может быть объяснен
только лишь как необходимый момент единого
универсального процесса развития Вселенной
как целого.
Современные космологические
модели вполне определенно демонстрируют
эвристическую силу эволюционного подхода,
предполагающего рассмотрение физической
реальности с позиций принципа развития.
Очевидно, что если Вселенная реконструирована
в космологических моделях как развивающаяся
целостность, то и конкретные формы материи
(химическая, геологическая, биологическая,
социальная), порожденные в едином "вселенском"
процессе развития, также претерпевают
направленные изменения, т.е. развиваются.
Во-вторых, во второй
половине XX столетия научное сообщество
в полной мере осознало целостность, а
следовательно, системность Метагалактики.
Принципиально важно здесь то, что центральный
аспект системности Метагалактики образует
универсальность процессов развития.
Это синхронный аспект взаимосвязи развития
и системности. Диахрония развития и системности
заключается в том, что первоначально
(как с точки зрения времени, так и с точки
зрения субстрата) процесс развития был
реализован в физической реальности. Результатом
этого процесса стал субстрат химизма
- атом. Наступила космологическая эпоха
рекомбинации: вещество отделилось от
излучения. В этом пункте единый процесс
развития дивергирует: теперь он воплощается
в физической и химической ветвях эволюции
универсума. Пространственно-временная
суперпозиция физической и химической
ветвей эволюции порождает биологический
модус развития. На определенном этапе
своего развертывания биологическая эволюция,
суперпозицируя со своим основанием -
физико-химической эволюцией, "взрывается"
новой ветвью развития - социальной, которая,
в свою очередь, порождает новый виток
эволюции - информационный (опять же через
суперпозицию со своим природным основанием
- единством живого и неживого).
Описанная схема есть
не что иное, как предельно общий сценарий
порождения и возрастания системности
той части мира, которая доступна научному
познанию. Причем этот процесс осуществляется
в форме развития.
В основе системности
изучаемых наукой объектов лежит процесс
развития. Системная парадигма во второй
половине XX в. приобрела статус общенаучной
именно потому, что в данный период собственного
развития науки в подавляющем большинстве
ее сфер была осознана историчность, изменчивость
их предметных областей.
Такое положение дел
дает основания для принципиально важных
в мировоззренческом и методологическом
отношении выводов.
В современной науке
развитие трактуется как нелинейный, вероятностный
и необратимый процесс, характеризующийся
относительной непредсказуемостью результата.
В силу указанных обстоятельств прогнозирование
как необходимый элемент философского
и научного знания в настоящее время воплощается
в форме построения возможных миров, представляющих
собой набор предполагаемых будущих состояний
того или иного объекта.
В-третьих, современная
наука становится человекоразмерной.
В составе концепции универсального эволюционизма
одно из центральных мест занимает антропный
принцип. Данный принцип позволяет установить
связь самых ранних стадий эволюции Вселенной
и позднейшей биологической эволюции
на Земле. Как следствие, человеческое
бытие рассматривается как эндогенная
форма бытия по отношению к миру в целом
и той его части, которую называют природой.
Краткая формулировка антропного принципа
следующая: "Мир таков, потому что существует
человек".
Действительно, в известной
нам области мира - нашей Вселенной - основные
параметры ее существования согласованы
настолько "ювелирно", что только
при этом наборе фундаментальных характеристик
возможно появление и развитие жизни,
тем более разумной. Так что человек не
есть случайное явление. Он есть результат
направленного мирового процесса самоорганизации,
причем с бесконечно возрастающей "многоканальностью"
согласования его параметров и уменьшающейся
степенью стабильности существования
новых, более сложных форм существования.
Другой аспект антропного
принципа эксплицируется через поиск
ответа на вопрос: "Почему природа устроена
именно так, а не иначе?". Здесь речь
идет о происхождении и обусловленности
системы законов "нашей" Вселенной,
определяющих ее эволюцию и строение.
Примечательно то, что постановка этого
вопроса сопровождается сменой представления
об устойчивости мироздания (возведенного
в абсолют классической механикой) идеей
его радикальной неустойчивости. В свою
очередь неустойчивость мира основана
на неопределенности, имеющей место в
микромире, ибо сама неопределенность
микрообъектов есть следствие противоречивости
движения вообще и движения элементарных
частиц в частности. Отсюда вытекает вывод
о том, что неопределенность есть атрибутивная
черта объективного мира. Именно этот
принципиальный факт установила квантовая
механика. Неопределенность стала трактоваться
как объективная в отличие от неопределенности
во всей предшествующей физике, где она
толковалась как неполнота или недостаточность
знаний.
Еще один аспект антропного
принципа обнаруживает себя в процессе
осмысления цивилизационного кризиса.
Здесь на первый план выходит обратная
сторона антропного принципа: "Существование
человека во Вселенной возможно потому,
что она такая, какая есть". Это означает,
что есть предел способов и степени преобразования
человеком окружающего его мира. Сегодня,
как никогда, эти пределы буквально ощутимы.
Всякая экологическая проблема и есть
зримое выражение этих пределов.
И все-таки антропный
принцип позволяет совершенно по-новому
интерпретировать место и роль человека
в универсуме. Человек занимает одно из
центральных мест в мире не потому, что
он есть "вершина" эволюционного
процесса, ведь эта "вершина" может
рухнуть по причине своей собственной
несостоятельности (глупости, идущей от
самомнения и т.д.), а потому, что человек
может стать фактором "направляемое™"
или "управляемости" развития, при
этом направляя последнее в сторону повышения
стабильности глобальной системы общество
- природа. Такое новое понимание человека
в соединении с современными взглядами
на развитие нашло свое воплощение в теории
устойчивого развития, ядром которой является
идея коэволюции природы и общества. Сущность
последней состоит в том, чтобы определить
согласованные с фундаментальными законами
природы параметры и механизмы развития
человеческой цивилизации. При этом следует
учитывать то обстоятельство, что развивается
не только явление, но и сущность, лежащая
в его основе. Так, например, сегодня констатируется,
что человечество вступает в новую стадию
своего развития, названную информационной
цивилизацией. Эта стадия человеческой
истории характеризуется интенсивным
обменом между людьми не веществом и энергией,
а информацией, которая становится основным
объектом человеческой деятельности.
Вещество же и энергия - средства оперирования
людьми информацией. Если учесть тенденцию
развития информационных технологий -
снижение вещественных и энергетических
затрат на производство и оперирование
информацией, - то можно прогнозировать
снижение антропогенных нагрузок на окружающую
среду, что должно привести к смягчению
остроты экологических проблем в традиционном
смысле. Но вместе с тем можно предположить
появление экологических проблем иного
рода, например загрязнение информационного
пространства.
В-четвертых, в современной
науке стало распространенным исходящее
из синергетики представление о том, что
эволюционные процессы протекают в форме
самоорганизации сложных систем. Синергетические
исследования возникли в конце 70-х гг.
XX в. в результате открытия способностей
неживых систем сохранять свою упорядоченность
и переходить от менее упорядоченного
состояния к более упорядоченному, например
при образовании турбулентных потоков.
До этого такие способности приписывались
только социальным и живым системам. Другими
словами, так же как в обществе и живой
природе, в неживом происходят процессы
самоорганизации.
Согласно И. Пригожину,
открытие феномена бифуркации в неживых
системах стало началом проникновения
идеи развития в основания современного
естествознания, что указывает на тесную
связь основных положений синергетики
с принципами философской теории развития
- диалектикой. Так, само понятие бифуркации
является научной конкретизацией диалектического
понятия скачка.
Основной результат
развития синергетики в качестве междисциплинарного
научного направления заключается в том,
что самым различным (как по своей природе,
так и по своим масштабам) системам присущи
процессы самоорганизации, причем они
протекают по общим для всех систем закономерностям,
в основе которых лежат взаимодействия
противоположных тенденций: устойчивости
(стабильности) - неустойчивости, хаоса
(беспорядка) - порядка (упорядоченности),
энтропии - негэнтропии, необходимости
- случайности и др. При этом синергетика
исходит из того, что во Вселенной процессы
развития, аспектом которого является
самоорганизация, протекают в направлении
возникновения более сложных систем.
В-пятых, современная
наука характеризуется междисциплинарностью,
представляющей собой суммарную тенденцию,
детерминированную первыми четырьмя характеристиками.
Именно интенсификация этой характеристики
в последующем развитии современной науки
может стать центральным условием построения
единой картины мира, в которой синтезированы
научные представления о трех основных
сферах универсума - неживой природе, органическом
мире и обществе.
Таким образом, следует
ожидать, что в науке XXI в. доминирующей
станет парадигма, основу которой будут
составлять универсальные законы эволюции
и самоорганизации, инвариантные к любому
уровню организации реальности (физической,
химической, геологической, биологической,
социальной и т.д.).
Лекция № 50. Сциентизм
и антисциентизм
Сциентизм – абсолютизация роли науки в системе
культуры, в идейной жизни общества.
Начал складываться в философии конца
XIX – начала XX вв., когда с развитием науки
был поставлен вопрос о ее роли и месте
в культуре. В этих условиях возник и антисциентизм.
Во время научно-технической революции
в связи достижениями науки проявились
отрицательные черты сциентизма: он не
учитывал сложную системную организацию
общественной жизни, где наука занимает
важное, но не доминирующее место. В качестве
образца науки сциентизм обычно рассматривает
естественные и точные науки. Будучи не
строго оформленной системой взглядов,
а идейной ориентацией, сциентизм проявляется
по-разному: от внешнего подражания точным
наукам (искусственное применение математической
символики, нарочитое придание анализу
философско-мировоззренческих или социально-гуманитарных
проблем формы точных наук – аксиоматическое
построение, система дефиниций, логическая
формализация) – до абсолютизации естественных
наук как единственного знания и отрицания
философско-мировоззренческой проблематики
как лишенной познавательного смысла
и значения (неопозитивизм).
Сциентизм недооценивает своеобразие философии
по сравнению с другими науками, в отрицании
философия выступает как особая форма
общественного сознания.
Сциентизм в социологии связан с отрицанием
особенностей объекта социального анализа
по сравнению с объектами, исследуемыми
в естественных науках, с игнорированием
ценностных моментов, построений, имеющих
выход в социально-философскую сферу,
с абсолютизацией количественных методов
в социальных исследованиях.
Антисциентизм настаивает на ограниченности возможностей
науки в решении проблем человеческого
существования, в крайних проявлениях
оценивая науку как враждебную человеческому
существованию.
Философия – нечто принципиально отличное от науки,
носящей утилитарный характер и не способной
подняться до понимания подлинных проблем
мира и человека. Антисциентизм трактует
социально-гуманитарное знание как форму
сознания, к которой неприменим принцип
объективности научного исследования.
Крайние формы: Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Н. Бердяев – стремление рассматривать действительность
с позиции человека, трагически борющегося
с миром, куда входит и наука.
К сциентизму тяготел марксизм, отрицая
его игнорирование сложных вопросов о
месте и функции науки в системе культуры,
об отношении разных форм общественного
сознания.
Реакция на сциентистские утопии – усиление
антитехнической волны.
Развенчание иллюзий сциентистского
оптимизма вызывает к жизни антиутопии, которых в XX в. создано множество: Г. Уэллс, А. Франк, Дж. Лондон,
Р. Бредбери, братья Стругацкие, М. Замятин,
О. Хаксли и др.
В их произведениях отображены резко
критические образы технобудущего, где
наука и техника совершенны, но подавлены
свобода и индивидуальность.
Создатели антиутопий вместе со сциентистами
исходят из идей всевластия науки и техники.
Нельзя игнорировать роль антиутопий
как предостережения человечества, не
контролировать развитие науки и техники,
не учитывать потребностей человека, духовно-нравственных
целей и ценностей.