Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 13:40, доклад
Современное общество принято называть постиндустриальным, современную культуру - постмодернистской. Поскольку общество, культура и наука представляют собой единый организм, наука тоже не осталась в стороне от тех изменений, которые происходят во всех сферах жизни человека, - современная наука находится на этапе перехода от неклассической рациональности к рациональности постнеклассической.
а) весьма желательно перепроверять данные, на которые опирается исследование, а не просто брать их в готовом виде из работ коллег;
б) если ученый убедился, что его идея несостоятельна (внутренне противоречива, не согласуется с опытом и т.п.), нужно иметь мужество от нее отказаться.
Когда мы говорили об этически оцениваемых отношениях, была упомянута проблема применения результатов научной деятельности, и тогда же было отмечено, что эта проблема является предметом исследований так называемой социальной (или "внешней") этики науки. Социальная этика науки размышляет о влиянии научных открытий (главным образом уже использующихся практически) на жизнь человеческого общества и на процессы, проходящие в окружающей среде.
Надо заметить, что эта дисциплина - социальная этика науки - еще очень молода. Вплоть до конца XIX в. считалось, что любое научное открытие безусловно полезно для человечества, и поэтому все, что открыли, надо немедленно вводить в практику, тем самым улучшая и без того неплохие условия жизни homo sapiens. Однако XX в. показал, что все далеко не так безоблачно. В апреле 1912 г. пошел ко дну "Титаник" - непотопляемое, как считалось, судно, чудо британской инженерной мысли. А19 июля (1 августа по юлианскому календарю) 1914 г. начинается Первая мировая война. Именно в этой войне было использовано новое средство уничтожения ближнего, разработанное наукой, оно же - первое оружие массового поражения. Речь идет о горчичном газе S(CH2CH2CI)2, одно из применений которого состоялась 12 июля 1917 г. в боях за город Ипр.
К сожалению, Первая мировая война была только началом осложнения отношений науки и общества. В дальнейшем человечеству пришлось столкнуться с целым комплексом проблем, вызванных как сознательным введением научных достижений в практику, так и случайным выходом из повиновения различных высокотехнологичных систем (примеры приводить не будем, они общеизвестны). Именно этими обстоятельствами и обусловлено появление внутри этики науки такой дисциплины, как социальная этика.
Социальная этика науки - довольно своеобразная область знания. Дело в том, что она практически не дает никаких однозначных рекомендаций, хотя и работает с данными, по большей части точными, математически выразимыми. Она лишь указывает на проблемы и эскизно намечает возможные варианты их решений. А проблема здесь, по сути, одна, и выразить ее можно в виде вопроса: чем должен прежде всего определяться научный прогресс - объективной логикой развития науки или социальной ответственностью ученого? Из данного вопроса вытекают два других, его развивающих и комментирующих.
1. Кто несет ответственность
за негативное использование
результатов научных
2. Необходимо ли
прекращать научное
Единственно правильных ответов на названные вопросы пока не найдено (хотя вариантов много). Скорее всего это дело будущего. Покуда же мы живем в настоящем и должны по возможности к этому настоящему относиться с высочайшей степенью уважения, а главное понимать: причинить неприятности планете и населяющему ее человечеству гораздо легче, чем потом с этими неприятностями справиться.
Завершить разговор об этике науки можно следующим соображением: соблюдение этических норм в научно-исследовательской работе отнюдь не гарантирует немедленных результатов мирового значения, но несоблюдение этих норм практически лишает исследователя шансов добиться серьезного успех.
Этические проблемы современной науки.
В классической философской традиции этика – учение о морали – система норм, правил, императивов, регламентирующих поведение людей в стремлении к единству. Существует множество профессиональных этических дисциплин (этика врача, юриста и т.д.). В науке (?) мораль не прижилась. В отдельных случаях возникают такие ситуации, когда общие этические нормы неприемлемы.
Роберт Мертон заявил, что нормы науки строятся вокруг четырех научных ценностей:
1) Универсализм – убежденность
в том, что изучаемые наукой
явления во всех условиях
2) Общность. Научное знание должно свободно становиться общим достоянием. Тот, кто его получил, не вправе монопольно им владеть.
3) Бескорыстность. Стимулом деятельности ученого является истинность (а не деньги, слава, признание).
4) Организованный скептицизм
(всеобщий критицизм). Ученый несет
ответственность за
Этнос науки: система норм, ценностей, характерных для данного научного исследования; самоценность; поле свободы для научного творчества; новизна научного знания.
Этика науки как социального института вызвана следующими причинами (этика – задача: свести все к общественным интересам).
В XX в. наука доходит до такой ситуации, когда ее результаты, их применение начинают угрожать обществу.
Основные причины:
1) Возникновение угроз существования человечества.
2) Появление риска негативных
последствий науки для
3) Современный инструментарий, информационная база науки – вещь достаточно затратная.
Требование свободы научного творчества в ряде случаев вступает в противоречие с требованиями общественного контроля.
Этнос науки затрагивает и экономические проблемы.
Экологическая этика – регулирует отношения людей в области экологии. Главные положения экологической этики – исключить возможность действий, которые подвергают угрозе существование будущих поколений. Натурфилософская идея коэволюции – гармоничное сочетание общества и природы.
Б. Калликотт (один из разработчиков экологической этики). Предлагает использовать различные нормы взаимоотношения с окружающей средой: религиозное поклонение природе; экологическая осведомленность (просвещение); признание права на благополучие других форм жизни.
Лякомб. Вещь правильна, когда она имеет тенденцию сохранять целостность, стабильность и красоту биологического сообщества и неправильна, когда она имеет обратную тенденцию.
Самый нижний уровень экологической концепции составляют антропоцентрические концепции – признание важности интересов человечества.
Второй этаж – фитоцентрические (?) концепции (признание права высших животных на сохранение жизни).
Третий этаж – биоцентрические концепции – требуют уважать всякую жизнь любого существа.
Четвертый этаж – экоцентрическая концепция – требует не нарушать целостность экосистемы.
Философские основания (эволюционизм).