Общенаучные методы познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 12:07, контрольная работа

Описание работы

Понятие метод (от греческого «методос» путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике. Существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов и которую принято именовать методологией.

Содержание работы

1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МЕТОДОВ. ВИДЫ МЕТОДОВ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ…………………………………3
2. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ……………………….………………………4
2.1 Эмпирические методы…………………………………………………….…4
2.2.Теоретические методы…………………………………………………….…9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..…14

Файлы: 1 файл

Общенаучные методы познания.docx

— 35.00 Кб (Скачать файл)

Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям.

К теоретическим методам относятся:

1. Метод формализации – это метод, представления результатов науки в виде формул. Математика наиболее точно соответствует законам человеческой логики и, несмотря на то, что математика оторвана от природы (нет никакой возможности эмпирически проверить большинство современных математических теорий, но оказывается что, развиваясь по законам логики математика время от времени дает выходы на практику, эмпирически проверяема). Это служит ещё одним подтверждением соответствие логики человека логике природы.

2. Дедуктивный метод – это метод построения теорий, как связанных между собой и выводящихся одна из другой гипотез.

3. Метод подтверждения и опровержения – эти методы предложены философией позитивизма и подтверждают научность или не научность теории. Возможность опровержения теории (фальсификация) говорит о том, что данная теория научна, она использует научные приемы, доказательства.

Также к методам теоретического исследования относится: абстрагирование - метод, сводящийся к отвлечению в процессе познания от каких-то свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны. Результатом абстрагирования является 
выработка абстрактных понятий, характеризующих объекты с разных 
сторон.

В процессе познания используется и  такой прием, как аналогия 
умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений. С этим приемом связан метод моделирования, получивший особое распространение в современных условиях. Этот метод основан на принципе подобия. Его сущность состоит в том, что непосредственно исследуется не сам объект, а его аналог, его заместитель, его модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на сам объект. Моделирование используется в тех случаях, когда сам объект либо труднодоступен, либо его прямое изучение экономически невыгодно и т.д.

Различают ряд видов моделирования:

1. Предметное моделирование, при  котором модель воспроизводит 
геометрические, физические, динамические или функциональные 
характеристики объекта. Например, модель моста, плотины, модель крыла самолета и т.д.

2. Аналоговое моделирование, при  котором модель и оригинал описываются единым математическим соотношением. Примером могут служить электрические модели, используемые для изучения механических, гидродинамических и акустических явлений.

3. Знаковое моделирование, при  котором в роли моделей выступают  схемы, чертежи, формулы. Роль  знаковых моделей особенно возросла  с расширением масштабов применения ЭВМ при построении знаковых моделей.

4. Со знаковым тесно связано мысленное моделирование, при котором модели приобретают мысленно наглядный характер. Примером может в данном случае служить модель атома, предложенная в свое время Бором.

5. Наконец, особым видом моделирования  является включение в эксперимент не самого объекта, а его модели, в силу чего последний приобретает характер модельного эксперимента. Этот вид моделирования свидетельствует о том, что нет жесткой грани между методами эмпирического и теоретического познания.

 С моделированием органически связана идеализация - мысленное конструирование понятий, теорий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых существует близкий прообраз или аналог в реальном мире. Примерами построенных 
этим методом идеальных объектов являются геометрические понятия точки, линии, плоскости и т.д. С подобного рода идеальными объектами 
оперируют все науки идеальный газ, абсолютно черное тело, 
общественно-экономическая формация, государство и т.д.

При построении теории сложных объектов важную роль играет метод восхождения от абстрактного к конкретному. На начальном этапе познание идет от реального, предметного, конкретного к выработке абстракций, отражающих отдельные стороны изучаемого объекта. Рассекая объект, мышление как бы умерщвляет его, представляя объект расчлененным, разъятым скальпелем мысли. Теперь встает на очередь следующая задача воспроизвести объект, его целостную картину в системе понятий, опираясь на выработанные на первом этапе абстрактные определения, т.е. перейти от абстрактного к конкретному, но уже воспроизведенному в мышлении или к духовно-конкретному. Именно такой путь от общих абстракций товара, денег и т.д. до целостной, богатой картины капитализма проделывает Маркс в «Капитале». При этом само построение теории может быть осуществлено либо логическим, либо историческим методами, которые тесно связаны между собой.

При историческом методе теория воспроизводит реальный процесс возникновения, и развития объекта вплоть до настоящего времени, при логическом она ограничивается воспроизведением сторон объекта, как они существуют в предмете в развитом его состоянии. Выбор метода, естественно, не произволен, а диктуется целями исследования.

Исторический и логический методы тесно взаимосвязаны. Ведь в результате, в итоге развития сохраняется все положительное, накапливавшееся в процессе развития объекта. Не случайно организм в своем индивидуальном развитии повторяет эволюцию живого от уровня клетки до современного состояния. Поэтому можно сказать, что логический метод есть тот же исторический, но очищенный от исторической формы. В свою очередь исторический метод, в конечном счете, дает ту же, что и логический метод, реальную картину объекта, но логический метод при этом отягощен исторической формой.

В построении теории, как и идеальных  объектов, важная роль принадлежит  аксиоматизации способу построения научной теории, при котором в основу его кладутся некоторые исходные положения аксиомы или постулаты.  Самой главной аксиомой науки является представление о том, что мир в принципе познаваем. Долгое время пытались решить проблему познаваемости мира. Кант: разделял природу на «вещь в себе», и «вещь для нас», доказывая, что человек никогда не узнает, как соотносятся эти понятия. Маркс: утверждал, что человеческое мышление дает нам адекватное представление о мире, так как существует практика, которая проверяет эти представления. Человеческое мышление, возникшее в процессе эволюции, все время проверяло на практике свои представления. Если бы оно было неадекватным, человек бы не выжил. Таким образом, правильно или неправильно мы познаем мир это вопрос веры, но в целом наука исходит из представлений о том, что она познает истину, хотя и относительную.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алексеев, П. В. Теория познания и диалектика / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М: Высшая школа, 1991.

2. Сурмин, Ю. П. Методология и методы социологически исследований /Ю.П. Сурмин, Н.В. Туленков. – М. : ДИС, 1998.

3. Аруцев, А.А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие  /А.А. Аруцев, Б.В. Ермолаев, И.О Кутателадзе, М.С. Слуцкий. – М. : Высшая школа, 1998.

4. Рузавин, Г.И. Методология научного исследования /Г.И. Рузавин. – М : ЮНИТИДАНА, 1999.

5. Игнатова, В.А. Концепции современного естествознания: учебн. пособие / В.А. Игнатова. – Ростов н/Д: Феникс, 1997.


Информация о работе Общенаучные методы познания