Государственное казенное образовательное
учреждение
высшего профессионального
образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ
АКАДЕМИЯ»
Кафедра гуманитарных дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Концепции современного
естествознания»
на тему «Предпосылки и основные
этапы развития науки»
Выполнила: Е.А. Борисова, студентка 1-го
курса
заочной формы обучения
экономического факультета, группа Эб01/1401ЗСП
Проверил: _________________________________
(инициалы, фамилия преподавателя)
___________________________________________
(ученая степень, ученое звание)
Оценка ____________________________________
Подпись ___________________________________
« » ____________ 2014 г.
Люберцы
2014
Оглавление
Введение………………………..……………………………………………...3
1. Преднаука и наука в собственном
ее смысле………………………….…..…4
2. Культура античного полиса
и становление первых форм теоретической
науки…………………………………………… …….……..………………….....8
4. Специфические особенности
средневековой культуры науки …………….13
4. Новоевропейская культура
и становление опытной науки..……………….15
4. Революция в естествознании
конца XIX – начала XX вв. и становление неклассической
науки …………………………………………………….…….18
4. Возникновение дисциплинарно
организованной науки. Наука как профессиональная
деятельность. Формирование технических
наук. ……….21
Заключение…………………………………………………………….………..28
Список использованной
литературы…………………………………..…...….29
Введение
В древности человек, добывая
себе средства к жизни, сталкивался с силами
природы и получал о них первые, поверхностные
знания. Миф, магия, оккультная практика,
передача опыта внетеоретическим способом
от человека к человеку - таковы некоторые
формы донаучного знания, обеспечивавшие
условия человеческого существования.
Л.И. Шестов утверждал, что существуют
и всегда существовали ненаучные приемы
отыскания истины, которые приводили если
не к самому познанию, то к его преддверию.
Ненаучное понимается как разрозненное,
несистематическое, неформализованное
знание. Донаучное знание выступает прототипом,
предпосылочной базой научного. Следует
также иметь в виду, что есть сферы человеческой
деятельности и отношений, которые весьма
затруднительно выразить строгими нормами
научной доказательности, например области
нравственности, культурно-этических
традиций, веры.
Целью данной работы является:
характеристика предпосылок и основных
этапов развития науки.
Задачи работы следующие:
· Изучить каковы были предпосылки
развития науки в целом.
· Изучить этапы развития науки.
- Преднаука
и наука в собственном ее смысле
Наука, являясь своеобразной
формой духовного производства, не может
быть представлена как нечто раз и навсегда
данное, неизменное – она имеет свою историю,
то есть прошлое, настоящее и будущее.
В истории науки обычно выделяют
две стадии: возникновения и стадию собственно
науки. В свою очередь, стадия возникновения
науки включает в себя период донауки
и преднауки.
Донаучные знания о мире отражены
в мифологии. Характерной особенностью
донаучного, мифологического отношения
к миру является отсутствие представлений
о разделении реального и нереального,
объективного и субъективного, подлинного
и мнимого – в нем все едино, слитно. В
мифологическом сознании предмет сливается
с его образом, однако этот образ мог меняться,
и, в свою очередь, предмет, его отражающий,
также менялся, как бы «оборачивался»,
претерпевая различные, в том числе и не
свойственные ему, трансформации. Отсюда
проистекает и еще одна особенность восприятия
мира в мифологическом смысле – дубликация
миров, способность помимо «видимого»
мира «видеть», угадывать и «невидимый
мир». Причиной такого восприятия мира
являлась опора на чувственную наглядность,
на изменчивость, нестабильность чувств,
на духовно-личностное отношение к действительности.
В нем наличествует непосредственная
проекция чувств, переживаний, человеческих
страстей на действительность, тождество
человека и действительности. Всякое событие
в мифологическом сознании представлялось
как одухотворенное, а потом символизирующее
нечто в отношении к воспринимающему его
субъекту, как знак чего-то за ним скрытого
и имеющего отношение к субъекту, связанного
с ним. Отсюда «угадывание» связи субъекта
и действительности по принципу «причина
– значение», а не «причина – следствие»,
как это характерно для научного мышления.
Прошло немало времени, прежде
чем в рамках мифологического познания
мира произошли трансформации, в результате
которых сформировалось представление
о действительности как о некоем «вещном»,
«внесубъективном» объекте, самодостаточном
и обладающем внутренней организацией.
Наметился важнейший для истории науки,
да и человечества, сдвиг в восприятии
мира как чего-то внеположенного субъекту,
а потому и апелляция к его природным,
вещественным основаниям, что потребовало
умения размышлять о
нем, выстраивать конструкции по типу
«причина – следствие». Так совершился
скачок от чувственно-слитного, антропоморфного
и анимаморфного мира психической реальности
к миру, в котором субъект и природный,
«вещный» мир разделены, и этот, второй,
не зависит от первого, а «живет» по собственным
законам, познание которых основано на
рациональных комплексах и аргументах
и ориентировано на объективный мир.
Следующий этап развития донаучного
знания определяют как переход от логоса к преднауке. Наиболее
ярко этот процесс проявил себя в древневосточных
цивилизациях – Египте, Месопотамии, Индии,
Китае.
Обнаруженные древневавилонские
тексты, богатый археологический и этнографический
материал свидетельствуют о том, что восточная
цивилизация располагала достаточным
объемом знаний в области математики,
геометрии, астрономии, медицины. Можно
ли в таком случае говорить о том, что там
уже была наука? Свидетельствует ли наличие
знаний о наличии науки? Общепризнано,
что науки как таковой в древневосточных
цивилизациях не было.
Во-первых, главным отличительным
признаком науки является опора на теоретические
модели, абстрактные объекты, которые
затем проходят проверку с помощью эмпирических
объектов. Знания же в древних цивилизациях
опирались на непосредственную практику,
нужды и потребности повседневной жизни.
К примеру, возникновение геометрии в
Египте связано с необходимостью измерения
земли – сезонные разливы Нила меняли
границы земельных участков, их формы,
что требовало их восстановления. Так
возникла практика измерения земельных
площадей, определения площади участков
с различной геометрической конфигурацией.
Египтяне первыми научились вычислять
площади таких геометрических фигур, как
прямоугольник, треугольник, трапеция,
окружность. При этом они вынуждены были
отвлекаться от точных границ их ширины,
не учитывать неровности, то есть создавать
их отвлеченные модели.
Таким образом, эти модели в
исходной точке носили эмпирический характер,
а в конечной – прикладной, кроме того,
такие модели не всегда давали точные
результаты. Самое же главное, существенное
их свойство в том, что создавались они
с опорой на известные эмпирические (наблюдаемые)
образы, а не на абстрактные понятия, что
и позволяет определять их как преднаучные.
Тем не менее, в рамках древневосточных
знаний обнаруживаются отдельные случаи,
когда исследование начиналось с простейших
абстрактных объектов, которым находились
эмпирические интерпретации. Нагляднее
всего этот момент представлен в математике.
К примеру, вавилоняне решали системы
уравнений и извлекали корни, египтяне
оперировали простейшими натуральными
дробями, тем самым совершая «первые шаги
по использованию общих абстрактных понятий
для образования других конкретных понятий».
В целом же эта стадия в истории
науки определяется как переходный период
от донаучного к научному познанию, или
преднаука. Ее характеризуют следующие
черты:
Знания в этот период возникали
путем индуктивного обобщения непосредственного
практического опыта, не имели дедуктивного
и доказательного характера и имели целью
практическое применение, то есть носили рецептурный
характер. Древневосточная наука не являлась самодостаточной деятельностью («наука ради науки», «познание ради познания»), она служила решению прикладных задач.
Древневосточная наука не была
рациональной в полном смысле этого слова,
что объяснялось особенностями социально-политического
устройства обществ того периода. Знаниями
владели жрецы, представители аристократии,
власти, а потому их мнение и авторитет
являлись истиной, принимались на веру.
Свобода мнения, умение аргументированно, рационально доказывать общезначимые истины
не сложились к этому периоду (и не могли
сложиться, поскольку в обществе не было
к этому предпосылок). Каста жрецов, своего
рода интеллектуалов восточных деспотий, превращала
знания в предмет поклонения, в таинство.
Монополия жрецов на знание, отсутствие
демократического духа в обществе обусловили
нерациональный, догматический характер древневосточной
науки, превратив ее в эзотерическое, сакральное занятие,
в священнодействие.
Несмотря на огромные успехи
древневосточной мысли (древние египтяне
и вавилоняне, как упоминалось выше, умели
решать уравнения первой и второй степени,
определять площади треугольников и четырехугольников,
знали и владели формулами объемов пирамиды,
конуса, цилиндра), знания, наука в целом
не имели систематического характера,
древние не владели приемами доказательства. Цель знаний
была одна – решать частные, практические
задачи по принципу «как поступить в определенной ситуации», они не «поднимались»
до общетеоретических обобщений. Кроме
того, эти знания были своего рода профессиональной тайной, они не доходили
до широких масс простых людей, а потому
часто приобретали оттенок магического
характера.
Перечисленные особенности
и позволяют древневосточные знания рассматривать
лишь как переходный период от донауки
к науке. В дальнейшем в математике и геометрии
древних греков именно этот момент достиг
своего развертывания, придав им черты
науки. В естествознании же переход к научному
изучению природы произошел лишь в XVII
веке.
- Культура античного полиса
и становление первых форм
теоретической
науки
Колыбелью подлинной науки
считают античную Грецию периода наивысшего
расцвета ее культуры - VI-IV вв. до н.э., а
также римский период античности - III в.
до н.э. - I в.н.э.
Греки многое заимствовали
у египтян и вавилонян, в частности математические
знания, что и позволило им совершить переход
от наглядности, эмпиричности к их рациональной,
теоретической обработке. Можно сказать,
что они «работали» не с реальными предметами,
а их моделями (математическими, геометрическими
и т.д.), выделяя в них основные понятия
и недоказуемые утверждения, которые они
назвали аксиомами (от
греч. axioma – бесспорная, не требующая доказательств
истина).
Остальные знания они пытались
доказать, используя также и логику, из
чего выводились теоремы (от греч.
theorema – рассматривать, обдумывать). Таким
образом, в античной науке, в первую очередь
геометрии, произошел скачок, переход
от эмпиричного изучения и накопления
знаний к их теоретическому исследованию.
Для этого необходимо было прибегнуть
не к чувственным формам доказательства
знаний, а к логическим обобщениям. Необходимо
было выделить исходные утверждения геометрии
из всех других знаний о мире, сформулировать
их в виде аксиом, а затем остальные утверждения
выявить логически из аксиом или доказать
как теоремы.
Завершенную аксиоматическую
форму геометрического знания представил
знаменитый древнегреческий математик
и геометр Евклид (III в. до н.э.) в его труде
«Начала». Однако этому предшествовал
длительный период накопления и систематизации
различных доказательств.
Считается, что у истоков греческой
науки стоит фигура Фалеса (VII-VI вв. до н.э.),
мудреца, философа, совершившего несколько
путешествий в Египет с познавательной
целью. Источники говорят о нем как о человеке,
«привезшем» в Элладу геометрию. Известна
теорема Фалеса о равенстве углов при
основании равнобедренного треугольника,
о равенстве двух треугольников, имеющих
равную одну сторону и два прилегающих
к ней угла. Эти геометрические утверждения
были, вероятно, известны и египтянам,
но они не стремились доказать их логически.
Фалес же тем и вошел в историю науки, что
положил начало логическим доказательствам
теорем в геометрии.
Следующей значительной фигурой
в истории греческой науки (геометрии,
математики) по праву считается Пифагор.
Прокл, неоплатоник, схоласт (V в. н.э.), написавший
многочисленные комментарии к диалогам
Платона и «Началам» Евклида, пишет: «Пифагор
… преобразовал эту науку в форму свободного
образования. Он изучал эту науку, исходя
от первых ее оснований, и старался получить
теоремы при помощи чисто логического
мышления, вне конкретных представлений».
Пифагор создал школу своих последователей
и учеников – Пифагорейский орден», в
котором математика превратилась в составную
часть их религии как веры в магическое
свойство чисел. Отвлекаясь от многих
чрезвычайно интересных и содержательных
моментов пифагореизма, остановимся на
том, что составляет предмет нашего исследования
– генезис науки.
Главными достижениями здесь
являются поиски строго логических доказательств
в геометрии, что нашло выражение в знаменитой
теореме о квадрате гипотенузы прямоугольного
треугольника, равном сумме квадратов
двух катетов, изучение свойств правильных
многогранников, звездчатого пятиугольника
и др. Пифагор внес вклад в астрономию,
«объявив Землю шаром, находящимся в центре
Вселенной, знал о собственном движении
планет и Солнца».