Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 00:39, контрольная работа
Целью данной работы является: характеристика предпосылок и основных этапов развития науки.
Задачи работы следующие:
· Изучить каковы были предпосылки развития науки в целом.
· Изучить этапы развития науки.
Введение………………………..……………………………………………...3
1. Преднаука и наука в собственном ее смысле………………………….…..…4
2. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки…………………………………………… …….……..………………….....8
4. Специфические особенности средневековой культуры науки …………….13
4. Новоевропейская культура и становление опытной науки..……………….15
4. Революция в естествознании конца XIX – начала XX вв. и становление неклассической науки …………………………………………………….…….18
4. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Наука как профессиональная деятельность. Формирование технических наук. ……….21
Заключение…………………………………………………………….………..28
Список использованной литературы…………………………………..…...….29
К середине XX века наука превращается
в сферу массового производства знаний.
Наряду с процессом дифференциации наук,
способствующим углублению и уточнению
знаний в узкой области процессов и явлений,
происходит процесс интеграции научного
знания, использования интегративных
и системных методов исследования разных
наук. Дисциплинарные методы исследования
по мере роста и развития научного познания
обнаружили, наряду с плюсами, и минусы.
Изучая специфические, частные закономерности
определенной области явлений мира, дисциплинарный
подход оставляет в стороне выявление
общих закономерностей, которые управляют
явлениями, фундаментальные законы, раскрывающие
взаимосвязи между процессами разных
групп, классов, областей природы. Это
и привело к необходимости внедрения в
науку интегративных, комплексн
Наряду с обозначенными моментами становления науки, формирования ее дисциплинарно-организованного образа следует кратко остановиться и на таком знаменательном для науки и современной культуры в целом факте, как ее проникновение в производство и превращение в производительную и социальную силу.
Начав свое победное шествие в XVII веке, к XVIII-XIX вв. она превращается в бесспорную ценность цивилизации, чему в немалой степени способствовало систематическое внедрение ее результатов в производство, что отражалось в появлении новой техники и новых технологий. Начавшийся в этот период процесс интенсивного взаимодействия науки и техники приводит к особому типу социального развития – научно-техническому прогрессу.
Правомерно задать вопросы: существовало ли до указанного периода техническое знание и что оно собой представляло? Какие факторы способствовали сближению, слиянию естественно-научного и технического знания? В работе Б.И. Иванова и В.В. Чешева «Становление и развитие технических наук» авторы представляют историю развития технического знания, выделяя в нем четыре этапа: донаучный (от первобытно-общинных отношений до эпохи Возрождения), когда технические знания существовали лишь в эмпирических знаниях предметов и средств трудовой деятельности и передавались в процессе обучения конкретным видам деятельности. Акцент при этом делался на необходимости разнообразить действия субъекта в процессе выполнения тех или иных трудовых операций. В этот период наметился процесс дифференциации форм и функций используемых орудий: скребки, долото, шило, резец – каждый из данных видов орудий служил одному виду деятельности. Эти знания, получаемые через опыт и обучение, и принято называть техническими знаниями. Если говорить о донаучных – то это эмпирические знания практической деятельности.
Второй этап в развитии технического знания охватывает период со второй половины XV века до 70-х годов XIX века. Это период, когда наука начинает оказывать влияние на технические знания. Огромное значение здесь имело вхождение общества в эпоху капитализма, сопровождавшееся появлением машинной техники. В свою очередь, машины и машинное производство появляются как результат развития эмпирического и теоретического знания – механики и математики, физики и частично химии. Из всех наук наиболее тесно с производством была связана механика, поскольку она изучает простейшую форму движения материи – перемещение. С ее помощью возможными стали описание процессов и явлений, проведение математических расчетов при применении и использовании технических приспособлений.
Таким образом, появилась возможность по-новому рассматривать технические устройства, которые превращаются в объект научного исследования, создавать их идеальные модели, конструировать и проектировать новые технические объекты. В результате синтеза научного знания и технического опыта возникает научно-техническое знание.
Третий этап в истории научно-технического знания охватывает период с 70-х годов XIX века до середины XX века. Для него характерно превращение технических знаний в отдельную область научных знаний, имеющую свой предмет, методы и средства исследования. Сформировалась и такая специфическая особенность технического знания, какпроектирование технических и социальных систем, которое отличается от исследования в естественных науках.
Четвертый этап становления технических знаний охватывает период с 70-х годов XX века до наших дней. Процесс интеграции научных знаний, о котором говорилось выше, проявил себя и в области технического знания – естественные науки взаимодействуют с техническим знанием, в результате чего возникают новые научно-технические дисциплины (электротехника, электроника, радиотехника, рентгенотехника и т.д.). В то же время происходит процесс дифференциации, отделения одних технических наук от других, математизации технических дисциплин.
Заключение
Информация о работе Предпосылки и основные этапы развития науки