Природа, биосфера и ноосфера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:57, реферат

Описание работы

Учение о биосфере и ноосфере сложилось в результате проведенного В.И. Вернадским глубочайшего анализа всех явлений жизни в их взаимной связи между собою и с косным веществом планеты на всем пути их исторического развития.
Академик Владимир Иванович Вернадский – великий русский ученый, естествоиспытатель и мыслитель, создатель новых научных дисциплин, учения о биосфере, учения о переходе биосферы в ноосферу.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………3
Понятия природы и биосферы и их роль в развитии общества …………………..4
1.1. Общество и природа …………………………………………………………….4
1.2. Взаимодействие общества и природы …………………………………………5
1.3. Роль человеческого фактора в развитии биосферы …………………………...9
2. Развитие теории ноосферы…………………………………………………………..13
2.1. Ноосфера ………………………………………………………………………...13
2.2. Неизбежность перехода биосферы в ноосферу ……………………………...13
2.3. Ноосфера как утопия …………………………………………………………...16
2.4. Реальность ноосферы …………………………………………………………..17
2.5. Ноосфера – сфера разума ……………………………………………………....18
2.6. Концепция ноосферы …………………………………………………………..20
3. Концепция коэволюционного развития цивилизации……………………………...22
3.1. Коэволюция, сотрудничество, соучастие ……………………………………..22
3.2. Доля хаоса и доля внешнего управления: место человека в универсальном процессе коэволюции……………………………………………………………………….24
Заключение…………………………………………………………………………..26
Список литературы………………………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

Природа, биосфера и ноосфера - необходимые условия существования и развития общества 1.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………3

  1. Понятия природы и биосферы и их роль в развитии общества …………………..4

1.1. Общество и природа …………………………………………………………….4

1.2. Взаимодействие общества и природы …………………………………………5

1.3. Роль человеческого фактора в развитии биосферы …………………………...9

2.  Развитие теории ноосферы…………………………………………………………..13

2.1. Ноосфера ………………………………………………………………………...13

2.2. Неизбежность перехода биосферы в ноосферу  ……………………………...13

2.3. Ноосфера как утопия …………………………………………………………...16

2.4. Реальность ноосферы …………………………………………………………..17

2.5. Ноосфера – сфера разума ……………………………………………………....18

2.6. Концепция ноосферы …………………………………………………………..20

3. Концепция коэволюционного  развития цивилизации……………………………...22

3.1. Коэволюция, сотрудничество, соучастие ……………………………………..22

3.2. Доля хаоса и доля внешнего управления: место человека в универсальном процессе коэволюции……………………………………………………………………….24

Заключение…………………………………………………………………………..26

Список литературы………………………………………………………………….28

 

 

 

Введение

Учение о  биосфере и ноосфере сложилось в  результате проведенного В.И. Вернадским глубочайшего анализа всех явлений  жизни в их взаимной связи между  собою и с косным веществом  планеты на всем пути их исторического  развития.

Академик Владимир Иванович Вернадский – великий русский ученый, естествоиспытатель и мыслитель, создатель новых научных дисциплин, учения о биосфере, учения о переходе биосферы в ноосферу.

В 1945 году, незадолго до смерти, его идеи о превращении  биосферы Земли в сознательно  организуемую и управляемую человеком ноосферу не были оценены по достоинству. Но со временем, когда предсказанные им явления стали нарастать с головокружительной быстротой, значение учения о ноосфере, об органическом единстве природы и общества, о том, что в условиях возросшего технологического могущества людей природа уже не может существовать и развиваться без сознательного управления ее жизнью со стороны человечества, стало очевидным.

Концепция биосферы –  ноосферы представляет итог всего научного творчества ученого, его мировоззрение. Она служит научным фундаментом в разработке ряда современных глобальных проблем, и прежде всего проблем окружающей человека среды и разумного использования природных богатств биосферы.    

Особую ценность для  философии представляет результат большой работы В.И. Вернадского по соотношению форм движения материи. В учении о биосфере и ноосфере  нашли отражение его мысли о воздействии высшей формы движения материи на низшие, о подчинении низших форм более развитым. Формы движения материи, по В.И. Вернадскому, неразрывно связаны с пространством, временем и налагают свой отпечаток на эти коренные условия бытия.          

Благодаря работам В.И. Вернадского и дальнейшим исследованиям  поставленных им вопросов сегодня каждый ученый, вооруженный геохимическими и космохимическими знаниями, видит эволюцию Земли и Космоса, как исторический процесс развития, который охватывает во взаимосвязи все явления живой и неживой природы. При совместном их рассмотрении возникает особая позиция естествоиспытателя в отношении развития явлений жизни.

Выбор данной темы обусловлен тем, что меня заинтересовала происходящая в наши дни перестройка картины  мира, которая отвечает реально происходящим в мире изменениям.

 

1. Понятия природы и биосферы и их роль в развитии общества

1.1. Общество и природа

История человеческого общества в  определенном смысле являет картину  его изменяющегося взаимодействия с природой. Однако общество не существует изначально. История его возникновения  не отделима от истории становления  самого человека. Являясь частью природы человек постепенно, в процессе труда и общения формируется как социальное существо. Этот процесс имеет своим началом выделение человека из животного мира, формирующая у него социальных побудительных мотивов в поведении. В силу вступает наряду с естественным и социальный отбора (применительно к сообществам). Выживали те сообщества которые подчинялись определенному социально значимым требованиям: сплоченности взаимопомощи... Это социально значимое закреплялось естественным отбором и передачей опыта. В преобразовании первобытного стада в человеческое общество все большую роль играли социальные закономерности на фоне действия биологических. Это осуществляется в первую очередь в процессе труда.

Для труда характерен коллективно  организованный, целенаправленный общественный способ деятельности. Труд есть процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Таким образом, труд - та главная материальная сила, которая вела к возникновению и формированию собственно человеческой жизни-общества. Однако ее действие было бы невозможным без формирования языка, которое является важнейшим средством осуществления трудового процесса.

Одна из актуальных проблем философии  – проблема взаимоотношения общества и природы.

Природа (в широком смысле) –  окружающий нас мир во всем бесконечном  многообразии проявлений. Это объективная  реальность, которая существует вне  и независимо от нашего сознания.

Природа (в узком смысле слова) –  совокупность естественных условий  существования.

Общество – форма совместной жизнедеятельности людей.

С развитием общества и философской  мысли менялись представления о  взаимоотношениях общества и природы.

Античность: человечество и природа  – единое целое, гармонично взаимосвязаны. Идея общества – жить в согласии с природой.

Средние века: человечество и природа  – творение Божие. Человек – высшее существо, противопоставлен «низшей» природе, возвеличен над природой.

Возрождение: Природа–источник радости, красоты, вдохновения. Призыв: вернуться  к природе. Природа противопоставляется  разрушающей цивилизации.

Новое время: развитие естественных наук, «человек должен покорить природу, стать  ее господином».

ХХ век: поиск разумного баланса во взаимоотношениях между природой и человеком.

Зависимость человека от природы привела  к необходимости изучения соотношения  биологического и социального в  человеке и обществе.

Теория психоанализа З.Фрейда: в  антропосоциогенезе главная причина–биологическая.

«Органическая теория общества»: Спенсер, Шеффле: общество–биологический суперорганизм (экономическая жизнь–обмен веществ, деньга–частицы «крови»).

Необходимость выживания человека как биологического вида обусловила появление специфического вида социальной общности–человеческой  семьи (как следствие прироста народонаселения).

Вопросы взаимодействия природы и  человека связаны с понятиями  «географическая среда», «окружающая  среда», «биосфера».

«Географическая среда» - часть природы (растительный и животный мир, вода, почва, атмосфера), которая вовлечена в сферу жизни общества, в производственный процесс; оказывает существенное влияние на развитие материального производства.

«Окружающая среда» - поверхность  Земли, ее недра, часть Солнечной системы, попадаемая в сферу деятельности человека. 2 составляющие:

1.Естественная среда (1 природа)–  живая и неживая природа–биосфера

2.Искусственная среда (2 природа)  – то, что создано человеком–предметы, животные и растения (в результате  селекции), отношения между людьми.

1.2. Взаимодействие общества и природы

Взаимодействие общества и природы  существовало не только в далеком  прошлом, не только на первых порах  развития человеческого рода, эта  взаимосвязь непрерывно воспроизводится  на каждом этапе общественной истории, в каждый мин его существования. Диалектика природы и общества есть процесс непрерывно развивающийся в ходе его развертывания расширяется круг тех природных явлений, которые используются человеком в его жизнедеятельности, углубляется уровень тех природных закономерностей, которые человек ставит себе на службу. Люди могут сознательно ставить себе цели, менять отношения с природой, а могут и не ставить. Но независимо от этого, если они люди, если они живут, действуют, обеспечивают себе условия существования, преобразуют и совершенствуют свою жизнь, они тем самым уже вступают во взаимосвязь с природой.

Как природа непрерывно и постоянно  воздействует на общество, так и  общество непрерывно и постоянно  воздействует на природу. Эта взаимная направленность носит объективный характер, без непрерывной и живой взаимосвязи с природой человечество просто не может существовать. Стало быть, постоянная забота общества об этой связи, ее постоянное поддерживание в рамках определенного оптимума является приоритетной задачей общества, человечества.

Взаимодействие природы и общества включает в себя воздействие природы  на общество и общества на природу. Природа выступает источником средств  жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ, обеспечивает соответствующий тепловой режим и т.д. Природа выступает и как источник средств труда. Она снабжает человека металлом, углем, электроэнергией и т.п. Роль природы как источника средств существования и как источника средств труда наполняется конкретным содержанием в каждую историческую эпоху применительно к каждой социальной общности.

Природа влияет на развитие общества и как его среда обитания. Климатические  условия человеческой жизни, растительный и животный мир, географический ландшафт, температурный режим и его циклы — все это существенно влияет на жизнь общества.

Природа во всем своем многообразии ставит перед человеческим обществом  самые разнообразные задачи. Наличие  рек и морей побуждает развивать  рыболовство и другие морские и речные промыслы, плодородные почвы создают условия для развития земледелия, запасы нефти в земных недрах стимулируют создание и совершенствование средств ее добычи и переработки. Природа, обладая определенными богатствами, создает плацдарм для развития определенных качеств общественного человека, ее богатства прямо преломляются в богатстве качеств человека.

Вместе с тем природа побуждает  человека к развитию и совершенствованию  и тогда, когда определенных богатств в том или ином регионе нет, когда она не может удовлетворить определенные запросы человека. В данном случае дефицит природных возможностей побуждает человека к поиску компенсаторных механизмов, инициирует обращение к другим качествам природы и развитие обмена между людскими сообществами, живущими в разных регионах. Этот импульс, идущий в чем-то от слабости природных возможностей, также в определенной мере влияет на развитие общества.

Природа во всем разнообразии своих  форм, как при наличии огромных и благоприятных ресурсов, так  и при относительной бедности некоторых из них, всегда воздействует на общество, на его развитие и совершенствование.

Влияние природы на общество всегда носило глобальный характер. Земля  — общий дом всего человечества; солнечное тепло, лунный свет одинаково охватывают всех землян, атмосферная оболочка Земли, ее кислородный слой, ее функция щита против вредных космических излучений — эти и подобные явления природы универсальны, они не знают границ государств, не знают национальных и иных различий, они одинаково воздействуют на всех.

Как многопланово воздействие природы  на общество, так многогранно и  воздействие общества на внешнюю  природу. Прежде всего, общество в определенной мере разрушает сложившиеся естественно-природные  комплексы, взаимосвязи в природе. Из земных недр извлекаются природные ресурсы, вырубаются леса, перегораживаются плотинами реки, так или иначе сокращается, уничтожается определенная часть животного и растительного мира и т.д. Все эти вторжения человеческого общества в природу, продиктованные интересами его жизнедеятельности, необходимостью удовлетворения потребностей людей, в определенной мере деформируют природный мир, весьма существенно меняют естественное течение присущих ему процессов.

Общество в ходе своей деятельности не просто изменяет природно-естественные связи и комплексы. Деформируя, разрушая, оно вместе с тем и созидает. Вместо выкорчевывания лесов создаются пашни и пастбища, засеянные культурными растениями, приспособленные для выращивания домашних животных, вместо неупорядоченного движения рек создаются новые контуры рек, перегороженные плотинами, на твердь земную наносятся “социальные морщины” ирригационных систем, транспортных коммуникаций, на месте природных территорий создаются города, деревни, поселки и т.д. Все эти изменения вписываются в ранее существовавшие природные комплексы и взаимосвязи, становясь их составной частью.

Информация о работе Природа, биосфера и ноосфера