Природа, биосфера и ноосфера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:57, реферат

Описание работы

Учение о биосфере и ноосфере сложилось в результате проведенного В.И. Вернадским глубочайшего анализа всех явлений жизни в их взаимной связи между собою и с косным веществом планеты на всем пути их исторического развития.
Академик Владимир Иванович Вернадский – великий русский ученый, естествоиспытатель и мыслитель, создатель новых научных дисциплин, учения о биосфере, учения о переходе биосферы в ноосферу.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………3
Понятия природы и биосферы и их роль в развитии общества …………………..4
1.1. Общество и природа …………………………………………………………….4
1.2. Взаимодействие общества и природы …………………………………………5
1.3. Роль человеческого фактора в развитии биосферы …………………………...9
2. Развитие теории ноосферы…………………………………………………………..13
2.1. Ноосфера ………………………………………………………………………...13
2.2. Неизбежность перехода биосферы в ноосферу ……………………………...13
2.3. Ноосфера как утопия …………………………………………………………...16
2.4. Реальность ноосферы …………………………………………………………..17
2.5. Ноосфера – сфера разума ……………………………………………………....18
2.6. Концепция ноосферы …………………………………………………………..20
3. Концепция коэволюционного развития цивилизации……………………………...22
3.1. Коэволюция, сотрудничество, соучастие ……………………………………..22
3.2. Доля хаоса и доля внешнего управления: место человека в универсальном процессе коэволюции……………………………………………………………………….24
Заключение…………………………………………………………………………..26
Список литературы………………………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

Природа, биосфера и ноосфера - необходимые условия существования и развития общества 1.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

В связи с возрастанием антропогенной нагрузки на биосферу возникают многочисленные проблемы, которые предстоит решить    в ближайшем будущем во избежание роковых последствий. Это чрезвычайно важная задача, решение которой потребует больших усилий со стороны человеческого разума, привлечения ученых в области естественных и гуманитарных наук.               

2.6. Концепция ноосферы

Гениальность В.И. Вернадского как основателя учения о биосфере – естественнонаучной основы концепции ноосферы – в том и состоит, что он впервые понял и всей совокупностью научных знаний глубоко обосновал единство человека и биосферы. Это величайшее открытие В.И. Вернадского по своим социальным последствиям относится к вершинам мирового естествознания, к непреходящим завоеваниям современной и будущей человеческой цивилизации. Без него не может быть создана – и не может быть теперь понята – сущность концепции ноосферы.

Вместе с единством  человечества, научной мыслью, ростом активности народных масс важнейшими предпосылками возникновения ноосферы и условиями ее существования, по В.И. Вернадскому, служит объединяющая морально-этическая основа и отсутствие разрушительных войн. Мир между народами в условиях перехода биосферы в ноосферу  - один из главных определяющих факторов построения ноосферы в историческом периоде жизни нескольких поколений. Всю деятельность человечества в создании ноосферы должна направлять объединяющая гуманистическая идея как проявление высшей целесообразной деятельности людей на благо и всего общества, и отдельной человеческой личности. В ноосфере, отмечал В.И. Вернадский, высшей социальной ценностью становится развитие свободной человеческой личности.

На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы о возможности использования  ноосферной концепции В.И. Вернадского  в качестве основы для разработки фундаментальной теории:

  1. Естественнонаучным фундаментом концепции ноосферы служит созданное В.И. Вернадским учение о биосфере как целостной планетарной оболочке, получившее мировое признание и интенсивно развивающееся в настоящее время.
  2. Концепция ноосферы отражает новый, объективно происходящий в мире, стихийный процесс перехода биосферы в новое эволюционное состояние – ноосферу под влиянием  социальной научной мысли и труда человечества. Этот процесс, относящийся к началу эпохи НТР, предопределен возникновением и резким ускорением научно-технического прогресса в ХХ веке на большей части Земли.
  3. Главным социальным двигателем перехода биосферы в ноосферу в современный период, согласно предвидениям В.И. Вернадского, служит резко возросшая творческая активность народных масс, стремление их к получению максимального научного знания, участия в общественной жизни и управления государством.
  4. Единственной жизнеспособной социально-экономической и политической основой построения ноосферы является, по В.И. Вернадскому, научный социализм.
  5. Концепция ноосферы  раскрывает оптимальные пути взаимодействия общества и природы.
  6. Реальное построение  основ ноосферы в исторический период зрелого социализма, исходя из сути ноосферной концепции, возможно посредством перехода экономики на путь интенсивного развития, усиления прикладного значения науки, формирования нового типа научного управления.
  7. Понятие о ноосфере в качестве высшей социальгой ценности ставит развитие свободной личности в гармоничной окружающей среде. Тем самым концепция ноосферы отвечает идеалам гуманизма.
  8. Концепция ноосферы в качестве основополагающего условия ее создания и проявления выдвигает отсутствие разрушительных войн между народами.

Основатель общего учения о биосфере В.И. Вернадский неоднократно подчеркивал, общежитейские понятия «природы» могут отвечать либо части, либо всей биосфере Земли. Другой «природы», кроме биосферы – планетарной оболочки, развивающейся под воздействием живого вещества, реально не существует.

Природная составляющая ноосферного комплекса – это  биосфера в целом и ее отдельные экологические регионы (экосистемы и их сочетания). Биосфера здесь выступает в трех главных сущностях: 1) колыбель человека разумного, неустранимая основа его физического и духовного обогащения,

2) материальный  носитель всех без исключения хозяйственных и социальных преобразований общества, 3) единственный из ныне известных источников всех природных ресурсов. Следовательно, биосфера служит реальным пространством – временем, вмещающим весь процесс общественно-исторического развития. В познании законов эволюции биосферы и ее организованности лежит ключ к действительно разумному преобразованию ее трудом и социальной мыслью человека, к построению ноосферы.

 

3. Концепция коэволюционного  развития цивилизации

3.1. Коэволюция, сотрудничество, соучастие

Мир остается для нас  неопределенным, он наполнен тайнами. Одна из величайших из них, которая  еще далеко не раскрыта нами - это  тайна человека, его сложности  и нелинейности. Это - тайна его  снов, которые были названы Леви-Брюлем "Библией дикаря", а также тайна особого состояния - сна без сновидений, когда человек возвращается к единому источнику, к прасреде, в которой уже все присутствует в неявной форме, или же, напротив, прилепляется к сверхорганизации, заглядывает в неограниченно отдаленное будущее, и, возможно, это каким-то образом перестраивает его психику.

Чтобы эффективно действовать  в неопределенном, сложном и нестабильном мире, необходимо принимать во внимание контекст - ближайший и достаточно широкий - изучаемых явлений и  событий, т.е. уметь контекстуализировать свои знания. Говоря о необходимости изменения ориентиров мышления и насущной реформе системы образования, Э.Моран отмечает: "Познание мира как мира целостного становится одновременно интеллектуальной и жизненной необходимостью... Познание изолированных информационных сведений недостаточно. Надо располагать эти сведения в контексте, в котором они только и обретают смысл".

Надо развивать холистическое  видение. "Думай глобально, чтобы эффективно действовать локально!" - вот лозунг сегодняшнего дня. Надо понимать способы интеграции и взаимосогласованного, гармоничного развития различных сложных структур в мире.

Человек является звеном универсального и глобального эволюционного  процесса, причем он активен и интерактивен в развертывающихся сетях коэволюционирующих систем, иерархических структурах их организации. Он - не наблюдатель, а соучастник коэволюционного процесса. Как говорил Блез Паскаль, "человек связан в этом мире со всем, что доступно его сознанию", "ему все сопричастно".

Коэволюция - не просто процесс подгонки частей друг к другу при образовании сложного целого, их резонансного взаимного расположения и синхронизации их темпов развития, но и инактивированное познание человеком мира, синергизм познающего и конструирующего субъекта и окружающей его среды. А также это - интерактивная связь между человеческими организациями и отдельными индивидами, всеобщее сотрудничество, соучастие и солидарность, совместные усилия в конструировании и перестройке мира, а тем самым, и своей собственной психики. Это - обнаружение универсального сродства всего со всем и таинственной связи между прошлым, настоящим и будущим.

3.2. Доля хаоса и доля внешнего управления: место человека в универсальном процессе коэволюции

Чтобы обеспечить устойчивый коэволюционный процесс сложных структур, чтобы строить сложное эволюционное целое, надо производить отбор, подгонять части друг к другу, согласовывать их темп развития, совершать итерации. Такие приемы уже давно используются в технике, где решаются вариационные задачи, задачи оптимизации функционирования, учитываются допуски. И суть дела здесь не только в том, чтобы подправлять ход процесса сборки целого, управлять ходом коэволюции, но и в том, чтобы выявлять разные возможные варианты построения целого. Опыт, накопленный при решении технологических задач, можно попытаться перенести на сверхсложные системы: коэволюцию человека и природы, коэволюцию различных стран и геополитических регионов в мировое сообщество.

Важнейшей вытекающей их синергетики идеей здесь является то, что для устойчивого развития, для динамично развивающегося процесса коэволюции необходимы определенная доля хаоса, спонтанности развития и самоуправления, и определенная доля внешнего управления, которые должны быть согласованы друг с другом. Обе крайности - как чистый хаос, чисто стихийные, рыночные механизмы отбора и "выживания сильнейших", так и тотальное внешнее управление, полный контроль и политика протекционизма по отношению к избранным организациям или структурам, государственная монополия и т.п. - не приемлемы.

Хаос как сложная  взаимосвязь элементов порядка  и беспорядка в сложных системах природы, человеческой психики и  социума выполняет ряд немаловажных функций в процессах самоорганизации  и самоуправления:

- хаос, малые флуктуации  есть механизм выхода на тенденцию самоструктурализации открытой нелинейной среды, на одну из спектра потенциально возможных;

- хаос есть способ  синхронизации темпов эволюции  подсистем внутри сложной системы  и тем самым как способ сохранения  ее целостности; 

- балансирование на краю хаоса представляет собой способ поддержания сложной организации (самоорганизованная критичность), способ построения сложных коэволюционных ландшафтов в биологии, экологии, экономике, культуре (С.Кауффман);

- хаос является фактором  приспособления к изменчивым условиям окружающей среды, подготовки к различным вариантам будущего развития;

- хаотичность, разбросанность, разнообразие элементов есть  основа достижения их единства, организации (единство через разнообразие  как принцип теории систем, порядок из хаоса /И.Пригожин/, порядок через шум /Х. фон Фёрстер/, организующая случайность /А.Атлан/);

- хаос является стимулом, толчком эволюции, выходом из  эволюционного тупика, а спонтанность  процессов представляет собой  нечто вроде их жизненного  порыва; в и, наконец, хаос - фактор обновления сложной организации.

 

Заключение

Успешное разрешение выдвинутых в  современную эпоху на передний план многообразных глобальных проблем, экологических в том числе, невозможно без обращения к учению В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.

Величие безграничного Космоса, по отношению к которому любая человеческая жизнь представляется величиной  бесконечно малой, не укладывается в  обыденном человеческом сознании. С  появлением человечества стихийное  историческое развитие жизни на нашей планете постоянно ставится под всеобщий сознательный контроль человеческого разума: это и есть тот самый процесс, который В.И. Вернадский представлял как превращение биосферы в ноосферу.

Он не оставил законченного учения о ноосфере, отсюда – многочисленные и часто неверные толкования самого понятия. Одни авторы считают, что это планетизированный поток информации, «поддерживающий или изменяющий структуру мира, это постоянно возникающее и развивающееся знание», другие отождествляют ноосферу с техносферой, антропосферой  и т.п. При таком понимании ноосферы упускается из виду самое главное в концепции Вернадского – не только роль сознательного в процессе преобразования природы, но и мысль о творческом воздействии человека на окружающую среду.

 Возросшая эксплуатация природных ресурсов, нарастающее загрязнение среды обитания отбросами промышленного производства, рост заболеваний, постоянный голод миллионов людей - для устранения всего этого требуются согласованные усилия науки и человечества в целом.

Необходимость оптимизации биосферы ученый связывал не только  с чисто  биосферными потребностями человека (то есть потребностями в природной  среде таковой). Человек понимается им не только как чисто природная  сила, «геологический субстрат», а как  сила, оптимизирующая свою деятельность в природе в соответствии с законами природы и красоты. Ноосфера – это целостная геологическая оболочка Земли, формирующаяся в результате синтеза технической и культурной деятельности людей и естественных природных процессов на началах социальной справедливости и красоты. Объединяющим началом этой целостности служит гармония человека с природой, ее красотой.        

Знаменательно, что именно в России, ставшей родиной научного учения о биосфере и переходе ее в ноосферу, которой суждено было открыть путь в космос, уже начиная с середины прошлого века вызревает уникальное течение активно-эволюционной мысли, которое широко развернулось в ХХ веке и дало глубокую теорию, поразительные предвосхищения, глядящие не только в наше, но и в значительно более далекие времена.

 

Список литературы

  1. «В.И. Вернадский и современность». Издательство Москва «Наука», 1986г.
  2. Историческо-биографический альманах серии «Жизнь замечательных людей» том15 Издательство Москва «Молодая гвардия», 1988г.
  3. Г.В. Войткевич, В.А. Вронский «Основы учения о биосфере». Издательство  Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996г.
  4. Мир философии: Книга для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. – М.: Политиздат, 1991. – 624 с.
  5. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. В поисках утраченного. М.: Языки русской культуры, 1997. С.327.
  6. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://archive.1september.ru/
  7. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sdo.uni-dubna.ru/



Информация о работе Природа, биосфера и ноосфера