Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:57, реферат
Учение о биосфере и ноосфере сложилось в результате проведенного В.И. Вернадским глубочайшего анализа всех явлений жизни в их взаимной связи между собою и с косным веществом планеты на всем пути их исторического развития.
Академик Владимир Иванович Вернадский – великий русский ученый, естествоиспытатель и мыслитель, создатель новых научных дисциплин, учения о биосфере, учения о переходе биосферы в ноосферу.
Введение ………………………………………………………………………………3
Понятия природы и биосферы и их роль в развитии общества …………………..4
1.1. Общество и природа …………………………………………………………….4
1.2. Взаимодействие общества и природы …………………………………………5
1.3. Роль человеческого фактора в развитии биосферы …………………………...9
2. Развитие теории ноосферы…………………………………………………………..13
2.1. Ноосфера ………………………………………………………………………...13
2.2. Неизбежность перехода биосферы в ноосферу ……………………………...13
2.3. Ноосфера как утопия …………………………………………………………...16
2.4. Реальность ноосферы …………………………………………………………..17
2.5. Ноосфера – сфера разума ……………………………………………………....18
2.6. Концепция ноосферы …………………………………………………………..20
3. Концепция коэволюционного развития цивилизации……………………………...22
3.1. Коэволюция, сотрудничество, соучастие ……………………………………..22
3.2. Доля хаоса и доля внешнего управления: место человека в универсальном процессе коэволюции……………………………………………………………………….24
Заключение…………………………………………………………………………..26
Список литературы………………………………………………………………….28
В связи с возрастанием антропогенной нагрузки на биосферу возникают многочисленные проблемы, которые предстоит решить в ближайшем будущем во избежание роковых последствий. Это чрезвычайно важная задача, решение которой потребует больших усилий со стороны человеческого разума, привлечения ученых в области естественных и гуманитарных наук.
2.6. Концепция ноосферы
Гениальность В.И. Вернадского как основателя учения о биосфере – естественнонаучной основы концепции ноосферы – в том и состоит, что он впервые понял и всей совокупностью научных знаний глубоко обосновал единство человека и биосферы. Это величайшее открытие В.И. Вернадского по своим социальным последствиям относится к вершинам мирового естествознания, к непреходящим завоеваниям современной и будущей человеческой цивилизации. Без него не может быть создана – и не может быть теперь понята – сущность концепции ноосферы.
Вместе с единством
человечества, научной мыслью, ростом
активности народных масс важнейшими
предпосылками возникновения
На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы о возможности использования ноосферной концепции В.И. Вернадского в качестве основы для разработки фундаментальной теории:
Основатель общего учения о биосфере В.И. Вернадский неоднократно подчеркивал, общежитейские понятия «природы» могут отвечать либо части, либо всей биосфере Земли. Другой «природы», кроме биосферы – планетарной оболочки, развивающейся под воздействием живого вещества, реально не существует.
Природная составляющая ноосферного комплекса – это биосфера в целом и ее отдельные экологические регионы (экосистемы и их сочетания). Биосфера здесь выступает в трех главных сущностях: 1) колыбель человека разумного, неустранимая основа его физического и духовного обогащения,
2) материальный носитель всех без исключения хозяйственных и социальных преобразований общества, 3) единственный из ныне известных источников всех природных ресурсов. Следовательно, биосфера служит реальным пространством – временем, вмещающим весь процесс общественно-исторического развития. В познании законов эволюции биосферы и ее организованности лежит ключ к действительно разумному преобразованию ее трудом и социальной мыслью человека, к построению ноосферы.
3. Концепция коэволюционного развития цивилизации
3.1. Коэволюция, сотрудничество, соучастие
Мир остается для нас неопределенным, он наполнен тайнами. Одна из величайших из них, которая еще далеко не раскрыта нами - это тайна человека, его сложности и нелинейности. Это - тайна его снов, которые были названы Леви-Брюлем "Библией дикаря", а также тайна особого состояния - сна без сновидений, когда человек возвращается к единому источнику, к прасреде, в которой уже все присутствует в неявной форме, или же, напротив, прилепляется к сверхорганизации, заглядывает в неограниченно отдаленное будущее, и, возможно, это каким-то образом перестраивает его психику.
Чтобы эффективно действовать в неопределенном, сложном и нестабильном мире, необходимо принимать во внимание контекст - ближайший и достаточно широкий - изучаемых явлений и событий, т.е. уметь контекстуализировать свои знания. Говоря о необходимости изменения ориентиров мышления и насущной реформе системы образования, Э.Моран отмечает: "Познание мира как мира целостного становится одновременно интеллектуальной и жизненной необходимостью... Познание изолированных информационных сведений недостаточно. Надо располагать эти сведения в контексте, в котором они только и обретают смысл".
Надо развивать холистическое видение. "Думай глобально, чтобы эффективно действовать локально!" - вот лозунг сегодняшнего дня. Надо понимать способы интеграции и взаимосогласованного, гармоничного развития различных сложных структур в мире.
Человек является звеном универсального и глобального эволюционного процесса, причем он активен и интерактивен в развертывающихся сетях коэволюционирующих систем, иерархических структурах их организации. Он - не наблюдатель, а соучастник коэволюционного процесса. Как говорил Блез Паскаль, "человек связан в этом мире со всем, что доступно его сознанию", "ему все сопричастно".
Коэволюция - не просто процесс подгонки частей друг к другу при образовании сложного целого, их резонансного взаимного расположения и синхронизации их темпов развития, но и инактивированное познание человеком мира, синергизм познающего и конструирующего субъекта и окружающей его среды. А также это - интерактивная связь между человеческими организациями и отдельными индивидами, всеобщее сотрудничество, соучастие и солидарность, совместные усилия в конструировании и перестройке мира, а тем самым, и своей собственной психики. Это - обнаружение универсального сродства всего со всем и таинственной связи между прошлым, настоящим и будущим.
3.2. Доля хаоса и доля внешнего управления: место человека в универсальном процессе коэволюции
Чтобы обеспечить устойчивый коэволюционный процесс сложных структур, чтобы строить сложное эволюционное целое, надо производить отбор, подгонять части друг к другу, согласовывать их темп развития, совершать итерации. Такие приемы уже давно используются в технике, где решаются вариационные задачи, задачи оптимизации функционирования, учитываются допуски. И суть дела здесь не только в том, чтобы подправлять ход процесса сборки целого, управлять ходом коэволюции, но и в том, чтобы выявлять разные возможные варианты построения целого. Опыт, накопленный при решении технологических задач, можно попытаться перенести на сверхсложные системы: коэволюцию человека и природы, коэволюцию различных стран и геополитических регионов в мировое сообщество.
Важнейшей вытекающей их
синергетики идеей здесь
Хаос как сложная
взаимосвязь элементов порядка
и беспорядка в сложных системах
природы, человеческой психики и
социума выполняет ряд
- хаос, малые флуктуации есть механизм выхода на тенденцию самоструктурализации открытой нелинейной среды, на одну из спектра потенциально возможных;
- хаос есть способ
синхронизации темпов эволюции
подсистем внутри сложной
- балансирование на краю хаоса представляет собой способ поддержания сложной организации (самоорганизованная критичность), способ построения сложных коэволюционных ландшафтов в биологии, экологии, экономике, культуре (С.Кауффман);
- хаос является фактором приспособления к изменчивым условиям окружающей среды, подготовки к различным вариантам будущего развития;
- хаотичность, разбросанность,
разнообразие элементов есть
основа достижения их единства,
организации (единство через
- хаос является стимулом, толчком эволюции, выходом из эволюционного тупика, а спонтанность процессов представляет собой нечто вроде их жизненного порыва; в и, наконец, хаос - фактор обновления сложной организации.
Заключение
Успешное разрешение выдвинутых в современную эпоху на передний план многообразных глобальных проблем, экологических в том числе, невозможно без обращения к учению В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.
Величие безграничного Космоса, по отношению к которому любая человеческая жизнь представляется величиной бесконечно малой, не укладывается в обыденном человеческом сознании. С появлением человечества стихийное историческое развитие жизни на нашей планете постоянно ставится под всеобщий сознательный контроль человеческого разума: это и есть тот самый процесс, который В.И. Вернадский представлял как превращение биосферы в ноосферу.
Он не оставил законченного учения о ноосфере, отсюда – многочисленные и часто неверные толкования самого понятия. Одни авторы считают, что это планетизированный поток информации, «поддерживающий или изменяющий структуру мира, это постоянно возникающее и развивающееся знание», другие отождествляют ноосферу с техносферой, антропосферой и т.п. При таком понимании ноосферы упускается из виду самое главное в концепции Вернадского – не только роль сознательного в процессе преобразования природы, но и мысль о творческом воздействии человека на окружающую среду.
Возросшая эксплуатация природных ресурсов, нарастающее загрязнение среды обитания отбросами промышленного производства, рост заболеваний, постоянный голод миллионов людей - для устранения всего этого требуются согласованные усилия науки и человечества в целом.
Необходимость оптимизации биосферы
ученый связывал не только с чисто
биосферными потребностями
Знаменательно, что именно в России, ставшей родиной научного учения о биосфере и переходе ее в ноосферу, которой суждено было открыть путь в космос, уже начиная с середины прошлого века вызревает уникальное течение активно-эволюционной мысли, которое широко развернулось в ХХ веке и дало глубокую теорию, поразительные предвосхищения, глядящие не только в наше, но и в значительно более далекие времена.
Список литературы