Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:57, реферат
Учение о биосфере и ноосфере сложилось в результате проведенного В.И. Вернадским глубочайшего анализа всех явлений жизни в их взаимной связи между собою и с косным веществом планеты на всем пути их исторического развития.
Академик Владимир Иванович Вернадский – великий русский ученый, естествоиспытатель и мыслитель, создатель новых научных дисциплин, учения о биосфере, учения о переходе биосферы в ноосферу.
Введение ………………………………………………………………………………3
Понятия природы и биосферы и их роль в развитии общества …………………..4
1.1. Общество и природа …………………………………………………………….4
1.2. Взаимодействие общества и природы …………………………………………5
1.3. Роль человеческого фактора в развитии биосферы …………………………...9
2. Развитие теории ноосферы…………………………………………………………..13
2.1. Ноосфера ………………………………………………………………………...13
2.2. Неизбежность перехода биосферы в ноосферу ……………………………...13
2.3. Ноосфера как утопия …………………………………………………………...16
2.4. Реальность ноосферы …………………………………………………………..17
2.5. Ноосфера – сфера разума ……………………………………………………....18
2.6. Концепция ноосферы …………………………………………………………..20
3. Концепция коэволюционного развития цивилизации……………………………...22
3.1. Коэволюция, сотрудничество, соучастие ……………………………………..22
3.2. Доля хаоса и доля внешнего управления: место человека в универсальном процессе коэволюции……………………………………………………………………….24
Заключение…………………………………………………………………………..26
Список литературы………………………………………………………………….28
Появление человека и влияние его деятельности на окружающую среду представляет собой не случайность, не «наложенный» на естественный ход событий процесс, а определенный закономерный этап эволюции биосферы. Этот этап должен привести к тому, что под влиянием научной мысли и коллективного труда объединенного человечества, направленных на удовлетворение всех его материальных и духовных потребностей, биосфера Земли должна перейти в новое состояние, которое он предложил назвать «ноосферой» (от греческого слова «ноос» – разум) – сферой человеческого разума. Сам термин «ноосфера», как и термин «биосфера», не принадлежит В.И. Вернадскому. Он возник в 1927 году в статьях французского математика Эдуарда Леруа, написанных после прослушанных в 1922 – 1923 годах курса лекций В.И. Вернадского по проблема геохимии и биогеохимии.
В.И. Вернадский начал применять термин «ноосфера» строго в математическом смысле. «Ноосфера» – это не отвлеченное царство разума, а исторически неизбежная стадия развития биосферы. Еще в 1926 году в статье «Мысли о современном значении истории знаний» он писал: «Созданная в течении всего геологического времени, установившаяся в своих равновесиях биосфера начинает все сильнее и глубже меняться под влиянием научной мысли человечества».
Вот эту биосферу Земли, измененную научной мыслью и преобразованную для удовлетворения всех потребностей численно растущего человечества он и назвал впоследствии «ноосферой».
В.И. Вернадский попытался дать ответ на вопрос о том, в чем заключаются те реальные условия или предпосылки образования ноосферы, которые уже созданы или создаются в настоящее время в ходе исторического развития человечества. По мнению В.И. Вернадского, основные предпосылки создания ноосферы сводятся к следующему.
Ноосфера, по мнению Вернадского,
- это новая геологическая
Ноосфера является результатом действия слившихся в единый поток двух величайших революционных процессов современности: в области научной мысли, с одной стороны, и социальных отношений – с другой. Поэтому создание ноосферы возможно лишь как следствие прочного союза тех сил, которые являются основой этих процессов, т.е. союза науки и трудящихся масс.
2.3. Ноосфера как утопия
Основоположники
учения о ноосфере верили, что ее
становление ведет к
Некоторые направления мысли, близко стоявшие к учению о ноосфере или являющиеся его предпосылками, например, «русский космизм», фактически вообще не подвергаются трезвому анализу. Критический взгляд на них как бы свидетельствует об отсутствии возвышенности духа.
Экологические тенденции современности, однако, столь тревожны, что требуют мыслить и действовать, несмотря на теоретические стереотипы. Нужна коренная перемена представлений о ноогенезе. Ее исходные посылки: учение о ноосфере с самого начала несло в себе элементы утопии.
Под общую закономерность жизни и смерти утопий подпадает учение о ноосфере в той его части, где оно действительно утопично. Отсюда же следует, что если на первом этапе становления ноосферы трудно, неоправданно ожидать критического отношения к теоретическому выражению происходящих процессов, то на этапе их развертывания, когда обнаруживаются дотоле скрытые противоречия, мы обязаны обратиться к рефлексии над теорией.
Сейчас ноосфера
находится в стадии интенсивного
развития и по масштабам присущих
ей процессов соперничает с «
2.4. Реальность ноосферы
Каждый более или менее образованный человек нашего времени, к какой бы среде деятельности он ни был причастен, слышал это несколько таинственное и манящее какими-то глубинными смыслами и надеждой слово: ноосфера. Широким сознанием оно опознается особой новинкой ХХ века, пожалуй, такой, как для публики прошлого столетия была теория эволюции. Ноосфера для второй половины нашего века – нередко такая же премудрая и туманная знаменитость, вызывающая некоторый трепет, как для первой половины была теория относительности.
Суть идей
Леруа и Т. де Шардена
Каково же действительное содержание процессов в «области планеты, охваченной разумной человеческой деятельностью? Становление ноосферы и возникновение кризисных ситуаций, угрожающих самому существованию людского рода – один и тот же процесс. Ноосфера как реальность является искусственной средой, которая теснит и подавляет ареал биологического бытия. Формирование искусственной среды открыло перед людьми небывалые возможности для роста материальной обеспеченности, комфорта и безопасности, подняло новую ступень культурное развитие, но оно же ведет к загрязнению воды и воздуха, опустыниванию почвы, общей деградации естественной среды обитания. По последствиям для человека чрезмерное разрастание искусственного явления оказывается сугубо противоречивым, с неясными перспективами.
Содержание разума должно быть нечто, что воплощаясь, дает орудие. Так как содержание разума – термины и их отношения, то можно сказать: орудия – не что иное, как материализованные термины, и потому между законами мышления и техническими достижениями могут быть усматриваемы постоянные параллели. Не случайно, потребность в обновлении мировоззрения, идеологии, психологии мы сужаем до потребности в «новом мышлении». Духовность начали называть менталитетом, культура сциентизируется. Поэтому, приходится признать, подлинным денотатом ноосферы является искусственная реальность, образующий фактор которой, в широком смысле слово – технология. Основное глобальное противоречие, между естественным и искусственным, между универсумом природы и универсумом деятельности. Оно существовало с момента появления человечества, в настоящее время обострилось до критического состояния.
Мир переполнен нагнетанием
различных угроз человеку как
биологическому виду. Не будем их приращивать.
Все они обобщаются в возможности
нарушения экологического баланса
планеты, после чего начнутся необратимые
хаотические процессы. Наиболее вероятным пусковым фактором может
стать истощение озонового слоя атмосферы.
Количество фторсодержащих углеводородов
в ней продолжает увеличиваться, угрожая
здоровью всего живого на земле, в том
числе растений. Как бы в ответ на эту и
другие угрозы человек уже сейчас старается
«защититься» от среды, где он должен жить:
в быт входят установки искусственного
климата, кондиционеры, ионизаторы и прочие
очистители, вплоть до противогазов. Доведение
подобных тенденций до логического конца
означает замыкание человека в своей квартире
или рабочем помещении как в кабине космического
корабля. Улицу он перебегает как вражескую
территорию.
Ноосфера как гармония – аналог политической утопии коммунизма и прочих, более ранимых мечтаний о рае. В соответствии с духом времени она опирается на науку. Так к ней и надо относится, хотя против надежд и утопий вообще выступать нет смысла. Они полезны в той мере, насколько, смягчая трагические реалии, помогают жить. Когда же утопия мешает трезвому взгляду на вещи, то она может стать опаснее того, от чего спасает. Нужны реалистические надежды, функциональные утопии, надежды, что возможно длительное совместное развитие биосферы и ноосферы, при которой скорость преобразования окружающей среды будет не выше скорости нашего приспособления к ней. За эти надежды надо бороться, так как они – условие выживания человечества.
2.5. Ноосфера – сфера разума
Название ноосфера происходит от греческого «ноос» – разум и обозначает, таким образом, сферу разума. Однако представление о ноосфере в настоящее время не является однозначным.
В.И. Вернадский, развивая учение о биосфере, придавал понятию ноосферы глубоко научное содержание, которое должно учитываться в процессе перестройки среды и общества. В этом отношении ноосферу следует рассматривать как высшую стадию развития биосферы, связанную развитием в ней человеческого общества, которое, познавая законы природы и развития и развивая технику до самого высокого уровня ее возможностей, становится крупной планетарной силой, превышающей по своим масштабам все известные геологические процессы вместе взятые. При этом человечество оказывает решающее влияние на протекание всех процессов в биосфере, глубоко изменяя ее своим трудом. Научное и практическое значение деятельности В.И. Вернадского – основателя учения о биосфере состоит в том, что он впервые во всеоружии знаний глубоко обосновал единства человека и биосферы. Сама живая материя как носитель разума составляет небольшую часть биосферы по весу. Возникновение человека и человеческого общества явилось результатом живого вещества в пределах биосферы.
Оценивая роль человеческого разума и научной мысли как планетарного явления В.И. Вернадский пришел к следующим выводам:
После трудов В.И. Вернадского накопился огромный материал по биосфере, по производственной деятельности человеческого общества. В связи с развитием производственных сил возникают новые по качеству круговороты вещества в биосфере по пути превращения ее в ноосферу. Основные их признаки заключаются в следующем.
В связи с потребительским
отношением к природным