Развитие социалистической идеологии в условиях современного мира: основные тенденции и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования проблем развитие социалистической идеологии которая сложилас к середине XIX в., а а во второй половине века окончательно оформились основные направления , имеющие четкую программную определенность, своеобразное теоретическое обоснование, многочисленных (сотни и тысячи) сторонников. В ряде стран создаются социалистические партии (“Всеобщий германский рабочий союз”, Социал-демократическая рабочая партия Германии, “Земля и Воля”, “Народная Воля” и др.). На основе социалистической программы в 1864 г. было организовано “Международное Товарищество Рабочих” (I Интернационал).

Файлы: 1 файл

Курсовая работа2 (Автосохраненный).docx

— 68.39 Кб (Скачать файл)

В диалоге "государство" Платон рисует картину идеального общественного  уклада. Власть в изображаемом им государстве принадлежит философам, которые, опираясь на воинов (называемых также стражами), управляют страной. Именно образ жизни стражей занимает в основном Платона, так как, с одной стороны, из них избираются философы, а с другой, – они руководят остальным населением. Их жизнь он хочет полностью подчинить интересам государства, построить так, чтобы исключить возможность раскола, возникновения противоречащих друг другу интересов.

Первым средством для этого  является упразднение частной собственности. У стражей нет иной собственности  кроме своего тела. В их жилище может  всегда войти каждый желающий. Они  живут в своем государстве  как наемники, служащие лишь за пищу, не получая сверх еды никакого вознаграждения.

С той же целью упраздняется и  индивидуальная семья. Все мужчины  и женщины в сословии стражей  являются мужьями и женами друг друга. Вместо брака вводится регулируемое государством кратковременное соединение полов, цель которого – удовлетворение физической потребности и произведение совершенного потомства. Для этого  философы предоставляют отличившимся стражам право более частого  соединения с более красивыми  женщинами.

Дети с самого рождения не знают  не только своих отцов, но и матерей: они находятся на попечении всех кормящих женщин, причем младенцев  все время подменяют. И дальнейшее воспитание также находится в  руках государства. Особая роль при  этом отводится искусству, которое  с такой целью подвергается жестокой чистке. При этом произведение считается  тем опаснее, чем выше оно с  художественной точки зрения. Уничтожаются "басни, сочиненные Гессиодом и  Гомером", большая часть классической литературы: все, что может вызвать  представление о несправедливости и несовершенстве богов, вызвать  страх, уныние или приучить к неуважению начальства. С другой стороны, придумываются  новые мифы, которые будут способствовать выработке у стражей нужных для  государства качеств.

Кроме такого идеологического руководства, жизнь стражей находится и  под биологическим контролем. Он начинается с тщательного отбора родителей, могущих дать наилучшее  потомство, причем за образец здесь  берутся достижения сельского хозяйства. Детей от соединения, не санкционированного государством, равно как обладающих телесными недостатками, уничтожают. Отбор среди взрослых поручен  медицине: врачи лечат одних, предоставляют  вымирать другим и умерщвляют третьих.

Мировоззрение средневековых еретических  движений основывалось на противопоставлении духовного и материального мира как двух антагонистических и  взаимно исключающих друг друга  категорий. Оно порождало враждебное отношение ко всему материальному  миру и, в частности, к любым формам общественной жизни. Все эти течения отрицали военную службу, клятву или обращение в суд, личное подчинение церковным и светским властям, а некоторые – брак и собственность. При этом некоторые течения считали греховным лишь брак, но не блуд вне брака, так что требование это не носило аскетического характера, но имело целью разрушение семьи. Современники обвиняли многие секты в "свободной" или "святой" любви. Один современник утверждает, например, что еретики считали: "брачные узы противоречат законам природы, так как эти законы требуют, чтобы все было общим". Совершенно точно так же и отрицание частной собственности было связано с отказом от собственности в пользу секты, а в качестве идеала выдвигалась общность имущества. "Чтобы сделать свое учение более привлекательным, они ввели общность имущества" – говорится в протоколе одного процесса против еретиков в XIII веке.

Обычно такие, более радикальные  стороны учения сообщались лишь высшему  слою секты – "совершенным", которые  были резко обособлены от основной массы "верящих". Но в эпохи  социальных кризисов проповедники и  апостолы секты несли социалистические идеи в гущу народа. Как правило, эти идеи переплетались с призывами  к уничтожению всего существующего  строя и прежде всего – католической церкви.

Так, в начале XIII в. в Италии движение патаренов, руководимое проповедниками секты "апостольских братьев", привело  к кровопролитной трехлетней войне. "Апостольские братья" учили: "в  любви все должно быть общее: имущество  и жены". Вступавшие в секту  должны были передавать ей в общее  пользование все свое имущество. Католическую церковь они считали  Вавилонской блудницей, а папу –  Антихристом и призывали к  убийству папы, епископов, священников, монахов и всех безбожников. Любые  действия, направленные против врагов истинной веры, были объявлены дозволенными.

- В 1516 году вышла в свет книга, которая положила начало новому этапу в развитии социалистической мысли – "Утопия" Томаса Мора. Использованная в ней форма: описание идеального государства, построенного на социалистических принципах, продолжает после двухтысячелетнего перерыва традицию Платона, – но в совершенно иных условиях Западной Европы Нового времени. Следующими наиболее значительными произведениями этого нового направления были: "Город Солнца" итальянского монаха Фомы Кампанеллы (1602 г.) и "закон свободы" современника английской революции Джерарда Уинстенли (1652 г.).

С конца XVII и в XVIII веке социалистические взгляды все шире распространяются среди писателей и философов, появляется сплошной поток социалистической литературы. Возникает "социалистический роман", в котором описание социалистических государств переплетается с любовными  историями, путешествиями и приключениями (например, "История Севарамбов" Верраса, "Республика философов" Фонтенеля, "Южное открытие" Ретифа). Появляется все больше философских, социологических и моральных  трактатов, проповедующих социалистические взгляды (например, "Завещание" Мелье, "Кодекс природы" Морелли, "Размышления  о естественном состоянии" Мабли, "Истинная система" Дешана, места  в "Добавлении к путешествию Бугенвиля" Дидро).

Все эти произведения сходятся на провозглашении основного принципа – общности имуществ. Большинство  из них дополняет его обязательной трудовой повинностью и правлением бюрократии (Мор, Кампанелла, Уинстенли, Веррас, Морелли), другие рисуют картину  страны, разбитой на мелкие сельскохозяйственные общины, руководимые самыми опытными их членами или стариками (Мелье, Дешан). Многие системы предполагают существование рабства (Мор, Уинстенли, Веррас, Фенелон), причем Мор и Уинстенли  рассматривают его не только как  экономическую категорию, но и как  меру наказания, поддерживающую устойчивость общества. Часто встречаются продуманные  описания тех методов, посредством  которых общество подчиняет себе личность своих членов. Так, Мор говорит  о системе пропусков, необходимых не только для путешествия по стране, но и для прогулки за городом, он предписывает всем одинаковую одежду и жилища. У Кампанеллы жители всегда ходят отрядами, величайшее преступление для женщины – удлинить платье или нарумянить лицо. Морелли запрещает любые размышления на социальные и моральные темы. Дешан предполагает, что вся культура: искусство, наука и даже письменность отомрет сама собой.

Большую роль играют размышления о  том, как должны видоизменяться семья  и отношения полов (Кампанелла, Ретиф, Дидро, Дешан). Кампанелла предполагает абсолютный контроль бюрократии в этой области. Ее представители решают, какой  мужчина с какой женщиной и  в какой час должен делить ложе. Само соединение осуществляется под  надзором чиновников. Дети воспитываются  государством. Дешан же считает, что  все мужчины одной деревни  будут мужьями всех женщин и дети не будут знать своих родителей.

Вырабатывается новый взгляд на историю человечества. Средневековая  мистика рассматривала ее как  единый процесс раскрытия Бога, проходящий через три ступени. Эта точка зрения трансформируется теперь в концепцию подчиненного имманентным законам исторического процесса, также состоящего из трех эпох и в последней, третьей эпохе неизбежно приводящего к торжеству социалистического идеала (например, Морелли, Дешан).

В отличие от средневековых ересей, нападавших только на одну католическую религию, теперь социалистическое мировоззрение  постепенно становится враждебным всякой религии, происходит слияние социализма с атеизмом. У Mоpa свобода совести  соединяется с признанием наслаждения  высшей целью жизни. У Кампанеллы религия носит характер пантеистического обожествления космоса. Уинстенли  уже враждебен религии, его "священники" – это всего лишь агитаторы  и пропагандисты описываемого им строя. Дешан считает, что религия  отомрет вместе со всей культурой. Но особой агрессивностью по отношению  к религии выделяется "Завещание" Мелье. В религии он видит корень несчастий человечества, он считает  ее явной нелепостью, зловредным суеверием. Особенно же ненавистна ему личность Христа, которого он в длинных тирадах обливает потоками брани, ставя ему в вину даже то, что "он всегда был беден" и "не имел никакой ловкости".

На самый конец XVIII века падает первая попытка претворить разработанную  социалистическую идеологию в жизнь. В 1796 г. в Париже было основано тайное общество, носившее название "Союз Равных", которое ставило своей целью  подготовку государственного переворота. Заговор был раскрыт, и его  участники арестованы, но их планы  сохранились в подробностях, –  благодаря бумагам, опубликованным правительством, и воспоминаниям  уцелевших участников.

Среди целей, которые ставили заговорщики, первой было упразднение индивидуальной собственности. Предполагалось построить  хозяйство всей Франции на основе полной централизации. Торговля отменялась и заменялась государственным снабжением. Вся жизнь подчинялась бюрократии: "отечество завладевает человеком  со дня его рождения и не покидает до самой смерти". Каждого человека, в частности, предполагалось рассматривать  как чиновника, надзирающего над  самим собой и другими. Все  были обязаны государству трудовой повинностью. "Уклоняющиеся, нерадивые, ведущие разнузданный образ жизни  или подающие пример отсутствия чувства  гражданственности" – осуждались на принудительные работы. С этой целью  многие острова превращались в строго изолированные места заключения.

Все были обязаны участвовать в  совместных трапезах. Перемещение по стране без разрешения начальства запрещалось. Строжайше запрещены были развлечения, не распространяющееся на всех. Вводилась  цензура, и запрещалась публикация сочинений, "носивших мнимо разоблачительный характер".

 

 

§3.Сущностные особенности утопического социализма.

В определенном смысле первый шаг к утопическому социализму сделали  еще декабристы, в своих идейных  исканиях усомнившиеся не только в  целесообразности царского самодержавия, но и Французской революции. Многие из них не только размышляли над  ее опытом, “примеряя” ее результаты к российским реалиям, но и были знакомы, по свидетельству исследователей движения декабристов, с идеями социалистов-утопистов  — К.Сен-Симона, Ш.Фурье, Р.Оуэна. Можно  сказать, в 20-е годы если не учение, то некоторые из идей Сен-Симона и эксперименты Р.Оуэна в Нью-Ланарке, были, что  называется, “на слуху” у прогрессивно настроенной русской общественности.

Ориентация на идеи Просвещения  вполне понятна: если на Западе прогремели уже буржуазные революции и Европа стояла на пороге первых пролетарских восстаний, то Россия во многом еще  сохраняла феодальные (крепостнические) структуры. Поэтому передовая общественная мысль несла на себе черты дворянской идеологии, характеризовавшейся, с  одной стороны, резкой критикой существующего  порядка вещей, с другой стороны, относительным спокойствием к идеям  гражданского общества, правового государства, конституционной гарантии прав и  политических свобод, т.е. к требованиям  буржуазной демократии. Обращение к  социалистической утопии во многом было связано с поисками выхода из обозначившихся к этому времени тупиков просветительской мысли. Но именно поэтому утопическая  мысль еще во многом несла на себе черты просвещения. Это было время, когда идеи просвещения еще не исчерпали себя, а идеи социализма не получили еще адекватной своей  сути формы.

Утопический социализм, мечтания, проекты  и учения о коренном преобразовании общества на социалистических началах, не опирающиеся на знание законов  общественного развития и его  движущих сил. Понятие «Утопический социализм» происходит от названия сочинения  Т. Мора «Утопия» (1516). «... Первоначальный социализм был утопическим социализмом. Он критиковал капиталистическое общество, осуждал, проклинал его, мечтал об уничтожении его, фантазировал о лучшем строе, убеждал богатых в безнравственности эксплуатации. Но утопический социализм не мог указать действительного выхода. Он не умел ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти общественную силу, которая способна стать творцом нового общества» 3Возникновение мечтаний, содержавших зародышевые элементы социалистических идей, выражало реакцию трудящихся масс на появление частной собственности, классового неравенства и эксплуатации, их освободительные устремления и вместе с тем идейную и политическую слабость. В придании смутным чаяниям эксплуатируемых классов более сознательные формы важнейшая роль принадлежала интеллигенции, передовые представители которой в течение многих столетий обосновывали идеалы справедливого общества без классового гнёта и эксплуатации, однако исходили из идеалистических, моралистических, волюнтаристских, религиозных, подчас мессианистских воззрений.

Зародышевой формой идей Утопический  социализм у всех народов была легенда о прошлом «желтым  металлом веке», рисовавшая в идеализированном виде общинный строй и господствовавшее в нём социальное равенство людей. Подобные фантастические изображения  встречаются в фольклоре и  в обществ. мысли народов Древнего Египта, Передней Азии, Индии, Китайской Народной Республики (КНР) и Юго-Восточной Азии. В античной Греции легенда о «желтым металлом веке» развивалась в дискуссиях мыслителей об общественном неравенстве и «естественном» состоянии общества, об уравнительном строе Спарты, социальных реформах Солона в Афинах, в платоновской утопии кастового «коммунизма», а также в сказочных повествованиях о странах «золотого века», найденных путешественниками на островах в Индийском океане (Эвгемер, Ямбул).

Большое значение для становления  Утопический социализм имело  социальное учение раннего христианства, проповедовавшее общечеловеческое равенство и братство людей, евангельский идеал общинного патриархального  строя с потребительским коммунизмом  в быту. Однако, всё более проникаясь проповедью примирения с земным злом и обещанием компенсации социальной несправедливости в потустороннем  мире, христианство направило утопическую  мысль в русло религиозной  утопии, затормозив тем самым развитие социалистических идей.

В средние века идейной оболочкой  борьбы трудовых низов против эксплуатации стали хилиастические упования религиозных  еретических сект (вальденсов, катаров, лоллардов, таборитов, анабаптистов и  др.), которые объявляли источником гнёта и социального неравенства  отступничество церкви и господствующих классов от идеалов первоначального  христианства. Даже когда этот религиозный  сектантский коммунизм вливался в поток антифеодальных восстаний  крестьян, городской бедноты и  рабочих позднего средневековья, выдвигавшийся  его идеологами (Т. Мюнцер и др.) коммунистический идеал оставался скудным, отсталым и оторванным от реального исторического  процесса.

В идеях Утопический социализм 16 в. содержались уже первые элементы глубокой критики нарождавшегося буржуазного  общества и сознания того, что осуществление  гуманистических идеалов требует  подлинно человечного, коммунистического  общества. В коммунистических утопиях  Т. Мора и Т. Кампанеллы Утопический  социализм сделал важнейший шаг  вперёд от идеи общности потребления  к идее общественной собственности  и организации хозяйственной  жизни общества как единого целого; от идеала замкнутой патриархальной общины к идеалу крупного политического  образования в виде города или федерации городов, к признанию важнейшей роли государственной власти в утверждении основ разумного общественного строя.

Информация о работе Развитие социалистической идеологии в условиях современного мира: основные тенденции и перспективы