Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 14:46, курсовая работа
Актуальность исследования проблем развитие социалистической идеологии которая сложилас к середине XIX в., а а во второй половине века окончательно оформились основные направления , имеющие четкую программную определенность, своеобразное теоретическое обоснование, многочисленных (сотни и тысячи) сторонников. В ряде стран создаются социалистические партии (“Всеобщий германский рабочий союз”, Социал-демократическая рабочая партия Германии, “Земля и Воля”, “Народная Воля” и др.). На основе социалистической программы в 1864 г. было организовано “Международное Товарищество Рабочих” (I Интернационал).
В Утопический социализм периода
раннего капитализма усилились
исходные рационалистические элементы.
Франц. Утопический социализм эпохи
Просвещения на основе требований разума
и «естественного права» критиковал
буржуазное общество и утверждал
необходимость
В эгалитарной идеологии «
Великая французская революция принесла с собой революционизирование идей Утопический социализм, смыкавшихся с борьбой трудовых низов города и деревни. Идеологи массовых эгалитаристских движений переходили к требованию всеобщего уравнительного передела земли и подходили также к программе уравнительного ограничения торговой и промышленной собственности, всеобщего ограничения собственнических прав и подчинения их интересам и строгому контролю общества («Социальный кружок», «Бешеные», левые якобинцы).
Решающий перелом в развитии
коммунистических идей осуществил Г. Бабёф,
выработавший программу «Заговора
во имя равенства» с практической
задачей свершения
К важнейшему историческому рубежу
в развитии Утопический социализм
подошли в начале 19 в. великие
социалисты-утописты К. А. Сен-Симон, Ш.
Фурье и Р. Оуэн, с особой силой
выразившие разочарование буржуазным
обществом самых передовых
Критико-утопический социализм в своих произвольных, фантастических исторических конструкциях утверждал вместе с тем понимание закономерности смены форм собственности и основанных на них форм производства в поступательном развитии человечества; он видел первоочередную задачу общественного преобразования в создании крупного общественного производства, основанного на свободном труде и планомерно применяющего достижения науки и техники. Преодолевая представление о всеобщем аскетизме и уравнительности при социалистическом строе, критико-утопический социализм выдвинул социалистический принцип распределения «по способностям» и изобразил будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеческих потребностей и расцвет личности.
Высказав ряд гениальных догадок
и зародышевых концепций
Идеи критико-утопического социализма
были восприняты последующими течениями
Утопический социализм, внутри которого
усилилась дифференциация буржуазного
и пролетарского направлений. Во
Франции в 30–40-х гг. 19 в. наряду с
эпигонским сенсимонизмом и фурьеризмом
сформировались многочисленные родственные
течения буржуазного и
Утопический социализм стремился
построить совершенную
§4 Формирование научного социализма.
Современный социализм по своему содержанию является прежде всего результатом наблюдения, с одной стороны, господствующих в современном обществе классовых противоположностей между имущими и неимущими, наёмными рабочими и буржуа, а с другой — царящей в производстве анархии. Но по своей теоретической форме он выступает сначала только как дальнейшее и как бы более последовательное развитие принципов, выдвинутых великими французскими просветителями XVIII века. Как всякая новая теория, социализм должен был исходить прежде всего из накопленного до него идейного материала, хотя его корни лежали глубоко в материальных экономических фактах.
Научный социализм исходит из того,
что знания экономических законов
позволяет строить
Социализм — это проект будущего, но такого будущего, которое должно наступить; однако социализм — это и движение к созданному нами идеалу будущей жизни.
Научный социализм (коммунизм) в современном мире (в отличие от утопического и обывательского, то есть примитивного) – это марксизм-ленинизм. Это наука о познании и преобразовании мира в коммунистическом направлении. Она обосновывает историческое движение общества как эволюционный процесс возникновения, развития и гибели общественно-экономических формаций при обострении их главного внутреннего противоречия, последующей их смены на более прогрессивные путем преодоления этого противоречия – социальной революции на основе классовой борьбы.
Долгое время социализм
(коммунизм) был утопический. Социализм
для утопистов – это выражение
абсолютной истины, разума и справедливости,
и стоит только его открыть, чтобы
он собственной силой покорил
весь мир. А так как абсолютная
истина не зависит от времени, пространства
и исторического развития, человечества,
то это дело уже чистой случайности,
когда и где она будет открыта.
Незрелым классовым отношениям соответствовали
и незрелые теории. Решение общественных
задач, еще скрытое в неразвитых
экономических отношениях, утопистам
пришлось изобретать, создавать из
головы. Они считали, что устранение
общественных недостатков – задача
мыслящего разума. Требовалось изобрести
более совершенную систему
Эта историческая задача была решена Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. В сжатом виде решение этой задачи изложил Ф. Энгельс в своей работе «Развитие социализма от утопии к науке» (1877г.)
Утопический социализм критиковал
капитализм и его последствия, но
он не мог объяснить его, а, следовательно,
не мог справиться с ним. Он мог
лишь объявить его никуда не годным.
Однако задача заключалась в том,
чтобы, с одной стороны, объяснить
неизбежность возникновения
Этим двумя великими открытиями – материалистическим пониманием истории и разоблачением тайны капиталистического производства посредством прибавочной стоимости – мир обязан К. Марксу и Ф. Энгельсу. Благодаря этим открытиям социализм стал наукой.
Научный социализм возник как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии, политической экономии и утопического социализма. Научный социализм унаследовал все лучшие достижения мировой цивилизации и дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила.
В.И. Ленин в статье «Три источника и три составные части марксизма»(1913г.) назвал основные источники марксизма (научного коммунизма):
В.И. Ленин выделил в марксизме три его составные части:
1.Философия марксизма – диалектический материализм и вытекающее из него материалистическое понимание истории – исторический материализм.
Из немецкой классической философии, нашедшей свое завершение в Гегеле, марксизм взял ее главное приобретение – диалектику, то есть учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи. Гегель впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, то есть в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, пытался раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Гегелевская система не разрешила этой поставленной перед собой задачи, но ее историческая заслуга состояла в том, что она поставила эту задачу.