Развитие социалистической идеологии в условиях современного мира: основные тенденции и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования проблем развитие социалистической идеологии которая сложилас к середине XIX в., а а во второй половине века окончательно оформились основные направления , имеющие четкую программную определенность, своеобразное теоретическое обоснование, многочисленных (сотни и тысячи) сторонников. В ряде стран создаются социалистические партии (“Всеобщий германский рабочий союз”, Социал-демократическая рабочая партия Германии, “Земля и Воля”, “Народная Воля” и др.). На основе социалистической программы в 1864 г. было организовано “Международное Товарищество Рабочих” (I Интернационал).

Файлы: 1 файл

Курсовая работа2 (Автосохраненный).docx

— 68.39 Кб (Скачать файл)

В Утопический социализм периода  раннего капитализма усилились  исходные рационалистические элементы. Франц. Утопический социализм эпохи  Просвещения на основе требований разума и «естественного права» критиковал буржуазное общество и утверждал  необходимость коммунистического  общества как единственно рационального  и отвечающего равному праву  всех людей на свободу и пользование  жизненными благами. Этот вариант «золотого  века», который проповедовался в  утопических романах-путешествиях, повествовавших об обществах «добрых  дикарей» с естественным строем «общности  имуществ», получил более чёткое обоснование в коммунистических трактатах 18 в. Материалистическое и  атеистическое «Завещание» франц. утопического коммуниста Ж. Мелье призывало  крестьян к революционному ниспровержению феодализма, королевской власти, дворян и церковников и к переустройству общества. В середине 18 в. Г. Мабли  и Морелли выступили с рационалистическими  проектами коммунистического общества, осуществляющего принципы «совершенного  равенства» всех людей, права на труд и обязательности труда для всех членов общества.

В эгалитарной идеологии «социализма  равенства» мелких тружеников-хозяйчиков, в мелкобуржуазных построениях  Ж. Ж. Руссо и его последователей обозначилась струя «рабочего эгалитаризма», питавшаяся иллюзиями тех прослоек сельского и городского предпролетариата, которые ещё уповали на возможность  уничтожения эксплуататорской системы  наёмного труда посредством уравнительного передела земли.

Великая французская революция  принесла с собой революционизирование идей Утопический социализм, смыкавшихся  с борьбой трудовых низов города и деревни. Идеологи массовых эгалитаристских  движений переходили к требованию всеобщего  уравнительного передела земли и подходили также к программе уравнительного ограничения торговой и промышленной собственности, всеобщего ограничения собственнических прав и подчинения их интересам и строгому контролю общества («Социальный кружок», «Бешеные», левые якобинцы).

Решающий перелом в развитии коммунистических идей осуществил Г. Бабёф, выработавший программу «Заговора  во имя равенства» с практической задачей свершения коммунистической революции и впервые обосновывавший необходимость революционной диктатуры. Представляя идеологию главным  образом доиндустриального пролетариата, бабувизм строил идеал коммунистического  общества как аграрного и ремесленного, с мелким производством на основе ручного труда и проповедовал грубую уравнительность, всеобщий аскетизм, негативное отношение к умственному  труду и его представителям.

К важнейшему историческому рубежу в развитии Утопический социализм  подошли в начале 19 в. великие  социалисты-утописты К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн, с особой силой  выразившие разочарование буржуазным обществом самых передовых представителей его интеллигенции. Они создали  новое направление критико-утопического социализма и коммунизма, вскрыли  царящую при капитализме анархию  производства, противоположность частнособственнических интересов интересам общества, преобладание паразитических элементов над производительными, фальшь разглагольствований о «правах  человека» без обеспечения ему  права на труд, моральное разложение господствующих классов и растлевающее воздействие капитализма на личность.

Критико-утопический социализм  в своих произвольных, фантастических исторических конструкциях утверждал  вместе с тем понимание закономерности смены форм собственности и основанных на них форм производства в поступательном развитии человечества; он видел первоочередную задачу общественного преобразования в создании крупного общественного производства, основанного на свободном труде и планомерно применяющего достижения науки и техники. Преодолевая представление о всеобщем аскетизме и уравнительности при социалистическом строе, критико-утопический социализм выдвинул социалистический принцип распределения «по способностям» и изобразил будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеческих потребностей и расцвет личности.

Высказав ряд гениальных догадок  и зародышевых концепций материалистического  историзма, Сен-Симон, Фурье, Оуэн и  их ученики всё же не сходили с  почвы идеалистического мировоззрения. Они считали конечной движущей пружиной общественно-исторического развития смену религиозных и нравственных идей общества, не понимали важнейшей  исторической роли гражданской войны  народных масс и видели в пролетариате лишь страдающий класс. Для укрепления сотрудничества пролетариата и буржуазии  критико-утопический социализм возрождал  религиозные идеи. «Значение критико-утопического социализма и коммунизма, – писали К. Маркс и Ф. Энгельс, – стоит  в обратном отношении к историческому  развитию. По мере того как развивается  и принимает все более определенные формы борьба классов, это фантастическое стремление возвыситься над ней, это преодоление ее фантастическим путем лишается всякого практического  смысла и всякого теоретического оправдания. Поэтому, если основатели этих систем и были во многих отношениях революционны, то их ученики всегда образуют реакционные секты». Подобными  сектами стали сенсимонизм (Б. П. Анфантен, С.-А. Толкучка и др.), фурьеризм (В. Консидеран) и оуэнизм.

Идеи критико-утопического социализма были восприняты последующими течениями  Утопический социализм, внутри которого усилилась дифференциация буржуазного  и пролетарского направлений. Во Франции в 30–40-х гг. 19 в. наряду с  эпигонским сенсимонизмом и фурьеризмом  сформировались многочисленные родственные  течения буржуазного и мелкобуржуазного социализма. Эти школы реакционного и консервативного Утопический социализм подвергали критике капитализм и выдвигали утопические проекты восстановления докапиталистических форм хозяйства либо объединения мелких хозяев против крупного капитала. Защищая с мелкобуржуазных позиций рабочий класс и пропагандируя как средство постепенного мирного переустройства создание производит. ассоциаций (Б. Бюше, Л. Блан, П. Леру, К. Пеккёр) либо ассоциаций «справедливого» эквивалентного товарообмена (Дж. Грей, П. Ж. Прудон), они получили отклик в мелкобуржуазных прослойках рабочего класса. Напротив, передовые элементы рабочего движения находили выражение своих революционных устремлений в утопическом коммунизме, провозглашавшем необходимость немедленного коренного переустройства всего общества на началах «общности имуществ». В недрах революционных тайных организаций 30–40-х гг. 19 в. кристаллизовались учения необабувистского коммунизма, возродившего идеи «глобального» коммунистического переустройства общества посредством революционного переворота и революционной диктатуры (Т. Дезами, Л. О. Бланки, В. Вейтлинг и др.). Большую популярность в рабочей среде приобрела также пропаганда Э. Кабе мирного коммунистического переустройства общества. Теоретики утопического коммунизма 30–40-х гг. сформулировали важнейший принцип коммунистического распределения: «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям». Однако утопический коммунизм, как и Утопический социализм этого периода, в целом не смог преодолеть религиозное наследие общественной мысли, нередко ссылался на традиции евангельского коммунизма (Кабе, Вейтлинг, Эскирос) и подчас выливался в борьбу конкурирующих сект. Высшего развития материалистические тенденции Утопический социализм достигли лишь в Российской Федерации, в воззрениях А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского.

Утопический социализм стремился  построить совершенную социальную систему, исходя из отвлечённых принципов  разума, справедливости свободы, равенства  и братства, «... вместо того, чтобы  источником науки делать критическое познание исторического движения, движения, которое само создает материальные условия освобождения»4. Утопический социализм как великое достижение общественной мысли явился одним из его важнейших идейных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§4 Формирование научного социализма.

Современный социализм по своему содержанию является прежде всего результатом  наблюдения, с одной стороны, господствующих в современном обществе классовых  противоположностей между имущими  и неимущими, наёмными рабочими и  буржуа, а с другой — царящей  в производстве анархии. Но по своей  теоретической форме он выступает  сначала только как дальнейшее и  как бы более последовательное развитие принципов, выдвинутых великими французскими просветителями XVIII века. Как всякая новая теория, социализм должен был  исходить прежде всего из накопленного до него идейного материала, хотя его  корни лежали глубоко в материальных экономических фактах.

Научный социализм исходит из того, что знания экономических законов  позволяет строить производственные отношения на научной основе, в  соответствии с общественными интересами, управлять ими и прогнозировать их развитие.5

Социализм — это проект будущего, но такого будущего, которое должно наступить; однако социализм — это и движение к созданному нами идеалу будущей  жизни.

Научный социализм (коммунизм) в современном мире (в отличие  от утопического и обывательского, то есть примитивного) – это марксизм-ленинизм. Это наука о познании и преобразовании мира в коммунистическом направлении.  Она обосновывает историческое движение общества как эволюционный процесс  возникновения, развития и гибели общественно-экономических  формаций при обострении их главного внутреннего противоречия, последующей  их смены на более прогрессивные  путем преодоления этого противоречия – социальной революции на основе классовой борьбы.

Долгое время социализм (коммунизм) был утопический. Социализм  для утопистов – это выражение  абсолютной истины, разума и справедливости, и стоит только его открыть, чтобы  он собственной силой покорил  весь мир. А так как абсолютная истина не зависит от времени, пространства и исторического развития, человечества,  то это дело уже чистой случайности, когда и где она будет открыта. Незрелым классовым отношениям соответствовали  и незрелые теории. Решение общественных задач, еще скрытое в неразвитых экономических отношениях,  утопистам  пришлось изобретать, создавать из головы.  Они считали, что устранение общественных недостатков – задача мыслящего разума. Требовалось изобрести  более совершенную систему общественного  устройства и навязать ее существующему  обществу извне, посредством пропаганды, а по возможности и примерами  показательных опытов. Эти социальные системы заранее были обречены  на то, чтобы оставаться утопиями. Чтобы  превратить социализм в науку, необходимо было, прежде всего,  поставить его  на реальную почву.

Эта историческая задача была решена Карлом Марксом и Фридрихом  Энгельсом. В сжатом виде решение этой задачи изложил Ф. Энгельс в своей работе «Развитие социализма от утопии к науке» (1877г.)

Утопический социализм критиковал капитализм и его последствия, но он не мог объяснить его, а, следовательно, не мог справиться с ним. Он мог  лишь объявить его никуда не годным. Однако задача заключалась в том, чтобы, с одной стороны, объяснить  неизбежность возникновения капиталистического способа производства в его исторической связи, и необходимость его  для  определенного исторического периода, а потому и неизбежность его гибели, а с другой – в том, чтобы  обнаружить внутренний, до сих пор  не раскрытый  характер этого способа  производства. Это было сделано благодаря  открытию прибавочной стоимости.

Этим двумя великими открытиями – материалистическим пониманием истории и разоблачением тайны капиталистического производства посредством прибавочной стоимости – мир обязан К. Марксу и Ф. Энгельсу. Благодаря этим открытиям социализм стал наукой.

Научный социализм возник как прямое и непосредственное продолжение  учения величайших представителей философии, политической экономии и  утопического социализма. Научный социализм унаследовал  все лучшие достижения мировой цивилизации  и дал ответы на вопросы, которые  передовая мысль человечества уже  поставила.

В.И. Ленин в статье «Три источника и три составные  части марксизма»(1913г.) назвал основные источники марксизма (научного коммунизма):

    1. Немецая философия.
    2. Английская политическая экономия.
    3. Французский утопический социализм.

В.И. Ленин  выделил в  марксизме три его составные  части:

    1. Философия марксизма.
    2. Экономическое учение марксизма.
    3. Учение о классовой борьбе и всемирно-исторической роли  рабочего, класса в победе социализма и коммунизма.

    1.Философия марксизма – диалектический материализм и вытекающее из него материалистическое понимание истории – исторический материализм.

Из немецкой классической философии, нашедшей свое завершение в  Гегеле, марксизм взял ее главное приобретение – диалектику, то есть учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи. Гегель впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, то есть в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, пытался раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Гегелевская система не разрешила этой поставленной перед собой задачи, но ее историческая заслуга состояла в том, что она поставила эту задачу.

Информация о работе Развитие социалистической идеологии в условиях современного мира: основные тенденции и перспективы