Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 14:46, курсовая работа
Актуальность исследования проблем развитие социалистической идеологии которая сложилас к середине XIX в., а а во второй половине века окончательно оформились основные направления , имеющие четкую программную определенность, своеобразное теоретическое обоснование, многочисленных (сотни и тысячи) сторонников. В ряде стран создаются социалистические партии (“Всеобщий германский рабочий союз”, Социал-демократическая рабочая партия Германии, “Земля и Воля”, “Народная Воля” и др.). На основе социалистической программы в 1864 г. было организовано “Международное Товарищество Рабочих” (I Интернационал).
Гегель был идеалист. Он освободил от метафизики понимание истории, сделал его диалектическим, но его понимании истории было идеалистическим. Все было поставлено на голову, и действительная связь мировых явлений была извращен.
Марксизм изгнал идеализм из его последнего убежища – из понимания истории. Хаос и произвол, царившие во взглядах на историю и политику, марксизм сменил стройной и цельной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, вследствие роста производственных сил, другой, более высокий. Точно так же, как познание человека отражает независимую от него существующую материю, так общественное познание человека (т.е. разные взгляды и учения философские, религиозные, политические и т.д.) отражает экономический строй общества. Основополагающие принципы исторического материализма:
-Признание первичности
материальной жизни общества (общественного
бытия) по отношению к
-Выделение из всей
совокупности общественных
-Исторический подход
к анализу общественных
Представление о том, что история делается людьми, трудящимся массами, а источник побудительных мотивов их деятельности следует искать в материальных условиях их жизни, то есть в общественном производстве.
Сущность материального понимания истории кратко сформулировал К. Маркс в предисловии к своей работе «Критика политической экономии»(1859г.), сделав вывод: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет сознание».
Марксизм «указал путь к научному изучению истории как единого закономерного во всей своей громадной разносторонности и противоречивости процесса».6
Трактовка исторического
процесса как диалектики развития и
смены общественно-экономических
формаций ставит изучение истории на
конкретную почву. Общесоциологический
закон, определяющий историческую необходимость
перехода от одной общественно-
2.Экономическое учение марксизма сводится к положению:
Производственные отношения
каждого исторически
На известной ступени
своего развития материальные производственные
силы общества приходят в противоречие
с существующими
В соответствии с марксистской
теорией, подтвержденной исторической
практикой, смена общественно-
Переход от изживших себя производственных отношений к новым, в которых степень обобществления выше, чем в предыдущих, от старой общественно-экономической формации к новой, более прогрессивной, есть социальная революция, то есть коренной, качественный переворот во всей социально-экономической структуре общества. Придя к выводу, что экономический строй является основой, на которой возвышается политическая надстройка, К. Маркс всего более внимания уделил изучению этого экономического строя. Там, где буржуазные экономисты видели отношения вещей (обмен товара на товар), там К.Маркс вскрыл отношения между людьми.
Ныне нередко «критики
марксизма» упрекают К. Маркса в чрезмерном
выпячивании экономических
3.Учение о классовой борьбе показывает, что кроме первобытно-общинной, все общественно-экономические формации, предшествующие коммунизму, основаны на антагонизме классов. Классовая борьба выступает движущей силой развития антагонистического общества. В этой борьбе каждый общественный класс отстаивает и защищает свои интересы, определяемые местом класса в системе данных производственных отношений.
Классовый подход позволил
К. Марсу научно определить природу
государства, которое возникло с
появлением классов и явилось
продуктом и проявлением
Заключение
В заключение можно дать
следующее определение
Социалистическая идея прослеживается
уже в средневековых
Предсоциалистические идеи начинают
формироваться в конце XVIII столетия
как реакция на обнищание широких
народных масс сопутствовавшее
Теоретики утопического социализма сформулировали основные принципы организации будущего справедливого общества: от каждого по его способностям, каждой способности по ее делам; всестороннего и гармонического развития личности; ликвидации различий между городом и деревней; разнообразия и смены физического и духовного труда; свободного развитие каждого как условия свободного развития всех. Социалисты-утописты считали, что либо все люди должны быть счастливы, либо никто. Социалистический строй должен предоставлять реальную возможность быть счастливым каждому. Идеология социалистов начала XIX века была проникнута эмоционально-образным представлением о будущем и напоминала социальную поэзию.
В ходе изучения данной работы можно
увидеть актуальность данной проблемы,
которая определяется тем, что в
идеологиях происходит тесное
переплетение достоверного знания
об обществе с социальными
интересами. Но идеология - это
не просто теоретически оформленное
осознание социальным слоем своего
бытия и тенденций его
Отражая социальные конфликты и доводя их до конца в идеальной,
теоретической форме, любая идеология выходит на человека как на
общественное существо, способствуя его социальной, политической,
национальной самоидентификащии. Идеологические ценности придают смысл социальному действию и оправдывают его.
Идеи, которые позже стали называть социалистическими, появились в XVI веке. Они отражали стихийный протест эксплуатируемых слоев периода первоначального накопления капитала. Эти теории об идеальном общественном строе, который соответствует природе человека, устраняет эксплуатацию, поднимает благосостояние низшего класса и ликвидирует частную собственность, стали называть утопическим социализмом.
Список использованной литературы:
1 http://www.niiss.ru/rus1996_5_
2http://www.rustrana.ru/
3 Ленин В. И. Полн. собр. соч.- 5 изд., т. 23 – 46с.
4 Маркс К., Энгельс Ф.,- Соч., 2 изд., т. 2, 132 – 51 с.
5 Винокуров Б. Д. Без единой современной теории научного социализма разумное развитие Российского общества невозможно //Российская правда. № 13(401)
6 В.И. Ленин, ППС, Статья «Карл Маркс»- т.26 – 60с.
7 Маркс К., Энгельс Ф. - Соч. т.4