Развитие социалистической идеологии в условиях современного мира: основные тенденции и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования проблем развитие социалистической идеологии которая сложилас к середине XIX в., а а во второй половине века окончательно оформились основные направления , имеющие четкую программную определенность, своеобразное теоретическое обоснование, многочисленных (сотни и тысячи) сторонников. В ряде стран создаются социалистические партии (“Всеобщий германский рабочий союз”, Социал-демократическая рабочая партия Германии, “Земля и Воля”, “Народная Воля” и др.). На основе социалистической программы в 1864 г. было организовано “Международное Товарищество Рабочих” (I Интернационал).

Файлы: 1 файл

Курсовая работа2 (Автосохраненный).docx

— 68.39 Кб (Скачать файл)

Гегель был идеалист. Он освободил от метафизики понимание  истории, сделал его диалектическим, но его понимании истории было идеалистическим. Все было поставлено на голову, и действительная связь мировых явлений была извращен.

 Марксизм изгнал идеализм  из его последнего убежища – из понимания истории.  Хаос и произвол, царившие во взглядах на историю и политику,  марксизм сменил стройной и цельной научной теорией, показывающей, как  из одного уклада общественной жизни развивается, вследствие роста производственных сил, другой, более высокий. Точно так же, как познание человека отражает независимую от него существующую материю, так общественное познание человека (т.е. разные взгляды  и учения философские, религиозные, политические и т.д.) отражает экономический строй общества. Основополагающие принципы исторического материализма:

-Признание первичности  материальной жизни общества (общественного  бытия) по отношению к общественному  сознанию и активной роли общественного  сознания в общественной жизни.

-Выделение из всей  совокупности общественных отношений производственных отношений как экономической основы общества, которая, в конечном счете, определяет все другие отношения между людьми и дает возможность объективно их анализировать. 

-Исторический подход  к анализу общественных процессов,  т.е. понимание  развития общества  как закономерного естественно-исторического  процесса движения и смены  общественно-экономических формаций.

Представление о том, что  история делается людьми, трудящимся массами, а источник  побудительных  мотивов их  деятельности следует  искать в материальных условиях их жизни, то есть в общественном производстве.

Сущность материального  понимания истории кратко сформулировал  К. Маркс в предисловии к своей  работе «Критика политической экономии»(1859г.), сделав вывод: «Способ производства материальной жизни обусловливает  социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет сознание».

Марксизм «указал путь к научному изучению истории как  единого закономерного во всей своей  громадной разносторонности и противоречивости процесса».6

Трактовка  исторического  процесса как диалектики развития и  смены  общественно-экономических  формаций ставит изучение истории на конкретную почву. Общесоциологический  закон, определяющий историческую необходимость  перехода от одной общественно-экономической  формации к другой, более высокой, позволяет познать сущность исторического  процесса.

2.Экономическое  учение марксизма сводится к положению:

Производственные  отношения  каждого исторически определенного  общества как особого рода социального  организма возникают, развиваются и приходят в упадок.7

На известной ступени  своего развития материальные  производственные силы общества  приходят в противоречие с существующими производственными  отношениями, или, - что является только юридическим выражением последних, - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил  эти отношения превращаются в  их оковы. Тогда наступает эпоха  социальной революции. С изменением экономической основы более или  менее происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной  точностью констатируемый переворот  в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче – от идеологических форм, в которых  люди осознают этот конфликт и борются  за его разрешение. Это революционный  закон развития общественно-экономических  формаций.

В соответствии с марксистской теорией, подтвержденной исторической практикой, смена общественно-экономических  формаций происходит от менее  прогрессивной  к более прогрессивной. Анализ  закономерностей развития общественного  производства, выполненный К.Марксом, показывает, что критерием прогрессивности формации выступает степень обобществления производства.

Переход от изживших себя производственных отношений к новым, в которых  степень обобществления выше, чем  в предыдущих, от старой общественно-экономической  формации к новой, более прогрессивной, есть  социальная революция, то есть коренной, качественный переворот во всей социально-экономической структуре общества. Придя к выводу, что экономический строй является основой, на которой возвышается политическая надстройка, К. Маркс всего более внимания уделил изучению этого экономического строя. Там, где буржуазные  экономисты видели отношения вещей (обмен товара на товар), там К.Маркс вскрыл отношения между людьми.

Ныне нередко «критики марксизма» упрекают К. Маркса в чрезмерном выпячивании экономических отношений  и  игнорирования роли идеологических (политических, философских, юридических  и др.) отношений в жизни общества.  Ф. Энгельс в письме к И. Блоху (сентябрь 1890 г.) ответил на подобные обвинения: «…Согласно материалистическому  пониманию истории в историческом процессе определяющим моментом является производство и воспроизводство  действительной жизни.  Ни я, ни Маркс  большего никогда не утверждали. Если же кто-нибудь  искажает это положение  в том смысле, что экономический  момент является будто единственным определяющим моментом, то он превращает это утверждение в ничего не говорящую  абстрактную, бессмысленную фразу. Экономическое  положение – это  базис, но на ход исторической борьбы также оказывает влияние и  во многих случаях определяют преимущественно  форму ее различные моменты надстройки: политические формы классовой борьбы и ее результаты…, правовые формы…, политические, юридические, философские  теории, религиозные воззрения… Маркс  и я  отчасти сами виноваты в  том, что молодежь иногда больше значения экономической стороне, чем это  следует. Нам приходилось, возражая нашим противникам,  подчеркивать главный принцип, который они  отвергали, и не всегда находилось время  место и возможность отдавать должное остальным моментам, участвующим  во взаимодействии…».

3.Учение о классовой  борьбе показывает, что кроме первобытно-общинной, все общественно-экономические формации, предшествующие коммунизму, основаны на антагонизме классов. Классовая борьба выступает движущей силой развития антагонистического общества. В этой борьбе каждый общественный класс  отстаивает и защищает свои интересы, определяемые местом класса в системе данных производственных отношений.

Классовый подход позволил К. Марсу научно определить природу  государства, которое возникло с  появлением классов и явилось  продуктом и проявлением непримиримости классовых противоречий. С помощью  государства экономически господствующий класс осуществляет свое политическое господство и подавляет сопротивление угнетенных классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение можно дать следующее определение социализма: социализм- как политическая идеология исторически связан с многовековыми чаяниями масс об обществе социальной справедливости, солидарности, социальной защиты личности. Свою классическую форму социалистические идеи начали приобретать вместе с утверждением капитализма. Противоречия, свойственные незрелым ступеням нового общества, делали его объектом острой социальной критики.

Социалистическая идея прослеживается уже в средневековых представлениях о социальной справедливости и равенстве  людей перед богом.

Предсоциалистические идеи начинают формироваться в конце XVIII столетия как реакция на обнищание широких  народных масс сопутствовавшее первоначальному  развитию капитализма, и крушение традиционной культуры. Порокам первоначального  индустриализма противопоставлялись  надежды на построение нового общества производителей, основанного на коллективизме. По мере становления класса наемных  рабочих, идеологи социализма именно с  ним стали связывать возможности  построения справедливого общества.

Теоретики  утопического  социализма  сформулировали  основные  принципы организации   будущего   справедливого   общества:   от   каждого   по   его способностям,   каждой   способности   по   ее   делам;   всестороннего    и гармонического  развития  личности;  ликвидации  различий  между  городом  и деревней; разнообразия и смены физического  и  духовного  труда;  свободного развитие каждого как условия свободного развития  всех.  Социалисты-утописты считали,  что  либо  все   люди   должны   быть   счастливы,   либо   никто. Социалистический  строй  должен  предоставлять  реальную  возможность   быть счастливым каждому. Идеология социалистов начала XIX  века  была  проникнута эмоционально-образным  представлением  о  будущем  и  напоминала  социальную поэзию.

В ходе изучения данной работы можно  увидеть актуальность данной проблемы, которая определяется тем, что в   идеологиях   происходит   тесное   переплетение достоверного  знания  об  обществе  с  социальными  интересами. Но  идеология  -  это  не  просто  теоретически  оформленное  осознание социальным слоем своего бытия и тенденций его развития.  Система  ценностей, которые  закрепляются  в  идеологии,  создает  ориентиры   для   социального действия.  Эти  ориентиры  мобилизуют  людей,  руководят   их   общественной активностью и определяют ее.

    Отражая  социальные  конфликты  и  доводя  их  до  конца  в  идеальной,

теоретической  форме,  любая  идеология   выходит   на   человека   как   на

общественное   существо,   способствуя   его    социальной,    политической,

национальной  самоидентификащии.  Идеологические  ценности   придают   смысл социальному действию и  оправдывают его.

Идеи, которые позже стали  называть социалистическими, появились  в  XVI веке.  Они  отражали  стихийный  протест   эксплуатируемых   слоев  периода первоначального  накопления капитала. Эти теории  об  идеальном общественном строе,  который  соответствует  природе  человека,  устраняет  эксплуатацию, поднимает   благосостояние   низшего   класса    и  ликвидирует    частную собственность,    стали    называть     утопическим     социализмом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Три модели развития России/Под ред. Новикова Л.И., Сиземская И.Н.,
  2. 2000.
  3. http://www.leviy.ru/ Информационный центр левонастроенных политических партий
  4. http://www.rustrana.ru Русская цивилизация
  5. Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, 1998.- 600с.
  6. История социалистических учений. Сб. ст., т. 1–2, М., 1962–1964
  7. Развитие социализма от утопии к науке, Ф. Энгельс -1880
  8. Мор Т. “Утопия” М, 1953,
  9. Компанелло Т. “Город солнца” М - 1954
  10. Мелье Ж. “Завещание” М - 1964
  11. Маркс К., Энгшедльс Ф., Соч. т.4
  12. Кузнецов В.Н. Идеология: социологический аспект. С. 65
  13. Кара-Мурза С.Г. Идеология и мать ее наука. С. 20 – 21
  14. Гирц К. Идеология как культурная система - Гирц К. Интерпретация культур.-М., 2004. С. 225 – 267
  15. Малицкий В.С. Идеология: история и современность. М.: АНО РЖ «Социально-гуманитарные знания», 2005. - 250 с.
  16. Лапаев В.В. Становление российской многопартийности - СОЦИС. 1996. № 8.
  17. Политические идеологии: история и современность - В. И. Коваленко, А. И. Костин - Вестник МГУ - серия 12- политические науки – 1997 – №12
  18. Тощенко Ж.Т. Какой быть российской национальной идее - Куда идет Россия? М. 1997. - С. 360
  19. http://www.niiss.ru/rus1996_5_ideolog.shtml

 

 

1 http://www.niiss.ru/rus1996_5_ideologs.html

2http://www.rustrana.ru/Русская цивилизация

 

 

3 Ленин В. И. Полн. собр. соч.- 5 изд., т. 23 – 46с.

4 Маркс К., Энгельс Ф.,- Соч., 2 изд., т. 2, 132 – 51 с.

5 Винокуров Б. Д. Без единой современной теории научного социализма разумное развитие Российского общества невозможно //Российская правда. № 13(401)

6 В.И. Ленин, ППС, Статья «Карл Маркс»- т.26 – 60с.

7 Маркс К., Энгельс Ф. - Соч. т.4

 


Информация о работе Развитие социалистической идеологии в условиях современного мира: основные тенденции и перспективы