1. НАУКА КАК ФЕНОМЕН
ПОЗНАНИЯ Наука (от греч. episneme
– «знание», лат. scientia – «знание») – сфера
деятельности, направленная на добывание
и осмысление знания. Особенность научных
знаний заключается в глубоком проникновении
в суть явлений, в их теоретическом характере.
Научное знание начинается тогда, когда
за совокупностью фактов осознается закономерность
– общая и необходимая связь между ними,
что позволяет объяснить, почему данное
явление протекает так, а не иначе, предсказать
дальнейшее его развитие. Непосредственные
цели науки – описание, объяснение и предсказание
процессов и явлений действительности,
т. е. в широком смысле ее теоретическое
отражение. Язык науки существенно отличается
от языка других форм культуры, искусства
большей четкостью и строгостью. Наука
– это мышление в понятиях. Центральное
место в науке занимает критерий рационального
освоения мира. Наука имеет своим результатом
целенаправленно отобранные и систематизированные
факты, логически выверенные гипотезы,
обобщающие теории, фундаментальные и
частные законы, а также методы исследования.
Научное познание основывается на целом
ряде принципов. Обычно выделяются следующие
принципы, лежащие в основе научного понимания
реальности. Первый – это принцип объективности,
означающий признание факта существования
независимого от человека и его сознания
внешнего мира и возможности его познания.
Второй принцип – принцип причинности,
или, говоря строго научно, принцип детерминизма,
означает утверждение о том, что все события
в мире связаны между собой причинной
связью. Беспричинных явлений не бывает,
равно как не бывает событий, не влекущих
за собой каких-либо следствий. Следующий
важный принцип – это принцип рациональности,
аргументированности, доказательности
научных положений. Любое научное утверждение
имеет смысл и принимается научным сообществом
лишь тогда, когда оно доказано. Важную
роль в научном познании играет принцип
системности. В его рамках любое явление
понимается как элемент сложной системы.
Причем эта связь такова, что система в
целом не является арифметической суммой
своих элементов. Система представляет
собой более сложное и существенное явление.
Наука исходит из того, что в ней не может
быть абсолютных истин. Несоответствие
ранее утвержденных истин реальному положению
дел преодолевается благодаря принципу
критичности, лежащему в основании научного
знания. Объективное знание является условием
человеческой свободы, оно освобождает
человека от той ограниченности, которая
обусловлена принадлежностью человека
к роду, исторической эпохе, конкретной
культуре, языку, жизненному личному опыту.
Вместе с тем достоинство и значимость
науки для человечества могут оборачиваться
и недостатками. Сегодня идея неограниченной
свободы исследований, которая была, безусловно,
прогрессивной, уже не может приниматься
безоговорочно, без учета социальной ответственности.
Наука не всегда осознает собственную
ограниченность в качестве средства постижения
мира. Свободная безответственность при
нынешних возможностях науки может быть
чревата тяжелыми последствиями для человека
и человечества. Осмысление специфики
научного знания по-прежнему остается
актуальной задачей.
2. НАУКА И РЕЛИГИЯ Наука
и религия представляют собой
фундаментальные области культуры,
типы мировоззрений, взаимодействующих
друг с другом. Понимание соотношения
науки и религии в течение
долгого времени сводилось к
тому, что они трактовались как
диаметрально противоположные, взаимоотрицающие
явления. Проблема соотношения веры и
знания решалась в рамках оценки религии
как низшего вида знания, которое с развитием
науки обречено на исчезновение. Но на
самом деле отношения между научным и
религиозным типом миропонимания гораздо
сложнее. Религия и научное знание стали
рассматриваться как различные и правомерные
формы духовной активности человека. Фундаментальные
познавательные установки научного и
религиозного способа миропонимания пересекаются
друг с другом. Наука не представляет собой
абсолютно объективизированное знание.
Человечеству, несмотря на научный прогресс,
не дается и ныне восприятие целостности
мироздания. В науке существуют структуры,
которые выводят знания, принимаемые на
веру в качестве аксиом тех или иных научных
теорий. Религиозные системы – это тоже
не только своды положений, апеллирующих
к вере, но и некоторые обобщения, опирающиеся
на аргументацию и доказательность. Религиозное
мировосприятие имеет свой высший уровень
– теологию, где под установки вероисповедания
подводится базис рационального обоснования
и доказательства. Но между наукой и религией
есть различия. Наука не исходит из абсолютных
истин, науке свойствен критический взгляд
на то, что происходит в ее поле. Давление
новых доказательств может привести к
пересмотру прежних положений. Источником
религиозности является не объективная
реальность, а сверхналичное откровение,
знание, данное человеку свыше (от Бога).
Откровение не подвергается критической
рефлексии, оно является высшей, абсолютной
информацией, которую ограниченный разум
человека в его конечном бытии не может
представить во всей полноте. Религия
восходит к смыслу человеческого существования,
отвечает на предельные вопросы, связанные
с абсолютными идеалами. Наука тоже сталкивается
с проблемой абсолютов, но они уходят в
бесконечность, которой нет конца и границ,
раздвижение пределов познания не уменьшает
мир непознанного, это стимулирует дальнейшее
освоение реальности. В религии абсолют
выступает миром должного, идеального,
задающего бытию человека смыслообразую-щие
компоненты. Наука изучает сущее, религия
– мир должного. И наука, и религия отвечают
на важные вопросы человеческой жизни,
но религия дает ответы и на те вопросы,
на которые пока не дает ответ наука. Наука
и религия не противоположны, они действуют
по принципу дополнительности формально-рационально-познавательного
и инстинктивно-этического способов освоения
мира. И пока есть пределы научного познания,
будет место религиозному мировосприятию,
исходящему из целостности и всеохватности
мира. Научное развитие разрушает традиционные
установления, но открывает новые возможности,
в том числе и для религии. Наука не вытеснила
религию. Раздвинув границу познания,
наука столкнулась с еще большими глубинами
непознанного и остающегося для человеческого
разума «тайной», что создает поле для
религиозного мироощущения.
3. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ Качественное многообразие
действительности и общественной
практики определило многоплановый
характер человеческого мышления,
разные области познания. Современная
наука – чрезвычайно разветвленная
совокупность отдельных научных
отраслей. Она включает около
15 тысяч дисциплин, которые все
теснее взаимодействуют друг
с другом. Наука изучает сегодня
все, включая даже саму себя,
– то, как она возникла, развивалась,
как взаимодействовала с другими
формами культуры, какое влияние
оказывала на материальную и
духовную жизнь общества. По мнению
исследователей, наука как серьезное
аналитическое явление еще молода.
Ею не постигнуты все тайны
мироздания. В сознании современных
ученых имеется ясное представление
об огромных возможностях дальнейшего
развития науки, радикального
изменения на основе ее достижений
наших представлений о мире
и его преобразовании. По своему
предмету науки делятся на
естественно-технические, изучающие
законы природы и способы ее
освоения и преобразования, и
гуманитарные, изучающие человека
и законы его развития. Естественные
науки рассматривают мир как
объективно существующий, изучают
структуру этого мира, природу
его элементов. Естествознание апеллирует
к опыту как основанию знания и критерию
истины. Гуманитарные науки изучают мир,
прежде всего сотворенный человеком со
стороны его духовного содержания и культурной
ценности. Гуманитарные науки опираются
более всего на значимость и смысл вещей.
Гуманитарные науки имеют дело со знаковыми
системами и их отношением к человеческой
действительности. Естественные и гуманитарные
науки различаются по функциям. Естественные
науки занимаются описанием, объяснением
и предсказанием явлений и свойств материального
мира. Специфической функцией гуманитарных
наук является понимание, которое заключается
в раскрытии и истолковании смысла произведения.
Существуют две трактовки понимания. Одна
из них является психологической и утверждает,
что процесс понимания есть акт вживания
в замысел, мотивы и цели «автора» того
или иного произведения. Например, если
в качестве произведения берется какое-либо
историческое событие, то его понимание
достигается на пути раскрытия социально-экономических,
политических, культурных и других условий,
а также личност-но-психологических предпосылок
действий конкретных исторических субъектов.
Вторая концепция понимания связана с
идеей произведения как знаковой системы,
как «текста» в широком смысле этого слова.
Объектом понимания является смысл, трактуемый
как инвариантное содержание «текста»
относительно вариантов «пересказа» или
представления содержания «текста» различными
знаковыми системами. Границы между науками
в достаточной степени условны. Для современного
этапа развития научного познания характерно
взаимное обогащение научных методологий
и критериев оценки научных результатов.
Теоретические уровни отдельных наук
смыкаются в общетеоретическом, философском
объяснении открытых принципов и законов,
в формировании мировоззренческих и методологических
сторон научного познания в целом. Существенным
компонентом общенаучного познания является
философское истолкование данных науки,
составляющее ее мировоззренческие и
методологические основы.
4. ТЕХНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР
ЗАПАДНОЙ КУЛЬТУРЫ Культуру, рожденную
в Европе, называют и европейской,
и западной. Уникальность данной
культуры многие исследователи
связывают с особенностями индустриально-технической
модели развития западного общества.
Эту культуру отличает ориентация
на инновации, на изменение
привычного образа жизни, внесение
подвижности в устоявшиеся, привычные
формы. Данная черта способствовала
формированию цивилизации техногенного
типа. Ее характерная особенность
– быстрое изменение техники
и технологий благодаря систематическому
применению научных знаний; это
способность к умножению знаний
и изобретению нового. Наращивание
материального богатства на основе
постоянного обновления технических
систем стало целевой ориентацией
западной цивилизации. КХУШ в.
принимает определенные очертания
новая картина мира. Решающая
роль в ее возникновении принадлежит
науке Нового времени. Наука
постепенно превращается в непосредственную
производительную силу общества.
Подготавливается и впоследствии
осуществляется промышленная революция,
изменившая всю систему труда,
материального производства. Постепенно
«лицо» Европы начинает меняться,
и на нем все больше просматриваются
черты индустриального (промышленного)
общества. Бурное развитие науки
и техники изменяло взгляды
на возможности человека. Непрерывный
технический прогресс, культ разума,
становление науки как социального
института – все это укрепляло
позиции человека по отношению
к природе. Человек глубоко
проник в огромную мастерскую
природы, раскрыл множество тайн,
бесстрашно проложил себе дороги
в макро– и микромир, в беспредельные
дали звездного пространства, достиг
вершин могущества, о котором
раньше было трудно и мечтать.
Западная культура возвела науку
и технику в культ. Еще в
ХУШ в. французские материалисты
сулили обществу не только
господство над природой, но и
материальное благополучие, здоровое
существование. Нужно было только
реализовать формулу «знание
– сила», стать победителями
в соревновании природы и человека.
Но, покорив природу с помощью
техники, человек оказался вынужденным
приспосабливаться к законам
функционирования технических устройств
небеспроблемно для себя, а иногда и для
своей жизни. Человек оторвался от природы,
но и для техносферы не стал родственным
элементом. Сегодня крепившиеся несколько
столетий убеждения в необходимости роста
прогресса с помощью науки и техники несколько
пошатнулись. Выросли беспокойство по
поводу безопасности и критика технического
и научного прогресса, непредсказуемости
его последствий для природы и человека.
Но остановить прогресс нельзя: техника
играет огромную роль в профессиональном
развитии человека, в организации быта,
экономии времени, совершенствовании
и расширении коммуникативных связей,
универсализации личности. Вопрос гармоничного
существования человека и техники не разрешен.
По мнению исследователей, главное в сложившейся
ситуации – избежать духовной односторонности,
выражающейся в формировании личности
технократического типа. Неизбежность,
обусловленная техникой, может быть смягчена
путем интеграции технического и гуманитарного
знания.
5. ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
РЕВОЛЮЦИИ Естествознание – и
продукт цивилизации, и необходимое
условие ее развития. С его
помощью человек развивает производство,
совершенствует общественные отношения,
воспитывает и обучает новые
поколения людей, лечит свое
тело. Это и важнейший двигатель
общественного прогресса. Великие
научные открытия и связанные
с ними технические изобретения
всегда оказывали колоссальное,
подчас совершенно неожиданное
воздействие на судьбы человеческой
истории. Особенно мощным это
воздействие стало в настоящее
время – в эпоху научно-технической
революции (НТР). НТР, помимо преимуществ,
породила и ряд проблем. Мы
сегодня живем в техногенном
обществе, постоянно изменяющем
бытие, обществе, в котором главной
идеей развития является идея
преобразования окружающего мира
и подчинения природы человеку.
Такое общество порождает разнообразные
глобальные проблемы. Вот только
некоторые из них. 1. Выживание
в условиях непрерывного совершенствования
оружия массового уничтожения.
Впервые человечество осознало
свою эфемерность. 2. Нарастающий
глобальный экологический кризис.
Человек – это часть природы,
преобразующая саму природу, и
масштабы, и последствия таких
преобразований растут. 3. Проблема
сохранения человеческой личности,
индивидуальности как биосоциальной
структуры. Нарастание глобальных
проблем человечества повышает
ответственность ученых за судьбы
человечества. Вопрос об исторических
судьбах и роли науки в ее
отношении к человеку, перспективах
его развития никогда не обсуждался
так остро, как ныне. В мире
еще много непознанного. Многие
явления природы и самого человека,
его биологической и духовной
составляющих пока не получили
научного объяснения и носят
таинственный характер. Но наука
и не может немедленно объяснить
все загадки. Научное познание
– это историческая деятельность.
Она развивается по мере совершенствования
не только целей, но и средств
познания. Многие явления научно
не объяснены и остаются загадочными,
поскольку еще не сформировались
средства и методы их познания.
Все, что пока не познано,
может быть в конце концов
исследовано и объяснено (если,
конечно, не внесут свои ограничения
сами сроки существования человечества),
когда для этого сложатся соответствующие
средства, способы познания. Развитие
науки, особенно в практической
ее части, можно прогнозировать.
Вот научно обоснованный прогноз
открытий на ближайшие 10–15 лет:
– способы устранения веществ,
загрязняющих атмосферу; – выяснение
механизма возникновения раковых заболеваний,
эффективное предотвращение метастазов
рака, выявление генов, препятствующих
раку; – искусственный фотосинтез; – компьютер
с быстродействием 10 триллионов операций
в секунду; – сверхбольшие интегральные
схемы с объемом памяти 1 миллиард бит
на одном чипе; – прогнозирование землетрясений
сильнее 7 баллов за несколько дней до
их начала; – сортировка мусора с возвратом
ценных компонентов в хозяйственный оборот;
– глобальный контроль над воздушным
транспортом через спутниковые системы;
– разработка методов лечения возрастного
слабоумия; – перспективные разработки
в областях искусственного интеллекта,
нанотехнологий, солнечных элементов,
сверхпроводимости, изменения климата.