Шпаргалка по "естествознанию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 20:50, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы по "естествознанию"

Файлы: 1 файл

ксе.docx

— 221.87 Кб (Скачать файл)

1. НАУКА КАК ФЕНОМЕН  ПОЗНАНИЯ Наука (от греч. episneme – «знание», лат. scientia – «знание») – сфера деятельности, направленная на добывание и осмысление знания. Особенность научных знаний заключается в глубоком проникновении в суть явлений, в их теоретическом характере. Научное знание начинается тогда, когда за совокупностью фактов осознается закономерность – общая и необходимая связь между ними, что позволяет объяснить, почему данное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие. Непосредственные цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, т. е. в широком смысле ее теоретическое отражение. Язык науки существенно отличается от языка других форм культуры, искусства большей четкостью и строгостью. Наука – это мышление в понятиях. Центральное место в науке занимает критерий рационального освоения мира. Наука имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Научное познание основывается на целом ряде принципов. Обычно выделяются следующие принципы, лежащие в основе научного понимания реальности. Первый – это принцип объективности, означающий признание факта существования независимого от человека и его сознания внешнего мира и возможности его познания. Второй принцип – принцип причинности, или, говоря строго научно, принцип детерминизма, означает утверждение о том, что все события в мире связаны между собой причинной связью. Беспричинных явлений не бывает, равно как не бывает событий, не влекущих за собой каких-либо следствий. Следующий важный принцип – это принцип рациональности, аргументированности, доказательности научных положений. Любое научное утверждение имеет смысл и принимается научным сообществом лишь тогда, когда оно доказано. Важную роль в научном познании играет принцип системности. В его рамках любое явление понимается как элемент сложной системы. Причем эта связь такова, что система в целом не является арифметической суммой своих элементов. Система представляет собой более сложное и существенное явление. Наука исходит из того, что в ней не может быть абсолютных истин. Несоответствие ранее утвержденных истин реальному положению дел преодолевается благодаря принципу критичности, лежащему в основании научного знания. Объективное знание является условием человеческой свободы, оно освобождает человека от той ограниченности, которая обусловлена принадлежностью человека к роду, исторической эпохе, конкретной культуре, языку, жизненному личному опыту. Вместе с тем достоинство и значимость науки для человечества могут оборачиваться и недостатками. Сегодня идея неограниченной свободы исследований, которая была, безусловно, прогрессивной, уже не может приниматься безоговорочно, без учета социальной ответственности. Наука не всегда осознает собственную ограниченность в качестве средства постижения мира. Свободная безответственность при нынешних возможностях науки может быть чревата тяжелыми последствиями для человека и человечества. Осмысление специфики научного знания по-прежнему остается актуальной задачей.

 

2. НАУКА И РЕЛИГИЯ Наука  и религия представляют собой  фундаментальные области культуры, типы мировоззрений, взаимодействующих  друг с другом. Понимание соотношения  науки и религии в течение  долгого времени сводилось к  тому, что они трактовались как  диаметрально противоположные, взаимоотрицающие явления. Проблема соотношения веры и знания решалась в рамках оценки религии как низшего вида знания, которое с развитием науки обречено на исчезновение. Но на самом деле отношения между научным и религиозным типом миропонимания гораздо сложнее. Религия и научное знание стали рассматриваться как различные и правомерные формы духовной активности человека. Фундаментальные познавательные установки научного и религиозного способа миропонимания пересекаются друг с другом. Наука не представляет собой абсолютно объективизированное знание. Человечеству, несмотря на научный прогресс, не дается и ныне восприятие целостности мироздания. В науке существуют структуры, которые выводят знания, принимаемые на веру в качестве аксиом тех или иных научных теорий. Религиозные системы – это тоже не только своды положений, апеллирующих к вере, но и некоторые обобщения, опирающиеся на аргументацию и доказательность. Религиозное мировосприятие имеет свой высший уровень – теологию, где под установки вероисповедания подводится базис рационального обоснования и доказательства. Но между наукой и религией есть различия. Наука не исходит из абсолютных истин, науке свойствен критический взгляд на то, что происходит в ее поле. Давление новых доказательств может привести к пересмотру прежних положений. Источником религиозности является не объективная реальность, а сверхналичное откровение, знание, данное человеку свыше (от Бога). Откровение не подвергается критической рефлексии, оно является высшей, абсолютной информацией, которую ограниченный разум человека в его конечном бытии не может представить во всей полноте. Религия восходит к смыслу человеческого существования, отвечает на предельные вопросы, связанные с абсолютными идеалами. Наука тоже сталкивается с проблемой абсолютов, но они уходят в бесконечность, которой нет конца и границ, раздвижение пределов познания не уменьшает мир непознанного, это стимулирует дальнейшее освоение реальности. В религии абсолют выступает миром должного, идеального, задающего бытию человека смыслообразую-щие компоненты. Наука изучает сущее, религия – мир должного. И наука, и религия отвечают на важные вопросы человеческой жизни, но религия дает ответы и на те вопросы, на которые пока не дает ответ наука. Наука и религия не противоположны, они действуют по принципу дополнительности формально-рационально-познавательного и инстинктивно-этического способов освоения мира. И пока есть пределы научного познания, будет место религиозному мировосприятию, исходящему из целостности и всеохватности мира. Научное развитие разрушает традиционные установления, но открывает новые возможности, в том числе и для религии. Наука не вытеснила религию. Раздвинув границу познания, наука столкнулась с еще большими глубинами непознанного и остающегося для человеческого разума «тайной», что создает поле для религиозного мироощущения.

 

3. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ  НАУКИ Качественное многообразие  действительности и общественной  практики определило многоплановый  характер человеческого мышления, разные области познания. Современная  наука – чрезвычайно разветвленная  совокупность отдельных научных  отраслей. Она включает около  15 тысяч дисциплин, которые все  теснее взаимодействуют друг  с другом. Наука изучает сегодня  все, включая даже саму себя, – то, как она возникла, развивалась,  как взаимодействовала с другими  формами культуры, какое влияние  оказывала на материальную и  духовную жизнь общества. По мнению  исследователей, наука как серьезное  аналитическое явление еще молода. Ею не постигнуты все тайны  мироздания. В сознании современных  ученых имеется ясное представление  об огромных возможностях дальнейшего  развития науки, радикального  изменения на основе ее достижений  наших представлений о мире  и его преобразовании. По своему  предмету науки делятся на  естественно-технические, изучающие  законы природы и способы ее  освоения и преобразования, и  гуманитарные, изучающие человека  и законы его развития. Естественные  науки рассматривают мир как  объективно существующий, изучают  структуру этого мира, природу  его элементов. Естествознание апеллирует к опыту как основанию знания и критерию истины. Гуманитарные науки изучают мир, прежде всего сотворенный человеком со стороны его духовного содержания и культурной ценности. Гуманитарные науки опираются более всего на значимость и смысл вещей. Гуманитарные науки имеют дело со знаковыми системами и их отношением к человеческой действительности. Естественные и гуманитарные науки различаются по функциям. Естественные науки занимаются описанием, объяснением и предсказанием явлений и свойств материального мира. Специфической функцией гуманитарных наук является понимание, которое заключается в раскрытии и истолковании смысла произведения. Существуют две трактовки понимания. Одна из них является психологической и утверждает, что процесс понимания есть акт вживания в замысел, мотивы и цели «автора» того или иного произведения. Например, если в качестве произведения берется какое-либо историческое событие, то его понимание достигается на пути раскрытия социально-экономических, политических, культурных и других условий, а также личност-но-психологических предпосылок действий конкретных исторических субъектов. Вторая концепция понимания связана с идеей произведения как знаковой системы, как «текста» в широком смысле этого слова. Объектом понимания является смысл, трактуемый как инвариантное содержание «текста» относительно вариантов «пересказа» или представления содержания «текста» различными знаковыми системами. Границы между науками в достаточной степени условны. Для современного этапа развития научного познания характерно взаимное обогащение научных методологий и критериев оценки научных результатов. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом. Существенным компонентом общенаучного познания является философское истолкование данных науки, составляющее ее мировоззренческие и методологические основы.

 

4. ТЕХНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР  ЗАПАДНОЙ КУЛЬТУРЫ Культуру, рожденную  в Европе, называют и европейской,  и западной. Уникальность данной  культуры многие исследователи  связывают с особенностями индустриально-технической  модели развития западного общества. Эту культуру отличает ориентация  на инновации, на изменение  привычного образа жизни, внесение  подвижности в устоявшиеся, привычные  формы. Данная черта способствовала  формированию цивилизации техногенного  типа. Ее характерная особенность  – быстрое изменение техники  и технологий благодаря систематическому  применению научных знаний; это  способность к умножению знаний  и изобретению нового. Наращивание  материального богатства на основе  постоянного обновления технических  систем стало целевой ориентацией  западной цивилизации. КХУШ в.  принимает определенные очертания  новая картина мира. Решающая  роль в ее возникновении принадлежит  науке Нового времени. Наука  постепенно превращается в непосредственную  производительную силу общества. Подготавливается и впоследствии  осуществляется промышленная революция,  изменившая всю систему труда,  материального производства. Постепенно  «лицо» Европы начинает меняться, и на нем все больше просматриваются  черты индустриального (промышленного)  общества. Бурное развитие науки  и техники изменяло взгляды  на возможности человека. Непрерывный  технический прогресс, культ разума, становление науки как социального  института – все это укрепляло  позиции человека по отношению  к природе. Человек глубоко  проник в огромную мастерскую  природы, раскрыл множество тайн, бесстрашно проложил себе дороги  в макро– и микромир, в беспредельные  дали звездного пространства, достиг  вершин могущества, о котором  раньше было трудно и мечтать.  Западная культура возвела науку  и технику в культ. Еще в  ХУШ в. французские материалисты  сулили обществу не только  господство над природой, но и  материальное благополучие, здоровое  существование. Нужно было только  реализовать формулу «знание  – сила», стать победителями  в соревновании природы и человека. Но, покорив природу с помощью  техники, человек оказался вынужденным  приспосабливаться к законам  функционирования технических устройств  небеспроблемно для себя, а иногда и для своей жизни. Человек оторвался от природы, но и для техносферы не стал родственным элементом. Сегодня крепившиеся несколько столетий убеждения в необходимости роста прогресса с помощью науки и техники несколько пошатнулись. Выросли беспокойство по поводу безопасности и критика технического и научного прогресса, непредсказуемости его последствий для природы и человека. Но остановить прогресс нельзя: техника играет огромную роль в профессиональном развитии человека, в организации быта, экономии времени, совершенствовании и расширении коммуникативных связей, универсализации личности. Вопрос гармоничного существования человека и техники не разрешен. По мнению исследователей, главное в сложившейся ситуации – избежать духовной односторонности, выражающейся в формировании личности технократического типа. Неизбежность, обусловленная техникой, может быть смягчена путем интеграции технического и гуманитарного знания.

 

5. ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ  РЕВОЛЮЦИИ Естествознание – и  продукт цивилизации, и необходимое  условие ее развития. С его  помощью человек развивает производство, совершенствует общественные отношения,  воспитывает и обучает новые  поколения людей, лечит свое  тело. Это и важнейший двигатель  общественного прогресса. Великие  научные открытия и связанные  с ними технические изобретения  всегда оказывали колоссальное, подчас совершенно неожиданное  воздействие на судьбы человеческой  истории. Особенно мощным это  воздействие стало в настоящее  время – в эпоху научно-технической  революции (НТР). НТР, помимо преимуществ,  породила и ряд проблем. Мы  сегодня живем в техногенном  обществе, постоянно изменяющем  бытие, обществе, в котором главной  идеей развития является идея  преобразования окружающего мира  и подчинения природы человеку. Такое общество порождает разнообразные  глобальные проблемы. Вот только  некоторые из них. 1. Выживание  в условиях непрерывного совершенствования  оружия массового уничтожения.  Впервые человечество осознало  свою эфемерность. 2. Нарастающий  глобальный экологический кризис. Человек – это часть природы,  преобразующая саму природу, и  масштабы, и последствия таких  преобразований растут. 3. Проблема  сохранения человеческой личности, индивидуальности как биосоциальной  структуры. Нарастание глобальных  проблем человечества повышает  ответственность ученых за судьбы  человечества. Вопрос об исторических  судьбах и роли науки в ее  отношении к человеку, перспективах  его развития никогда не обсуждался  так остро, как ныне. В мире  еще много непознанного. Многие  явления природы и самого человека, его биологической и духовной  составляющих пока не получили  научного объяснения и носят  таинственный характер. Но наука  и не может немедленно объяснить  все загадки. Научное познание  – это историческая деятельность. Она развивается по мере совершенствования  не только целей, но и средств  познания. Многие явления научно  не объяснены и остаются загадочными,  поскольку еще не сформировались  средства и методы их познания. Все, что пока не познано,  может быть в конце концов  исследовано и объяснено (если, конечно, не внесут свои ограничения  сами сроки существования человечества), когда для этого сложатся соответствующие  средства, способы познания. Развитие  науки, особенно в практической  ее части, можно прогнозировать. Вот научно обоснованный прогноз  открытий на ближайшие 10–15 лет:  – способы устранения веществ,  загрязняющих атмосферу; – выяснение механизма возникновения раковых заболеваний, эффективное предотвращение метастазов рака, выявление генов, препятствующих раку; – искусственный фотосинтез; – компьютер с быстродействием 10 триллионов операций в секунду; – сверхбольшие интегральные схемы с объемом памяти 1 миллиард бит на одном чипе; – прогнозирование землетрясений сильнее 7 баллов за несколько дней до их начала; – сортировка мусора с возвратом ценных компонентов в хозяйственный оборот; – глобальный контроль над воздушным транспортом через спутниковые системы; – разработка методов лечения возрастного слабоумия; – перспективные разработки в областях искусственного интеллекта, нанотехнологий, солнечных элементов, сверхпроводимости, изменения климата.

Информация о работе Шпаргалка по "естествознанию"