Шпаргалка по "естествознанию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 20:50, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы по "естествознанию"

Файлы: 1 файл

ксе.docx

— 221.87 Кб (Скачать файл)

 

Именно в XVII в. произошло  то, что дало основания говорить о научной революции, – радикальная  смена основных компонентов содержательной структуры науки, выдвижение новых  принципов познания, категории и  методов.

 

Социальным стимулом развития науки стало растущее капиталистическое  производство, которое требовало  новых природных ресурсов и машин. Для удовлетворения этих потребностей и понадобилась наука в качестве производительной силы общества. Тогда  же были сформулированы и новые цели науки, которые существенно отличались от тех, на которые ориентировались  ученые древности.

 

Греческая наука была умозрительным  исследованием (само слово «теория» в переводе с греческого означает «умозрение»), мало связанным с практическими  задачами. В этом Древняя Греция и не нуждалась, поскольку все  тяжелые работы выполняли рабы.

 

Ориентация на практическое использование научных результатов  считалась не только излишней, но даже неприличной, и такая наука признавалась низменной.

 

Только в XVII в. наука стала  рассматриваться в качестве способа  увеличения благосостояния населения  и обеспечения господства человека над природой.

 

Ф. Бэкон выдвинул знаменитый афоризм «знание – сила». Ф. Бэкон  пропагандировал эксперимент как  главный метод научного исследования, нацеленный на то, чтобы изучать-природу.

 

Стиль мышления в науке  с тех пор характеризуется  следующими двумя чертами: опорой на эксперимент, поставляющий и проверяющий  результаты; господством аналитического подхода, направляющего мышление на поиск простейших, далее неразложимых первоэлементов реальности.

 

Благодаря соединению этих двух основ возникло причудливое сочетание  рационализма и чувственности, предопределившее грандиозный успех науки. Отметим  как далеко не случайное обстоятельство, что наука возникла не только в  определенное время, но и в определенном месте – в Европе XVI в.

 

Причина возникновения науки  – своеобразный тип новоевропейской  культуры, соединившей в себе чувственность  с рациональностью; чувственность, не дошедшую, как, скажем, в китайской  культуре, до чувствительности, и рациональность, не дошедшую до духовности (как у  древних греков). Никогда ранее  в истории культуры не встречавшееся  причудливое сочетание особой чувственности  с особой рациональностью и породило науку как феномен западной культуры.

 

Таким образом, наука –  это особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве. Наука – это в определенном смысле есть синтез философии и религии.

 

11. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУЧНЫХ  ТЕОРИЙ 

 

Все научные теории делятся  на три класса. Это естествознание, обществознание и технические науки.

 

Естествознание – это  раздел науки, основанный на воспроизводимой  эмпирической проверке гипотез и  создании теорий или эмпирических обобщений, описывающих природные явления. Предмет естествознания – факты  и явления, которые воспринимаются нашими органами чувств. Задача ученого  – обобщить эти факты и создать  теоретическую модель, включающую законы, управляющие явлениями природы. Следует различать факты опыта, эмпирические обобщения и теории, которые формулируют законы науки. Явления, например тяготения, непосредственно  даны в опыте; законы науки – варианты объяснения явлений. Факты науки, будучи установленными, сохраняют свое постоянное значение; законы могут быть изменены в ходе развития науки.

 

Значение чувств и разума в процессе нахождения истины –  сложный философский вопрос. В  науке признается истиной то положение, которое подтверждается воспроизводимым  опытом. Основной принцип естествознания гласит: знания о природе должны допускать эмпирическую проверку. Не в том смысле, что каждое частное  утверждение должно обязательно  эмпирически проверяться, а в  том, что опыт в конечном счете  является решающим аргументом принятия данной теории.

 

Естествознание в полном смысле слова общезначимо и дает «родовую» истину,т. е. истину, пригодную и принимаемую всеми людьми. Поэтому оно традиционно рассматривалось в качестве эталона научной объективности. Другой крупный комплекс наук – обществознание, напротив, всегда был, связан с групповыми ценностями и интересами, имеющимися как у самого ученого, так и в предмете исследования. Поэтому в методологии обществоведения наряду с объективными методами исследования приобретает большое значение переживание изучаемого события, субъективное отношение к нему и т. п.

 

От технических наук естествознание отличается нацеленностью на познание, а не на помощь в преобразовании мира, а от математики – тем, что  исследует природные, а не знаковые системы.

 

Следует учитывать различие между естественными и техническими науками, с одной стороны, и фундаментальными и прикладными – с другой. Фундаментальные  науки – физика, химия, астрономия – изучают базисные структуры  мира, а прикладные занимаются применением  результатов фундаментальных исследований для решения как познавательных, так и социально-практических задач. В этом смысле все технические  науки являются прикладными, но далеко не все прикладные науки относятся  к техническим. Такие науки, как  физика металлов, физика полупроводников, являются теоретическими прикладными  дисциплинами, а металловедение, полупроводниковая  технология – практическими прикладными  науками.

 

Однако провести четкую грань  между естественными, общественными  и техническими науками в принципе нельзя, поскольку имеется целый  ряд дисциплин, занимающих промежуточное  положение или являющихся комплексными по своей сути. Так, на стыке естественных и общественных наук находится экономическая  география, на стыке естественных и  технических – бионика, а комплексной  дисциплиной, которая включает и  естественные, и общественные, и  технические разделы, является социальная экология.

 

12. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ  НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 

 

Методология (дословно –  «учение о методе») в настоящее  время определяется как наука  о путях и средствах рационализации научного исследования, приращения нового значения.

 

Метод (от греч. methodos – «преследовать») вначале понимался как образ преследования охотником зверя, но начиная с Платона как термин, обозначающий путь исследования, ведущий к истине, совокупность логических приемов достижения знания.

 

Приращение нового знания возможно как логическим путем, с  помощью метода, так и эмпирическим, через опыт, эксперимент.

 

Метод является основным теоретическим  инструментом получения и упорядочения научного знания.

 

В науке существуют два  рода методологии: общенаучная (философская) и частнонаучная, и три рода методов, разделяемых по широте их применения в науке: философские, общенаучные и конкретно-научные.

 

Философские методы в силу всеобщности философии применимы  к любому конкретному исследованию. Данные методы дают возможность связывать  воедино все стороны процесса познания, все его ступени, например методы восхождения от абстрактного к конкретному, единства логического  и исторического.

 

Конкретно-научные методы применяются в одной или группе родственных наук. Область применения общих методов шире, но они не являются всеобщими, используются не на всех стадиях исследовательской  работы.

 

Методы также классифицируются в зависимости от содержания изучаемых  наукой объектов. Например, методы естествознания имеют свои особенности по сравнению  с методами гуманитарных наук.

 

Если классифицировать методы в связи с основными этапами  познавательных процессов, то выделяются следующие методы: методы эмпирического  уровня познания (наблюдение, эксперимент, описание измерений, классификация) и  методы теоретического уровня (идеализация, аксиоматизация, формализация, гипотеза, индукция, дедукция, анализ, синтез, систематизация).

 

Особое значение для понимания  единого процесса познания имеют  системный метод познания, концепция  самоорганизации, возникшая в рамках синергетики, а также общая теория информации, появившаяся в кибернетике.

 

При системном подходе  объекты исследования рассматриваются  как элементы некоторой целостности  или системы, связанные между  собой определенными отношениями. Например, элементами системы живого организма являются клетки, они образуют подсистемы – ткани, которые составляют органы живого тела. Каждая из этих подсистем  обладает определенной относительной  автономностью, но подсистемы низшего  уровня подчинены подсистеме высшего  уровня. В целом же они составляют единый, целостный живой организм.

 

Концепция синергетики, представляющая окружающий мир как самоорганизующийся универсум, позволяет лучше понять современную научную картину  мира.

 

Кибернетика изучает с  единой точки зрения процессы управления в технических, живых и социальных системах. Кибернетика дала мощный толчок для развития теории информации.

 

В основе научных методов  лежит единство их эмпирической и  теоретической сторон. Они взаимосвязаны  и обусловливают друг друга. Их разрыв или преимущественное развитие одной  за счет другой закрывает путь к  правильному пониманию природы  – теория становится беспредметной, опыт – слепым.

 

13. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ  СОВРЕМЕННОСТИ 

 

Во второй половине ХХ в. человечество столкнулось с группой проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизации. Эти проблемы получили название глобальных (в переводе с лат. глобус – «Земля, земной шар»).

 

Среди многочисленных глобальных проблем, порожденных техногенной  цивилизацией и поставивших под  угрозу само существование человечества, можно выделить три главных.

 

Первая из них – это  проблема выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового  уничтожения.

 

В ядерный век человечество впервые за всю свою историю стало  смертным, и этот печальный итог был «побочным эффектом» научно-технического прогресса, открывающего все новые  возможности развития военной техники.

 

Второй острой проблемой  современности становится нарастание экологического кризиса в глобальных масштабах. Два аспекта человеческого  существования как части природы  и как деятельного существа, преобразующего природу, приходят в конфликтное  столкновение.

 

Представление о том, что  природа неисчерпаема, оказалось  неверным. Человек сформировался  в рамках биосферы – особой системы, возникшей в ходе космической  эволюции. Она представляет собой  не просто окружающую среду, которую  можно рассматривать как поле для преобразующей деятельности человека, а выступает единым, целостным  организмом, в который включено все  человечество в качестве подсистемы. Деятельность человека вносит постоянные изменения в динамику биосферы, и  на современном этапе развития техногенной  цивилизации масштабы человеческой экспансии в природу таковы, что  они начинают разрушать биосферу как целостную экосистему. Грозящая экологическая катастрофа требует  выработки принципиально новых  стратегий научно-технического и  социального развития человечества, стратегий деятельности, обеспечивающей коэволюцию человека и природы.

 

Не менее остро выступает  проблема сохранения личности человека как биосоциальной структуры  в условиях растущих процессов отчуждения. Эту глобальную проблему иногда обозначают как современный антропологический  кризис. Человек, усложняя свой мир, все  чаще вызывает к жизни такие силы, которые уже не контролирует, которые  становятся чуждыми его природе.

 

Чем больше человек преобразует  мир, тем в большей мере порождает  непредвиденные социальные факторы, которые  начинают формировать структуры, радикально изменяющие человеческую жизнь. Еще  в 1960-е гг. философ Г. Маркузе констатировал  в качестве одного из последствий  современного техногенного развития появление  «одномерного человека» как продукта массовой культуры. Впервые в истории  человечества возникает реальная опасность  разрушения той биогенетической  основы, которая является предпосылкой индивидуального бытия человека. Угрозе уже подвергается существование  телесности, являющейся результатом  много миллионной биоэволюции. Мир скоростей, резких перемен сопряжен с нагрузками на психику, стрессами, разрушающими здоровье человека. Резко ухудшается генофонд человечества в процессе его биологического воспроизводства. Выход иногда видится в перспективах генной инженерии. Но это может привести к перестройке самих основ человеческой телесности с непредсказуемыми последствиями.

 

14. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ  В АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ 

 

Наука появляется тогда, когда  для этого создаются объективные  условия, социальный запрос на объективные  знания, выделение особой группы людей, реализующих данный запрос; накопление знаний, познавательных приемов, способов символического выражения и передачи информации.

 

Совокупность таких условий  складывается в древнегреческой  культуре VII–VI вв. до н. э.

 

Именно в этот период появляются первые рациональные программы, свободные  от религиозных и мистических  представлений. Именно здесь появляется наука как доказательное знание. Она не связывалась с непосредственно  орудийно-трудовой деятельностью, была идеализированным феноменом.

 

Но именно отказ от материально-практического  отношения к действительности породил  абстрагирование – непременное  условие науки.

 

Важной отличительной  особенностью науки в контексте  древнегреческой культуры была ее направленность на самостоятельное, объективное рассмотрение природы как реальности. Греческую  мысль отличали стремление к точному  познанию действительности, доказательству, критический дух и смелость выводов. Греческая наука отличалась независимостью от мифологии, из недр которой она  вышла.

Информация о работе Шпаргалка по "естествознанию"