Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 20:50, шпаргалка
Ответы на вопросы по "естествознанию"
Именно в XVII в. произошло то, что дало основания говорить о научной революции, – радикальная смена основных компонентов содержательной структуры науки, выдвижение новых принципов познания, категории и методов.
Социальным стимулом развития науки стало растущее капиталистическое производство, которое требовало новых природных ресурсов и машин. Для удовлетворения этих потребностей и понадобилась наука в качестве производительной силы общества. Тогда же были сформулированы и новые цели науки, которые существенно отличались от тех, на которые ориентировались ученые древности.
Греческая наука была умозрительным исследованием (само слово «теория» в переводе с греческого означает «умозрение»), мало связанным с практическими задачами. В этом Древняя Греция и не нуждалась, поскольку все тяжелые работы выполняли рабы.
Ориентация на практическое
использование научных
Только в XVII в. наука стала рассматриваться в качестве способа увеличения благосостояния населения и обеспечения господства человека над природой.
Ф. Бэкон выдвинул знаменитый
афоризм «знание – сила». Ф. Бэкон
пропагандировал эксперимент
Стиль мышления в науке с тех пор характеризуется следующими двумя чертами: опорой на эксперимент, поставляющий и проверяющий результаты; господством аналитического подхода, направляющего мышление на поиск простейших, далее неразложимых первоэлементов реальности.
Благодаря соединению этих двух основ возникло причудливое сочетание рационализма и чувственности, предопределившее грандиозный успех науки. Отметим как далеко не случайное обстоятельство, что наука возникла не только в определенное время, но и в определенном месте – в Европе XVI в.
Причина возникновения науки – своеобразный тип новоевропейской культуры, соединившей в себе чувственность с рациональностью; чувственность, не дошедшую, как, скажем, в китайской культуре, до чувствительности, и рациональность, не дошедшую до духовности (как у древних греков). Никогда ранее в истории культуры не встречавшееся причудливое сочетание особой чувственности с особой рациональностью и породило науку как феномен западной культуры.
Таким образом, наука – это особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве. Наука – это в определенном смысле есть синтез философии и религии.
11. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ
Все научные теории делятся на три класса. Это естествознание, обществознание и технические науки.
Естествознание – это раздел науки, основанный на воспроизводимой эмпирической проверке гипотез и создании теорий или эмпирических обобщений, описывающих природные явления. Предмет естествознания – факты и явления, которые воспринимаются нашими органами чувств. Задача ученого – обобщить эти факты и создать теоретическую модель, включающую законы, управляющие явлениями природы. Следует различать факты опыта, эмпирические обобщения и теории, которые формулируют законы науки. Явления, например тяготения, непосредственно даны в опыте; законы науки – варианты объяснения явлений. Факты науки, будучи установленными, сохраняют свое постоянное значение; законы могут быть изменены в ходе развития науки.
Значение чувств и разума в процессе нахождения истины – сложный философский вопрос. В науке признается истиной то положение, которое подтверждается воспроизводимым опытом. Основной принцип естествознания гласит: знания о природе должны допускать эмпирическую проверку. Не в том смысле, что каждое частное утверждение должно обязательно эмпирически проверяться, а в том, что опыт в конечном счете является решающим аргументом принятия данной теории.
Естествознание в полном смысле слова общезначимо и дает «родовую» истину,т. е. истину, пригодную и принимаемую всеми людьми. Поэтому оно традиционно рассматривалось в качестве эталона научной объективности. Другой крупный комплекс наук – обществознание, напротив, всегда был, связан с групповыми ценностями и интересами, имеющимися как у самого ученого, так и в предмете исследования. Поэтому в методологии обществоведения наряду с объективными методами исследования приобретает большое значение переживание изучаемого события, субъективное отношение к нему и т. п.
От технических наук естествознание отличается нацеленностью на познание, а не на помощь в преобразовании мира, а от математики – тем, что исследует природные, а не знаковые системы.
Следует учитывать различие
между естественными и
Однако провести четкую грань между естественными, общественными и техническими науками в принципе нельзя, поскольку имеется целый ряд дисциплин, занимающих промежуточное положение или являющихся комплексными по своей сути. Так, на стыке естественных и общественных наук находится экономическая география, на стыке естественных и технических – бионика, а комплексной дисциплиной, которая включает и естественные, и общественные, и технические разделы, является социальная экология.
12. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Методология (дословно –
«учение о методе») в настоящее
время определяется как наука
о путях и средствах
Метод (от греч. methodos – «преследовать») вначале понимался как образ преследования охотником зверя, но начиная с Платона как термин, обозначающий путь исследования, ведущий к истине, совокупность логических приемов достижения знания.
Приращение нового знания возможно как логическим путем, с помощью метода, так и эмпирическим, через опыт, эксперимент.
Метод является основным теоретическим инструментом получения и упорядочения научного знания.
В науке существуют два рода методологии: общенаучная (философская) и частнонаучная, и три рода методов, разделяемых по широте их применения в науке: философские, общенаучные и конкретно-научные.
Философские методы в силу
всеобщности философии
Конкретно-научные методы применяются в одной или группе родственных наук. Область применения общих методов шире, но они не являются всеобщими, используются не на всех стадиях исследовательской работы.
Методы также классифицируются в зависимости от содержания изучаемых наукой объектов. Например, методы естествознания имеют свои особенности по сравнению с методами гуманитарных наук.
Если классифицировать методы в связи с основными этапами познавательных процессов, то выделяются следующие методы: методы эмпирического уровня познания (наблюдение, эксперимент, описание измерений, классификация) и методы теоретического уровня (идеализация, аксиоматизация, формализация, гипотеза, индукция, дедукция, анализ, синтез, систематизация).
Особое значение для понимания единого процесса познания имеют системный метод познания, концепция самоорганизации, возникшая в рамках синергетики, а также общая теория информации, появившаяся в кибернетике.
При системном подходе
объекты исследования рассматриваются
как элементы некоторой целостности
или системы, связанные между
собой определенными
Концепция синергетики, представляющая окружающий мир как самоорганизующийся универсум, позволяет лучше понять современную научную картину мира.
Кибернетика изучает с единой точки зрения процессы управления в технических, живых и социальных системах. Кибернетика дала мощный толчок для развития теории информации.
В основе научных методов лежит единство их эмпирической и теоретической сторон. Они взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Их разрыв или преимущественное развитие одной за счет другой закрывает путь к правильному пониманию природы – теория становится беспредметной, опыт – слепым.
13. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Во второй половине ХХ в. человечество
столкнулось с группой проблем,
от решения которых зависит
Среди многочисленных глобальных проблем, порожденных техногенной цивилизацией и поставивших под угрозу само существование человечества, можно выделить три главных.
Первая из них – это проблема выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового уничтожения.
В ядерный век человечество
впервые за всю свою историю стало
смертным, и этот печальный итог
был «побочным эффектом»
Второй острой проблемой
современности становится нарастание
экологического кризиса в глобальных
масштабах. Два аспекта человеческого
существования как части
Представление о том, что природа неисчерпаема, оказалось неверным. Человек сформировался в рамках биосферы – особой системы, возникшей в ходе космической эволюции. Она представляет собой не просто окружающую среду, которую можно рассматривать как поле для преобразующей деятельности человека, а выступает единым, целостным организмом, в который включено все человечество в качестве подсистемы. Деятельность человека вносит постоянные изменения в динамику биосферы, и на современном этапе развития техногенной цивилизации масштабы человеческой экспансии в природу таковы, что они начинают разрушать биосферу как целостную экосистему. Грозящая экологическая катастрофа требует выработки принципиально новых стратегий научно-технического и социального развития человечества, стратегий деятельности, обеспечивающей коэволюцию человека и природы.
Не менее остро выступает
проблема сохранения личности человека
как биосоциальной структуры
в условиях растущих процессов отчуждения.
Эту глобальную проблему иногда обозначают
как современный
Чем больше человек преобразует
мир, тем в большей мере порождает
непредвиденные социальные факторы, которые
начинают формировать структуры, радикально
изменяющие человеческую жизнь. Еще
в 1960-е гг. философ Г. Маркузе констатировал
в качестве одного из последствий
современного техногенного развития появление
«одномерного человека» как продукта
массовой культуры. Впервые в истории
человечества возникает реальная опасность
разрушения той биогенетической
основы, которая является предпосылкой
индивидуального бытия
14. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ В АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ
Наука появляется тогда, когда
для этого создаются
Совокупность таких условий складывается в древнегреческой культуре VII–VI вв. до н. э.
Именно в этот период появляются
первые рациональные программы, свободные
от религиозных и мистических
представлений. Именно здесь появляется
наука как доказательное
Но именно отказ от материально-практического отношения к действительности породил абстрагирование – непременное условие науки.
Важной отличительной особенностью науки в контексте древнегреческой культуры была ее направленность на самостоятельное, объективное рассмотрение природы как реальности. Греческую мысль отличали стремление к точному познанию действительности, доказательству, критический дух и смелость выводов. Греческая наука отличалась независимостью от мифологии, из недр которой она вышла.