Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 20:50, шпаргалка
Ответы на вопросы по "естествознанию"
Человечество научилось направленно, избирательно воздействовать на генетический аппарат различных организмов, продуцируя организмы с чужеродными генами. Возникли методы, с помощью которых можно резать ДНК в нужных местах и «клеить» с любым другим кусочком ДНК, причем не только с готовыми генами, но и с рекомбинантами – комбинациями разных, в том числе искусственно созданных, генов. Это направление получило название генной инженерии. На ее основе родились два больших практических направления – биотехнология и генная инженерия.
83. ЕВГЕНИКА
Наследственность – это
свойство живых организмов сохранять
и передавать потомству особенности
своего строения, функций и развития.
Благодаря наследственности из поколения
в поколение сохраняются
Изменчивость – это способность организмов изменять свои признаки и свойства.
Наследственная изменчивость связана с изменением генотипа особи, поэтому возникшие изменения наследуются. В природе мутации появляются под влиянием различных внешних и внутренних факторов. Характер мутаций предсказать трудно.
Также выделяют модификационную изменчивость – изменчивость, не связанную с изменением генотипа. Ее пределы, степень изменяемости признака в зависимости от условий среды называют нормой реакции, которая позволяет организмам приспосабливаться к разным условиям среды и оставлять потомство.
Мутациями называют скачкообразные стойкие наследственные изменения. Мутации делятся на спонтанные (возникают в природе без вмешательства человека) и индуцированные (вызываются специальным воздействием искусственных источников). Способность к мутированию является одним из основных свойств гена. Причины мутаций до конца не выяснены, но установлена их зависимость от физиологического состояния клетки, режима питания, температуры и других естественных факторов.
Учение о наследственном здоровье человека и путях его улучшения называется евгеникой. Принципы евгеники были впервые сформулированы в 1869 г. Френсисом Гальтоном, предположившим изучать влияния, которые могут улучшить наследственные качества (здоровье, умственные способности, одаренность) будущих поколений. Интерес к евгеническим идеям был особенно значительным в первой четверти XX в., в период бурного развития генетики и накопления данных по наследованию признаков у человека.
В связи с повышением фона
ионизирующей радиации и загрязнениями
окружающей среды мутагенами (факторами,
вызывающими мутации у
Прогрессивные ученые ставили перед евгеникой гуманные цели. Однако ее идеи нередко использовались для оправдания расизма (например, фашистская расовая теория). Расизм – это совокупность антинаучных концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые якобы являются единственными создателями цивилизации, призванными к господству, а вторые не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены на эксплуатацию. Следовательно, потомки низших рас не могут достичь уровня развития высших.
Это дискредитировало не только евгенику как научную дисциплину, но и сам термин «евгеника». В современной науке многие проблемы евгеники, особенно борьба с наследственными заболеваниями, решаются в рамках генетики человека.
84. СОВРЕМЕННАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Антропогенез – процесс
исторического развития человека, того
биологического вида, к которому принадлежим
мы все. Важнейшее значение в разработке
теории антропогенеза имеет положение
Ф. Энгельса о ведущей роли социальных
факторов труда в формировании человека.
Другой краеугольный камень учения об
антропогенезе – общая теория
эволюции и гипотеза происхождения
человека от обезьян Ч. Дарвина. Вопрос
о происхождении человека он рассматривал
в русле развития жизни с естественнонаучных
позиций, и обосновал положение,
согласно которому человек появился
в результате эволюции животного
царства. Теория Дарвина обоснована
с помощью сравнительно-
Ф. Энгельс обсуждал проблему происхождения человечества как социума. Ч. Дарвинже рассматривал проблему происхождения человека не в социальном аспекте, а сугубо с точки зрения биолога. В. П. ААлек-сеев, выделяя семейство гоминид с входящим в него видом Homo sapies, утверждал, что для определения границы между животным и человеком нужно исходить не из факта изготовления орудий, не из возникновения в морфологии человека предпосылок трудовой деятельности, не из его социальной природы, а из собственно морфологических различий между человеком и ближайшими к нему предковы-ми формами. Современная наука подтверждает положение Ч. Дарвина о переходе к прямохождению как части эволюционного процесса.
В последние 20 лет в изучении
проблем антропогенеза
В теории становления человека существуют два течения. Классическое – моноцентризм – говорит об одной прародине человечества на африканском континенте. Полицентризм утверждает, что существовали несколько независимых зон антропогенеза, одна из которых могла располагаться не просто в Азии, но даже в зоне с крайне суровыми климатическими условиями.
Человек является высшим, но
не последним звеном эволюции жизни
на Земле. Человек как биологический
вид вследствие углубляющихся противоречий
между состоянием окружающей среды
с возможностями и
85. ВЗАИМОСВЯЗЬ КОСМОСА И ЧЕЛОВЕКА
Идеи русского космизма становятся особенно популярными в наше время, в том числе и благодаря тому, что многие предсказания космистов сбылись и продолжают сбываться.
П. А. Флоренский является одним из тех, кого по праву относят к традиции «русского космизма». Он считал, что существует «идеальное родство» мира и человека, их «пронизанность друг другом», взаимосвязанность. Подобно древнегреческой философам, он соотносит мир и человека как макрокосмос (космос, большой мир, среду) и микрокосмос, являющийся в своем роде образом и подобием Вселенной и несущий в себе все, что есть в мире. И мир, и человек одинаково сложны и внутренне бесконечны, поэтому они могут рассматриваться как части друг друга.
Можно выделить несколько бесспорных идей космизма В. Н. Соловьева:
– идея всеединства, вечного органически целостного истинно сущего мира, которая имеет религиозный характер;
– тайна сопричастности человека космосу в его (человека) божественной природе (человек, являясь посредником между Богом и материальным бытием, проводником единящего действия на стихийную множественность, человек – устроитель и организатор Вселенной).
В космосе Соловьева главенствуют нравственно-религиозные смыслы (целесообразности), которые определяют существо всех фаз и узловых моментов его эволюции и бытия.
Проблема полноты познания вообще не может быть представлена как гносеологическая, тем самым Соловьевкритикует рациональность как отвлеченное начало, подчиняя и преобразуя ее в свете религиозного опыта и мистического созерцания.
Космос, космическое в
философском сознании обычно были воплощением
беспредельного, абсолютного, недоступного
ограниченному человеческому
86. ПРИНЦИПЫ УНИВЕРСАЛЬНОГО ЭВОЛЮЦИОНИЗМА
Различают две формы развития,
между которыми существует диалектическая
связь: эволюционную, связанную с
постепенными количественными изменениями
объекта (эволюция), и революционную,
характеризующуюся
Эволюция в широком смысле – представление об изменениях в природе и в обществе, их направленности, порядке, закономерностях; определенное состояние какой-либо системы рассматривается как результат более или менее длительных изменений ее предшествовавшего состояния; в более узком смысле – представление о медленном, постепенном количественном изменении.
Эволюционная теория (эволюционизм) зародилась и развилась в XIX в. в качестве оппозиции представлению о неизменности мира, но своего апогея она достигла в нашем столетии, и ее принятие можно считать достижением XX в. В прошлом веке идея неизменчивости органического мира нашла свое яркое выражение в лице Ж. Кювье. Он исходил из своей теории постоянства и неизменности видов и ее двух основных принципов – принципа корреляций и принципа условий существования. Теория типов, теория гармонии природы и теория неизменности видов прекрасно согласовались друг с другом и составляли фундамент естествознания первой половины XIX в. Впервые обосновал эволюцию Ч. Дарвин.
В XX в. идею гармонии природы сменила идея эволюции. Принцип гармонии природы, теория типов и представление об устойчивости вида отодвинулись в сознании людей на задний план, а многим казались опровергнутыми. С течением времени, однако, полное обоснование эволюционной идеи породило свою противоположность. В науке XX в. вновь возродилась идея устойчивости. И с тем же благородным рвением, с каким человеческая мысль разрушала теорию типов и теорию неизменности видов, она устремилась на поиски механизмов поддержания устойчивости.
В. И. Вернадский сумел раскрыть на уровне биосферы в целом взаимодействие эволюционного процесса и идеи устойчивости живой природы. По сложившемуся мнению вершина его творчества – учение о биосфере и об эволюционном переходе ее под влиянием человеческого разума в новое состояние – ноосферу. Основные направления поиска в эволюционной теории – это разработка целостных концепций, отражающих системный характер изучаемых явлений.
Общепризнан тезис о движении
как атрибуте материи, но можно ли
считать атрибутом материи
Одной из фундаментальных черт современного естествознания и направлений его диалектизации является проникновение в систему наук о природе эволюционных идей, которые связаны с концепцией иерархии качественно своеобразных структурных уровней материальной организации, выступающих как этапы эволюции природных объектов.
87. ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
Физиология – наука
о жизнедеятельности целостного
организма и его отдельных
частей, клеток, органов, функциональных
систем. Это весьма разветвленная
наука, охватывающая многие проблемы,
связанные с механизмами