Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 15:47, шпаргалка
Работа содержит ответы на 67 вопросов по дисциплине "Концепции современного естествознания".
1. Естественно-научная и гуманитарная культуры.
Наука является важнейшим элементом духовной культуры людей. Традиционно принять разделять всю имеющуюся научную информацию на два больших раздела – на естественнонаучную, в которой объединяют знания об окр природе и на гуманитарную, в которую включают знания о человеке, обществе и духовной жизни людей. Для естественных наук предметом исследования являются объекты, вещи природы, в сфере гуманитарных наук предметом исследований являются события, субъекты. Из определения следует, что различия между естественно-научными и гуманитарными знаниями заключаются в том, что естественно – научные знания основаны на разделении субъекта (человека) и объекта (природы, которую познает человек субъект), а гуманитарные имеют отношения прежде всего к самому субъекту. В природе действуют объективные, стихийные и независимые от человека процессы, а в обществе ничего не совершается без сознательных целей, интересов и мотиваций. Методы исследования в естествознании исторически сформировались раньше, чем в гуманитарных науках. В истории научных познаний неоднократно делались попытки перенести ест-научные методы целиком и полностью, без учета соответствующей специфики, в гуманитарные науки. Такие попытки не могли не встретить сопротивление и критики со стороны гуманитариев, изучавших явление социальной жизни и духовной культуры.
Зачастую такое сопротивление сопровождалось полным отрицанием ест-научных методов познания для исследования социально-культурных и гуманитарных процессов. В настоящее время зачастую социологи, юристы, педагоги и др специалисты-гуманитарии применяют такие междисциплинарные методы, как системный подход, идеи и методы кибернетики, теории информации, математического моделирования…. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ КУЛЬТУРА является основой естествознания возникла в связи с потребностью человека обеспечить своё выживание в окружающем мире, природе так что бы выжить человек должен знать законы природы и уметь их использовать. Е.Н.К. делятся на фундаментальные (теоретически) и прикладные (имеют практическое применение) при этом первые изучают законы природы, позволяют определить содержание научной картины мира. Возникновение ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ связано с потребностью человека удовлетворить духовные потребности, усовершенствовать свой духовный мир, развить сознание, мышление и т.д. Она формирует, идеи, художественные образы, мораль, правовые нормы общества, влияет на политику, убеждение человека которые тем или иным образом создаются социальными науками:история,эконом. Наука. Особое место в гуманитар науке занимают философия и религия.
2. Наука в системе культуры.
В переводе с лат. «культура» означает «возделывание, воспитание, образование, развитие». В широком смысле слова – культура – это все, что, в отличие от данного природой создано человеком. Наука является одной из отраслей или разделов культуры. К культуре относится:1.Наука. 2.Мировоззрение. 3.Философия. 4.Искусство .5.Право .6.Техника. 7.Мифология. 8.Мистика. 9.Мораль. 10.Религия. 11.Идеология.
Если в древности важное место в системе культуры занимала мистика, в античности – мифология, в средневековье – религия, то можно утверждать, что в современном обществе в ней доминирует влияние науки. Наука отличается от других форм общественного сознания и культуры следующим: от мифологии тем, что стремится не к объяснению мира в целом, а формулирует законы развития природы; от мистики тем, что стремится не к слиянию с объектом исследования, а к его теоретическому пониманию. Главное в этих образах – это общение человека с богом или каким-либо таинственным существом. От религии тем, что разум и опора на чувствительную реальность в науке имеет большее значение, чем вера. Наука может сосуществовать с религией, поскольку внимание этих отраслей культуры устремлено на разные вещи: в науке – на эмпирическую реальность, в религии – преимущественно на веру. От философии тем, что ее выводы допускают эмпирическую проверку. От искусства отличается своей рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теорий. От идеологии тем, что ее истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества. От техники тем, что наука нацелена не на использование полученных знаний, а на само познание мира.
Наука – это сфера человеческой деятельности, представляющая собой рациональный способ познания мира, в которой вырабатываются и теоретически систематизируются знания о действительности. Основанные на эмпирической проверке и математическом доказательстве. Как многофункциональное явление наука представляет собой:1.отрасль культуры.2.способ познания мира.3.определенную систему организованности (академии, университеты, вузы, институты, лаборатории и т.д.)
Наука является одной из важнейших форм культуры. В эпоху НТР науку по праву считают ведущей формой культуры без которой немыслимо современное производство материальных и духовных благ. В 20в реализовалась мысль о том, что на определенном этапе истории возникает такое пр-во, в котором создание общественного богатства начинает прямо зависеть от степени овладения человеком общих знаний. Наукоемкое производство требует постоянного повышения культуры труда, совершенствованию профессиональной и морально-психологической подготовки специалистов. Повышается культура самого научно-исследовательского труда, усиливается связь науки и производства, техникой другими сторонами жизни общества. Преодоление профессионально-культурной замкнутости специалиста. Наука изучает закономерности развития природы и общества. Культура в свою очередь представляет собой всё, что создал человек в процессе своей жизни своими руками.
3.Наука в разные исторические эпохи.
Современная научная картина мира является результатом синтеза систем мира древности, античности, гео и гелиоцентризма, механической, электромагнитной картин мира и опирается на научные достижения современного естествознания.
Этап истории Научная картина мира
4000 лет до н.э. Научные догадки египетских жрецов, составление солнечного календаря
3000 лет до н.э Предсказания солнечных и лунных затмений китайскими мыслителями
2000 лет до н.э Разработка семидневной недели и лунного календаря в Вавилоне.
8 век до н.э Первые представления о единой естественно - научной картине мира в античный период. Возникновение представлений о материальной первооснове всех вещей.
7 век до н.э. Создание математической программы Пифагора – Платона
6 век до н.э. Атомистическая физическая программа Демокрита – Эпикура
5 век до н.э. Континуалистическая физическая программа Анаксагора – Аристотеля
2 век до н.э Изложение геоцентрической системы мира К. Птолемеем в сочинении «Алимагест».
1543 г Гелиоцентрическая система строения мира польского мыслителя Н.Коперника
17 век Становление механистической картины мира на основе законов механики И. Кеплера и И. Ньютона
19 век Возникновение электромагнитной картины мира на основе трудов М.Фарадея и д. Максвелла.
20 век Становление современной естественно -научной картины мира
Впервые естественно научные
знания как целостное и
4 Естествознание как единая наука о природе.
Естествознание – это
совокупность наук о природе, которые
изучают мир в его естественном
состоянии. Это обширная область
человеческих знаний о природе: разнообразных
природных объектах, явлениях и закономерностях
их существования и развития. Целью
естествознания является познание законов
природы и поиск путей
Науки разделены, а природа едина именно поэтому главной задачей естествознания является изучить мир (природу) в целом единство и взаимосвязь, потому что природный объект целостная система, а отдельная наука изучая его отбрасывает его некоторые свойства и изучает то, что является предметом ее исследования. «+» позволяет наиболее полно изучить объект с этой точки зрения; «-» негативно, т.к. мы теряем взаимосвязь между фрагментами объекта.
5 Эпоха развития научного знания.
В настоящее время стандартная модель строения научного знания выводится так: Познание начинается с установления путем наблюдения или экспериментов различных фактов. Если среди этих фактов обнаруживается некоторая регулярность, повторяемость, то в принципе можно утверждать, что найден эмпирический з-н, первичное эмпирическое обобщение. Но, как правило, рано или поздно отыскиваются такие факты, которые никак не встраиваются в обнаруженную регулярность. Тут на помощь призывается творческий интеллект ученого, его умение мысленно перестроить известную реальность так, что выпадающие из общего ряда факты вписались наконец в некую единую схему и перестали противоречить найденной эмпирической закономерности.
Обнаружить эту новую
схему наблюдением уже нельзя,
ей нужно придумать, сотворить умозрительно,
представив первоначальную в виде теоретической
гипотезы. Если гипотеза удачна и
снимает найденное между
Дело в том, что из встроенного ряда эмпирических фактов, рисующих убедительную в целом картину усреднения наследуемых признаков, упорно выбивались из менее четко фиксируемые эмпирические факты иного порядка. При скрещивании растений с красными и белыми цветками, пусть не часто, но все равно будут появляться гибриды с чисто белыми или чисто красными цветками. Но при усредняющем наследовании такого быть не может- смешав кофе с молоком нельзя получить черную или белую жидкость !!! Такие выпирающие факты портили всю убедительность эмпирического правила промежуточного характера наследования признаков. Чтобы эти факты вписались в общую картину мира. Нужна быта какая – то схема. Ее нужно было «узреть умом» угадать, вообразить, и, соответственно сформулировать в виде теоретической гипотезы. Эту задачу решил Г.Мендель: «наследование носит не промежуточный, дискретный характер. Наследуемые признаки передаются дискретными частицами (генами)Поэтому при передаче фактов наследственности от поколения к поколению идет их расчленение., а не смешивание. Наследование признаков идет в режиме расщепления, и поэтому возможно появление гибридов с «несмешивающимися» признаками, а наблюдаемое в большинстве случаев «смешивание» вызвано тем, что за наследование признака отвечает, как правило, не один, а множество генов.
Т.о. традиционная модель строения научного знания предполагает движение по цепочке: установление эмпирических фактов- первичное эмпирическое обобщение – обнаружение отклоняющихся от правил фактов – изобретение теоретической гипотезы с новой схемой объяснения – логический вывод (дедукция) из гипотезы всех наблюдаемых фактов, что и является ее проверкой на исинность) или
Информация о работе Шпаргалка по "Концепциям современного естествознания"