Шпаргалка по "Концепциям современного естествознания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 15:47, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 67 вопросов по дисциплине "Концепции современного естествознания".

Файлы: 1 файл

ШПОРЫ ПО КСЕ.docx

— 155.33 Кб (Скачать файл)

1. Естественно-научная и гуманитарная культуры.

Наука является важнейшим  элементом духовной культуры людей. Традиционно принять разделять всю имеющуюся научную информацию на два больших раздела – на естественнонаучную, в которой объединяют знания об окр природе и на гуманитарную, в которую включают знания о человеке, обществе и духовной жизни людей. Для естественных наук предметом исследования являются объекты, вещи природы, в сфере гуманитарных наук предметом исследований являются события, субъекты. Из определения следует, что различия между естественно-научными и гуманитарными знаниями заключаются в том, что естественно – научные знания основаны на разделении субъекта         (человека) и объекта (природы, которую познает человек субъект), а гуманитарные имеют отношения прежде всего к самому субъекту. В природе действуют объективные, стихийные и независимые от человека процессы, а в обществе ничего не совершается без сознательных целей, интересов и мотиваций. Методы исследования в естествознании исторически сформировались раньше, чем в гуманитарных науках. В истории научных познаний неоднократно делались попытки перенести ест-научные методы целиком и полностью, без учета соответствующей специфики, в гуманитарные науки. Такие попытки не могли не встретить сопротивление и критики со стороны гуманитариев, изучавших явление социальной жизни и духовной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зачастую такое сопротивление  сопровождалось полным отрицанием ест-научных методов познания для исследования социально-культурных и гуманитарных процессов. В настоящее время зачастую социологи, юристы, педагоги и др специалисты-гуманитарии применяют такие междисциплинарные методы, как системный подход, идеи и методы кибернетики, теории информации, математического моделирования…. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ КУЛЬТУРА является основой естествознания возникла в связи с потребностью человека обеспечить своё выживание в окружающем мире, природе так что бы выжить человек должен знать законы природы и уметь их использовать. Е.Н.К. делятся на фундаментальные (теоретически) и прикладные (имеют практическое применение) при этом первые изучают законы природы, позволяют определить содержание научной картины мира. Возникновение ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ связано с потребностью человека удовлетворить духовные потребности, усовершенствовать свой духовный мир, развить сознание, мышление и т.д. Она формирует, идеи, художественные образы, мораль, правовые нормы общества, влияет на политику, убеждение человека которые тем или иным образом создаются социальными науками:история,эконом. Наука. Особое место в гуманитар науке занимают философия и религия.

 

2. Наука в системе  культуры.

В переводе с лат. «культура» означает «возделывание, воспитание, образование, развитие». В широком смысле слова – культура – это все, что, в отличие от данного природой создано человеком. Наука является одной из отраслей или разделов культуры. К культуре относится:1.Наука. 2.Мировоззрение. 3.Философия. 4.Искусство .5.Право .6.Техника. 7.Мифология. 8.Мистика. 9.Мораль. 10.Религия. 11.Идеология.

Если в древности важное место в системе культуры занимала мистика, в античности – мифология, в средневековье – религия, то можно утверждать, что в современном  обществе в ней доминирует влияние  науки. Наука отличается от других форм общественного сознания и культуры следующим: от мифологии тем, что  стремится не к объяснению мира в  целом, а формулирует законы развития природы; от мистики тем, что стремится  не к слиянию с объектом исследования, а к его теоретическому пониманию. Главное в этих образах – это  общение человека с богом или  каким-либо таинственным существом. От религии тем, что разум и опора  на чувствительную реальность в науке  имеет большее значение, чем вера. Наука может сосуществовать с религией, поскольку внимание этих отраслей культуры устремлено на разные вещи: в науке – на эмпирическую реальность, в религии – преимущественно на веру. От философии тем, что ее выводы допускают эмпирическую проверку. От искусства отличается своей рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теорий. От идеологии тем, что ее истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества. От техники тем, что наука нацелена не на использование полученных знаний, а на само познание мира.

Наука – это сфера человеческой деятельности, представляющая собой  рациональный способ познания мира, в  которой вырабатываются и теоретически систематизируются знания о действительности. Основанные на эмпирической проверке и математическом доказательстве. Как многофункциональное явление наука представляет собой:1.отрасль культуры.2.способ познания мира.3.определенную систему организованности (академии, университеты, вузы, институты, лаборатории и т.д.)

Наука является одной из важнейших  форм культуры. В эпоху НТР науку  по праву считают ведущей формой культуры без которой немыслимо современное производство материальных и духовных благ. В 20в реализовалась мысль о том, что на определенном этапе истории возникает такое пр-во, в котором создание общественного богатства начинает прямо зависеть от степени овладения человеком общих знаний. Наукоемкое производство требует постоянного повышения культуры труда, совершенствованию профессиональной и морально-психологической подготовки специалистов. Повышается культура самого научно-исследовательского труда, усиливается связь науки и производства, техникой другими сторонами жизни общества. Преодоление профессионально-культурной замкнутости специалиста. Наука изучает закономерности развития природы и общества. Культура в свою очередь представляет собой всё, что создал человек в процессе своей жизни своими руками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Наука в разные  исторические эпохи.

Современная научная картина  мира является результатом синтеза  систем мира древности, античности, гео и гелиоцентризма, механической, электромагнитной картин мира и опирается на научные достижения современного естествознания.

Этап истории Научная картина мира

4000 лет до н.э. Научные догадки египетских жрецов, составление солнечного календаря

3000 лет до н.э Предсказания солнечных и лунных затмений китайскими мыслителями

2000 лет до н.э Разработка семидневной недели и лунного календаря в Вавилоне.

8 век до н.э Первые представления о единой естественно - научной картине мира в античный период. Возникновение представлений о материальной первооснове всех вещей.

7 век до н.э. Создание математической программы Пифагора – Платона

6 век до н.э. Атомистическая физическая программа Демокрита – Эпикура

5 век до н.э. Континуалистическая физическая программа Анаксагора – Аристотеля

2 век до н.э Изложение геоцентрической системы мира  К. Птолемеем в сочинении «Алимагест».

1543 г Гелиоцентрическая система строения мира польского мыслителя Н.Коперника

17 век Становление механистической картины мира на основе законов механики И. Кеплера и И. Ньютона

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19 век Возникновение электромагнитной картины мира на основе трудов М.Фарадея и д. Максвелла.

20 век Становление современной естественно -научной картины мира

Впервые естественно научные  знания как целостное и взаимосвязанное  появились в Др.Греции, но проникли они туда с Др.Востока. Главной особенностью этого периода развития древнегреческой науки была абстрактность – отвлеченность от конкретных фактов,космоцентризм. Древнеримский период характеризуется созданием геоцентрической системы мира. В период Средневековья развитие науки шло по 2 независимым направлениям:1. Европа 2. Арабский мир. Для евр.науки наступил застой, т.к. в это время религия приобретает знач.влияние в обществе. В арабском мире после завоевания Греции, Азии, Египта восприняли др. знания и сохранили их; не испытывая давления религии научные знания развивались стремительно (медицина, астрономия, математика) В период Возрождения основным двигателем развития науки стало развитие феодальных отношений. Были сделаны значительные географические открытия, создана гелеоцентрическая модель мира. Период нового времени характеризуется в Европе бурным развитием естественных наук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Естествознание как единая наука о природе.

Естествознание – это  совокупность наук о природе, которые  изучают мир в его естественном состоянии. Это обширная область  человеческих знаний о природе: разнообразных  природных объектах, явлениях и закономерностях  их существования и развития. Целью  естествознания является познание законов  природы и поиск путей разумного  практического использования. Область  познания природы с помощью естественных наук неисчерпаема. Естествознание исследует  бесконечное множество объектов, начиная с субъядерного уровня (микромир элементарных частиц и вакуума) структурной  организации материального мира, кончая галактик, мегамиров и Вселенной. Одни науки естествознания, таки е какфизика, химия, астрономия и др. исследуют неорганическую природу. Современная биология является самой разветвленной наукой; к ней относятся ботаника, зоология, морфология, цитология, гистология, анатомия и физиология, микробиология, эмбриология, экология, генетика и др. Многообразие биологических наук объясняется сложностью самой живой природы. Естествознание представляет собой одну из основных форм человеческого знания, а именно о природе. Таких форм знаний – три: о природе, обществе и человеческом мышлении. Естествознание представляет теоретическую основу промышленной и сельскохозяйственной техники и медицины. Объектом и предметом изучения являются различные виды материи (механическая, физическая, химическая, биологическая, космологическая, термодинамическая, геофизическая, кибернетическая и т.д.). В центре современного естествознания до середины 20 века стояла физика, искавшая способы использования атомной энергии и проникавшая в область микромира, вглубь атома, атомного ядра и элементарных частиц.

Науки разделены, а природа  едина именно поэтому главной  задачей естествознания является изучить  мир (природу) в целом единство и  взаимосвязь, потому что природный  объект целостная система, а отдельная  наука изучая его отбрасывает  его некоторые свойства и изучает  то, что является предметом ее исследования. «+» позволяет наиболее полно  изучить объект с этой точки зрения; «-» негативно, т.к. мы теряем взаимосвязь между фрагментами объекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Эпоха развития научного знания.

В настоящее время стандартная  модель строения научного  знания выводится  так: Познание начинается с установления путем наблюдения или экспериментов  различных фактов. Если среди этих фактов обнаруживается некоторая регулярность, повторяемость, то в принципе можно  утверждать, что найден эмпирический з-н, первичное эмпирическое обобщение. Но, как правило, рано или поздно отыскиваются такие факты, которые никак не встраиваются в обнаруженную регулярность. Тут на помощь призывается творческий интеллект ученого, его умение мысленно перестроить известную реальность так, что выпадающие из общего ряда факты вписались наконец в некую единую схему и перестали противоречить найденной эмпирической закономерности.

Обнаружить эту новую  схему наблюдением уже нельзя, ей нужно придумать, сотворить умозрительно, представив первоначальную в виде теоретической  гипотезы.  Если гипотеза удачна и  снимает найденное между фактами  противоречие, а еще лучше- позволяет предсказывать получение новых, нетривиальных фактов, значит решилась новая теория, найден теоретический закон .Пр: если скрестить растения с белыми и красными цветками, то у полученного гибрида цветки должны быть розовыми. В большинстве случаев так оно и есть. Это эмпирически установленное обобщение на основе множества совершенно достоверных эмпирических фактов. Но из этого следует, что все наследуемые признаки при скрещивании должны усредняться. Значит, любой, даже самый выгодный для организма признак, появившийся в результате мутации, со временем должен исчезнуть, раствориться в популяции. А это в свою очередь доказывает, что естественный отбор работать не должен.!!!!

Дело в том, что из встроенного  ряда эмпирических фактов, рисующих убедительную в целом картину усреднения наследуемых  признаков, упорно выбивались из менее четко фиксируемые эмпирические факты иного порядка. При скрещивании растений с красными и белыми цветками, пусть не часто, но все равно будут появляться гибриды с чисто белыми или чисто красными цветками. Но при усредняющем наследовании такого быть не может- смешав кофе  с молоком нельзя получить черную или белую жидкость !!! Такие выпирающие факты портили всю убедительность эмпирического правила промежуточного характера наследования признаков. Чтобы эти факты вписались в общую картину мира. Нужна быта какая – то схема. Ее нужно было «узреть умом» угадать, вообразить, и, соответственно сформулировать в виде теоретической гипотезы. Эту задачу решил Г.Мендель: «наследование носит не промежуточный, дискретный характер. Наследуемые признаки передаются дискретными частицами (генами)Поэтому при передаче фактов наследственности от поколения к поколению идет их расчленение., а не смешивание. Наследование признаков идет в режиме расщепления, и поэтому возможно появление гибридов с «несмешивающимися» признаками, а  наблюдаемое в большинстве случаев «смешивание» вызвано тем, что за наследование признака отвечает, как правило, не один, а множество генов.

Т.о. традиционная модель строения научного знания предполагает движение по цепочке: установление эмпирических фактов- первичное эмпирическое обобщение – обнаружение отклоняющихся от правил фактов – изобретение теоретической гипотезы с новой схемой объяснения – логический вывод (дедукция) из гипотезы всех наблюдаемых фактов, что и является ее проверкой на исинность)   или

Информация о работе Шпаргалка по "Концепциям современного естествознания"