Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:26, шпаргалка
...К фундаментальным наукам относятся химия, физика, астрономия. Эти науки
изучают базисную структуру мира.
Физика – наука о природе. Делится на механическую, квантовую, оптическую
физику, физику проводников, электричество.
Химия изучает строение вещей и их структуру. Делится на 2 больших раздела:
органическая и неорганическая. Выделяется также физическая химия,
физколлоидная химия, биохимия...
Биология – это наука о живых организмах. Делится на ботанику, зоологию,
физиологию человека и животных, анатомию, гистологию( наука о тканях),
цитологию (наука о клетке),экологию (наука о взаимоотношениях человека и
окружающей среды)этологию (о поведении), эволюционное учение.
Технические науки
К техническим наукам относятся науки, изучающие созданные человеком приборы и
предметы. К ним относятся информатика, кибернетика, синергетика.
Это науки, изучающие правила и структуру общества, и объекты, живущие по его
законам. К ним относятся социология, антропология, археология, социометрия,
обществоведение. Наука «Человек и общество».
Гуманитарные науки
К гуманитарным относятся науки, изучающие сущность, строение и духовное
состояние человека. К ним относятся философия (любовь к мудрости), история,
этика, эстетика, культурология.
Существуют науки, находящиеся на стыке целых блоков и разделов науки. Так,
например, на стыке естественных и общественных наук находится экономическая
география, на стыке естественных и технических – бионика. Междисциплинарной
наукой, включающей в себя общественные, и естественные. И технические науки
является социальная экология.
1-й этап. Характеризуется модернизацией и усложнением всех известных тогда
видов вооружения: стрелкового и тяжелого; созданием химического оружия
массового поражения. Создание атомного (ядерного) оружия массового поражения
американским ученым Робертом Оппергейнером и Альбертом Эйнштейном в США.
Создание новых химических веществ и материалов из них (резина, войлок).
Переход к полной механизации промышленного производства в развитых странах.
(В развивающихся
странах сохраняется ручной
2-й этап. 60-70гг. 20 века. Характеризуется дальнейшим усовершенствованием
военной техники, созданием баллистических ракет средней и большой дальности с
ядерным зарядом на борту (томагавки). Создание систем противотанковой обороны
(ПРО-1, ПРО-2). В
СССР и США создание
Создание биологического(
радиокоммуникаций и первых ТВ-трансляций. Перевод экономики развитых стран на
автоматизацию промышленного производства. (В развивающихся странах
производство уже механизировано). Открытие в области термодинамики линейной и
нелинейной оптики. Открытия в области физики полупроводников. В области
органической химии создание новых ароматических углеводородов(бензола,
толуола, их производных), создание синтетического каучука, синтетических
волокон, различных полимеров (пластмасс и др). В генетике открытие
сцепленного наследования генов, открытие закона независимого наследования
генов. В физиологии открытие всех гормонов гипофиза, эпифиза, гипоталамуса.
3-й этап. 80-е гг. 20 века характеризуются полной автоматизацией
промышленного производства как развитых, так и в передовых развивающихся
странах. Создание ТВ коммуникаций, спутников системной связи, радиосвязи,
мобильной связи, открытий в области квантовой механики (физика элементарных
частиц). Производятся дальнейшие исследования в области физики атомного ядра,
созданием новых технологий (и, как следствие, новых аппаратов и приборов),
создание науки «бионика» (синтез естественных и технических наук на
биологическом уровне), развивается евгеника, происходят открытия в
исследовании Вселенной и космического пространства.
4-й этап. 90 годы 20 века по наши дни.
Характеризуется дальнейшим усложнением структуры ВПК, переходом отраслей ВПК
на народно-хозяйственные рельсы (военные заводы вместо оружия производят
кастрюли, стиральные машины и т.д.) – конверсия. Создание генной инженерии и
биотехнологий, возможность клонирования, генного программирования особей.
открытия в генетике: полная расшифровка генома человека, полная расшифровка
ДНК человека. Создание высокоточной электроники, новейших технологий и
оборудования, компьютерной техники, разработки по созданию роботов. В новых
индустриальных странах – научные исследования и опытно-конструкторские
разработки, роботизация производства в развитых капиталистических странах.
Создание новых наук: кибернетики, синергетики, информатики и мониторинга.
Основные достижения НТР
1. 1942-43 – создание в США ядерного оружия. 1946 – в России.
2. 1954 –создание первой в мире атомной электростанции (г. Обнинск
Московской обл. СССР)
3. 1954 – создание первого в мире персонального компьютера в США
(размером с трехэтажное здание и весом в несколько тонн)
4. 4 октября 1957 года – создание первого в мире лазера в США.
5. 12 апреля 1961года – полет первого человека в космос (корабль «Восток»
космодром Байконур Казахстан СССР)
6. 1965 – открытия в области физики полупроводников(профессор Жорес Алферов)
7. 1967 – создание водородной бомбы. Ак. Сахаров А.Д.
8. июнь-июль 2000 – полная расшифровка генома человека (научные институты
Кембриджа и Оксфорда (Великобритания) и Гарварда (США)).
9. февраль 2001 – полная расшифровка кода ДНК человека (научные институты
Кембриджа и Оксфорда (Великобритания) и Гарварда (США))
НТП – это процесс создания на базе научно-технических достижений новейших,
дотоле неизвестных аппаратов, машин и оборудования (и др. техники). Были
созданы такие технические средства как фен, депилятор, миксер, принтер,
ксерокс, сканер, процессор. В основу НТП входят усовершенствование и
модернизация известных видов техники, особенно бытовой. (Например,
магнитофоны пережили бобинных, кассетных; сейчас – цифровые магнитофоны).
История естествознания
1.
Зарождение науки
2. Естествознание в средние века.
3.
Естествознание в эпоху
4. Естествознание в новое время. Научная революция Галилео Галилея и
Исаака Ньютона.
Предмет естествознания и его отличие от других областей науки.
Слово «естествознание» представляет собой сочетание 2 слов - «естество»
(«природа»)
и «знание». В наст врем под
естествознанием понимается
всего точное естествознание, т.е. уже вполне оформленное - часто в
математической форме. Но если вопрос о происхождении слова «естествознание»
решает легко, то вопрос о том, что такое само естествознание как наука,
просто назвать нельзя. Дело в том, что имеются 2 широко распространённых
определения этого понятия:1) «естествознание-это наука о природе как
единой целостности» и 2)«естествознание -это совокупность наук о природе,
взятая как единственное целое». Ксе занимаются анализом общенаучных
понятий. Понятия в науке бывают 3 родов: 1) Понят единичные, которые
применяются в 1 науке. 2)Общенаучные, которые применяются во всех
естественных науках 3)Философские - применяются по отношению всего мира.
КСЕ анализируют всеобщий закон, который применяется в естествознании.
Отличием естествознания как науки от специальных естественных наук является
то, что оно исследует одни и те же природные явления сразу с позиций
нескольких наук,"выискавая" наиболее общие закономерности и тенденции,
рассматривает Природу как бы сверху.
Цели естествознания: 1.Выявление скрытых связей,создающих органическое
единство всех физических,химических и биологических явлений.2Более глубокое
и точное
познание самих этих явлений
Структура естественнонаучного познания.
Эмпирический факт-наблюдение-реальный эксперимент-модельный эксперимент-
мыслительный эксперимент-фиксация результатов-эмпирическое обобщение(до
эмпирич. познание)-формирование гипотезы-проверка её на опыте-выведение
закона-создание теории-проверка её на опыте.
Эмпирический факт - факт чувственного опыта, исходный пункт развития
естествознания. Наблюдение-целенаправленное восприятие явлений объективной
реальности. Эксперимент- испытание объекта исследований; эксперимент
представляет собой как бы вопрос, который мы задаем природе и ждем от нее
ясного ответа. «Эйнштейн говорил, что природа отвечает «нет» на большинство
задаваемых ей вопросов и лишь изредка от нее можно услышать более
обнадеживающее «может быть». Модельный эксперимент не является последним из
возможных. Может иметь место мысленный эксперимент-для этого понадобится
представить себе тела, которых вообще не существует в реальности, и
провести над ними эксперимент в уме.На основании эмпирических исследований
могут
быть сделаны эмпирические обобщения.
Гипотеза-научное
объясняющее причины данной совокупности явлений. Закон-гипотеза, которая
выдержала эмпирическую проверку. Совокупность нескольких законов,
относящихся к одной области познания, называется теорией.
Эмпирический и теоретический уровни знания различаются по предмету (во
втором случае он может иметь свойства, которых нет у эмпирического
объекта), средствам (во втором случае это мыслительный эксперимент, метод
моделирования, аксиоматический метод и т. д.) и результатам исследования (в
первом
случае эмпирическое обобщение, во втором
— гипотеза и теория)
Модель большого взрыва и расширяющейся Вселенной.