Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:26, шпаргалка
...К фундаментальным наукам относятся химия, физика, астрономия. Эти науки
изучают базисную структуру мира.
Физика – наука о природе. Делится на механическую, квантовую, оптическую
физику, физику проводников, электричество.
Химия изучает строение вещей и их структуру. Делится на 2 больших раздела:
органическая и неорганическая. Выделяется также физическая химия,
физколлоидная химия, биохимия...
Сущность и основные особенности НТР (определение, период возникновения,
основные достижения, противоречия).
Научный и технический прогресс впервые начали сближаться в 16-18 веках,
когда мануфактурное производство, нужды мореплавания и торговли потребовали
теоретического и экспериментального решения практических задач.Более
конкретные формы это сближение приняло, начиная с конца 18 века, в связи с
развитием машинного производства, что было обусловлено изобретением Д.
Уаттом парового двигателя. Наука и техника начали взаимно стимулировать
друг друга, активно влияя на все стороны жизни общества, радикально
преобразуя не только материальную, но и духовную жизнь людей. Научно-
техническая революция - это качественно новый этап научно-технического
прогресса. НТР привела к коренному преобразованию производительных сил на
основе превращения науки в ведущий фактор развития производства. Начавшись
в середине двадцатого века под влиянием крупнейших научных и технических
открытий, возросшего взаимодействия науки с техникой и производством (к
примеру, значительное продвижение в изучении структуры и свойств атомных
ядер привело в 1954 году к созданию первой промышленной атомной
электростанции в г. Обнинске), она оказала значительное влияние на все
стороны жизни общества. Главные направления НТР: комплексная автоматизация
производства, контроля и управления на основе широкого применения ЭВМ,
открытие и применение новых видов энергии (начиная от строительства
атомных, геотермальных и приливных электростанций и кончая новейшими
разработками в области использования энергии ветра, солнца и магнитного
поля Земли); создание и применение новых видов конструкционных материалов
(взглянув вокруг, мы можем увидеть, что различные пластики активно
вытесняют металл и древесину). Резко возросли требования к уровню
образования, квалификации и организованности работников. Также тенденцией в
области образования становится его гуманизация . Это во многом вызвано
заменой человека машиной в монотонном процессе промышленного производства и
его переориентировкой на более творческие виды деятельности.
Крупномасштабные компании борьбы с бедностью, строительство дешевого жилья,
пособия по безработице тяжелым бременем ложились на госбюджет, но именно
благодаря им заметно повысилось качество жизни рядовых граждан. НТР привела
развитые страны к эпохе массового потребления. Вещи одноразового
потребления также стали спутником современного человека. Это создало
дополнительные удобства, но привело к дополнительной нагрузке на
окружающую среду.Несмотря на все положительное, что было создано благодаря
НТР, она породила новые и усугубила ряд старых глобальных социально-
экономических проблем. С начала НТР прошло полвека, а человечество до сих
пор не решило большинство из них . В чем заключаются эти проблемы, в чем
состоит их сложность и каковы наиболее вероятные пути их решения, я
попытаюсь объяснить далее. Итак: 1)демографический взрыв;2)нищета и
отсталость;3)война
и мир;4)рукотворные
Научно – техническая революция характеризуется рядом особенностей:
Для НТР характерны переход от экстенсивного к интенсивному росту производства и резкое ускорение экономического развития благодаря тому, что развитие фундаментальной науки опережает развитие прикладных знаний, а совершенствование новой техники в свою очередь опережает рост производства, способствуя тем самым его быстрой модернизации. В этих условиях, когда «поколения машин» сменяют друг друга быстрее, чем поколения людей, значительно возрастают требования к квалификации работников и их способности овладевать новыми профессиями.
Основные черты науки и её отличие от других отраслей культуры.
Становление науки.
Наука является одной из определяющих особенностей современной культуры и,
возможно, самым динамичным ее компонентом. Сегодня невозможно обсуждать
социальные, культурные, антропологические проблемы, не принимая во внимание
развитие научной мысли.
Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Постижение это закрепляется
в форме знаний как мысленного (понятийного, концептуального,
интеллектуального)
моделирования
науку принято определять как высокоорганизованную и
высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о
мире, включающем и самого человека. Становление и развитие опытной науки в
XVII столетии
привело к коренным
Мышление людей стало опираться на представление о наличии законов природы,
делая невероятным такие вещи, как магия и колдовство. Перелом совершился в
XVII столетии. В это столетие впервые наука о природе и математика
выдвинулись в жизнь, получили значение как изменяющие условия
человеческого существования исторические силы. Современное развитие науки
ведет к дальнейшим преобразованиям всей системы жизнедеятельности
человека. Особо впечатляюще ее воздействие на развитие техники и новейших
технологий,
воздействие научно-
создает
новую среду для бытия
Основные черты науки:1)универсальность;
2)фрагментарность;3)
емственность;7)критичность;8)
ь;11)чувственность.
Отличие науки от др. отраслей культуры:
От мифологии- наука стремится к формированию законов развития природы,
допускающих эмпирич. проверку, мифология- к объяснению мира в целом. От
религии- в науке преобладает разум, в религии- вера.
Характерные
черты науки
1. Что такое наука, её основные черты и отличия от других отраслей культуры.
2. Предмет естествознание и его отличие от других наук.
3.
Естественнонаучная и
4. НТР и НТП, этапы развития, роль в жизни общества.
Естествознание как наука изучает все процессы и явления, происходившие и
происходящие в реальном объективном мире, географической оболочке, космическом
пространстве. Это раздел науки, основанный на воспроизводимой эмпирической
проверке (проверке на практике) гипотез и создание теорий, описывающих
природные явления и процессы.
Предмет естествознания – факты и явления, которые воспринимаются нашими
органами чувств. Задача ученых обобщить эти явления и создать теоретическую
модель, включающую законы, управляющие явлениями природы.
Естествознание изучает факты и явления из области философии, астрофизики,
геологии, психологии, генетики, эволюции. Естествознание подразделяется
на комплекс наук, каждая из которых имеет объект своего исследования.
Естествознание подразделяется на
1. фундаментальные науки;
2. прикладные науки;
3. естественные науки;
4. технические науки;
5. социальные науки;
6. гуманитарные науки.
Фундаментальные науки
К фундаментальным наукам относятся химия, физика, астрономия. Эти науки
изучают базисную структуру мира.
Физика – наука о природе. Делится на механическую, квантовую, оптическую
физику, физику проводников, электричество.
Химия изучает строение вещей и их структуру. Делится на 2 больших раздела:
органическая и неорганическая. Выделяется также физическая химия,
физколлоидная химия, биохимия.
Астрономия изучает строение и структуру космического пространства и
подразделяется на астрофизику. Астрологию, космологию, астронавтику и
космонавтику.
Прикладные науки изучают фундаментальные науки с практическим применением,
внедрением в жизнь теоретических открытий. К прикладным наукам относятся
металловедение, физика полупроводников.
Естественные науки
Естественные науки изучают процессы и явления девственной природы. Делятся на
геологию, географию, биологию.
Геология, в свою очередь, делится на динамическую геологию, историю,
палеографию.
География состоит из 2 больших разделов: физическая и экономическая география.
Физическая география делится на общее земледелие, климатологию,
геоморфологию, почвоведение, гидрологию, картографию, топографию,
ландшафтоведение, географическое районирование, мониторинг.
К экономической
географии относят
географию мирового хозяйства, географию транспорта, географию сферы услуг,
мировую экономику, статистику, международные экономические отношения.