Шпаргалка по "КСЕ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:26, шпаргалка

Описание работы

...К фундаментальным наукам относятся химия, физика, астрономия. Эти науки
изучают базисную структуру мира.
Физика – наука о природе. Делится на механическую, квантовую, оптическую
физику, физику проводников, электричество.
Химия изучает строение вещей и их структуру. Делится на 2 больших раздела:
органическая и неорганическая. Выделяется также физическая химия,
физколлоидная химия, биохимия...

Файлы: 1 файл

ксе.doc

— 279.50 Кб (Скачать файл)

роста,  возникли  институты  охраны  природы  (правда,  они   до   сих   пор

демонстрируют свое бессилие в схватке с инерцией  прагматических  ориентаций

техносферы и  стремлением  к  комфорту).  И,  наконец,  поставлен  вопрос  о

необходимости перехода к иному  типу  связей  с  природой,  который  получил

название  ноосферы - эпохи разума,  который  должен  поставить  под  контроль

происходящие  в природе и обществе процессы.Речь в нем идет  об  осмыслении

путей развития, о проработанности пространства, в  котором  человек  мог  бы

выжить, не  продолжая  губительного  разрушения  природы.  Отсутствие  таких

идейных перспектив развития, которые классифицируются трагически  как  конец

истории  (Фр.Фукияма),  в  учении  о  ноосфере  находят  свое  положительное

разрешение. Движение к  ноосфере  предполагает:  сделать  проблему  спасения

природы общим делом.  Причем  в  данном  случае  речь  идет  о  формировании

принципиально  новой  идеологии.   Если   раньше   идеология   разделяла   и

противопоставляла друг другу страны  н  континенты,  то  теперь  она  должна

объединить  осознанием общего  и  неотменяемого  дела.  Ноосфера  может  быть

реализована изменением самого  человека.  Содержание  ноосферы  не  является

результатом свободной  интеллектуальной  инициативы:  оно  включает  в  себя

необходимость пересмотра вчерашних ориентаций. Абсолютный антропоцентризм  в

качестве  своей  антитезы  имеет  признание  ценности  всех  форм  жизни   и

посильную защиту и сохранность их усилиями человека.В истории науки  нередки

случаи, когда  наиболее  ценным  вкладом  ученого  оказывалось  не  открытие

нового  явления, а новый взгляд на  уже  существующие  теории  или  известные

факты.  Выдающимся  примером  осознания  взаимосвязанности  всех  процессов,

происходящих  на Земле и  во  Вселенной,  явилось  учение  В.И.Вернадского  о

ноосфере,  в  котором  анализируется  эволюция  нашей  планеты  как   единый

космический,  биогенный  и   антропогенный   процесс.   Появление   человека

представляется  закономерным этапом развития биосферы.  Разум,  проявляющийся

в  научной  и  технической  мысли,  рассматривается  как  важнейший   фактор

дальнейшей  эволюции планеты. Вернадский был не одинок в  своих  исканиях.  В

20-е  годы близкие взгляды высказывались   различными  учеными.  Возникновение

сходных идей почти одновременно в разных научных школах является, как  будет

показано  дальше, событием не случайным. Термин «ноосфера» был введен в  1927

году французским математиком и философом Э.Леруа  для  обозначения  будущего

состояния биосферы. П.Тейяр де Шарден с теософской точки зрения  анализирует

возникновение мысли и образование ноосферы в  книге.  Эта  блестящая  работа

представляет  ноосферу и «сверхжизнь» в ней, как слияние народов,  Природы  и

Бога  в единое целое.  По Вернадскому  длясуществования жизни  выделяются  три

условия - наличие  жидкой  воды,  солнечного  излучения  и  границы  раздела

фаз.Живое  вещество  непрерывно  эволюционирует.  Появление   Homo   Sapiens

принципиально  нового  фактора  жизни  биосферы,  стало  по  Вернадскому  не

случайным, а закономерным  результатом  этой  эволюции  .  Благодаря  своему

разуму  человек  создал  техносферу  и,   вследствие   этого,   стал   самым

могущественным  существом  на  планете.  Если  действие  живого  вещества  до

возникновения разума уже имело планетарный  характер,  то  все  возрастающая

мощь  цивилизации ставит на повестку дня  вопрос об  ответственности  человека

за будущее  развитие всей биосферы и общества как ее части.Ноосфера  -  сфера

взаимодействия  природы и общества, в рамках  которой  разумная  человеческая

деятельность  становится   главным   определяющим   фактором   развития.   В

абстрактной форме неизбежность перехода к  ноосфере  предвидел  и  Тейяр  де

Шарден.И  во  второй  половине  нашего  века  появилась  физическая  теория,

доказавшая  это предсказание.  Наиболее  часто  употребляемое  название  этой

науки - синергетика. Ей удалось ответить  на  два  кардинальных  философских

вопроса:   как   объяснить   появление   нового    в    мире,    управляемом

детерминистическими  законами,  и  в   чем   причина   необратимости   всего

происходящего.Единство мира  впервые  проявилось  в  физике  после  создания

специальной  теории  относительности.  Человечество  увидело   связь   таких

фундаментальных понятий как пространство  и  время,  ранее  представлявшихся

априорно  разнородными. Теория Большого  Взрыва  представила  всю  Вселенную,

как  единую  систему,  эволюционирующую  во  времени.  Причем  эта   система

является  по  определению  замкнутой  (изолированной),  если  не   допускать

существования Бога. Неизбежным логическим следствием  этой  модели  является

взаимосвязанность всех процессов во Вселенной.

Значение естествознания для культуры (универсальная схема развития, обоснование нравственности и т.п.).

Естествознание  – и продукт цивилизации, и  условие её развития. С помощью

науки человек развивает материальное производство, совершенствует

общественные  отношения, воспитывает и обучает новые поколения людей, лечит

своё  тело. Прогресс естествознания и техники  значительно изменяет образ

жизни и благосостояние человека, совершенствует условия быта людей.

Естествознание-один из важнейших двигателей общественного  прогресса. Будучи

основным фактором материального производства, естествознание выступает

мощной  революционизированной силой. Великие  открытия всегда оказывали

колоссальное  воздействие на судьбы человеческой истории. Однако у

современных людей вызывает не только восхищение и преклонение, но и

опасения. Часто можно услышать, что наука  приносит человеку не только

блага, но и величайшие несчастья. Наука - социальный институт, и он

теснейшим образом связан с развитием всего  общества.

ПРОБЛЕМА  ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ

  В классической механике был известен принцип относительности Галилея: если законы механики справедливы в одной системе координат, то они справедливы и в любой другой системе, движущейся прямолинейно и равномерно относительно первой. Такие системы называются инерциальными.

  А. Эйнштейн использовал мысленный эксперимент, который получил название «поезд Эйнштейна»: «Представим себе наблюдателя, едущего в поезде и измеряющего скорость света, испускаемого фонарями на обочине дороги, т. е. движущегося со скоростью с в системе отсчета, относительно которой поезд движется со скоростью V. По классической теореме сложения скоростей наблюдатель, едущий в поезде, должен был бы приписать свету, распространяющемуся в направлении движения поезда, скоростьс – V...». Однако скорость света выступает как универсальная постоянная природы.

  Рассматривая  это противоречие, А. Эйнштейн предложил отказаться от представления об неизменности свойств пространства и времени. Данный вывод противоречит здравому смыслу, так как мы не можем представить никакого пространства, кроме трехмерного, и никакого времени, кроме одномерного. Но главный критерий для науки– соответствие теории и эксперимента. Теория Эйнштейна удовлетворяла этому критерию и была принята.

  Пространство  и время традиционно рассматривались  в науке как основные формы существования материи, ответственные за расположение отдельных элементов материи друг относительно друга и за закономерную координацию сменяющих друг друга явлений.

  Характеристиками  пространства считались однородность – одинаковость свойств во всех направлениях, и изотропность – независимость свойств от направления. Время также считалось однородным, т. е. любой процесс, в принципе, повторим через некоторый промежуток времени. С этими свойствами связана симметрия мира, которая имеет большое значение для его познания. Пространство рассматривалось как трехмерное, а время как одномерное и идущее в одном направлении – от прошлого к будущему. Время необратимо, но во всех физических законах от перемены знака времени на противоположный ничего не меняется, и, стало быть, физически будущее неотличимо от прошедшего.

  В истории  науки известны две концепции  пространства: пространство неизменное как вместилище материи (взгляд И. Ньютона) и пространство, свойства которого связаны со свойствами тел, находящихся в нем (взгляд Лейбница). В соответствии с теорией относительности любое тело определяет геометрию пространства.

  Из  специальной теории относительности  следует, что расстояние между двумя  материальными точками и длительность происходящих в нем процессов являются не абсолютными, а относительными величинами. При приближении к скорости света все процессы в системе замедляются, продольные размеры тела сокращаются и события, одновременные для одного наблюдателя, оказываются разновременными для другого, движущегося относительно него.

  Итак, пространство и время – общие  формы координации материальных явлений, а не самостоятельно существующие независимо от материи начала бытия.

  Найденное А. Эйнштейном объединение принципа относительности Галилея с относительностью одновременности получило название принципа относительности Эйнштейна.

Информация о работе Шпаргалка по "КСЕ"