Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 12:27, шпаргалка
Работа содержит ответы на 31 вопрос по дисциплине "Концепции современного естествознания".
Вот самые простые выводы:
— при скоростях
тел, близких к скорости света,
— скорость любого тела не может быть выше скорости света в вакууме;
— формулы механики Ньютона являются предельными для СТО и приблизительно выполняются для тел, движущихся со скоростями, намного меньшими скорости света в вакууме.
Был еще ряд выводов относительно связи массы тел и его энергии. Все теоретические результаты СТО были подтверждены в экспериментах до конца 30-х годов XX века.
Это был первый удар по электродинамической картине мира. Второй удар был нанесен теоретическими выводами Макса Планка (1858–1947) — немецкого физика. Он в 1900 г. ввел понятие кванта электромагнитного поля (квант в переводе с латинского — количество, порция).
Третий удар по электродинамической картине мира был нанесен английским физиком Джозефом Джоном Томсоном (1856–1940). В 1897г. он экспериментально открыл электроны — мельчайшие частицы вещества, несущие отрицательный минимальный заряд. Дело в том, что атом до той поры считался неделимым (еще со времен Демокрита). Томсон сам был обескуражен своим открытием, доказавшим, что атомы делимы: в его состав входят еще более мелкие частицы — электроны. Томсон предложил свою модель строения атомов
Четвертый удар по электродинамической картине мира был нанесен опять А. Эйнштейном, который создал общую теорию относительности (ОТО). Эта теория устанавливала взаимосвязь пространства, времени и тяготения. Согласно ОТО тяготение объяснялось не с помощью гравитационного поля, а путем искривления пространства в окрестности тяготеющих масс. Более подробно мы будем говорить об этом позже.
В это же время, в начале XX века Луи де Бройль (1892–1987), выдающийся французский физик, выдвинул одну из самых захватывающих гипотез. Согласно его концепции, любое тело массой m, движущееся со скоростью V, является одновременно волной, имеющей длину, рассчитываемую по специальной формуле, предложенной Бройлем. Но вы скажете, где же волны вокруг нас, мы ничего не видим. Правильно, потому что для макроскопических тел длины их волн по этой формуле очень малы.
Таким образом, гипотеза де Бройля перешла в ранг теории.
Значение этой
теории для науки очень значимо:
она впервые подтвердила
Панорама современного естествознания
Современной науке удалось во второй половине XX века «узнать» не только даты, но и многие механизмы эволюции Вселенной от Большого взрыва до наших дней. Предложена и обоснована концепция Большого взрыва, построена кварковая модель атома, установлены типы фундаментальных взаимодействий, сформулированы первые теории их объединений и т. д. Именно успехи фундаментальных наук физики и космологии формируют общие контуры научной картины мира
Но одновременно современная картина мира проста и даже элегантна. Такие качества ей придают ведущие принципы построения и организации современного научного знания (9):
Системность означает, что Вселенная предстает как наиболее крупная из всех известных нам систем, состоящая из огромного множества элементов (подсистем) разного уровня сложности и упорядоченности (галактик, планетных систем, звезд, планет, внутренних систем звезд или планет до сегодня известных мельчайших элементарных частиц). Важное свойство системной организации — иерархичность, субординация, нижние системы включаются в системы более высоких уровней.
Глобальный эволюционизм — мы уже говорили, что это признание невозможности существования Вселенной и всех порождаемых ею менее масштабных систем вне развития, эволюции. Каждая составная часть нашего мира есть историческое следствие глобального эволюционного процесса, начатого Большим взрывом.
Самоорганизация — это наблюдаемая способность материи к самоусложнению и созданию все более упорядоченных структур в ходе эволюции. Это касается и неживой и живой природы, причем механизм перехода материальных систем в более сложное и упорядоченное состояние, по-видимому, сходен для систем всех уровней.
Историчность — признание принципиальной незавершенности настоящей, да и любой другой картины мира. Современная картина мира порождена предшествующей историей и специфическими социокультурными особенностями нашего времени. Развитие общества, изменение его ценностных ориентаций, осознание важности исследования уникальных природных систем, в которые включен сам человек, меняет стратегию научного поиска, само отношение человека к миру. Однако развивается и Вселенная. Но развитие Вселенной и развитие общества идет в разных темпоритмах. Поэтому их взаимное наложение делает мысль о построении окончательной, завершенной, абсолютной научной картины мира практически неосуществимой.
8) Тенденции развития естествознания/ Научная парадигма и научная революция
Научная парадигма — некоторая система основополагающих научных взглядов, господствующих в науке в определенный период ее развития
парадигму составляют «общепризнанные
всеми научные достижения, которые
в течение определенного
Смена парадигмы — научная революция. Пример: смена классической физики (ньютоновской) на релятивистскую (эйнштейновскую).
Новизна концепции Куна заключалась в том, что смена парадигм в развитии науки не носит линейного характера, т. е. не является детерминированно однозначной (детерминант — от лат. «определяющий»).
Научные картины мира
Научных революций в истории развития науки, и естествознания в частности, можно выделить три. По именам ученых, сыгравших в этих революциях заметную роль, их можно назвать аристотелевской, ньютоновской и эйнштейновской.
В VI–IV вв. до н. э. была осуществлена первая научная революция в познании мира, в результате которой и появилась на свет сама наука. Связано это в достаточно большой мере с трудами Аристотеля (9), который
Вторая глобальная научная революция приходится на XVI–XVIII вв. Исходным пунктом ее как раз является переход от геоцентричной модели мира к гелиоцентричной. Но этот факт отражает не все перемены в науке в то время. Происходило становление классического естествознания. Классиками-первопроходцами стали: Н. Коперник, Г. Галилей, И. Кеплер, Р. Декарт, И. Ньютон. Вторая научная революция (9) заключалась в том, что:
Классическая парадигма естественным образом вытекала из механистической картины мира, методологическим стержнем которой была ньютоновская механика. Поэтому часто парадигму классического естествознания называют ньютоновской парадигмой.
Классическая парадигма включает следующие основополагающие взгляды на природу (11):
В общем русле этой второй
революции наука развивалась
практически до конца XIX века. За это
время было сделано много выдающихся
открытий, но они лишь дополняли
и усложняли сложившуюся
Произошел ряд значительных
открытий в физике (открытие сложной
структуры атома, явление радиоактивности,
дискретного характера
Последний пункт сущности
третьей научной революции
9) Корпускулярная
концепция. Модель корпускулы
и ее универсальные
В корпускулярной концепции главное центральное место занимает фундаментальная модель корпускулы (модель частицы). Эта модель должна быть универсальной, т. е. ей должно соответствовать поведение объектов и космического масштаба, и макроскопических тел, и микрообъектов. Приведем примеры таких разных объектов: галактика, планеты, летательный аппарат, молекула, мяч, пуля, атомное ядро. Каждый из этих объектов мы можем рассматривать как корпускулу, абстрагируясь от ее внутренних свойств
Принципиально важными в модели корпускулы являются два допущения (10):
1. Если в каком-то конкретном
случае при изучении объекта
не имеет значение внутренняя
структура объекта и связанные
с этой структурой
2. Моделируемый объект
необходимо обособить от
— окружением пренебречь, тогда это модель свободной частицы,
— второй способ основан на концепции контролируемого воздействия: воздействие окружения учитывают введением специальной характеристики — результирующей силы, которая определяется окружением объекта, тогда это модель несвободной частицы под учитываемым (контролируемым) воздействием окружения.
Мы знаем, что со времен
классической механики произошло становление
математического описания природных
процессов, это делает науку точной,
поэтому надо выбрать такую модель,
чтобы она допускала описание
явления математическими
Информация о работе Шпаргалко по "Концепциям современного естествознания"