Детский алкоголизм как социально-медицинская проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить специфику проблемы 
подросткового алкоголизма.
Объектом изучения работы является алкоголизм как социальная 
проблема.
Предмет курсовой работы – подростковая алкоголизация.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………...3

2. Глава 1 Детский алкоголизм: теоретические подходы и современные тенденции………….……………………………………….7

§ 1.1 Причины возникновения детского алкоголизма……………..……7

§ 1.2 Особенности и последствия детского алкоголизма………………12

3.Глава 2 Социальные методы борьбы с детским алкоголизмом.........16

§2.1 Профилактика детского алкоголизма………………………………16

§2.2Лечение детского алкоголизма. Реабилитация…………………….19

4.Заключение…………………………………………………..…………22

5. Список используемой литературы…………………………………….24

Файлы: 1 файл

курсовая по социальной медицине.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»

 

 

Факультет социологии и политологии

Специальность «Социальная работа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

На тему «Детский алкоголизм как социально-медицинская проблема »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                         Выполнила

Студентка 3 курса

Группы 3.1

Маркарян Мариам Арменаковна

Научный руководитель

к. филос. н., доцент

Никулина Марина Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

 

2014год

 

Содержание

 

1. Введение……………………………………………………………...3

 

2. Глава 1 Детский алкоголизм: теоретические подходы и современные тенденции………….……………………………………….7

 

§ 1.1 Причины возникновения детского алкоголизма……………..……7

 

§ 1.2 Особенности и последствия детского алкоголизма………………12

 

3.Глава  2 Социальные методы борьбы с детским алкоголизмом.........16

 

§2.1 Профилактика детского алкоголизма………………………………16

 

§2.2Лечение детского алкоголизма. Реабилитация…………………….19

 

4.Заключение…………………………………………………..…………22

 

          5. Список используемой литературы…………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Наряду со многими социальными проблемами, проблема алкоголизации 

нации, существующая не только в России, но и во многих странах мира, 

остаётся одной из самых актуальных, острых и нерешённых. Проблема 

перерастает из общественной в глобальную, требующую незамедлительных 

действий и решений со стороны не только высших органов власти, но и 

каждого индивида в целом. 

   Но самым устрашающим фактом становится то, что возрастные рамки 

алкоголизации сдвигаются в обратном направлении: дети и подростки, 

больные алкоголизмом и социально дезадаптированные уже никого не 

удивляют. 

    По данным   Минздравсоцразвития  России, к концу 2011 года больных 

алкоголизмом насчитывалось около 5 миллионов человек, среди которых 

более 60 тысяч детей и подростков. Но необходимо помнить, что это всего 

лишь официальная статистика. Также по данным Всемирной организации 

здравоохранения, злоупотребление алкоголем является третьей по частоте 

(после сердечно - сосудистых и онкологических заболеваний) причиной 

смертности.

   В связи с этим всё большее внимание учёных уделяется проблеме 

распространения алкоголизма среди молодёжи, проводятся исследования с 

целью изучения мотивов употребления спиртных напитков молодёжью, 

выявления факторов, способствующих развитию злоупотребления алкоголем 

подростками.

   Ведь злоупотребление алкоголем в подростковой среде особенно опасно 

потому, что уничтожается будущее общества, основа грядущего поколения. 

   От этого страдает  и всё общество, пожиная многочисленные плоды 

социальных последствий алкоголизма. Всё вышесказанное определяет 

актуальность темы исследования, осуществлённого в дипломной работе.

   Характеризуя степень научной разработанности проблематики 

алкоголизма, следует учесть, что данная тема уже анализировалась  

различными авторами в различных изданиях: учебниках, монографиях, 

периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении 

литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и 

явных исследований тематики алкоголизма.

   Исследованию проблемы алкоголизма посвящены труды академика 

РАМН Мартыненко А.В., профессора факультета социологии МГУ Лапченко 

Т.И., Шагунова Я.К., Ореховой З.Н, Углова Ф.Г, Лапко А.Н, Халтуриной Д.А, 

Сирота Н.А. , Альтшулера В.Б.

       Проблему подросткового алкоголизма в своих научных трудах и 

публикациях освящали В.А. Гурьева, Копыт, Н.Я. и Скворцова Е.С., В.Я. 

Гиндикина, А.М. Коровин, В.В. Вселовский, Кондрашенко В.Т, Егоров А.Ю., 

Галагузова, М.А., Бабаян Э.А., Личко А.Е.

    Цель данной курсовой работы – изучить специфику проблемы 

подросткового алкоголизма.

    Объектом изучения работы является алкоголизм как социальная 

проблема.

   Предмет курсовой работы – подростковая алкоголизация.

         Среди задач, поставленных при проведении исследования, можно 

выделить следующие:

•Рассмотреть основные понятия и особенности проблемы алкоголизма в 

России;

•Изучить причины алкоголизма и его социальные последствия;

•Рассмотреть характеристику алкоголизма как форму девиантного 

поведения подростков и уровни вовлеченности;

•Проанализировать основные причины  алкогольной зависимости у 

подростков;

•Раскрыть особенности и  стадии возникновения подросткового 

алкоголизма;

•Показать превентивные методы профилактики алкоголизации молодых 

людей;

•Проанализировать роль социальных служб в решении  проблемы 

подросткового алкоголизма.

   К методам, с помощью которых проводилось исследование, относятся 

анализ научной литературы, обобщение опыта, обработка статистических 

данных.

   Теоретико-методологической базой курсовой работы является 

принцип структурного анализа социологического подхода в понимании 

отклоняющегося поведения. 

   Я считаю, что анализ проблемы подросткового алкоголизма достаточно 

актуален в настоящее время, требует детального и обширного изучения, 

вызывает практический и научный интерес.

   Авторская гипотеза  заключается в том, что алкоголизация подростков 

– это результат неумения содержательно проводить свой досуг, использовать 

свободное время в качестве основы для саморазвития.

Рассмотрение данной проблемы можно отнести к предмету 

девиантологии, социальной работы, социологии молодёжи и социальной 

психологии, поскольку в рамках этих наук изучается молодёжь, как 

социальная общность, особенности социализации и образа жизни молодых 

людей.

    На основе материалов работы могут быть разработаны и 

сформулированы социально обоснованные формы борьбы с 

распространением  приобщения к алкоголю  в молодёжной среде. Результаты  

исследования могут быть использованы государственными органами 

управления по сохранению и укреплению здоровья подростков. 

Дипломная работа имеет следующую структуру: введение, основную 

часть, состоящую из двух глав и четырех  параграфов, заключение и список 

 

 

 

 

 

Глава 1

§ 1.1Детский алкоголизм: теоретические подходы и современные тенденции

   Алкоголизм – неумеренное потребление спиртных напитков, оказывающее пагубное влияние на здоровье, быт, труд человека и благосостояние общества. О проблеме детского алкоголизма в России специалисты впервые заговорили в начале 90х гг. И с каждым годом этот социальный недуг прогрессирует: как показывает статистика, за последние 10 лет количество детей и подростков, систематически употребляющих алкоголь, увеличилось почти в три раза. Наркологи оказывают помощь 15-, 14 и даже 12-летним детям больным алкоголизмом. Большинство из них стали алкоголиками, регулярно употребляя пиво. В пылу борьбы с наркоманией мы как-то забыли о "зеленом змие". Тем временем его жертвами, по словам врачей, становятся все больше мальчишек и девчонок. Организаторов рекламных кампаний алкогольных напитков можно поздравить: продажи пива и коктейлей небывало растут, и, как выясняется, главный покупатель сейчас - молодежь.    Средний возраст подростков, потребляющих алкоголь, - 10-14 лет. Как раз то время, когда так хочется казаться взрослее. Увы, взрослые сами подбрасывают идеи, как это сделать: "Что мы делаем, когда собираемся вместе? Да пиво пьем!". Причем, просто выпивать для подростков уже не "круто", для полного кайфа желательно покурить "дурь" или понюхать клей... В нашей стране до сих пор не решено, что делать с такими детьми. Взрослых штрафуют, забирают в медвытрезвитель. Для детей необходима особая программа. Врачи уже фиксируют случаи белой горячки у детей. Камень преткновения для врачей-наркологов в данном случае ничем не отличается от "взрослого варианта": федеральный закон о запрете принудительного лечения зачастую все усилия сводит на нет. Чтобы привести в наркологическое отделение на прием к психиатру-наркологу ребенка, которому не исполнилось 15 лет, инспектору ОПДН требуется согласие родителей или опекунов. А последние зачастую идут в отказ, не желая признаваться никому, даже самим себе, что беда уже постучалась в их двери.

- Не все родители понимают, что, попробовав однажды наркотики  или алкоголь, ребенок рискует  попасть в зависимость, - рассказывает врач – нарколог с которым я беседовала на эту тему- Все зависит от семьи. Упустишь сына или дочь, когда им 14-15 лет, - в совершеннолетие придется еще труднее. Некоторые родители всерьез считают, что пиво - не алкоголь. А между тем "легкие" спиртные напитки значительно опаснее, чем водка: выпил девятиградусный коктейль в яркой упаковке - прямо на улице, и закусывать не надо; почувствовал легкую эйфорию, через некоторое время повторил...

                      Причины возникновения детского алкоголизма

   Изучение причин алкоголизации зарубежные исследователи сосредоточили внимание в основном на анализе влияния микросоциальной среды – родителей (матери и отца), друзей, товарищей – и изучении влияния традиций, обычаев. С другой стороны, психиатры и психологи зарубежных стран часто пытаются объяснить развитие алкоголизма в молодом возрасте преимущественно внутренними причинами (наследственность, особенности преморбидной личности).В России так же следуют примеру зарубежных коллег. В защиту своих взглядов ими выдвигаются многочисленные теории происхождения алкоголизма:

-генетотрофическая,

-аллергическая,

-эндокринопатическая,

-психоаналитическая и другие, которые причину алкоголизма относят к различным биологическим сдвигам в организме или к подсознательным стремлениям человека ("потребность саморазрушения", оральная фиксация, латентный гомосексуализм).

   Социальный подход к алкоголизму как общественному пороку по существу подменяется новейшими вариантами фрейдизма, социальной экологии и т. п. Попытки некоторых западных ученых дать объективный анализ алкоголизма как социального явления не идут дальше реформаторских предложений. Чаще всего они не раскрывают социальной обусловленности алкоголизма, его зависимости от общественных отношений.1

   Важным звеном в развитии алкоголизации школьников является приобщение их к алкогольным обычаям семьи и употребление спиртных напитков в группе сверстников. Практически во всех городах , школьники примерно в равной степени начинают с возрастом приобщаться к алкоголизации в компании друзей. В отношении употребления спиртных напитков в семье картина противоположная. И у мальчиков, и у девочек наглядно прослеживается прямая зависимость частоты алкоголизации в семье от "уровня урбанизации" . Тот факт, что дети из семей, соблюдающих "сухой закон", по отношению к детям из семей, не соблюдающих его, менее осуждают пьянство и чаще встречают затруднения в его квалификации, возможно, объясняется отсутствием в их семьях "алкогольной практики". Наибольшая частота квалификации пьянства как нормального явления встречаются в семьях с преимущественным употреблением спиртных напитков по выходным дням, что, возможно, является следствием своеобразной адаптации детей к семейным выпивкам, еще не достигшим уровня асоциальности, как в семьях с ежедневным потреблением, где этот показатель наименьший. Дети из семей с ежедневным употреблением спиртных напитков, так же, как и дети из семей, соблюдающих "сухой закон", имеют равные показатели безразличного отношения к проблеме пьянства. С возрастом изменяются оценки учащимися состояния опьянения окружающих. Частота случаев квалификации пьянства как нормального явления имеет у мальчиков прямую корреляцию с увеличением возраста. Юноши в 16 лет с меньшим осуждением, чем девушки, относятся к пьянству окружающих. В наибольшей степени затрудняются однозначно выразить свое отношение к пьянству дети 9 лет (в равной мере девочки и мальчики). Но, начиная с 13 лет, девочки определеннее мальчиков выражают свое отношение к пьянству окружающих: у них число неопределенных ответов примерно в два раза меньше. Надо заметить, что девочки вообще более однозначно высказываются по всем предложенным вопросам, чем мальчики. Таким образом, алкогольные обычаи микросреды во многом определяют алкогольные установки детей, их оценки пьянства окружающих, отношение к возможности собственной алкоголизации и ее динамику. Они являются первым и наиболее важным звеном в развитии алкоголизации у подростков, основой "социальной толерантности" к пьянству.

Информация о работе Детский алкоголизм как социально-медицинская проблема