Философия сестринского дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:31, реферат

Описание работы

Современная концепция сестринского дела, направленная на укрепление статуса медицинской сестры, в России принята в 1993 году на международной конференции «Новые сестры для новой России. Заметным событием последнего времени явился II Всероссийский съезд медицинских работников в октябре 2004 года, на котором обсуждалась реформа здравоохранения. В его работе приняли участие более 1100 делегатов и гостей.

Файлы: 1 файл

Философия сестринского дела.docx

— 46.88 Кб (Скачать файл)
  1. Введение

Современная концепция сестринского дела, направленная на укрепление статуса  медицинской сестры, в России принята  в 1993 году на международной конференции  «Новые сестры для новой России. Заметным событием последнего времени  явился II Всероссийский съезд медицинских  работников в октябре 2004 года, на котором  обсуждалась реформа здравоохранения. В его работе приняли участие  более 1100 делегатов и гостей.

На сегодняшний день тема «Современные представления в развитии сестринского дела» является очень  актуальной, так как перед нами стоят очень серьезные задачи, выполнение которых позволит в корне  изменить существующее положение в  сестринском деле, как составной  части организационной технологии здравоохранения, направленной на решение  проблем индивидуального и общественного  здоровья населения в сегодняшних  сложных и быстроменяющихся условиях.

 Сегодня сестринское дело – это искусство, наука, оно требует понимания, применения специальных знаний и умений.

Сестринское дело – это  «действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению». Сестринское  дело основывается на знаниях и технике, созданных на базе гуманитарных и  естественных наук: биологии, медицины, психологии, социологии, и других.

Медсестра принимает на себя ответственность и действует  с надлежащими полномочиями, непосредственно  исполняя профессиональные обязанности. Она отвечает за те медицинские услуги, которые предоставляет. Она имеет  право самостоятельно оценивать  и решать, необходимо ли ей продолжить образование по вопросам управления, обучения, работе в клинике и научным  исследованиям и предпринять  шаги, чтобы удовлетворить эти  потребности.

Сестринское дело включает в  себя планирование и оказание помощи во время болезни и реабилитации, рассматривает влияние различных  аспектов жизни человека на здоровье, болезнь, инвалидность и смерть.

 

  1. Философия сестринского дела

    Философия сестринского  дела - это система идей, взглядов на мир с позиции медицинской сестры. Она отражает мировоззрение сестры в отношении ее деятельности, социального окружения, развитие и совершенствование собственной личности и профессиональной компетентности. Философия сестринского дела определяет и личные качества медсестры, которыми должна обладать хорошая медсестра: знание; умение; сострадание.

Сущность философии сестринского дела в том, что она является фундаментом  профессиональной жизни медсестры, выражением ее мировоззрения и лежит  в основе ее работы с пациентом. Центральным звеном этой философии, безусловно, является пациент со всеми его потребностями - биологическими, психологическими, социальными духовными, а точнее - личность пациента. Основными принципами философии сестринского дела являются уважение к жизни, достоинству и правам пациента. Медсестра должна быть готова взаимодействовать с любой личностью. В этом состоит одно из ее главных профессиональных качеств. Характер мировоззрения формируется социальным окружением личности, ее воспитанием и самовоспитанием. У каждого человека в процессе формирования его личностных качеств складывается индивидуальное представление о здоровье, болезни и факторах, приводящих к ней. И для каждого пациента сестра создает атмосферу уважительного отношения к его настоящему и прошлому, к его жизненным ценностям, привычкам, взглядам и религиозным убеждениям. Одну из ключевых позиций в системе взаимоотношений медсестры с пациентом занимает медицинская этика, одной из составных частей которой является этический кодекс медсестер. Он освещает основные принципы поведения и оценки действий медсестры, отражает основные цели, обязанности и ценности в данной профессии. Он составляет систему мировоззрений, внутри которой сестра может принимать решения, соответствующие этическим нормам и выполнять обязанности перед обществом, коллегами и своей профессией. Цель сестринского дела - укрепление, сохранение здоровья и предотвращение заболеваний, планирование и оказание помощи во время болезни и реабилитации с учетом всех составляющих здоровья для обеспечения максимальной физической, психической и социальной независимости человека от болезни и окружающих. Цель современного сестринского дела - так организовать сестринскую помощь, включить в план своей работы такие мероприятия и так выполнить их, чтобы, несмотря на болезнь, человек и его семья смогли реализовать себя, повысить качество жизни.

    На медицинскую  сестру возложены четыре служебные  функции или задачи. Первая состоит  в обеспечении и руководстве  сестринской помощью, будь то  содействие, профилактика, лечение,  реабилитация или поддержка отдельных  лиц, семей или группы. Эти функции  наиболее эффективны, если они  осуществляются, как серия логических  шагов, известных в качестве  процедуры сестринского дела.  Второй функцией является обучение  больных и персонала медико-санитарной  помощи.  Для успешного выполнения  плана сестринской помощи медицинская  сестра должна привлечь человека, семью и близких ему людей  к активному участию в сестринском  процессе. Она должна оценить уровень их знаний, готовность к сотрудничеству, возможности и условия для обучения. Как главная или старшая медицинская сестра она обучает других медицинских сестер новым методам сестринской помощи. Соблюдение медицинской сестрой принципов этики, не унижения достоинства тех, кого она обучает, является важным условием достижения положительного результата задач обучения. Третья функция медицинской сестры - работа в качестве эффективного члена бригады медико-санитарной помощи. Четвертой функцией является развитие практики сестринского дела, что предполагает:

- научные исследования,

- использование новых методов работы,

- расширение знаний, развитие практики сестринского дела и образования, определение наиболее актуальных направлений научных исследований,

- использование при проведении научных исследований принятых культурных, этических и профессиональных стандартов.

Направлениями исследований могут быть: проблемы физические, психические  и социальные, связанные со здоровьем  человека, его семьи и группы лиц; вопросы организации, планирования и работы служб сестринской помощи, рационального использования ресурсов здравоохранения, положения медицинских  сестер в обществе; научное обоснование  необходимости внедрения в практику новых методов и технологий сестринской  помощи, программ и учебных планов многоуровневой системы подготовки специалистов сестринского дела;   разработка стандартов и нормативов сестринской практики и образования, что поможет научно обосновать критерии точности диагностики проблем пациента, сестринских диагнозов, качества и  эффективности работы медицинской  сестры и сестринской службы.

 

 

 

 

 

  1. Сестринский процесс

Сестринский процесс - это  метод научно обоснованных и осуществляемых на практике действий медицинской сестры по оказанию помощи пациентам.

Цель этого метода - обеспечение  приемлемого качества жизни в  болезни путем обеспечения максимально  доступного для пациента физического, психосоциального и духовного комфорта с учетом его культуры и духовных ценностей.

В настоящее время сестринский  процесс является одним из основных понятий современных моделей  сестринского дела и включает в себя пять этапов:

1 этап - Сестринское обследование

2 этап - Сестринская диагностика

3 этап - Планирование 

4 этап - Реализация плана  ухода

5 этап – Оценка

Круг обязанностей медсестры, куда входит и выполнение назначенных  врачом вмешательств и ее самостоятельные  действия, четко определен законом. Все выполненные манипуляции  отражаются в сестринской документации.

Суть сестринского процесса заключается в:

- конкретизации проблем пациента,

- определении и дальнейшем осуществлении плана действий медсестры в связи с выявленными проблемами и

- оценке результатов сестринского вмешательства.

Первый этап сестринского процесса - сестринское обследование.

На этом этапе медицинская  сестра производит сбор данных о состоянии  здоровья пациента и заполняет сестринскую  карту стационарного пациента.

Цель обследования пациента - собрать, обосновать и взаимосвязать  полученную информацию о пациенте для  создания информационной базы данных о нем и о его состоянии  в момент обращения за помощью.

Данные обследования могут  носить субъективный и объективный  характер.

Источниками субъективной информации являются: сам пациент, который излагает собственные предположения о  своем состоянии здоровья; близкие  и родственники пациента.

Источники объективной информации: физическое исследование пациента по органам и системам; знакомство с  медицинской историей болезни.

Для общей оценки состояния  больного медицинская сестра должна определить следующие показатели: общее  состояние больного; положение больного в постели; состояние сознания больного; антропометрические данные.

Второй этап сестринского процесса - сестринская диагностика.

Сестринский диагноз - это  состояние здоровья пациента, установленное  в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательств со стороны сестры. Основными методами сестринской диагностики являются наблюдение и беседа. Сестринская  проблема определяет объем и характер ухода за пациентом и его окружением. Медсестра рассматривает не заболевание, а внешнюю реакцию пациента на заболевание. Между врачебным и  сестринским диагнозом существует различие. Врачебный диагноз концентрируется  на распознавании патологических состояний, а сестринский – основывается на описании реакций пациентов на проблемы, связанные со здоровьем.

Классифицировать сестринские  проблемы можно как физиологические, психологические и духовные, социальные. Помимо этой классификации, все сестринские  проблемы делятся на:

- существующие - проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент (например, боль, одышка, отеки);

       - потенциальные - это проблемы, которые пока не существуют,  но могут появиться с течением времени (например, риск возникновения пролежней у неподвижного пациента, риск развития обезвоживания при рвоте и частом жидком стуле).

Установив оба вида проблем, сестра определяет факторы, способствующие или вызывающие развитие этих проблем, выявляет также сильные стороны  пациента, которые он может противопоставить проблемам.

Поскольку у пациента всегда бывает несколько проблем, сестра должна определить систему приоритетов, классифицировав  их как первичные, вторичные и промежуточные. К первичным приоритетам относят такие проблемы пациента, которые в условиях отсутствия лечения могут оказать пагубное влияние на больного.

Промежуточные приоритеты - неэкстремальные и неопасные  для жизни потребности больного.

Вторичные приоритеты – это  потребности пациента, которые не имеют прямого отношения к  болезни или прогнозу (например, у больного с травмой позвоночника первичная проблема – боль, промежуточная  – ограничение подвижности, вторичная  – чувство беспокойства).

Следующей задачей второго  этапа сестринского процесса является формулировка сестринского диагноза  – определение реакции пациента на болезнь и свое состояние.

В отличие от врачебного диагноза, направленного на выявление конкретного  заболевания или сущности патологического  процесса, сестринский диагноз может  меняться каждый день и даже в течение  дня по мере того, как изменяются реакции организма на болезнь.

Третий этап сестринского процесса - планирование ухода.

После обследования, установления диагноза и определения первичных  проблем пациента сестра формулирует  цели ухода, ожидаемые результаты и  сроки, а также методы, способы, приёмы, т.е. сестринские действия, которые  необходимы для достижения поставленных целей. Необходимо путём правильного  ухода устранить все осложняющие  болезнь условия, чтобы она приняла  своё естественное течение.

Во время планирования для каждой приоритетной проблемы формулируются  цели и план ухода. Различают два  вида целей: краткосрочные и долгосрочные.

Краткосрочные цели должны быть выполнены за короткое время (обычно за 1-2 недели).

Долгосрочные цели достигаются  за более длительный период времени, направлены на предотвращение рецидивов  заболеваний, осложнений, их профилактику, реабилитацию и социальную адаптацию, приобретение медицинских знаний.

Каждая цель включает 3 компонента: действие; критерии: дата, время, расстояние; условие: с помощью кого/чего-либо.

После формулировки целей  медсестра составляет собственно план ухода за пациентом, представляющий собой подробное перечисление специальных  действий медсестры, необходимых для  достижения целей ухода.

Требования к постановке целей:

- Цели должны быть реальными.

- Необходимо устанавливать конкретные сроки достижения каждой цели.

- Цели сестринского ухода должны находиться в пределах сестринской, а не врачебной компетенции.

- Формулироваться в терминах пациента, а не медсестры.

После формулирования целей  и составления плана ухода  медсестра обязана согласовать  действия с пациентом, заручиться его  поддержкой, одобрением и согласием.

Четвертый этап - реализация плана ухода.

Этот этап включает меры, которые принимает медицинская  сестра для профилактики заболеваний, обследования, лечения, реабилитации пациентов.

Существует три категории  сестринского вмешательства: независимое, зависимое, взаимозависимое. Выбор  категории определяется нуждами  пациентов.

Независимое – предусматривает действия, осуществляемые медицинской сестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, без прямого требования со стороны врача или указаний от др. специалистов (например, измерение температуры тела, артериального давления, частоты пульса и т.д.).

Зависимое – выполняется на основании письменных предписаний врача и под его наблюдением (например, проведение инъекций, инструментальных и лабораторных исследований и т.д.).

Взаимозависимое – совместная деятельность медицинской сестры с врачом и др. специалистами (например, действия операционной медицинской сестры во время оперативных вмешательств).

Проводя четвертый этап сестринского процесса, медицинская сестра решает две стратегические задачи:

- наблюдение и контроль за реакцией пациента на назначения врача с фиксацией полученных результатов в сестринской истории (карте) болезни;

- наблюдение и контроль за реакцией пациента на выполнение сестринских действий по уходу, связанных с постановкой сестринского диагноза и регистрация полученных данных в сестринской истории (карте) болезни.

Информация о работе Философия сестринского дела