Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:31, реферат
Современная концепция сестринского дела, направленная на укрепление статуса медицинской сестры, в России принята в 1993 году на международной конференции «Новые сестры для новой России. Заметным событием последнего времени явился II Всероссийский съезд медицинских работников в октябре 2004 года, на котором обсуждалась реформа здравоохранения. В его работе приняли участие более 1100 делегатов и гостей.
Пятый этап сестринского процесса - оценка.
Целью пятого этапа является оценка реакции пациента на сестринский уход, анализ качества оказанной помощи, оценка полученных результатов и подведение итогов.
Источниками и критериями оценки сестринского ухода служат следующие факторы:
- оценка степени достижения поставленных целей сестринского ухода;
- оценка ответной реакции пациента на сестринские вмешательства, на медперсонал, лечение, удовлетворенности фактом пребывания в стационаре, пожеланий;
- оценка эффективности влияния сестринской помощи на состояние пациента; активный поиск и оценка новых проблем пациента.
При необходимости план сестринских
мероприятий пересматривается, прерывается
или изменяется. Когда намеченные
цели не достигаются, то оценка дает возможность
увидеть факторы, мешающие их достижению.
Если конечный результат сестринского
процесса приводит в неудаче, то сестринский
процесс повторяется
Систематический процесс
оценки требует от медсестры навыка
мыслить аналитически при сравнении
ожидаемых результатов с
Основные положения и эволюция сестринского дела
Развитие медицины, изменение
взглядов на место и роль медицинской
сестры в системе здравоохранения,
формирование сестринского дела как
самостоятельной профессии
Различные модели
отражают существующие
• принципы, задачи и состояние системы здравоохранения;
• демографические показатели;
• социально-экономическое состояние общества;
• доминирующие морально-этические принципы, культуру.
Модель сестринского дела должна быть ориентирована:
• на человека, а не на болезнь;
• сохранение здоровья человека, улучшение качества жизни и независимость от болезни;
• нарушенные потребности и возникающие проблемы;
• определение ответной реакции человека, его родственников, семьи на болезнь;
• решение проблем, связанных со здоровьем человека, семьи, групп людей и общества.
Компонентами модели сестринского дела являются:
1) пациент как объект
деятельности сестринского
2) источник проблем пациента;
3) цели и задачи ухода (сестринской помощи);
4) роль медицинской сестры;
5) направленность сестринской помощи;
6) способы оказания сестринской помощи;
7) оценка качества и результатов ухода.
Пациент. Модели
по-разному определяют
Источник проблем
пациента. В различных моделях
выделяют разные проблемы со
здоровьем, требующие
Цели и задачи
ухода. В 19 веке Ф. Найтингейл
полагала, что цель ухода за
больными состоит в том, чтобы
создать условия для
Роль медицинской сестры. Авторы одних моделей отводят сестре исключительно роль помощника врача, другие рассматривают ее как защитника прав пациента, третьи — как постоянную сиделку, четвертые — как человека, который изменяет поведение пациента. Авторы каждой модели приводят множество аргументов в пользу той или иной роли медицинской сестры.
Направленность сестринской помощи. Этот пункт предполагает определение проблем пациента, на которые направлена деятельность медицинской сестры.
Способы оказания сестринской помощи. При реализации плана ухода, внимание медицинской сестры должно быть сосредоточено на различных аспектах состояния больного. Ф. Найтингейл полагала, что сестра наблюдает за изменением окружающей среды (чистота, свет, тепло, свежий воздух, пища, вода). Авторы некоторых моделей считают, что сестринская помощь направлена исключительно на конкретные анатомические или физиологические системы.
Оценка качества и результатов ухода. Авторы большинства моделей считают, что для того чтобы оценить качество и результат ухода за пациентом, необходимо определить, достигнута ли поставленная цель. Причем медицинская сестра определяет, насколько целесообразным было то или иное вмешательство. В одних моделях оценивают функцию анатомических и физиологических систем организма, в других — психологические и поведенческие системы, в третьих — степень достижения пациентом возможности самоухода.
Если одновременно используются несколько моделей, то определяют целесообразность использования той или иной модели для конкретного пациента.
Модель, предложенная В.Хендерсон
(1966), акцентирует внимание сестринского
персонала на физиологических, психологических,
социальных потребностях, которые могут
быть удовлетворены благодаря
Модель Хендерсон в настоящее время наиболее известна среди медицинских сестер. Согласно этой модели пациент имеет 14 жизненно важных потребностей, одинаковых для всех людей, которые выделены на основе теории А.Маслоу. Здоровый человек, как правило, не испытывает трудностей в удовлетворении этих потребностей. В то же время в период болезни, беременности, детства, старости, при приближении смерти он может быть не в состоянии удовлетворить эти потребности самостоятельно. Именно в это время медицинская сестра помогает ему. В.Хендерсон утверждает, что сестринский уход должен быть направлен на скорейшее восстановление независимости человека.
Согласно модели источником
проблем пациента являются
В модели В.Хендерсон роль медицинской сестры представлена двояко. С одной стороны, это самостоятельный и независимый специалист, решающий вопросы по удовлетворению нарушенных жизненно важных потребностей человека; с другой — помощник врача, так как медицинская сестра выполняет его назначения. Модель В.Хендерсон предполагает удовлетворение биологических, психологических, социальных потребностей пациента и его привлечение к планированию и осуществлению ухода.
Сестринская помощь включает контроль за приемом лекарственных средств и выполнение процедур, назначенных врачом, а также привлечение больного и его семьи к процессу ухода.
Согласно данной модели можно окончательно оценить результат и качество ухода только тогда, когда удовлетворены все жизненно важные потребности, в отношении которых были предприняты действия медицинской сестры.
Так же, как и В.Хендерсон, она использовала определенный перечень потребностей, присущих всем людям.
Рассматривая человека как
объект сестринской деятельности, Н.Роупер
выделила 16 видов повседневной жизнедеятельности
(фундаментальных потребностей)
• инвалидность и связанное с этим нарушение физиологических функций;
• патологические и дегенеративные изменения в тканях;
• несчастный случай;
• инфекционные заболевания;
• последствие влияния физических, психологических и социальных факторов окружающей среды.
Эти факторы могут сделать человека частично или полностью зависимым.
Планирование сестринского
ухода фактически начинается
с первичной оценки состояния
пациента, когда совместно с ним
медицинская сестра формирует
цели ухода. В дальнейшем она
определяет средства для
Н.Роупер выделяет независимую, зависимую и взаимозависимую роли медицинской сестры. Независимая роль заключается в оценке совместно с пациентом его состояния, планировании и осуществлении сестринской помощи и оценке результатов ухода. Зависимая роль подразумевает помощь врачам при тех или иных процедурах, а также выполнение назначений лечащего врача. Взаимозависимая роль возникает при работе в составе бригады других специалистов.
Согласно модели медицинская сестра совместно с пациентом последовательно оценивает его возможности в удовлетворении потребностей, устанавливая фактические и потенциальные проблемы больного. Эта модель предусматривает непрерывную оценку удовлетворения потребностей пациента. После того как медицинская сестра обсудила с пациентом цель ухода, она выбирает способы помощи, направленные на удовлетворение потребностей. Это может быть расширение степени подвижности, уменьшение тревоги, обучение навыкам общения, самоухода и т.д. Критериями оценки должна быть степень удовлетворения каждой потребности в соответствии с поставленными целями. Если желаемый результат не достигнут, медицинская сестра совместно с пациентом пересматривает и цели, и предполагаемые вмешательства.