Физиологические основы психических функций (мышление, сознание)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 20:05, контрольная работа

Описание работы

Функционирование условнорефлекторного механизма базируется на двух основных нервных процессах: возбуждения и торможения. При этом по мере становления, упрочения условного рефлекса возрастает роль тормозного процесса. В зависимости от природы физиологического механизма, лежащего в основе тормозного эффекта на условно-рефлекторную деятельность организма, различают безусловное и условное торможение условных рефлексов. Их взаимодействие обеспечивает гибкость и тонкость поведения.

Содержание работы

Введение.

1. Виды торможения условных рефлексов. Значение для жизнедеятельности организма. Возрастные особенности.

2. Особенности процессов ВНД, определяющих тип нервной деятельности у детей.

3. Физиологические основы психических функций (мышление, сознание).

Заключение.

Список литературы.

Файлы: 1 файл

Нейрофизиология.docx

— 62.08 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение.

 

1. Виды торможения  условных рефлексов. Значение для  жизнедеятельности организма. Возрастные  особенности.

 

2. Особенности  процессов ВНД, определяющих тип  нервной деятельности у детей.

 

3. Физиологические  основы психических функций (мышление, сознание).

 

Заключение.

 

Список литературы.

 

Представление о функции мозга, как о результате динамической интеграции различных структур, выполняющих определенную, специфическую роль в формировании целостной деятельности мозга, впервые было сформулировано И.М. Сеченовым в 1863 г. И получило дальнейшее развитие в трудах выдающихся физиологов И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина. Оно стало приоритетным в отечественной физиологии, послужив основой для объяснения механизмов целенаправленного поведения и мозговой организации психических процессов. В учении о высшей нервной деятельности, созданном И.П. Павловым, огромное внимание уделяется нейрофизиологическим процессам, обеспечивающим приспособительные реакции организма на воздействия внешнего мира.

 В качестве  нервного механизма, обеспечивающего  реагирование на внешние воздействия, рассматривался условный рефлекс. В отличие от безусловных рефлексов, являющихся врожденными, сформировавшимися  в ходе эволюции и передающимися  по наследству, условные рефлексы  возникают, закрепляются и угасают  в течение жизни. Они могут образовываться на любые сигналы, реализуясь при участии высших отделов нервной системы.

Функционирование условнорефлекторного механизма базируется на двух основных нервных процессах: возбуждения и торможения. При этом по мере становления, упрочения условного рефлекса возрастает роль тормозного процесса. В зависимости от природы физиологического механизма, лежащего в основе тормозного эффекта на условно-рефлекторную деятельность организма, различают безусловное и условное торможение условных рефлексов. Их взаимодействие обеспечивает гибкость и тонкость поведения.

1. Виды торможения условных рефлексов. Значение для жизнедеятельности организма. Возрастные особенности.

 

Известно два вида торможения условных рефлексов, принципиально отличающихся друг от друга: безусловное  и  условное.

Безусловное (врожденное) торможение подразделяется на внешнее торможение и запредельное.

Внешнее (безусловное) торможение - врожденное свойство нервной системы, связанное с ослаблением или прекращением поведенческих реакций (других рефлексов) при действии раздражителей, поступающих из внешней среды.

Механизм внешнего торможения: посторонний сигнал сопровождается появлением нового очага возбуждения, который оказывает угнетающее влияние на текущую условнорефлекторную деятельность по типу доминанты.  Такое торможение способствует экстренному приспособлению организма к меняющимся условиям внешней и внутренней среды организма и дает возможность при необходимости переключиться на другую деятельность согласно ситуации. В этом и проявляемся важнейшая координирующая, упорядочивающая приспособительная роль внешнего торможения в высшей нервной деятельности. В основе этого вида торможения лежит отрицательная индукция (возбуждение в новом центре вызывает торможение в прежнем).

По степени выраженности выделяют два варианта торможения: гаснущий тормоз и постоянный тормоз.

Гаснущий   тормоз связан с тем, что условнорефлекторные реакции тормозятся при действии посторонних стимулов, под влиянием  которых возникают  как условнорефлекторные, так и безусловнорефлекторные реакции. В большинстве случаев возникает ориентировочная реакция, которая постепенно угасает при повторном действии стимула. Человек постоянно испытывает на себе действие гаснущего тормоза. Например, ученик в новой аудитории может на некоторое время «забыть» хорошо известный ему учебный материал. Но как только он «оглядится», ориентировочный рефлекс исчезает, и новые условия перестают быть ему помехой. Поэтому очень важно,  чтобы дети, начинающие школьную жизнь или продолжающие ее в новых условиях, имели некоторое время для того, чтобы осмотреться и привыкнуть к этим условиям, чтобы новые условия (ориентировочные реакции на обстановку, на внешний вид учителя и др.) не мешали им усваивать урок.

     Постоянный тормоз – это такой дополнительный раздражитель, который с повторением не теряет своего тормозящего действия (в основе его механизма лежат отрицательная индукция и доминанта). Это, например, раздражения от переполненных внутренних органов (мочевого пузыря, кишечника), болевые раздражители.  Они имеют существенное значение для человека и требуют от него принятия решительных мер к их устранению, поэтому условнорефлекторная  деятельность  затормаживается. У человека, например, при острой зубной боли перестает болеть небольшая рана на руке, т.е. более сильное болевой возбуждение подавляет менее сильное.

Запредельное торможение возникает при действии чрезвычайно сильного условного сигнала по «закону силы»: чем сильнее условный сигнал, тем сильнее условнорефлекторная реакция (но до определенной величины, далее уменьшается или полностью исчезает). Эти факты позволили И.П.Павлову выдвинуть представление о том, что корковые клетки имеют предел работоспособности. Многие исследователи относят запредельное торможение по механизму к пессимальному торможению (угнетение деятельности нейрона при чрезмерно частом его возбуждении, превышающем лабильность). Оно развивается при длительном нервном возбуждении организма, предохраняя нейроны от истощения, временно выключается активность нервных клеток. Главные признаки этого торможения: вялость, сонливость, сумеречное состояние, потеря сознания, сон, крайний вариант – состояние  ступора.

Само запредельное торможение является физиологической основой отвлечения и второй («тормозной») фазы утомления учащихся на уроке.

Например, опрос учащихся после длительных и утомительных занятий приводит к тому, что каждый новый вопрос вместо активной реакции будет вызывать угнетение. В этом состоянии ребенок перестает отвечать даже на те вопросы, которые в начале занятий не вызывали у него никаких трудностей. Биологическое значение такой реакции сводится к предоставлению истощающимся клеткам головного мозга необходимого отдыха для последующей активной деятельности.

 Разные виды торможения взаимодействуют между собой путем растормаживания и суммации. 

Внутреннее или условное торможение это активный нервный процесс, который требует своей выработки, как и сам рефлекс. Оно  проявляется в форме задержки, угасания или устранения условнорефлекторной реакции и локализовано в пределах нервного центра данного условного рефлекса. Такое торможение является средством упорядочения и совершенствования условных рефлексов. Благодаря внутреннему торможению условные рефлексы непрерывно уточняются и совершенствуются. Различают несколько видов условного торможения:   угасательное, дифференцировочное,     запаздывательное,        условный тормоз.

Угасательное  торможение возникает при повторном применении условного сигнала и неподкреплении его. При этом вначале условный рефлекс ослабевает, а затем полностью исчезает. Через некоторое время он может восстановиться. Скорость угасания зависит от интенсивности условного сигнала и биологической значимости подкрепления: чем они значительнее, тем труднее совершается угасание условного рефлекса. Этот процесс связан с забыванием полученной ранее информации, если она длительно не повторяется. Если во время проявления условного угасательного рефлекса действует посторонний сигнал, возникает ориентировочно-исследовательский рефлекс, который ослабляет угасательное торможение и восстанавливает угасший ранее рефлекс (явление растормаживания). Это показывает, что выработка угасательного торможения связана с активным угасанием условного рефлекса. Угасший условный рефлекс быстро восстанавливается при его подкреплении.

Развитие угасательного торможения зависит от возраста, состояния здоровья, типа ВНД, а также от вида и прочности условного рефлекса. У детей условные рефлексы угасают тем скорее, чем чаще это угасание происходит. Свежеобразованные условные рефлексы угасают скорее, чем старые. У лиц слабого типа они угасают быстрее, чем у сильных, а восстанавливаются медленнее. У детей 11-12 лет рефлексы угасают легче, чем у детей 8-10 лет, потому что у последних внутреннее торможение развито слабее. Пищевые условные рефлексы у детей дошкольного и младшего школьного возраста угасают после трех-четырех неподкреплений. У детей с преобладанием возбуждения угасание наступает медленнее, чем у уравновешенных. Угасший условный рефлекс после подкрепления его безусловным восстанавливается. У здоровых детей для восстановления пищевого условного рефлекса требуется 10-15 минут, у больных – больше.

Способность обучающихся детей развивать угасательное торможение имеет большое биологическое значение. Оно освобождает их от необходимости отвечать на те раздражения, которые вызывают рефлексы, уже утратившие свой смысл в связи с переходом их в более старший возраст. Оно важно также для вытеснения из памяти тех переживаний ребенка, воспоминания о которых не только неприятны, но и направлены на срыв его нервной деятельности. Благодаря этому торможению люди имеют возможность освобождаться от тех взглядов, которые уже не соответствуют их новым жизненным условиям. Кроме того, угасательное торможение является физиологической основой забывания, избавления от ненужных умений, навыков, привычек, знаний.

Дифференцировочное  торможение вырабатывается при дополнительном включении раздражителя, близкого к условному, и неподкреплении его. Оно устраняет ненужные условные рефлексы и направлено на то, чтобы «не путать» сходные раздражители.

Такое торможение развивается в зависимости от близости раздражителей: чем дифференцировка ближе по своему значению к положительному раздражителю, тем труднее ее выработать. Например, эллипс легко отдифференцировать от круга. Но если изменять форму эллипса, подгоняя ее к форме круга, то наступит такое его изменение, когда измененную форму уже будет трудно отдифференцировать, а для детей может быть и невозможно. Следовательно, чем ближе по своим качествам сигнал и дифференцировка к нему, тем должно быть более сильным торможение.

Дифференцировочное торможение делает более точными ответные реакции организма на действующие раздражители, чем способствует лучшему его приспособлению к меняющимся условиям среды и вырабатывается с возрастом. У возбудимых детей дифференцировка образуется труднее.

Дифференцировочное торможение лежит в основе широко распространенных педагогических приемов – сопоставления, сравнения, выбора. Метод сопоставления постоянно используется учителем в преподавании учебных предметов: сложение противопоставляется вычитанию, нажим в букве – прямому штриху, явление неживой природы – живому. Применение метода выбора – это часто встречающаяся необходимость в педагогической практике. Учащимся приходится усваивать множество правил, которые им не всегда и не в одинаковой степени будут в последующем нужны. Применение дифференцировки позволяет вычленять то, что нужно, активно участвовать в постоянном сохранении только необходимого фонда временных связей. Дифференцировочное торможение является также физиологической основой формирования у школьников новых понятий и способности к аналитической деятельности.

Запаздывательное  торможение возникает при отставлении подкрепления на 1-3 мин относительно начала действия условного сигнала. Постепенно появление условной реакции сдвигается к моменту подкрепления; формируется при выработке запаздывающих следовых условных рефлексов, когда условный сигнал значительно опережает подкрепление.

У детей запаздывание развивается медленнее, чем у взрослых, причем у возбудимых лиц его выработать особенно трудно.

 Выработка этого  вида торможения имеет важное  педагогическое значение, т.к. помогает  привить учащимся выдержку, терпение, умение ожидать. Способность выработки  этого вида внутреннего торможения  наилучшим образом обеспечивает  высокую степень приспособления  организма к окружающей среде. Примером такой приспособительной  реакции может служить условное  отделение желудочного сока. Торможение  запаздывания предупреждает бесполезное, а может быть даже и вредное  наполнение пустого желудка кислым  желудочным соком. Биологическое  значение этого вида торможения  состоит в том, что оно предохраняет  организм от преждевременной  траты энергии.

 

Условный  тормоз возникает при добавлении к условному сигналу другого раздражителя и неподкреплении этой комбинации. Любой раздражитель может быть сделан условным тормозом к любому сигналу. В зависимости от прочности условного тормоза он будет в большей или меньшей степени снижать величину условного рефлекса,  вплоть до полной его задержки. Свойства условного тормоза определяются тем, что возбудительный и тормозной процессы разыгрываются на одних и тех же корковых нейронах — нейронах основного условного раздражителя. Сам по себе условный раздражитель вызывает возбуждение, а прибавочный агент — торможение.

Условный тормоз является физиологической основой дисциплинированности. С помощью условного тормоза у ученика может быть задержано любое его действие, не соответствующее правилам поведения. Биологическое значение условного тормоза так же, как и дифференцировочного торможения в том, что благодаря им человек может выделять из окружающей среды благоприятные, неблагоприятные и бесполезные сигналы, различать их и соответствующим образом на них реагировать.

Все разновидности внутреннего приобретенного (условного) торможения вместе взятые являются физиологической основой воспитания. И.П. Павлов считал, что воспитание – это постоянная тренировка разновидностей внутреннего (условного) торможения. В свою очередь, взаимодействие условного и безусловного торможения обеспечивает гибкость и тонкость поведения.

 

2. Особенности процессов  ВНД, определяющих тип нервной  деятельности у детей.

Любой ребёнок в процессе развития совершает эволюцию от холерического, художественного (по И.П. Павлову) темперамента к уравновешенному мыслительному. Тем не менее, существуют дети явно возбудимые и явно заторможенные, энергичные и пассивные, самоуверенные и робкие, выносливые и утомлённые.

В формировании основных свойств нервной системы и типов ВНД в пренатальном периоде развития большое значение имеют наследственные факторы, а в постнатальном периоде развития – влияние окружающей среды. При этом наследственность определяет границы изменчивости типологических свойств нервной системы, а от среды зависит степень их развития.

Тип ВНД ребенка напоминает тип ВНД взрослого лишь в общих чертах, т.к. основные свойства нервной системы, определяющие тип ВНД у детей и подростков, имеют возрастные особенности. Так, для детей дошкольного возраста характерна слабость процессов возбуждения и торможения и их неуравновешенность в сторону преобладания возбуждения независимо от типа  ВНД. В связи с этим у детей дошкольного возраста сильный тип нервной системы также будет характеризоваться слабостью нервных процессов, но степень ее выраженности будет меньше по сравнению со слабым типом. Иначе говоря, происходит своеобразное «наложение» возрастных особенностей  ВНД с  типологическими свойствами ВНД.

Информация о работе Физиологические основы психических функций (мышление, сознание)