Физиологические основы психических функций (мышление, сознание)
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 20:05, контрольная работа
Описание работы
Функционирование условнорефлекторного механизма базируется на двух основных нервных процессах: возбуждения и торможения. При этом по мере становления, упрочения условного рефлекса возрастает роль тормозного процесса. В зависимости от природы физиологического механизма, лежащего в основе тормозного эффекта на условно-рефлекторную деятельность организма, различают безусловное и условное торможение условных рефлексов. Их взаимодействие обеспечивает гибкость и тонкость поведения.
Содержание работы
Введение.
1. Виды торможения условных рефлексов. Значение для жизнедеятельности организма. Возрастные особенности.
2. Особенности процессов ВНД, определяющих тип нервной деятельности у детей.
3. Физиологические основы психических функций (мышление, сознание).
Полагают, что лобные доли имеют ведущее значение для проявления высших психических функций.
Поражение лобных долей у человека сопровождается психической неустойчивостью, эйфорией, раздражительностью, отсутствием твердых планов, основанных
на прогнозировании, наличием легкомыслия и грубости. Часто возникают настойчивые
повторные действия, конфликты с окружающими.
ВНД человека
протекает на двух уровнях - подсознания и сознания.
На уровне подсознания протекают следующие
виды деятельности мозга.
1. Переработка ранее поступившей информации,
устранение несущественной, выбор существенной
и сохранение ее в памяти.
2. Восприятие подпороговых внешних
раздражителей. На уровне подсознания
можно выработать условные рефлексы. К
сожалению, это, прежде всего, использовано
в рекламе товаров.
3. Переработка импульсов от внутренних
органов. При чрезмерном возрастании импульсов
от внутренних органов у человека могут
возникнуть неопределенные, «темные»
чувства, причина которых самому субъекту
непонятна до тех пор, пока их интенсивность
не достигнет сознания.
4. На уровне подсознания протекает
хорошо отработанная автоматизированная
деятельность, а также ходьба, бег и другая
привычная деятельность, глубоко усвоенные
нормы поведения, мотивационные конфликты,
вытесненные из сознания. Ресурсы сознания
в это время освобождаются и переключаются
на другую деятельность.
5. Деятельность мозга во сне,
направленная на переработку дневной
информации и запоминание ее.
6. Интуиция, связанная с процессами творчества,
которые не контролируются сознанием.
Интуиция - источник гипотез, открытий,
возможных благодаря трансформации и
рекомбинации следов памяти.
Осознаваемая деятельность
мозга - это наиболее сложная форма психической
деятельности человека, сюда относятся
следующие ее виды.
1. Все виды психической деятельности
(ощущения, восприятия, мышление, внимание
и др.), связанные с абстрактным мышлением.
2. Неавтоматизированная физическая
работа, особенно требующая научения.
3. Восприятие отклонений констант
внутренней среды организма, вызывающих
ощущение и мотивацию к деятельности,
направленной на устранение этих отклонений.
Подобные ощущения возникают при увеличении
осмотического давления внутренней среды
организма (жажда), при недостатке питательных
веществ (чувство голода), половое влечение,
при переполнении ряда внутренних органов
(желудка, прямой кишки, мочевого пузыря).
4. Восприятие избыточной информации
от внутренних органов, связанных
с нарушением их деятельности (патологией).
Процессы, лежащие в основе сознания
и подсознания, находятся в определенном
динамическом соотношении, сдвиги могут
быть в обе стороны. Если судить по биоэлектрическим
реакциям, то состояние неосознаваемое
и осознаваемое зависят от количества
вовлеченных в реакцию нейрональных структур.
В первом случае включается незначительное
количество нейрональных структур коры
и подкорки, во втором - в ответную реакцию
включается вся система нейрональных
«ансамблей» коры и подкорки. Реакции,
протекающие на уровне подсознания, энергетически
наиболее выгодны, наиболее экономны.
Это первинный фильтр для всей поступающей
в мозг информации.
Таким образом, психическая деятельность
осуществляется только в бодрствующем
состоянии. ВНД может протекать как осознаваемая,
так и подсознагельно, в том числе и во
время сна.
Мышление - процесс познания,
накопления информации и навыков, а также
и оперирование знанием, то есть закодированной
с помощью механизмов памяти информацией.
Виды мышления.
1. Элементарное
(конкретное) мышление, т. е. форма отражения
действительности, проявляется в целесообразном
адекватном поведении, направленном на
удовлетворение биологических потребностей.
Оно свойственно человеку и животным.
физиологическую основу элементарного
мышления составляет первая сигнальная
система.
2. Абстрактное мышление
- отвлеченно-понятийная форма мышления,
развивающаяся со становлением второй
сигнальной системы. Оно свойственно только
человеку. Вторая сигнальная система обеспечивает
мышление с помощью различных понятий,
категорий, формул.
3. Словесно-логическое
мышление - форма мышления, основанная
на рассуждении, состоящем из последовательного
ряда логических звеньев.
Мышление развивается на протяжении
всей жизни человека в процессе его деятельности.
На каждом возрастном этапе мышление имеет
свои особенности.
Мышление ребенка раннего
возраста выступает в форме действий,
направленных на решение конкретных задач:
достать предмет, находящийся в поле зрения,
надеть кольца на стержень игрушечной
пирамиды, закрыть или открыть коробочку,
влезть на стул и т. п. Выполняя эти действия,
ребенок думает. Он мыслит действуя, его
мышление наглядно-действенное.
Овладение речью вызывает
сдвиг в развитии, дети начинают мыслить
обобщенно. Если вначале речь ребенка
вплетена в действие, то позже она предваряет
его. Ребенок сначала скажет, что он будет
делать, затем сделает. Дальнейшее развитие
мышления выражается в изменении соотношения
между действием, образом и словом. В решении
задач все большую роль играет слово. Однако
до семилетнего возраста мышление детей
остается конкретным. У преддошкольника
мышление не вычленяется из восприятий
и носит ситуативный характер; младшие
дошкольники могут думать и о том, что
они непосредственно не воспринимают;
средние и старшие дошкольники в мышлении
выходят далеко за пределы личного опыта
и могут рассуждать, рассказывать. Ребенок
6—7 лет достаточно умело использует факты,
обобщает их и приходит к правильным предположениям.
Процесс отвлечения совершается
у него не только при восприятии ряда предметов,
но и под влиянием словесных описаний
и объяснений. Однако ребенок все еще находится
в плену образов конкретных предметов.
Поступление в школу меняет
содержание деятельности детей. Значительно
расширяется круг предметов и явлений,
о которых они должны думать, повышаются
и требования к самим процессам мышления.
Учитель учит детей внимательно следить
за ходом рассуждения, точно выражать
мысли в словах, сначала думать, а потом
делать что-либо и пр. Хотя мышление младших
школьников в целом остается еще конкретно-образным,
элементы абстрактного мышления выражены
все заметнее. Дети могут мыслить на уровне
общих понятий о том, что им хорошо известно,
о знакомых животных, растениях, людях
и их труде.
Темп развития мышления детей
школьного возраста в значительной мере
зависит от того, как их обучают,
в каких условиях.
Обязательным условием организации
индивидуальной учебно-воспитательной
работы с учащимися является знание их
основных психических и физиологических
особенностей, среди которых прежде всего
следует выделить типологические особенности
нервной системы. Одинаковые педагогические
воздействия на учащихся с различными
типами нервной деятельности не будут
для каждого из них адекватными. То, что
посильно ученику с сильным типом нервной
системы, может оказаться не под силу ученику
со слабым типом.
Ученик с инертными нервными процессами
будет удивлять учителя своей медлительностью,
а ученик с преобладанием процессов возбуждения
и их высокой подвижностью всегда будет
непоседливым. Поэтому учебно-воспитательная
работа с такими детьми должна строиться
из учета их биологических особенностей
и быть направлена на воспитание у них
положительных качеств. У ученика со слабой
нервной системой, педагог, постепенно
увеличивая нагрузки, должен повышать
работоспособность его нервных клеток,
у ученика с инертными нервными процессами
— воспитывать быстроту реакции, у ученика
с «безудержным» типом нервной системы
- тренировать процессы торможения и т.
д.
Было бы также неверным считать, что дети,
относящиеся к сангвиническому типу, характеризуются
более благоприятными психофизиологическими
качествами, в сравнении с детьми флегматического
или меланхолического типа. В современных
исследованиях показано, что каждый тип
высшей нервной деятельности обладает
своими положительными свойствами. Например,
дети меланхолического типа (слабый тип)
в сравнении с сильным типом имеют более
низкий уровень работоспособности, но
обладают более высокой чувствительностью
к педагогическим воздействиям. У учащихся
с сильной нервной системой лучше развита
механическая память, а учащиеся со слабой
нервной системой лучше усваивают осмысленный
материал. Оказалось, что дети меланхолического
типа медленнее запоминают учебный материал,
но прочность запоминания у них выше, чем
у детей холерического типа. Следовательно,
правильно организованный дифференцированный
педагогический подход к детям с различными
типами высшей нервной деятельности поможет
педагогу добиться высокой успеваемости
в классе.
Список литературы:
Нейрофизиология и ВНД детей и подростков. В.М. Смирнов, 2000г.
Высшая нервная деятельность ребенка,
Красногорский Н.И., 1958г