Физиологические основы психических функций (мышление, сознание)
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 20:05, контрольная работа
Описание работы
Функционирование условнорефлекторного механизма базируется на двух основных нервных процессах: возбуждения и торможения. При этом по мере становления, упрочения условного рефлекса возрастает роль тормозного процесса. В зависимости от природы физиологического механизма, лежащего в основе тормозного эффекта на условно-рефлекторную деятельность организма, различают безусловное и условное торможение условных рефлексов. Их взаимодействие обеспечивает гибкость и тонкость поведения.
Содержание работы
Введение.
1. Виды торможения условных рефлексов. Значение для жизнедеятельности организма. Возрастные особенности.
2. Особенности процессов ВНД, определяющих тип нервной деятельности у детей.
3. Физиологические основы психических функций (мышление, сознание).
Каждый тип ВНД обладает своими положительными
свойствами. Например, дети меланхолического
типа (слабый тип) в сравнении с сильным
типом имеют более низкий уровень работоспособности,
но обладают более высокой чувствительностью,
в том числе, к педагогическим воздействиям.
У учащихся с сильной нервной системой
лучше развита механическая память, а учащиеся со слабой нервной системой
лучше усваивают осмысленный материал.
Оказалось, что дети меланхолического
типа медленнее запоминают учебный материал,
но прочность запоминания у них выше, чем у детей холерического
типа.
Н.И.Красногорский, изучив специфику
проявления в детском возрасте свойств
силы, уравновешенности, подвижности нервных
процессов, а также взаимоотношения сигнальных
систем и взаимодействие коры и подкорковых
образований, выделил четыре типа ВНД:
1. Сильный, оптимально
возбудимый, уравновешенный, быстрый –
сангвинический тип характеризуется быстрым образованием
условных рефлексов, которые легко угасают и быстро восстанавливаются.
При этом возбуждение и торможение легко
сменяются, возможно быстрое образование
тонких дифференцировок. Дети этого типа отличаются
хорошо развитой, быстрой, отчетливой,
с правильными интонациями речью с богатым
словарным запасом, зачастую сопровождающейся
выразительной мимикой и жестикуляцией.
Подкорковая условно-рефлекторная деятельность
у них регулируется функционально сильной
корой, поэтому они отличаются хорошим поведением
и, как правило, не представляют трудности
в воспитании.
2. Сильный, уравновешенный,
медленный – флегматичный тип. Условные рефлексы
у детей с таким типом образуются медленнее,
чем у представителей первого типа, но
они прочные; угасшие условные связи восстанавливаются
также медленнее; хорошо проявляются тормозные реакции. Речь правильная, с достаточным словарным
запасом, но несколько замедленная, без
резко выраженной жестикуляции и мимики.
Характерен выраженный контроль коры
над безусловными рефлексами и эмоциями. Дети этого типа обычно отличаются примерным поведением, хорошо учатся. При сложных заданиях
повышают свою активность и настойчиво
стараются их выполнить.
3. Сильный, повышенно
возбудимый, неуравновешенный, безудержный
– холерический тип. Отличается сильной подкорковой активностью,
не всегда в полной мере контролируемой
корой. Характерна недостаточность тормозного
процесса. Условные связи образуются медленнее,
чем у детей первых двух типов, причем
быстро угасают, а образующиеся дифференцировки
неустойчивы. Дети этого типа чрезвычайно
эмоционально возбудимы, вспыльчивы, им
свойственны аффекты в поведении. Речь
быстрая, неровная, с колеблющимися интонациями,
отдельными вскрикиваниями. Учатся такие
дети удовлетворительно, однако к условиям
школы зачастую приспосабливаются тяжело,
и их воспитание может представлять трудности.
4. Слабый, пониженно
возбудимый – меланхолический тип. Характерна
пониженная возбудимость и коры и подкорки.
Условные рефлексы образуются медленно;
они неустойчивы. Слабость внутреннего
торможения при сильно выраженных внешних
тормозах проявляется в трудностях привыкания
к школе, к новым условиям обучения, к изменениям вообще. Речь таких детей
слабая и тихая, часто замедленная. Они
не переносят сильных и продолжительных
раздражений, быстро утомляются. У детей
данного типа легко развиваются невротические
реакции и неврозы.
При этом в младшем школьном возрасте
даже у представителей первых двух групп
зачастую наблюдается неполная уравновешенность
нервных процессов с некоторым преобладанием
возбуждения при относительно слабых
процессах активного внутреннего торможения,
что определяет повышенную реактивность
детей.
Типологические особенности нервной
системы четко проявляются и в деятельности
школьника. Например, дети сильного типа
могут достаточно долго и напряженно (в
пределах возрастных возможностей) работать
в классе или дома с высоким темпом и интенсивностью
на фоне положительного эмоционального
состояния. Для них характерны устойчивое внимание и в то же время способность достаточно
быстро переключаться на новый вид деятельности;
они могут работать долго и интенсивно.
С помощью психологических методов в
1985 г. Э.М. Александровская и И.Н. Гильяшева
(1985) выделили шесть основных
типологических вариантов личности детей
младшего школьного возраста (7-10 лет).
Гармоничный тип (около 36%). Дети
этой наибольшей по численности группы
легко учатся и не испытывают трудностей
в школе. Обследование выявляет у них
наряду с достаточно высоким уровнем сформированности
интеллектуальных функций такие личностные
свойства, как общительность, уверенность
в себе, высокий самоконтроль, добросовестность,
отсутствие тревожности. Эта группа делится
на две подгруппы, отличающиеся уровнем
возбудимости: детям I подгруппы (около
26%) свойственна уравновешенность, детям
II подгруппы (около 10%) - ярко выраженная
моторная активность. Практическая направленность
этих школьников проявляется в эффективном
овладении учебной деятельностью, стремлением
к хорошим результатам. Сочетание перечисленных
свойств представляет собой устойчивую
структуру личности, которая обеспечивает
им быструю адаптацию.
Конформный тип (около 12%). В поведении школьников проявляются
сильная зависимость от ситуации, стремление
соответствовать окружению. Высокая школьная
мотивация, потребность поступать согласно
предъявляемым нормам определяют их направленность
на учебную деятельность. Они достаточно
общительны, уверены в себе, добросовестны,
имеют хороший самоконтроль, низкий уровень
тревожности и напряженности. Особенность
таких детей - недоразвитие познавательной
деятельности, что затрудняет усвоение
учебной программы.
Доминирующий тип (около 10%). - стремление к самостоятельности,
доминированию, самоутверждению. Они общительны,
активны, уверены в себе, обладают социальной
смелостью и склонностью к риску. Практическая
направленность этих школьников проявляется
особенно ярко в организации детских игр.
Сочетание высокой активности и низкого
самоконтроля создает трудности адаптации,
связанные с усвоением школьных норм поведения.
Чувствительный тип (около 14%). Эти
дети робки и застенчивы, хотя дружеские
связи стойкие с теми, к кому привыкли.
Учатся старательно, прилежно. Доминирующим
свойством является чувствительность,
которая сочетается с такими качествами,
как общительность, добросовестность,
высокий самоконтроль, зависимость.
Тревожный тип (около 10%). Для этих детей характерны
крайняя изменчивость эмоциональной сферы,
повышенная впечатлительность; их действия
отличают излишнее волнение, тревожность.
Учатся легко, особенно хорошо читают
и рассказывают. Высокий уровень тревожности
сочетается у них с возбудимостью, чувствительностью,
неуверенностью в себе, чувством ответственности,
хорошим пониманием социальных нормативов.
Ведущей направленностью для детей, имеющих
чувствительный и тревожный типы формирования
личности, является общение. Именно эта
деятельность служит источником получения
эмоционального подкрепления, столь необходимого
для них. Ожидание положительной оценки
своих действий и поступков со стороны
окружающих определяет трудности в сфере
взаимоотношений. Зависимость от эмоционального
состояния затрудняет для некоторых из
них усвоение учебной программы.
Интровертированный тип (около 18%). Отличительной
особенностью этих школьников является
направленность на познавательную деятельность.
Высокий уровень развития интеллекта
сочетается у них с пониженным контролем
за окружающей действительностью. Тестовое
обследование выявляет у них замкнутость,
неуверенность в себе, социальную робость,
низкий самоконтроль. В то же время у них
отмечаются возбудимость, тревожность,
напряженность. Одиночество, отгороженность
от окружающих, повышенная чувствительность
способствуют появлению затруднений как
в освоении социальных норм, так и при
установлении контактов и приводят к конфликтной,
субъективно-трудной ситуации пребывания
в школе.
Среди детей с патологическими формами
выделяется особая группа школьников
с инфантильным типом формирования
личности. Отмечаемая у них задержка психического
развития находит отражение как в незрелости
мотивационно-потребностной сферы, так
и в интеллектуальных нарушениях. Их отличительной
особенностью является направленность
на игру. Психотравмирующая ситуация,
связанная с несостоятельностью этих
детей в условиях массовой школы, определяет
их уход в игру, что является своеобразной
формой компенсации. Подобное поведение
приводит к нарушению адаптации и способствует
еще большему отставанию в развитии.
Физиологической основой формирования
типологических вариантов личности являются:
сила, уравновешенность и подвижность
процессов возбуждения и торможения. Важную
роль в формировании этих свойств нервной
системы играет среда (условия труда и
отдыха, обстановка в семье и коллективе
и т.п.), особенно в раннем онтогенезе.
3. Физиологические основы психических
функций (мышление, сознание).
Психическая деятельность - это идеальная
субъективно осознаваемая деятельность
организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологических
процессов. Высшая нервная
деятельность - совокупность нейрофизиологических
процессов, обеспечивающих сознание, подсознательное
усвоение поступившей информации и индивидуальное
приспособительное поведение организма
в окружающей среде (в том числе и трудовая
деятельность). Таким образом, психическая
деятельность осуществляется с помощью
ВНД. Психическая деятельность протекает
только в период бодрствования и осознается,
а ВНД - и в период сна как неосознаваемая
переработка информации, и в период бодрствования
как осознаваемая и подсознательная переработка.
Представление о ВНД ввел И. П. Павлов. Низшая нервная деятельность -
это совокупность нейрофизиологических
процессов, обеспечивающих осуществление
безусловных рефлексов и инстинктов.
Различают следующие формы
психической деятельности: ощущение, восприятие, мышление, представление,
внимание, чувства (эмоции) и воля.
Сознание — это идеальное
субъективное отражение с помощью мозга реальной действительности. Сознание
является высшей функцией мозга. Оно отражает
реальную действительность в различных
формах психической деятельности человека.
Характеристика сознания.
Наиболее существенное изменение общего состояния, испытываемое нами
в повседневной жизни, — постепенный возврат сознания при пробуждении (а также при выходе из наркоза, комы или после обморока). Те или иные признаки сознательного поведения имеются у высших
позвоночных (птиц, млекопитающих), обладающих высокодифференцированной нервной
системой.
Сознание — это продукт деятельности
высокоорганизованной материи (мозга). Сознание неотделимо
от материи, без нее оно не существует,
однако это не материя — сознание нематериально.
Материя первична, сознание вторично.
Человеческое сознание социально детерминировано, оно по наследству не передается,
наследуется лишь возможность появления
сознания в онтогенезе. Эта возможность
реализуется только в условиях человеческого общества, которое формирует сознание, оно продукт мозга и общественной жизни человека. Если ребенок в детские годы лишен общения с людьми (дети, воспитанные животными),
то после определенного срока у него будет
потеряна способность развития человеческого
сознания.
Специфическая способность человеческого
сознания проявляется в том, что оно не только отражает действительность,
но дает возможность направить действия
индивида и коллектива на производство предметов потребления и орудий труда,
необходимых для жизнедеятельности.
Сознание обеспечивает формирование
образов предметов и явлений, которые в данный момент не вызывают
у нас ощущений: такие образы отражают
общее, существенное в явлениях и вещах.
Сознание выражается субъектом для других
людей посредством языка (речь, письмо, художественная картина и т. д.). Для себя сознание обусловливает способность мыслительного диалога с самим собой, т.е. ведет к появлению
самосознания, обеспечивающего оценку собственной деятельности.
«Ранимость» сознания заключается в том, что длительный избыточный
прием ряда веществ (кофеина, содержащегося
в кофе, алкоголя, являющегося наиболее
распространенным наркотиком, сильнодействующих
галлюциногенов — кокаина, марихуаны) с лечебной (для снятия болей) или другой целью ведет к пристрастию и разрушению
личности.
Нейрофизиологические
основы сознания.
Подключение сознания обычно достигается активацией большого количества структур, причем ведущее
значение имеют кора большого мозга с ближайшей подкоркой, лимбическая система, их взаимодействие.
Важнейшую роль играют восходящие активирующие
влияния ретикулярной формации.
Для поддержания состояния сознания необходим некий промежуточный уровень активности ЦНС, соответствующий, например, десинхронизированной ЭЭГ при бодрствовании; слишком низкая нейронная активность (например, при наркозе или коме) с ним несовместима. В то же
время сознание невозможно и при чрезмерной активности нейронов;
например, при эпилептических припадках
(характеризующихся пиками и волнами на ЭЭГ) оно может выключаться в состоянии ярости (состояние аффекта).
Минимальный период времени активации мозговых структур для осознанного
восприятия сигнала составляет 100-300 мс.
Наблюдения за действиями и мышлением
людей с расщепленным мозгом свидетельствуют о том, что левое полушарие является базовой основой логического мышления, а правое – образного (конкретного) мышления.