Информационное обеспечение организации высокотехнологичной медицинской помощи населению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 09:13, реферат

Описание работы

Одним из важнейших направлений приоритетного национального проекта “Здоровье” является повышение доступности для граждан высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), выполняемой высококвалифицированными кадрами с использованием сложных и уникальных технологий, основанных на современных достижениях науки и техники.
Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи утверждается приказом Минздравсоцразвития России. С 2006 года этот перечень увеличен более чем в три раза, в него включены более 300 видов высокотехнологичной помощи.

Содержание работы

Введение____________________________________________________3

Принципы построения Единой информационной системы здравоохранения_____________________________________________6

Принципы организации высокотехнологичной медицинской помощи_____________________________________________________10

Модель информационного взаимодействия в системе предоставления высокотехнологичной медицинской помощи______________________12

Учетные и отчетные документы_________________________________17

Информационно-аналитическое обеспечение планирования и управления высокотехнологичной медицинской помощи______________________18

Выводы_____________________________________________________21

Литература__________________________________________________22

Файлы: 1 файл

Реферат - информационное обеспечение.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

ТЕМА: “Информационное обеспечение организации

высокотехнологичной медицинской помощи населению”

 

 

 

 

 

Выполнил курсант:

 

Начало  обучения: 01 декабря 2010 года

Окончание обучения: 31 марта 2011 года

 

 

     «УТВЕРЖДАЮ»   

                .

«_____» ______________ 2011 года

 

 

 

Руководитель цикла   

 

 

2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

 

 

  1. Введение____________________________________________________3

 

  1. Принципы построения Единой информационной системы здравоохранения_____________________________________________6

 

  1. Принципы организации высокотехнологичной медицинской помощи_____________________________________________________10

 

  1. Модель информационного взаимодействия в системе предоставления высокотехнологичной медицинской помощи______________________12

 

  1. Учетные и отчетные документы_________________________________17

 

  1. Информационно-аналитическое обеспечение планирования и управления высокотехнологичной медицинской помощи______________________18

 

  1. Выводы_____________________________________________________21

 

  1. Литература__________________________________________________22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из важнейших направлений приоритетного национального проекта “Здоровье” является повышение доступности для граждан высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), выполняемой высококвалифицированными кадрами с использованием сложных и уникальных технологий, основанных на современных достижениях науки и техники.

Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи утверждается приказом Минздравсоцразвития России. С 2006 года этот перечень увеличен более чем в три раза, в него включены более 300 видов высокотехнологичной помощи.

В то же время сегодня потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи удовлетворяются не более чем на 30%. Среди больных получающих высокотехнологичной медицинской помощи в федеральных специализированных медицинских учреждениях (ФСМУ), сформировались три потока:

- пациенты из субъектов Российской  Федерации, в которых расположены  ФСМУ – это жители города  Москвы, Санкт-Петербурга, а также  жители Московской области, Ленинградской и Новосибирской областей;

- пациенты из субъектов Российской  Федерации, расположенные рядом  с федеральным округом, в котором  находятся ФСМУ;

- пациенты из отдаленных субъектов  России.

Только около 30% высокотехнологичных видов медицинской помощи, оказываемой федеральными клиниками, финансируется за счет средств бюджетов всех уровней. Большая часть оказываемых объемов ВМП оплачивается из внебюджетных источников в т.ч. за счет средств граждан и работодателей. Во многих случаях возможности медицинских учреждений по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи из-за отсутствия финансовых средств и низкой платежеспособности населения остается неиспользуемыми.

Одним из направлений повышения доступности ВМП является создание филиалов федеральных медицинских центров на базе медицинских учреждений субъектов РФ, имеющих соответствующие мощности и кадровый потенциал. Это особенно актуально в условиях перераспределения полномочий и передачи на муниципальный уровень значительной части обязательств по оказанию медицинской помощи населению, в т. ч. высокотехнологичной.

Вместе с тем простые, экстенсивные методы повышения доступности ВМП для населения в современных условиях недостаточно эффективны. Необходимо изменение принципов организации ее предоставления гражданам, ведения персонифицированного учета, применения современных методов и технологий планирования, контроля и управления листами ожидания, использования телемедицинских технологий, организации системы электронного документооборота.

Одним из направлений повышения доступности населению ВМП является телемедицина - использование современных теле- коммуникационных технологий в процессе организации и оказания медицинской помощи.

Сегодня почти 25% пациентов, приехавших за несколько сотен или даже тысяч километров в федеральные клинические центры Москвы и Санкт-Петербурга, не имеют медицинских показаний для госпитализации. При этом для принятия верного решения вполне достаточно было бы направить по электронной почте медицинские документы с результатами их обследования по месту жительства.

Достаточно эффективным является также проведение телемедицинских консультаций в режиме видеоконференцсвязи (ВКС). Развитие средств телекоммуникаций в регионах России, появление высокоскоростных цифровых каналов связи и сравнительно недорогих настольных систем ВКС делает такие консультации весьма перспективными с точки зрения повышения доступности ВМП, а также эффективности использования ресурсов здравоохранения.

К сожалению, сегодня остаются нерешенными еще многие нормативно-правовые и организационные вопросы, связанные с использованием телемедицинских технологий в здравоохранении.

Эффективное управление системой предоставления гражданам (СПГ) высокотехнологичных видов медицинской помощи предполагает создание автоматизированной информационной системы (АИС) сбора и обработки необходимых данных от территориальных органов управления здравоохранением, медицинских учреждений, оказывающих ВМП, осуществления мониторинга и оперативного обмена информацией между всеми участниками СПГ.  
        Организация электронного документооборота, автоматизированное ведение листов ожидания и баз данных персонифицированного учета ВМП, реализация оперативного доступа к базам  данных, мониторинга и контроля за выполнением сроков рассмотрения документов позволят:  
- сократить время ожидания больными получения ВМП за счет повышения оперативности пересылки медицинских документов и получения данных врачами, а также применения технологий телемедицины;  
- сократить количество случаев необоснованного направления больных в СМУ и снизить расходы на оплату проезда больных к месту лечения;  
- создать предпосылки для усиления контроля за работой органов управления здравоохранением по отбору больных, направляемых в СМУ;  
- повысить прозрачность финансовых потоков, упорядочить систему возмещения расходов за счет персонифицированного учета ВМП и создания единой, распределенной базы данных;  
- снизить трудозатраты на сбор и обработку данных, необходимых для планирования, организации, учета, мониторинга и контроля за предоставлением гражданам ВМП и сократить издержки на информационно-технологическое обеспечение рабочих процессов.  
         Организация ведения на территориальном уровне сводных баз данных персонифицированного учета медицинской помощи, в т. ч. относящейся к высокотехнологичным видам, является основой для реализации концепции “электронного паспорта здоровья”, необходимость ведения которого сегодня признана практически всем медицинским сообществом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы построения Единой информационной

системы здравоохранения

 

АИС ВМП, являющаяся составной частью Единой информационной системы в сфере здравоохранения и социального развития  
(ЕИС), должна строиться и функционировать на тех же принципах  
и той же ИКТ-инфраструктуре, что и ЕИС отрасли в целом.

Главная особенность ЕИС отрасли заключается в том, что это — федеративная (не “федеральная”, а именно система, образованная из локально автономных ИС организационно независимых субъектов здравоохранения различной ведомственной подчиненности и форм собственности.  
        Основными чертами федеративных информационных систем являются:  
        - отсутствие единого централизованного “вертикального” управления субъектами системы;

- многообразие технологических  схем ведения баз данных, различных как по содержанию и объему, так и по функциональному назначению;  
        - независимость реализации и развития локальных информационных систем субъектов.

Решения, обеспечивающие функционирование ЕИС отрасли, принимаются на различных уровнях управления. При этом различные организации и учреждения - субъекты системы здравоохранения - имеют существенно разные задачи и функции.

Соответственно, специализированы и их информационные системы и базы данных (БД), эволюция которых, с точки зрения развития решаемых прикладных задач, объективно происходит и будет происходить различным образом.  
        Необходимо также учитывать, что ЕИС здравоохранения является гетерогенной системой по технической реализации, программно-аппаратным платформам и т.п. В связи с этим чрезвычайно остро стоит проблема “унаследованных” систем. Особенно в части семантической совместимости баз данных, унификации и конвергенции используемых систем классификации и кодирования информации. Это обстоятельство предопределяет необходимость “платформонезависимости” технических требований и стандартов медицинских информационных систем (ИС), в т. ч. форматов обмена данными (форматов сообщений).  
Принципы построения и функционирования федеративных ИС существенно отличаются от принципов проектирования, развития и эксплуатации вертикальных, корпоративных информационных систем.  
         Процесс проектирования и создания федеративных систем, в частности ЕИС здравоохранения, по сути, заключается в разработке совокупности стандартов и функциональных профилей, обеспечивающих интероперабельность — возможность взаимодействия и интеграции множества локальных ИС субъектов в единую информационную систему.  
          Сегодня принципы построения федеративных ИС находят свое практическое воплощение в стандартах открытых информационных систем, которые активно разрабатываются Международной организацией по стандартизации ISO, в т. ч. техническим комитетом ISO/ ТС 215 “НеаIth Informatics” для медицинских ИС, полномочным представителем России в котором является ТК-468 “информатизация здоровья”, созданный в 2005 г. на базе Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Росздрава.  
           Основные принципы создания и развития ЕИС здравоохранения можно сформулировать следующим образом:  
- интеграция на основе стандартов открытых систем, функциональная стандартизация, которые обеспечивают интероперабельность, расширяемость, масштабируемость и адаптируемость ИС, а также портируемость программного обеспечения и баз данных при переходе на другие программноаппаратные платформы; это предусмотрено отраслевыми нормативными документами по стандартизации СТО МОСЗ 91500.16.0002-2004 “Информационные системы в здравоохранении. Общие требования” и СТО МОСЗ 9 1500.16.0003-2004 “Информационные системы в здравоохранении. Общие требования к форматам обмена информацией”;  
- унификация информационных моделей и форматов сообщений, использование единой системы классификации и кодирования информации;  
- обеспечение идентификационной совместимости;  
- прагматическая целесообразность (разумная достаточность и адекватность ИТ-решений, защита инвестиций - максимально возможное использование имеющихся систем, общая ИКТ-инфраструктура);  
- инвариантность ИТ-решений по отношению к организационным схемам и структурам здравоохранения;  
- кооперация и координация работ по развитию и использованию ИКТ-инфраструктуры и информационных ресурсов организациями — субъектами системы здравоохранения (заметим, что Федеральный закон от 21.07.2005 94-Ф3 “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (в ред. от 27.07.2006) допускает кооперацию при проведении конкурсных торгов).  
            Открытость и расширяемость - принципиальные требования к технической реализации ЕИС отрасли и ее документированию. Ключевые технические решения должны быть документированы и общедоступны. Целесообразна разработка функциональных профилей для подсистем и компонентов ЕИС и их принятие в качестве нормативных документов по стандартизации в здравоохранении.

В процессах планирования и предоставления населению медицинской помощи принимают участие ряд организационно обособленных и функционально различных субъектов, взаимодействие  
между которыми при этом осуществляется в форме обмена данными - информационного взаимодействия.

В силу организационной обособленности указанных субъектов, а также в связи с необходимостью обмена между ними данными, которые содержат: а) сведения, относящиеся к врачебной тайне, и б) сведения, используемые для осуществления финансовых расчетов и платежей, это информационное взаимодействие должно осуществляться в виде обмена юридически значимыми документами, подписанными соответствующими должностными лицами, с использованием средств и технологий, обеспечивающих их идентификацию, конфиденциальность и установление аутентичности.  
Выполнение контрольно-надзорных функций может осуществляться также только на основе юридически значимой, документированной информации.  
Исходя из этого, перечисленные выше принципы следует дополнить принципами взаимодействия в ЕИС здравоохранения:  
- обмен юридически значимыми электронными документами с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП), получение данных из базы данных (БД) других субъектов по специальному запросу;  
- криптозащита персональных данных при передаче по открытым каналам связи;  
- организация Web-порталов для удаленного доступа к данным справочного характера.  
        В общем случае обмен электронными документами в ЕИС целесообразно осуществлять в асинхронном режиме по открытым каналам связи с использованием средств криптографической защиты данных и ЭЦП.  
        Конфиденциальность данных. Статья 61 “Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан” предполагает согласие больного на передачу касающихся его сведений, содержащих врачебную тайну, в учреждения и организации, участвующие в процессе предоставления медицинской помощи, а также его согласие на доступ к этим сведениям соответствующих должностных лиц, в т. ч. других врачей и медсестер. Аналогичные требования к конфиденциальности персональной информации, в т. ч. при ее обработке и передаче в электронном виде, определены также и Федеральным законом от 27.07.2006 №152-ФЗ “О персональных данных”.

Порядок доступа к конфиденциальным сведениям, хранящимся в базах данных медицинских ИС, должен определяться соответствующими регламентами и должностными инструкциями.  
        Следует отметить, что обеспечение конфиденциальности данных и документальный характер информационного взаимодействия между субъектами — это принципиальное требование для любых медицинских ИС.  
        Таким образом, необходимо исходить из того, что ИТ-решения должны быть, во-первых, экономически целесообразны и, во вторых, адекватны: а) реальным, а не надуманным потребностям, и б) правовым ограничениям. Инженерное искусство заключается, прежде всего, в том, чтобы решить задачу минимальными, доступными средствами.  
Перечисленные выше принципы и требования должны быть положены в основу построения и организации функционирования  
ЛИС ВМП.

Информация о работе Информационное обеспечение организации высокотехнологичной медицинской помощи населению