Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 09:13, реферат
Одним из важнейших направлений приоритетного национального проекта “Здоровье” является повышение доступности для граждан высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), выполняемой высококвалифицированными кадрами с использованием сложных и уникальных технологий, основанных на современных достижениях науки и техники.
Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи утверждается приказом Минздравсоцразвития России. С 2006 года этот перечень увеличен более чем в три раза, в него включены более 300 видов высокотехнологичной помощи.
Введение____________________________________________________3
Принципы построения Единой информационной системы здравоохранения_____________________________________________6
Принципы организации высокотехнологичной медицинской помощи_____________________________________________________10
Модель информационного взаимодействия в системе предоставления высокотехнологичной медицинской помощи______________________12
Учетные и отчетные документы_________________________________17
Информационно-аналитическое обеспечение планирования и управления высокотехнологичной медицинской помощи______________________18
Выводы_____________________________________________________21
Литература__________________________________________________22
Принципы организации высокотехнологичной медицинской помощи
Для разработки современной модели информационного
обеспечения организации высокотехнологичной
медицинской помощи населению примем
в качестве исходных следующие положения.
1. Первичным документом для регистрации
и учета случаев обращения пациентов за
высокотехнологичной медицинской помощью
является талон-направление на ВМП, который
оформляется органом управления здравоохранением
субъекта Российской Федерации. Талон
по установленным правилам может оформляться
также распорядителем резерва.
2. Талон-направление на ВМП оформляется
по каждому случаю обращения пациента
за ВМП, независимо от его результатов.
3. Случай, когда пациент ранее не обращался
за ВМП в связи с данным заболеванием,
будем называть “первичным обращением
за ВМП”. Обращение больного за ВМП для
повторного курса лечения в СМУ, предусмотренное технологией
лечения (стандартом медицинской помощи),
является отдельным случаем обращения
за ВМП.
4. Ключевым элементом системы предоставления
населению ВМП является лист ожидания,
на основе которого должно осуществляться
определение потребностей населения в
этих видах медицинской помощи, планирование
ресурсов и управление процессом ее предоставления
гражданам. Ведение листа ожидания осуществляется
на основе талонов-направлений на ВМП.
5. Процесс предоставления больному ВМП
рассматривается как последовательность
событий, наступление которых связано
с определенными условиями.
6. Система предоставления гражданам высокотехнологичной
медицинской помощи рассматривается как
многолинейная система массового обслуживания
с тремя параллельными, стационарными
потоками заявок с очередями накопительного
типа и дисциплиной обслуживания внутри
очереди “первым включен — первым обслужен” при прочих равных
условиях:
- поток I - на “первичное” получение ВМП;
- поток II - на “первичное” получение
ВМП с приоритетным обслуживанием по отношению
к потоку I (приказ Минздравсоцразвития
России от 01.04.2005 М. 249 “Об организации
внеочередного оказания медицинской помощи
отдельным категориям граждан”);
- поток III - на получение повторного курса
лечения в конкретных СМУ с абсолютным
приоритетом обслуживания по отношению
к потокам I и II.
7. Управление очередностью на госпитализацию
в медицинские учреждения для получения
высокотехнологичной медицинской помощи
рассматривается как совокупность следующих
основных функций: оформление талонов-направлений...”,
“ведение листа ожидания”, за допустимой
последовательностью событий процесса...”,
“контроль за дисциплиной обслуживания
очереди”, отклонений “план - факт”, мониторинг процесса...”, предупреждение о проблемах”, “уведомление о значимых
событиях” и т. п.
Кроме того, необходимо исходить из того, что
исходные данные для управления очередностью
формируются также в результате решения
функциональных задач “анализ и оценка
потребности
в ВМП” и “планирование ресурсов”.
Для планирования
и эффективного использования ресурсов
необходимы полные и достоверные данные как о потребностях населения
в ВМП, так и о фактически выполненных
объемах ВМП в медицинских учреждениях
всех форм собственности и ведомственной
принадлежности, дифференцированных по
видам ВМП, половозрастным группам (полу
и возрасту), источникам оплаты и месту
жительства больных.
С учетом перечисленных
выше исходных положений, для проектирования
и создания современной системы информационно-аналитического
обеспечения и организации предоставления
населению высокотехнологичной медицинской
помощи представляется целесообразным
разработать комплементарную совокупность
следующих взаимосвязанных и взаимодополняющих
моделей:
- общую модель информационного взаимодействия
между участниками системы предоставления
населению высокотехнологичной медицинской
помощи;
- модель государственного заказа на оказание
населению высокотехнологичной медицинской
помощи;
- событийно-коммуникационную модель процесса
предоставления гражданину высокотехнологичной
медицинской помощи;
- информационную модель объектов учета,
определяющую состав, семантику и взаимосвязи
данных, описывающих объекты предметной
области исследований;
- структурно-функциональную архитектурную
модель территориально распределенной
автоматизированной информационной системы.
Кроме
того, необходимо обосновать основные
функциональные и технологические требования
к программному обеспечению указанной информационной системы,
исходя из установленных полномочий и
компетенции организаций и учреждений,
участвующих в процессе предоставления
гражданам высокотехнологичной медицинской
помощи.
Модель информационного взаимодействия в системе предоставления высокотехнологичной медицинской помощи
Рассмотрим исходные предпосылки и факторы,
определяющие модель информационного
взаимодействия и архитектуру АИС ВМП.
Непосредственными
участниками системы предоставления гражданам
высокотехнологичных видов медицинской
помощи — субъектами информационного взаимодействия
в среде АИС ВМП являются:
- органы управления здравоохранением
субъектов Федерации;
- специализированные медицинские учреждения,
оказывающие высокотехнологичные виды
медицинской помощи;
- распорядители средств федерального
бюджета;
- Минздравсоцразвития России;
- Федеральная служба по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития
(Росздравнадзор), в т. ч. ее территориальные
органы;
- уполномоченные ими организации, осуществляющие
их информационное обслуживание, сбор
и обработку данных.
Внешнюю среду
системы образуют органы Фонда социального
страхования Российской Федерации (ФСС
России), Территориальные фонды ОМС, муниципальные
органы управления здравоохранением и медицинские учреждения (организации),
органы Роспотребнадзора и Росстата, а
также территориальные органы Росздрава.
Информационное
взаимодействие между перечисленными
субъектами осуществляется путем обмена
сообщениями - электронными документами
по каналам связи.
Во всех перечисленных
выше организациях и учреждениях
в настоящее время имеется определенная
ИТ-инфраструктура:
серверы, локальные вычислительные сети,
рабочие станции, выход
в Интернет, электронная почта и т. д.
Информационное обеспечение деятельности
и администрирование ИС перечисленных федеральных органов,
организаций и учреждений осуществляется
либо собственными ИТ-подразделениями,
либо на основе аутсорсинга. В субъектах
РФ деятельность органов управления здравоохранением
обеспечивают МИАЦы и ИТ-отделы. Большинство
СМУ имеют ИТ-отделы, осуществляющие администрирование
и техническое обслуживание ИС. В некоторых
учреждениях и организациях ведутся также
разработки прикладного программного
обеспечения “для себя”.
До
последнего времени сбор данных от органов
управления здравоохранением субъектов
РФ о потребности населения в высокотехнологичных
видах медицинской помощи осуществлялся
с помощью бумажных документов. Единый
формат представления указанных сведений
(заявки на ВМП) утвержден не был. Свод
и обработка указанных документов осуществлялись
Росздравом, РАМН и Минздравсоцразвития
России вручную.
Федеральные специализированные медицинские учреждения представляли в Росздрав и аппарат РАМН (по принадлежности) табличную статистическую отчетную форму №67 (была утверждена приказом Минздрава Россия №50 и РАМН №14 от 20.02.2002г.), а также форму №62 (утверждена приказом Минздрава России №542 и ФФОМС №58 от 13…2003г.) в виде бумажных документов.
Обработка: ввод данных с бумажных носителей
в таблицы МS Excel, получение сводных данных,
формирование различного рода справок,
подготовка аналитических отчетов, печать
и т. д. - осуществлялась медицинскими информационно-аналитическими
центрами Национального медико-хирургического
центра им. Н.И. Пирогова Росздрава и РАМН.
Научные медицинские
учреждения РАМН представляли персонифицированные
сведения о пролеченных больных, а также
статистические данные об их количестве
по видам ВМП в аппарат РАМП на машинных
носителях в виде файлов МS Excel. данные
кодировались в соответствии со справочниками
и классификаторами, разработанными РАМП.
Обработка представленных данных (свод,
формирование статистических отчетов,
печать) выполнялась с помощью специального
программного средства.
Таким образом,
единые стандарты форматов обмена данными
о ВМП в электронном виде до последнего
времени отсутствовали. Были регламентированы
только организационные процедуры и бумажный
документооборот. Информационное взаимодействие
между органами управления здравоохранением
и федеральными специализированными медицинскими
учреждениями осуществлялось путем обмена
бумажными документами с использованием
почтовой связи, выдачи документов на руки больному и т. п. Электронные каналы
связи для обмена документами практически
не использовались.
Принятые допущения. При
построении модели информационного взаимодействия
между участниками системы предоставления
гражданам ВМП приняты следующие допущения
и предположения:
1. Правовые основания для информационного
взаимодействия в организации обмена
данными между указанными выше пользователями
АИС ВМП, в т. ч. порядок и сроки подготовки,
направления и рассмотрения документов
определяются нормативными документами.
2. Предполагается, что в соответствии
с требованиями ст. 61 “Основ законодательства
Российской Федерации об охране здоровья
граждан” и ст. 6, 9 и 10 Федерального закона
“О персонифицированных данных” получено
документированное согласие больного
на передачу касающихся его сведений,
содержащих врачебную тайну, в учреждения
и организации, участвующие в процессе
предоставления ВМП, а также согласие
на доступ к этим сведениям соответствующих
должностных лиц, с соблюдением гарантий
конфиденциальности и защиты от несанкционированного
доступа.
З. В модели не рассматривается порядок
взаимодействия между органами управления
здравоохранением, медицинскими учреждениями
и организациями при оказании высокотехнологичной
медицинской помощи в экстренных случаях
и чрезвычайных ситуациях.
4. Порядок взаимодействия органов управления
здравоохранением с медицинскими учреждениями
субъектов РФ и муниципальных образований,
представившими документы больного, а
также порядок уведомления больного о
принятых решениях определяется ОУЗ исходя
из местных условий и в данной модели не
рассматривается. Наиболее целесообразной
представляется организация взаимодействия
с больным в процессе предоставления ВМП
по принципу “одного окна” - через лечебное
учреждение (поликлинику, врача общей
практики, участкового терапевта) по месту
жительства, включая получение всех необходимых
медицинских документов и документов
для проезда к месту лечения.
5. Исходя из этого, в модели также не рассматривается
взаимодействие с органами ФСС России,
через которые осуществляется оплата
проезда больных и сопровождающих лиц
к месту лечения и обратно (в т. ч. в ОУЗ
и к месту проведения телемедицинских
сеансов).
6. Предполагается, что по каждому случаю
обращения высокотехнологичная медицинская
помощь в полном объеме оказывается больному
одним СМУ. Возможное взаимодействие при
этом СМУ с другими медицинскими учреждениями
и организациями здесь не рассматривается.
7. По каждому случаю обращения за высокотехнологичной
медицинской помощью документы больного
направляются ОУЗ одновременно в адрес
только одного СМУ, в соответствии с плановым
распределением видов и объемов ВМП по
ОУЗ и СМУ, установленным государственным
заданием (заказом).
8. В модели не учитываются ограничения,
связанные с распределением плановых
показателей по объемам ВМП (так называемые
квоты) для СМУ и ОУЗ. Не рассматриваются
процедуры и правила возможного перераспределения
указанных показателей на основе данных
мониторинга.
9. Порядок организации, проведения и документирования
телемедицинских консультаций и консилиумов
в режиме видеоконференции здесь не рассматривается.
В модели предусмотрена только регистрация
фактов направления запросов (сообщений)
и проведения указанных видов телемедицинских
консультаций и консилиумов.
Модель взаимодействия.
Основные положения. Предлагаемая
модель информационного взаимодействия
между участниками системы предоставления
гражданам высокотехнологичной медицинской
помощи предполагает, что:
- имеется единый информационный центр
(ИЦ), осуществляющий сбор, накопление,
хранение, обработку и обеспечение необходимыми
данными всех участников системы предоставления
гражданам ВМП, а также справочное и информационное
обслуживание граждан;
- организовано централизованное ведение
и распространение необходимых классификаторов
и справочников; предполагается максимально
возможное использование справочников,
распространяемых в системе ОМС и дополнительного
лекарственного обеспечения отдельных
категорий граждан, имеющих право на государственную
социальную помощь (ДЛО);
- используются единые правила идентификации
объектов:
больных, органов управления здравоохранением,
лечебных учреждений и т. п., - совместимые с используемыми в системе
ОМС и ДЛО, а также единая система нумерации
талонов-направлений на ВМП;
- обмен электронными документами в АИС
ВМП осуществляется по открытым каналам
связи с использованием средств криптографической
защиты информации и ЭЦП;
- через сеть Интернет реализован открытый
доступ к: а) справочникам и классификаторам;
б) статистическим и аналитическим данным;
в) деперсонифицированному листу ожидания,
который включает только номер талона-направления
на ВМП, название СМУ и ключевые даты: получения
заключения ОУЗ и СМУ, назначенных сроков
прибытия в СМУ, госпитализации, выписки
и т. п., без указания Ф.И.О. больного, его
даты рождения, пола, диагноза и прочих
конфиденциальных сведений;
- взаимодействие между пользователями
и доступ к информационным ресурсам АИС
ВМП могут осуществляться также на основе
соответствующих web-услуг информационного
центра.
Предполагается,
что ОУЗ и СМУ непосредственно обмениваются
сообщениями (топология полной сети “каждый
с каждым”). Кроме того, все сообщения
направляются также в информационный
центр (топология “звезда”).
Таким
образом, все сообщения в соответствии
с установленным регламентом должны направляться
как непосредственным адресатам - ОУЗ и СМУ, распорядителям средств бюджета,
Министерству, органам Росздравнадзора
и прочим получателям, так и в ИЦ
Централизованная схема сбора и обработки
данных обеспечит распорядителям средств
бюджета и органам управления здравоохранением
всех уровней возможность гибкого управления
системой предоставления населению высокотехнологичной
медицинской помощи, четкую организацию
информационных потоков, оперативность
и достоверность получаемых сведений.
Предполагается, что обмен документами
может осуществляться в среде VPN-сети защищенного
электронного документооборота, используемой
в системе дополнительного лекарственного
обеспечения отдельных категорий граждан.
Субъекты - пользователи АИС ВМП будут
являться абонентами указанной сети защищенного
обмена данными. Заметим, что в настоящее
время все органы управления здравоохранением
субъектов РФ и территориальные органы
Росздравнадзора уже являются абонентами
этой сети.
Передача документов может осуществляться
также по каналам связи в асинхронном
режиме, в т. ч. по электронной почте.
Общие требования
к средствам защиты информации и ЭЦП, а
также к организации обмена электронными
документами приведены в документе организации
системы информационной безопасности
электронного документооборота в единой
информационной системе обязательного
медицинского страхования, включая программу
дополнительного лекарственного обеспечения”,
утв. директором ФФОМС 18.10.2005.
Учетные и отчетные документы
Основными учетно-отчетными документами по высокотехнологичной медицинской помощи, которые в настоящее время определены приказами Минздравсоцразвития России, являются:
- талон-направление на ВМП, учетная форма №025/у-ВМП. (приказ от 07.07.2006г. №527);
- реестр больных, ожидающих госпитализацию для получения дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи (совместный приказ с РАМН от 06.04.2005 №259/19);
- лист ожидания на оказание медицинской помощи в медицинском учреждении, который ведется в органах управления здравоохранением субъектов РФ и специализированных медицинских учреждениях (приказ от 05.10.2005г. №617);
- отчетная форма отраслевого статистического наблюдения №67 “Сведения о предоставлении дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи в федеральных специализированных медицинских учреждениях, подведомственных Роздраву, ФМБА России и РАМН” (совместный приказ с РАМН от 06.04.2005г. №259/19);
- отчетные формы отраслевого статистического наблюдения №67-ФСМУ-с “Сведения о предоставлении высокотехнологичной медицинской помощи федеральным специализированным медицинским учреждением” и №67-ОУЗ-с “Сведения о высокотехнологичной медицинской помощи, оказанной гражданам субъекта Российской Федерации федеральными специализированными медицинскими учреждениями, подведомственными Росздраву, ФМБА России и РАМН” (приказ от 07.07.2006г. №527).
Кроме того, приказом Минздравсоцразвития России от 05.10.2005 №617 предусмотрено “Направление к месту лечения для получения медицинской помощи”, которое оформляется органом уiiравления здравоохранением субъекта РФ. После проведения необходимого обследования и лечения медицинское учреждение заполняет талон №1 к направлению и высылает его в соответствующий орган управления здравоохранением. При необходимости гражданину выдается талон №2 к направлению для получения проездных документов к месту лечения и обратно через исполнительные оганы ФСС России.
Следует отметить, что указанные направление и талон №1 к нему по составу реквизитов и учетных данных практически полностью идентичны талону-направлению по форме №025/у-ВМП, который был введен более поздним приказом Минздравсоцразвития России.
Информационно-аналитическое обеспечение планирования и управления высокотехнологичной медицинской помощи
На сегодня пока еще не создана целостная и комплексная система планирования ВМП как составной части программы государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью.
До последнего времени основным источником сведений для анализа и планирования ВМП являлась табличная отчетная форма №67, утвержденная совместным приказом Минздравсоцразвития России №259 и РАМН №19 от 06.04.2005г. Она представляется ФСМУ распорядителю средств федерального бюджета - Росздраву и РАМН (по принадлежности) за 6 и 9 месяцев и по итогам года и содержит сведения о выполнении объемов высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств федерального бюджета:
1. Наименование субъекта
2. Код территории по ОКАТО.
3. Наименование вида
4. Код вида (в соответствии с приказом Министерства).
5. Число выполненных квот дорогос
6. В т. ч. детям.
Сводная отчетная форма представляется Росздравом и РАМН Минздравсоцразвития России.
Как видно, данная отчетная форма не обеспечивает возможность сбора в полном объеме данных, необходимых для анализа выполненных объемов и планирования высокотехнологичной медицинской помощи, поскольку содержит сведения о пролеченных больных только за счет средств федерального бюджета.
Медицинским информационно-аналитическим
центром РАМН на протяжении нескольких лет осуществлялся
сбор более полных сведений об оказанной
высокотехнологичной медицинской помощи
от клинических учреждений РАМН. Анализ
этих данных позволяет сделать следующие
выводы:
1) Продолжительность ожидания ВМП определяется
прежде всего дефицитом медицинских мощностей
и финансовых ресурсов;
2) ряд ОУЗ не выбирают установленных квот, а ФСМУ - не выполняют плановых заданий по ВМП; следует заметить, что систематический анализ причин этого сегодня не проводится, поскольку о них нет необходимых достоверных сведений;
3) имеют место случаи оказания СМУ высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджетных средств больным, не включенным в лист ожидания ОУЗ; последние не располагают полными и достоверными сведениями о реальной потребности жителей субъекта РФ в ВМП, поскольку учитывают только случаи обращения больных непосредственно в 0УЗ; данными о количестве жителей субъекта РФ, получивших ВМП за счет иных источников финансирования ОУЗ не располагают.