Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 12:00, реферат
Мировая система основных прав и свобод человека зиждется на самом главном из них — праве на жизнь, которое per se не нуждается в каких-либо обоснованиях и доказательствах. Множественность ценностей, которые охватывает это право, придает ему поистине универсальный характер. Это, в свою очередь, означает, что чисто биологическое значение концепции жизни не могло не расшириться путем дополнения ее концепцией качества, понимаемой, в частности, с точки зрения закономерности стремления человека к благополучию, в том числе физическому, к поиску средств его достижения. Таким образом, право на здоровье вытекает из элементарной потребности придать праву на жизнь как факту просто биологического существования новую важную грань.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ –
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, СТРУКТУРА. 7
1.1. История создания ВОЗ 7
1.2. Структура ВОЗ 9
2. ПРАВОВАЯ БАЗА 14
2.1. Устав Всемирной Организации Здравоохранения 14
2.2. Программы и стратегии ВОЗ 18
3. СОТРУДНИЧЕСТВО ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23
3.1. Сотрудничество ВОЗ и РФ: программы, визиты. 23
3.2. Основные мероприятия ВОЗ в России. 25
ЗАДАЧА ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
ЛИТЕРАТУРА 39
Штаб–квартира располагается в Женеве.
Европейское региональное бюро (ЕРБ) ВОЗ в Копенгагене объединяет 51 государство с общей численностью более 860 млн человек. В него входят и государства СНГ.
В 42 европейских представительствах ВОЗ работают 160 сотрудников. Примерный двухгодичный бюджет для осуществления деятельности в регионе равен 50 млн долларов США.
Рассмотрим подробнее структуру Всемирной Организации Здравоохранения.
Высший орган ВОЗ
— Всемирная ассамблея
В полномочия ВАЗ входит
утверждение различных
Кроме того, ВОЗ отчитывается перед МНЭСКП. Статья 18 МНЭСКП обязывает ВОЗ в качестве специализированного органа ООН докладывать Экономическому и Социальному Совету, какой прогресс достигнут в выполнении соответствующих положений Пакта об экономических, социальных и культурных правах.5
Другим руководящим органом ВОЗ является Исполнительный комитет, состоящий из 24 человек, назначаемых таким же числом стран — членов ВОЗ (страны избирает Ассамблея здравоохранения); члены Исполкома назначаются на 3 года. Исполкому предоставлено право принимать чрезвычайные меры в случаях, не терпящих отлагательства (при возникновении эпидемий, стихийных бедствий и т.д.).
Центральный административный орган ВОЗ — Секретариат (штаб-квартира в Женеве), возглавляемый генеральным директором.
Основным источником средств ВОЗ, составляющих регулярный бюджет, являются взносы стран-членов. Деятельность ВОЗ финансируют также добровольный фонд укрепления здоровья (учреждённый в 1960), который складывается из добровольных пожертвований стран — членов ВОЗ, фонд программы развития ООН и детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).
21 июля 2003 г. вступаил в должность новый Генеральный директор Всемирной организации здравоохранения доктор Чон Вук Ли. Он сменил на этом посту Гру Харлем Брундтланд, возглавлявшую ВОЗ с июля 1998 г.
На 56 сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в мае 2003 года, в которой приняли участие представители из всех 192 стран-членов ВОЗ, доктор Ли был избран Генеральным директором ВОЗ.
Итак, мы выяснили, что ВОЗ является крупнейшей организацией в своей области, имеющей шесть региональных отделений и объединяющей более 180 стран. Как следует из ее устава, главная цель ВОЗ – «достижение всеми людьми наивысшего возможного уровня здоровья». Главными органами ВОЗ являются Всемирная ассамблея здравоохранения (ВАЗ), определяющая политику ВОЗ, исполнительный комитет и секретариат.
2. ПРАВОВАЯ БАЗА ВОЗ.
2.1. Устав Всемирной Организации Здравоохранения
В рамках второй главы курсовой работы рассмотрим подробно Устав Всемирной Организации Здравоохранения, а также затронем другие нормативные документы, принятые ВОЗ – декларации, конвенции, программы и стратегии.
Мы уже говорили о
том, что официальным днем рождения
Всемирной организации
- здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов;
- обладание наивысшим
- здоровье всех народов
- достижения любого
государства в области
- неравномерное развитие
в разных странах мер в
- здоровое развитие
ребенка является фактором
- предоставление всем
народам возможности
- просвещенное общественное мнение и активное сотрудничество со стороны общества крайне важны для улучшения здоровья народа;
- правительства несут
ответственность за здоровье
своих народов, и эта
Таким образом, в приведенных принципах дано определение здоровья (хотя и индивидуальное, а не популяционное, и статичное, а не динамичное, ибо здоровье - это все-таки не состояние, а процесс, и фактически количественно неизмеримое), подчеркнуты права людей и народов на здоровье, отмечено, что здоровье - это важный фактор безопасности страны, показаны значение международного сотрудничества, связи науки с практикой и санитарно-просветительской и профилактической работой и, наконец, что самое главное, особо выделена ответственность правительств за здоровье и здравоохранение, имея в виду общественный и упорядоченный (а не частный и стихийный характер здравоохранения).
Целью ВОЗ (гл. I) является достижение всеми народами самого высокого уровня здоровья.
Задачам ВОЗ посвящена вторая глава Устава, или Конституции ВОЗ.
Итак, для достижения цели, ВОЗ ставит пред собой следующие задачи:
- осуществлять управляющие и координирующие полномочия в международной деятельности по повышению уровня здоровья;
- устанавливать и поддерживать эффективное сотрудничество с Организацией Объединенных Наций, специализированными учреждениями, государственными органами управления здравоохранением, профессиональными группами и другими организациями, деятельность которых соответствует целям и задачам ВОЗ;
- помогать Правительствам, при наличии соответствующих запросов, в развитии медицинских служб;
- оказывать техническую поддержку и, в критических случаях, необходимую помощь при наличии запроса или согласия Правительств;
- обеспечивать или содействовать в обеспечении, при наличии запроса Организации Объединенных Наций, медицинским обслуживанием и техникой отдельных групп людей, например, народов территорий, находящихся под опекой;
- обеспечивать такие административные и технические услуги, какие могут требоваться, включая эпидемиологические и статистические услуги;
- стимулировать и содействовать работе, направленной на уничтожение эпидемических, эндемических и других болезней;
- содействовать, при необходимости в сотрудничестве с другими специализированными учреждениями, предотвращению несчастных случаев;
- содействовать, при необходимости в сотрудничестве с другими специализированными учреждениями, улучшению питания, жилищных условий, санитарного состояния, отдыха, экономического состояния, условий труда и других аспектов гигиены окружающей среды;
- содействовать сотрудничеству среди научных и профессиональных групп, вносящих вклад в улучшение состояния здоровья;
- предлагать конвенции, соглашения и инструкции, давать рекомендации относительно вопросов международного здравоохранения и выполнять такие обязанности, которые могут быть поручены ВОЗ в соответствии с вышесказанным и совместимы с ее целью;
- содействовать повышению материнского и детского здоровья, благосостояния и способности жить в гармонии с изменяющейся окружающей средой;
- содействовать усилиям по улучшению душевного здоровья, особенно направленным на достижение гармонии человеческих отношений;
- содействовать и проводить исследования в области здравоохранения;
- содействовать улучшению стандартов обучения и в области здравоохранения и связанных с ним областях;
- разрабатывать и сообщать мировой общественности, при необходимости в сотрудничестве с другими специализированными учреждениями, административные и социальные методы, затрагивающие общественное здоровье и здравоохранение с профилактических и лечебных точек зрения, включая больничные службы и социальное обеспечение;
- обеспечивать информирование, консультации и содействие в области здравоохранения;
- содействовать развитию информированного общественного мнения среди всех народов по вопросам здоровья;
- устанавливать и пересматривать по мере необходимости международные классификации болезней, причин смерти и практик общественного здоровья;
- стандартизировать методы медицинской диагностики, в случае необходимости;
- создавать и внедрять международные стандарты относительно продовольствия, биологических, фармацевтических и им подобных продуктов;
- предпринимать все необходимые действия для достижения цели ВОЗ.
К сожалению, в целом ряде стран, особенно в государствах, образовавшихся при распаде Советского Союза, ратифицировавшего Устав ВОЗ 24 марта 1948 г., не уделяют должного внимания проблемам улучшения здоровья и развития здравоохранения, которое находится в кризисном или близком к нему состоянии. При этом правительства не всегда отдают себе отчет (по своим действиям) в понимании простых истин:
1) не будет здоровья - не будет и экономики;
2) если сейчас не
предпринять эффективных
Далее Устав ВОЗ состоит
из 88 статей, в которых обозначены
цель ВОЗ, функции, членство, органы ВОЗ,
Всемирная ассамблея
Свой вклад в становление и развитие ВОЗ внесли представители СССР и России, в том числе Н.А.Виноградов, С.В.Курашов, Б.В.Петровский, Д.Д.Венедиктов, Ю.П.Лисицын, Н.Н.Гращенков, О.В.Бароян, В.М.Жданов, П.М.Бургасов, Н.Ф.Измеров, А.С.Павлов, И.Д.Ладный, Ю.Ф.Исаков, П.Г.Сергеев, С.К.Литвинов, Н.П.Напалков, М.Н.Савельев и др.
Следует отметить, что, хотя СССР был одним из основателей ВОЗ, он с 1952 по 1958 гг. не участвовал в работе этой организации.
2.2. Программы и стратегии ВОЗ.
В 1970-е годы ВОЗ разработала две программы: «Здоровье для всех к 2000 году» и «Первичная охрана здоровья». В 1977 году стратегия программы «Здоровье для всех» была одобрена ВАЗ. Было заявлено, что основной социальной задачей для ВОЗ и ее членов на ближайшие десятилетия должно стать достижение всеми людьми в мире такого уровня здоровья, который позволил бы им вести социально и экономически продуктивный образ жизни. Год спустя, на международной конференции по первичной охране здоровья, в Алма-Ате (СССР), была принята декларация, в которой первичная охрана здоровья рассматривалась как «ключ к достижению всеобщего здоровья к 2000 году». Декларация еще раз подтверждала ответственность государств за здоровье своих граждан Первичная охрана здоровья рассматривалась как помощь «существенная, неотъемлемая, доступная в равной степени отдельным людям и целым семьям, доступная всем без исключения, в объеме, который определяется возможностями того или иного государства». Такое здравоохранение должно существовать во всех странах, хотя она и может принимать различные формы в зависимости от политических, экономических, социальных и культурных обстоятельств. Программа первичной охрана здоровья решает проблемы социального здравоохранения через пропагандистские, профилактические лечебные и реабилитационные медицинские службы.8
Всемирную организацию здоровья часто упрекали в том, что она предпринимает недостаточно усилий для реализации права на здоровье Утверждали что ВОЗ вполне могла бы оказывать большую помощь и давление на своих членов, призывая их бороться с вопиющими различиями в стандартах здоровья. Во-первых, много говорилось и о том, что для принятия в ряде стран соответствующих конвенций, проясняющих ответственность правительств за здоровье граждан в соответствии с правом на здоровье, ВОЗ должна была активнее использовать свою полномочия как законодательного органа. Попытки ВОЗ добиться более успешной реализации права на здоровье в рамках собственных программ имели переменный успех. В вышеупомянутых программах «Здоровье для всех» и «Первичная охрана здоровья», как и в самом уставе ВОЗ, акцент был сделан на равный доступ всех людей к медицинскому обслуживанию и на привлечение общественного внимания к данной проблеме. Эти программы критиковали за то, что они недостаточно настойчиво требовали от конкретных государств принятия законов, обеспечивающих реализацию права на здоровье. Для этого, как многие полагали, было бы гораздо эффективнее использовать законодательные полномочия ВОЗ. Кроме того было так же высказано мнение, что в этих двух программах слишком много внимания уделялось здравоохранению и физическому здоровью, то есть борьбе с болезнями и решению проблем инвалидов. Это истолковывали как отказ ВОЗ следовать собственному определению права на здоровье, включающему психическое и социальное благополучие. Говорили, что ВОЗ в соответствии с определением здоровья, заложенным в ее собственном уставе, должна была бы обращаться к более широкому спектр} вопросов. В качестве примеры называли психологические последствия пыток войн и насилия (в том числе и семейного), влияние нищеты и социального неравенства на человеческое здоровье.