Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 12:00, реферат
Мировая система основных прав и свобод человека зиждется на самом главном из них — праве на жизнь, которое per se не нуждается в каких-либо обоснованиях и доказательствах. Множественность ценностей, которые охватывает это право, придает ему поистине универсальный характер. Это, в свою очередь, означает, что чисто биологическое значение концепции жизни не могло не расшириться путем дополнения ее концепцией качества, понимаемой, в частности, с точки зрения закономерности стремления человека к благополучию, в том числе физическому, к поиску средств его достижения. Таким образом, право на здоровье вытекает из элементарной потребности придать праву на жизнь как факту просто биологического существования новую важную грань.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ –
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, СТРУКТУРА. 7
1.1. История создания ВОЗ 7
1.2. Структура ВОЗ 9
2. ПРАВОВАЯ БАЗА 14
2.1. Устав Всемирной Организации Здравоохранения 14
2.2. Программы и стратегии ВОЗ 18
3. СОТРУДНИЧЕСТВО ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23
3.1. Сотрудничество ВОЗ и РФ: программы, визиты. 23
3.2. Основные мероприятия ВОЗ в России. 25
ЗАДАЧА ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
ЛИТЕРАТУРА 39
В целом можно сказать, что определение права на здоровье, данное в уставе ВОЗ, помогло праву на здоровье выйти на международную арену. Оно явилось отправной точкой для дальнейшей разработки и усовершенствования этого права в различных правозащитных документах.
Если еще в недалеком прошлом в работе ВОЗ прослеживался изолированный программный подход к решению отдельных проблем здоровья (борьба с малярией, лепрой, туберкулезом, оспой, венерическими болезнями, трахомой и т.д.), то в последние годы в ВОЗ преобладает интегрирующий системный подход к комплексному решению проблем здоровья и здравоохранения. 9
В последние время Европейское региональное бюро ВОЗ с участием множества экспертов-консультантов вело разработку новой Европейской политики по достижению здоровья для всех на 21 столетие, которая была завершена в 2003 году. Эта новая стратегия базируется на анализе успехов и неудач в ходе реализации Европейской политики «Здоровье для всех», начиная с 1984 г., на произошедших в последние годы изменениях в политической обстановке в Европе, на накопленном опыте в странах Региона, на оценке возможных политических, экономических, социальных и технологических тенденций в европейских странах в предстоящие 10-20 лет, которые могут оказаться важными для выбора политики, задач и стратегий здоровья. Только перечисление укрупненных разделов этой стратегии может дать представление о ее содержании и направленности:
- здоровье и развитие в Европе, основа для начала 21 столетия;
- здравоохранение и развитие в Европе, политические ориентиры на 21 столетие;
- улучшение здоровья людей;
- обеспечение устойчивого развития;
- улучшение медицинской помощи с целью укрепления здоровья;
- межсекторальная система
- разработка политики и
Только перечень этих разделов без их подробного описания (ситуация, критерий, варианты решений, ожидаемые результаты) показывает выраженную социальную ориентацию данной стратегии, акцентирование внимания на местных условиях, целесообразность комплексных межсекторальных усилий, необходимость выделения научно-обоснованных, а не волюнтаристки определенных приоритетов. Подчеркнуто, что такие принципы, как солидарность, полезность для здоровья, справедливый доступ для всех людей к той помощи, в которой они нуждаются, могут быть обеспечены при общественном характере здравоохранения с привлечением не только средств из налоговых поступлений (госбюджет или медицинское страхование), но и из других источников, включая добровольное страхование и платные услуги.
3. СОТРУДНИЧЕСТВО ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Сотрудничество ВОЗ и РФ: программы, визиты.
Сотрудничеству со Всемирной организацией здравоохранения принадлежит особое место в международных связях РФ. Минздрав России поддерживает программные приоритеты, определенные ВОЗ, в числе которых борьба с туберкулезом, ВИЧ/СПИД, ликвидация полиомиелита, профилактика неинфекционных заболеваний, безопасность пищевых продуктов, малярия, борьба с бедностью и др.
Представители Минздрава России приняли участие в работе 105-й и 109-й сессии Исполкома ВОЗ, 53 сессии Всемирной Ассамблеи здравоохранения и 50-й сессии Европейского регионального Комитета ВОЗ. Это позволило активно влиять на деятельность этой Организации с учетом интересов отечественного здравоохранения.
Совместно с Европейским
региональным бюро ВОЗ в России подготовлена
и подписана очередная
Российские научно-практические медицинские учреждения участвовали в осуществляемых ЕРБ ВОЗ проектах в России, а также в проектах ЕРБ ВОЗ/Европейский Союз совместно с рядом стран СНГ: проект ВОЗ/ЮНЭЙДС по работе среди наркоманов в г. Москве и г. Санкт-Петербурге; проект по профилактике неинфекционных заболеваний ‘’CINDI’’ в ряде регионов РФ и др.
Были подготовлены и согласованы с МИД России необходимые документы для представителя Минздрава России во главе с Президентом России В.В.Путиным в работе саммита “Большой восьмерки” на Окинаве (Япония) в июле 2000г. Обсуждались вопросы оказания содействия со стороны этих стран в борьбе с туберкулезом, ВИЧ/СПИД, малярией и бедностью в мире.
В ноябре 2000 г. состоялся официальный визит в Российскую Федерацию Генерального Директора ВОЗ г-жи Брундтланд в качестве гостя Правительства Российской Федерации, в ходе которого обсуждались вопросы сотрудничества между ВОЗ и Российской Федерацией по приоритетным вопросам Организации, укреплению кадровых позиций России в ВОЗ.
В прошлом, 2004 году, 20 октября состоялся официальный визит генерального директора ВОЗ доктор Чон Вук Ли вРФ. На встрече с с министром здравоохранения и социального развития России Михаилом Зурабовым, кроме всего прочего, он заявил, что Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) будет выявлять некачественные лекарственные препараты, в том числе на российском рынке. «ВОЗ проводит экспертизу имеющихся лекарственнных препаратов, прежде всего - непатентованных. Мы даем одобрение только тем лекарственным препаратам, чье высокое качество доказано нашей экспертизой», - сказал он.11
Российские учреждения и специалисты тесно взаимодействуют с ВОЗ и получают ее информационную, методическую, экспертную и техническую поддержку. По данным Минздравсоцразвития, в 2004 году более 120 российских специалистов приняли участие в различных мероприятиях ВОЗ за рубежом при ее финансовой поддержке.
Складывающаяся экономическая ситуация в стране в целом и в здравоохранении в частности, способствовали частичному пересмотру сложившихся принципов нашего сотрудничества с ВОЗ и ориентации на получение от нее прямой “технической” помощи на осуществление конкретных проектов на территории России.
Сотрудничество с ВОЗ осуществляется с учетом приоритетов российского здравоохранения и направлений его реформы. Основной тематикой сотрудничества с ВОЗ (как, впрочем, и с другими зарубежными партнерами) явилась работа по внедрению концепции эффективности медицинской помощи, а также продолжение сотрудничества по развитию законодательства по здравоохранению
3.2. Основные мероприятия ВОЗ в России.
Перечислим основные мероприятия ВОЗ в России в 1999-2004 гг.
ВОЗ присоединилась к Программе реагирования ООН (наряду с МОТ, МОМ, ЮНЭЙДС, ЮНФПА, УВКБ, ЮНИСЕФ, УКГВ, ВПП) по оказанию гуманитарной помощи. Проект ВОЗ по оказанию чрезвычайной медицинской гуманитарной помощи Северному Кавказу осуществляется с октября 1999 г. и включает координацию деятельности в области здравоохранения; контроль за инфекционными заболеваниями, первичную медико-санитарную помощь, охрану здоровья матери и ребенка, рациональное применение лекарств, борьбу с туберкулезом, ВИЧ/СПИД/ИППП, психическое здоровье; гигиену окружающей среды, обеспечение протезами и поддержку пострадавших. (Финансовая поддержка правительств восьми стран-доноров за 1999-2002 гг. составила 5.2 миллиона долл. США).12
Организованы ежемесячные
координационные совещания
Расширилась Программа по борьбе с туберкулезом в России с помощью донорских средств от Великобритании, Консорциума КИЛЛ ТБ, США, Финляндии, Фонда Билла Гейтса, Швеции.
В августе 1999 г. совместно
с Министерством
- образованы тематические рабочие группы по туберкулезу;
- проекты по борьбе с туберкулезом в Ингушетии и Чувашии, Владимире, Иваново, Калининграде, Кемерово, Москве, Новгороде Орле, Самаре;
- социальная поддержка больных туберкулезом в Орле в сотрудничестве с Международной Федерацией Красного Креста;
- укрепилось сотрудничество между Всемирным Банком и ВОЗ.
- возросла интенсивность действий ООН по программе ВИЧ/СПИД в сотрудничестве с Министерством здравоохранения, ЮНЭЙДЗ, ЮНИСЕФ, ЮНФПА, ПРООН, УКНПП, неправительственными организациями и международными агентствами - донорами по преодолению растущей эпидемии. (Всего за период 2001-2003 около $6.3 млн.)13
В 2001 г. при поддержке Финляндии начался Проект по преодолению ВИЧ/СПИД в Республике Карелия.
Совместный проект ООН по преодолению ВИЧ/СПИД в Алтайском Крае и Волгоградской области при финансовой поддержке Правительства Соединенного Королевства и Фонда Тэда Тёрнера, начался в 2002 году.
Развитие программы детского здоровья и защиты ребенка в Самарской области (0,6 миллиона долл. США, добровольные пожертвования от Соединенного Королевства).
Проект «Политика и управление здравоохранением», 2003 г., при 4-летней поддержке Правительства Канады.
Реализация Проекта «Медико-санитарное просвещение в школах» совместно с проектом Всемирного Банка по здравоохранению (Ростов-на-Дону, Тверь и Новосибирск).
Содействие формулированию государственной политики здравоохранения.
Проекты, финансируемые непосредственно из регулярного бюджета ВОЗ, при координации Европейского регионального бюро ВОЗ (2002-2004):
1. Содействие государственной политике здравоохранения.
2. Укрепление информационной системы государственного здравоохранения.
3. Укрепление прав пациентов.
4. Укрепление и систематизация политики психического здоровья.
5. Исследование состояния здоровья детей школьного возраста.
6. План действий по борьбе против табака.
7. Фармацевтическая политика.
8. Государственная и региональная политика по алкоголизму и наркомании.
9. Секторальная политика по вопросам питания.
10. Эффективное развитие системы здравоохранения.
11. Пересмотр системы контроля за инфекционными заболеваниями.
12. Содействие совершенствованию фармацевтического снабжения.
13. Государственное выполнение плана действий по охране окружающей среды.
14. Содействие деятельности по охране здоровья на рабочих местах.
15. Улучшение качества обслуживания матери и ребенка.
16. Улучшение ведения больных туберкулезом на всех уровнях.
17. Руководство по ведению больных корью, гепатитом и ИППП (вкл. ВИЧ).
18. Санитарное просвещение в школах.
19. Интегральная программа профилактики неинфекционных болезней на страновом уровне (СИНДИ).
20. Программа «здоровые города».
21. Интеграция реабилитационных служб и первичной медико-санитарной помощи.
В декабре 1998 года в Москве был образован Офис Специального Представителя Генерального Директора ВОЗ для выполнения следующих задач:
- укреплять присутствие ВОЗ в России;
- координировать действия в области здравоохранения, исходя из технических возможностей ВОЗ;
- оказывать поддержку руководителям Российского здравоохранения в борьбе с туберкулезом, ВИЧ/СПИДом и содействовать конструктивным решениям, связанным с обеспечением основными лекарственными средствами, и т.д.;
- представлять интересы ВОЗ на совещаниях высокого уровня;
- информировать спецучреждения ООН и другие организации, правительства стран-доноров, финансовые учреждения и т.д. об оказании гуманитарной и других видов помощи, связанных с охраной здоровья населения;
- содействовать составлению планов по сотрудничеству между ВОЗ и Российской Федерацией.
Первым Специальным Представителем ВОЗ был д-р Харальд Сием.
В данный момент полномочия нового Офиса Специального представителя ВОЗ уточнены и расширены. Вкратце новый Специальный представитель со своим Офисом будут заниматься следующими вопросами: